Научная статья на тему 'Сущность и особенности формирования педагогической концепции интегративного аэрокосмического образования'

Сущность и особенности формирования педагогической концепции интегративного аэрокосмического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кольга В. В.

По мнению автора, главным условием нашего лидерства в освоении космоса является воспроизводство кадрового потенциала. Система подготовки специалистов аэрокосмического профиля отличается множеством уникальных особенностей, нуждающихся в конкретизации и систематизации. Педагогика аэрокосмического образования сегодня в первую очередь требует научно-теоретического обоснования и выработки базовых концепций стратегического развития. Одна из таких концепций описывается в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main and Specific Characteristics of a Pedagogical Conception of Integrational Education of Aerospace Specialists

The author states that the main precondition of our leadership in cosmic exploration is cadre reproduction. The system of aerospace specialists education abounds in unique peculiarities that need concretization and systemization. This type of education requires systemic theoretical approach and elaboration of fundamental concepts of its strategy. Such a concept is proposed in the article.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности формирования педагогической концепции интегративного аэрокосмического образования»

№ 4, 2004

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Кольга, проректор по довузовской и воспитательной работе Сибирского государственного аэрокосмического университета, доцент

По мнению автора, главным условием нашего лидерства в освоении космоса является воспроизводство кадрового потенциала. Система подготовки специалистов аэрокосмического профиля отличается множеством уникальных особенностей, нуждающихся в конкретизации и систематизации. Педагогика аэрокосмического образования сегодня в первую очередь требует научно-теоретического обоснования и выработки базовых концепций стратегического развития. Одна из таких концепций описывается в данной статье.

The author states that the main precondition of our leadership in cosmic exploration is cadre reproduction. The system of aerospace specialists education abounds in unique peculiarities that need concretization and systemization. This type of education requires systemic theoretical approach and elaboration of fundamental concepts of its strategy. Such a concept is proposed in the article.

Тенденции современного развития таковы, что многие науки, появление которых было обусловлено вполне конкретными потребностями общественно-исторической практики, в процессе развития активно интегрируют с другими областями знания, обретая в этом процессе свое дальнейшее дифференцированное развитие и утверждение, свой предмет исследования, а значит, и свое право на самостоятельность. Эти процессы выступают главным свойством науки, основой ее существования и прогресса.

Одной из общих закономерностей развития любой науки, в том числе и педагогической, является чередование в ней периодов относительно спокойного (эволюционного) и бурного (революционного) движения теоретических основ, систем, понятий, представлений. Несмотря на то что в области социальных наук на современном этапе происходят революционные изменения, тем не менее в области педагогики наблюдается активный процесс эволюционного развития: постепенное накопление новых научных фактов, экспериментальных данных обусловливает интенсивность ее развития.

Практическая деятельность педагога в сфере аэрокосмического образования требует высокой степени профессиональной компетентности и творческого подхода. Но столь же необходимы и важны качественно управляемый учебный процесс, учебный план, учебная програм-

ма, предварительно разработанные и должным образом обоснованные методические материалы, в которых обозначены цели образования на том или ином уровне, его содержание, возможные методы, средства, организационные формы. Подчеркнем особую важность взаимосвязи этих параметров в аспекте целостного взгляда на систему аэрокосмического образования. Интеграционному процессу аэрокосмического образования должна предшествовать тщательная теоретическая и методическая разработка педагогической концепции будущей образовательной деятельности. В ней должны быть представлены все компоненты деятельности преподавателя: соответствующие образовательные стандарты, цели, методы, средства и организационные формы обучения, воспитания и развития учащихся.

Под педагогической концепцией аэрокосмического образования подразумевается целостное представление о совокупности методологических, организационных, содержательно-процессуальных знаний специальной профессиональной направленности. Концепция аэрокосмического образования представляет собой некую самостоятельную и особую область познания, обладающую своей специфической организационной педагогической структурой и располагающую собственным уникальным содержанием. Становление и формирование такой концепции вызваны к жизни потребностями

© В.В. Кольга, 2004

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

общества в сохранении стабильности и устойчивости, а также в придании нового импульса развитию учебных заведений и разработке образовательных проектов, задействованных на выполнение задач кадрового воспроизводства для ракетно-космической и авиационной отрасли страны. Кроме того, назрела необходимость в теоретическом осмыслении и обобщении опыта подобного обучения и воспитания для каждого нового поколения будущих специалистов.

Особенности концепции определяются взаимовлиянием и взаимодействием трех областей человеческой деятельности — науки, техники и производства.

