Научная статья на тему 'Содержательная интерпретация и видовая дифференциация программ в социально-культурной сфере'

Содержательная интерпретация и видовая дифференциация программ в социально-культурной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ПРОГРАММНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SOCIO-CULTURAL SPHERE / SOFTWARE-DESIGN ACTIVITY / FEDERAL TARGET PROGRAM / REGIONAL PROGRAM / PROGRAM-TARGET METHOD / SOCIO-CULTURAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравец Алексей Ефимович, Блохина Анжелика Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы целесообразности и актуальности применения программно-целевых методов как вида государственного управления социально-экономическими процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кравец Алексей Ефимович, Блохина Анжелика Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content and interpretation of specific differentiation programs in the social and cultural sphere

The article discusses the usefulness and relevance of the program-target method as a form of government of socio-economic processes.

Текст научной работы на тему «Содержательная интерпретация и видовая дифференциация программ в социально-культурной сфере»

А.Е. Кравец Кандидат исторических наук, доцент Южного Федерального Университета*

А.Ю. Блохина начальник учебного отдела

Ростовского института кооперации (филиала)

Белгородского университета кооперации,

экономики и права (БУКЭП) *

Содержательная интерпретация и видовая дифференциация программ в социально-культурной сфере

В новой модели культурной политики особую роль начинает играть программно-проектный подход, способствующий более четкой формулировке целей культурной деятельности, достижению в ней баланса целесообразности и эффективности, обоснованию привлекаемых ресурсов (кадровых, информационных, материально-технических, финансовых и пр.), преодолению затратного метода финансирования культуры, повышению качества услуг, оказываемых в культурной сфере, стимулирующий креативность в поиске новых решений.

Большое многообразие программ вызывает необходимость их классификации по разным основаниям (признакам). Каждый признак отражает ту или иную сторону программы - содержательную, уровневую, временную. По содержанию проблем, определяющих актуальность и новизну способов их разрешения, программы могут быть типовыми и уникальными. Если типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями, то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования1.

Состав и структура программы определяют её класс. В этой связи целесообразно все программы объединить в три класса2:

а) Мегапрограмма - целевая программа развития региона или отрасли, включающая в свой состав ряд моно- и мультипрограмм. Это целевые комплексные программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем.

* Кравец Алексей Ефимович, e-mail: alexeykravets@yandex.ru

* Блохина Анжелика Юрьевна, e-mail:lika7219@mail.ru

1 Цели, задачи и программы развития российской культуры // Дом культуры. 2008. №1. С.19.

2 Тратьякова О.В. Методологические основы социально-культурного проектирования // Социально-культурная деятельность: состояние и тенденции. Челябинск: ЧГАКИ, 2006. С.87.

б) Мультипрограмма - комплексная программа, состоящая из ряда монопроектов, требующая применения многопроектного управления. Подобные комплексные программы, по сути своей, являются новыми в России. С определенной условностью их можно отнести к организационным проектам, содержащим компоненты экономических, социальных и технических проектов.

в)Монопрограмма - это отдельные программы различного типа, вида и масштаба; они имеют четко очерченные ресурсные, временные и другие рамки, реализуемые единой проектной командой и представляющие собой отдельные проекты или их различные комбинации.

о

По типу3: социальные - программы, предназначенные для решения социально значимых задач; экономические - программы, применяемые в сфере экономического регулирования; организационные - программы, реализуемые в сфере управления персоналом и в менеджменте организаций; технические - программы, используемые в области внедрения результатов научно-технического прогресса; смешанные -программы, содержащие элементы вышеперечисленных видов.

По виду: образовательные - программы, применяемые в обучении новым знаниям, умениям и навыкам; исследовательские - программы, реализуемые при проведении социальных и эмпирических исследований; инновационные - программы, используемые при внедрении инноваций, обеспечивающих развитие различных систем; инвестиционные - программы, применяемые при создании или реновации основных фондов; комбинированные - программы, содержащие элементы вышеперечисленных видов.

Кроме того, по виду могут быть научно-технические, социально-экономические, внешнеэкономические, производственно-

технологические, экологические целевые, комплексные программы4.

По масштабу: мелкие - направлены на решение простых задач; средние - направлены на решение задач средней сложности; крупные -направлены на решение сложных задач.

По уровню: федеральные, региональные, муниципальные программы.

По длительности: краткосрочные - до года; среднесрочные - до 3 лет; долгосрочные - от 5 лет и более.

По месту возникновения инициативы программы бывают: локальные, межрегиональные, международные.

По организационной структуре программы могут иметь разовое и

с.

постоянное существование5.

3

Дридзе Т. М. Прогнозное социальное проектирование: теория, метод, технология // Методология и методы социологических исследований. М., 1996. С. 123.

4 Современный экономический словарь // http://slovari.yandex.ru

5 Козлова Т.В. Основы проектной деятельности в сфере культуры // Дом культуры. 2010. № 4. С.14-

По степени важности в соответствии с присвоенным статусом выделяют программы президентские, региональные, отраслевые, объектные целевые программы и проекты. Региональным и отраслевым программам в зависимости от важности задач может присваиваться статус федеральных. По культурной ценности программы могут иметь идеально-концептуальное, организационное и действенное выражение.

Подобная классификация является условной, поскольку в реальной практике цель и задачи всех видов программ довольно сложны и многообразны.

Программа должна иметь четко фиксируемые начало и конец; при этом сроки программы позволяют осуществлять контроль за ее реализацией и оценить ее выполнение. Программа, как правило, реализуется в несколько этапов. На стадиях научной разработки программы исключительно важен вариантный подход. Многовариантность позволяет надежно выявить и обосновать наиболее эффективные пути достижения программных целей.