Еще одной особенностью концепции является единство теоретических и практических компонентов деятельности, непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий. Так, например, в задаче проектирования модели ракеты настолько много взаимозависимостей, что очень трудно (а в ряде случаев и невозможно) учесть влияние каждого из компонентов на результат. Практически любая проектно-конструкторская задача, связанная с разработкой летательного аппарата, характеризуется большой областью поиска и многовариантностью решения.

Техническая деятельность непосредственно связана со спецификой технического мышления, важнейшей характеристикой которого в аэрокосмическом образовании и последующей инженерной деятельности является использование большого запаса специальных знаний. Понятия, составляющие основу, например, такой дисциплины, как «Двигатели летательных аппаратов», отражают закономерности многих наук — физики, химии, математики и т.д. Причем они представляют не простой конгломерат сведений, а единство существенных признаков процессов разработки данного устройства, анализируемых под углом зрения разных наук. Эта особая структура технических знаний по сути дела обусловлена многообразием свойств и функций объектов разработки, чьи существенные связи, отношения и свойства

отражают те или иные технические понятия.

Кроме того, если в обычных познавательных задачах содержатся, как правило, все необходимые и достаточные для их успешного решения данные, то в условиях многих технических задач этих данных недостаточно либо они вовсе отсутствуют. Таковы многие конструкторские, изобретательские, технологические и иные задачи авиационно-ракетной направленности.

Что касается научной деятельности, то здесь все определяется фактами, точностью информации, практическим опытом.

Главная задача научной деятельности как основы педагогической концепции аэрокосмического образования — обнаружение объективные законов действительности — законов, носящих преимущественно природо-либо техногенныгй характер. Отсюда следует ориентация научного исследования проблем создания техники на общие, существенные свойства как самих предметов, так и явлений, их сопровождающих. Научное познание процессов создания ракетной и авиационной техники, законов управления полетами есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или искусственном. В процессе такого познания применяются и специфические материальные средства: приборы, инструменты и другое научное оборудование, часто очень сложное и дорогостоящее. Для комплекса аэрокосмических наук (прежде всего это аэро- и газодинамика, теория полета и т.д.) характерно использование и таких средств, как современная логика, диалектика, системный анализ и другие общенаучные приемы. Кроме того, научной деятельности, исследующей технику, присущи строгая доказательность, обоснованность результатов и достоверность выводов. Но всего этого нельзя достичь без надежных и проверенных инструментов.

11111111111* № 4,

Превращение науки в непосредственную производительную силу особенно четко прослеживается на примере аэрокосмических наук. Научные открытия, ставшие результатами покорения космоса, породили грандиозный шлейф инноваций. Этот процесс сопряжен со становлением новой функции науки, с формированием качественно новых связей между ней, техникой, производством и образованием. Космическую эру, начавшуюся с полета Ю.А. Гагарина, можно рассматривать в качестве принципиально нового периода, когда именно наука и новые научные знания обеспечивают возможность создания принципиально новых конструктивных, проектных, технологических, организационных решений и перехода на научные методы управления социальными, экономическими и технологическими процессами.

Доминирующим фактором эффективной производственной деятельности в ракетно-космической и авиационной отрасли является способность воспринимать высочайший уровень требований к производственному заданию, воспроизводить высокосложные, практически уникальные изделия, опираясь на мощнейший исследовательский, конструкторско-проектировочный, информационный аппарат.

Современное ракетное и авиапроизводство полностью отражает изменения в структуре сырья и материалов (химические и композиционные материалы и т.д.), появление и расширение использования новых источников энергии (биоэнергетика, химическая, солнечная энергия и т.д.), развитие микроэлектроники, кибернетики, вычислительной техники, автоматизированных систем управления процессами. Постепенно устанавливаются объективные предпосылки для широкого использования в нем достижений науки и техники, возникают прямые связи между наукой и производством. Наука воздействует на производство не только через свою материализованную форму в виде новой техники, но и через человека, его квалификацию и творческую активность.

На современном этапе аэрокосмическое производство может успешно раз-

виваться только в том случае, если основу этого процесса составят новейшие достижения науки и техники, прогресс которых выступает в качестве условия, обеспечивающего рост производительности труда, материальных и финансовых ресурсов, национального дохода и жизненного уровня населения. Прогресс науки и техники обеспечивает ускорение интеграции науки и производства и позволяет перенести акценты с количественных сторон развития общественного производства на качественные; перейти от экстенсивных путей развития производства к интенсивным, от эмпиризма к научным методам, от утилитарно-репродуктивной к творческой деятельности. Данная полярность обусловливает не только необходимость особого исследовательского подхода, но и определенные трудности в создании логически стройной системы научных целей, понятий, категорий и задач концепции.

Уникальность рассматриваемой концепции определяется тем, что в ней объединились и сосуществуют два исторических опыта человеческой деятельности: научно-педагогический и научно-технический (рис. 1). Обе формы общественного сознания прошли свой неповторимый путь исторического развития. Очевиден вывод о том, что процесс их органичного взаимодействия вполне может быть осуществлен при условии проектирования особых интеграционных форм и научных систем аэрокосмического образования.

Место данной области знаний в системе педагогических наук определяется в первую очередь спецификой инженерной педагогики как составной части профессиональной педагогики (рис. 2).

Опираясь на исследование становления профессиональной педагогики, отметим ряд предпосылок, определяющих педагогическую идеологию и статус концепции аэрокосмического образования.

Во-первых, общая дидактика отражает преимущественно общее образование, что в значительной степени ослабляет наполнение методик технических предметов.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

в системе интегративного аэрокосмического образования

Во-вторых, очень многие специальные предметы, такие, например, как «Ракетостроение», «Основы аэродинамики» и др., представляют собой совокупность разделов нескольких, часто даже разнородных научно-технических дисциплин. Такая неоднородность предметов, образующих содержание аэрокосмического образования на любом его уровне, затрудняет формирование соответствующих предметных методик.

В-третьих, подавляющее большинство преподавателей технических предметов — ученые либо инженеры, не имеющие специального педагогического образования.

Следовательно, с одной стороны, формирование концепции аэрокосмического

образования происходит как логическое развитие общепедагогических понятий и категорий: целей, принципов, содержания, форм, организации, методов, средств контроля и самоконтроля. Сохраняя педагогическую сущность, они ориентированы на инженерное образование в целом, и в частности на практико-познавательное взаимодействие человека со сложнейшими объектами космической и авиационной техники, объемными массивами информации, необходимостью принятия стратегических решений в условиях высокой неопределенности. С другой стороны, сущность концепции не исчерпывается общими педагогическими категориями. Теория и практика показывают, что специфическими для этой области

№ 4, 2004

профессиональной инженерной педагогики категориями выступают научно-техническое познание, инженерная деятель-

ность, личность специалиста и общение в процессе профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Цели, принципы, содержание, формы, организация, методы, средства контроля и самоконтроля

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Научно-техническое познание, инженерная деятельность, личность специалиста

КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Практико-познавательное взаимодействие человека с объектами авиационной и космической техники

Р и с. 2. Место педагогической концепции интегративного аэрокосмического образования

в системе педагогических наук

Таким образом, место педагогической концепции аэрокосмического образования определяется тем, что она исследует закономерности образования и развития личности специалиста в особой профессиональной сфере деятельности — разработке и создании космических и авиационных объектов.

В категорийном плане профессиональное аэрокосмическое образование рассматривается нами как область взаимодействия трех пространств:

— образовательного, которое определяет принципы и условия образования;

— интегрированного профессионального, выделяющего систему образовательных стандартов аэрокосмического образования по уровням педагогической системы;

— личностного, объединяющего совокупность необходимых профессиональноличностных качеств специалиста (рис. 3).

Из модели взаимодействия следует, что проектирование системы профессионального аэрокосмического образования имеет несколько целей: развитие лич-

ности на фоне удовлетворения потребностей общества и роста интеллектуального, научного, производственного потенциала страны.

Соответственно концептуальными задачами на данном этапе развития аэрокосмического образования в частности и системы образования в целом являются:

— создание единой методологической линии аэрокосмического образования;

— моделирование структуры учебного процесса в рамках интегративной педагогической системы;

— моделирование педагогических условий подготовки специалиста.

Из проведенного выше научно-теоретического анализа можно сделать вывод, что концепция аэрокосмического образования как самостоятельная область профессиональной инженерной педагогики находится в постоянном диалектическом развитии. В ней органично взаимодействуют исторически сложившиеся научно-педагогические и научно-технические

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

традиции и черты, без которых немыслима такая область человеческой деятельности, как освоение космического пространства. Под влиянием социальных факторов меняется и обновляется воспроизводственная деятельность общества. Каждому историческому периоду присущи свои особенности, которые ска-

зываются во всех сферах деятельности человека, в том числе и в педагогике. При этом педагогика, как, впрочем, и научная, производственная, инженерная деятельность, социально обусловлена и, следовательно, должна учитывать требования времени, выполнять определенный «общественный заказ».

Р и с. 3. Модель пространственного взаимодействия в педагогической концепции аэрокосмического образования

Диалектически претворяя традиции и инновации, аэрокосмическое образование способно успешно решать проблемы формирования и развития личности. При этом нужно иметь в виду, что догматическое следование любой прогрес-

сивной модели обучения чревато регрессом. Особенно важно наличие гибких профильно-адаптированных институциональных направляющих в аспекте проектирования педагогически интегрированной образовательной системы.

Поступила 09.09.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.