Применительно к культурной практике, целесообразно использовать классификации по признакам масштабности, содержанию и целям деятельности. С позиций масштабов программы можно рассматривать как международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, ведомственные, программы одной организации. В процессе управления возникают ситуации, когда-то или иное направление деятельности необходимо выделить особо. Тогда это направление приобретает форму целевой программы. Целевая программа и система управления, обеспечивающая ее реализацию (выполнение), называется программно-целевым управлением (ПЦУ). Если у программы нет или слабо работает обеспечивающая структура, то она «зависает», то есть ее выполнение проблематично. Это - одна из распространенных «программных болезней».

Целевые программы6 представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации.

Проблемно-целевое управление используется чаще всего в условиях наличия проблемных ситуаций, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования и развития программируемой системы. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социально-экономическими

6 Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / Под ред. В.Я. Любовного. М., 2002. С.7.

процессами в регионах7.

Под целевой комплексной программой (ЦКП) понимается комплекс спроектированных во времени и пространстве мероприятий, направленных на достижение существенной для данной системы и ее внешней среды цели или целей, сбалансированных по ресурсам, реализуемых с помощью исполнителей под централизованным руководством и опирающихся на определенную концептуальную

о

идеологию поведения организации8.

Решение крупномасштабных межотраслевых (отраслевых) и региональных проблем, как правило, связано с разработкой и реализацией федеральных целевых программ, которые следует рассматривать в качестве одного из средств структурной и региональной политики государства. Федеральные целевые программы (ФЦП) -важнейшее средство реализации структурной политики государства, активного воздействия на социально-экономические процессы для достижения конечных целей.

Разработка региональных программ - целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных уровней. Повышение эффективности включения целеориентированного потенциала в процесс управления на региональном уровне и нормирования ресурсной емкости региональных программ в рамках количественной определенности целевых функций реализуется посредством следующих этапов: разработка организационно-методического сопровождения деятельности органов государственной и региональной власти по формированию и реализации региональных программ; формирование показателей и индикаторов потенциала и емкости, их сопряжение с процессом формирования и реализации

- 9

региональных программ на всех этапах принятия решений9.

Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать: перечень основных, решаемых ею задач; совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется; расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов; распределение заданий по срокам и исполнителям. Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.

Для федеральных программ также разрабатываются паспорт

7 Posukhova O., Zayats P. Social Engineering as a Mechanism of Optimization of Human Resources Management in Rostov Region // Middle-East Journal of Scientific Research. 2014. 19 (3): 424-428.

8 Переверзев М.П., Шайденко Н.А., БасовскийЛ.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 113.

9 Лабуцкая Е.И., Шевченко И.К. Программные технологии формирования инновационно-ориентированной социально-экономической политики муниципальных образований // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики. 2009. №1. С.56.

программы, технико-экономическое обоснование, бюджетная заявка (для программ, финансируемых из бюджета). Паспорт целевых программ включает следующие пункты: наименование; дата принятия решения о разработке проекта, программы; заказчик; основной разработчик программы; цели и задачи программы; сроки реализации; перечень основных подпрограмм; исполнители подпрограмм и основных мероприятий; объем и источники финансирования; ожидаемые конечные результаты реализации программы; система организации контроля за исполнением программы.

Разработке федеральных и региональных программ предшествует отбор проблем (целей), включающий обоснование необходимости их решения на федеральном или региональном уровнях. Особое внимание при выборе и ранжировании проблем (целей) по приоритетности обращается на: значимость; сложность их решения традиционными методами; невозможность использования формирующегося механизма рыночного саморегулирования; невозможность концентрации ресурсов и требование координации деятельности многочисленных

территориальных органов управления и заключения межрегиональных

-10

экономических соглашений10.

Цель разработки программы и разрешение поставленной проблемы всегда предопределяет результат деятельности, выступая в качестве непосредственного мотива, цель направляет и регулирует деятельность заказчиков и разработчиков программы.

В практике могут использоваться два крайних варианта культурной программы. Один - «мягкий» вариант, который сводит программу к совокупности поступивших заявок и проектов. Эти заявки могут направляться по определенным блокам, различение которых носит скорее технически-вспомогательный, чем принципиальный характер. Другой - «жесткий», предполагающий трудоемкое исследование, конкретизацию приоритетов в расписанные по конкретным срокам виды работ на перспективу.

Для учреждений культуры и искусств применение программной, ориентированной деятельности является скорее правилом, чем исключением. Жизнеспособность культуры обеспечивается яркими культурными событиями и мероприятиями и черпает свои силы в постоянном обновлении. Материальные объекты культуре необходимы, но часто активная культурная жизнь происходит вне их стен. Таковы, например, рождественские инсталляции или занятие пустующих домов коммунами художников и музыкантов. Один из способов решения проблемы - поддерживать инфраструктуру отдельно, а культурные программы и мероприятия - отдельно. При этом первой, более простой, задачей будет заниматься одна структура, а более сложной задачей

10 Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта). Оттава - Москва - Великий Новгород, 2006. С. 96.

развития деятельности - другая11. Эффективность таких моделей очевидна в постановке праздничных, концертных программ, проведении фестивалей, выставок, целевых гастрольных туров творческих коллективов и отдельных исполнителей, постановке театральных спектаклей, разработке и осуществлении таких программ, как «Новые имена», «Малые города», «Юные таланты» и др.

Назовем некоторые причины применения культурных программ в

л о

управлении сферой культуры новые условия хозяйствования в сфере культуры, которые требуют конкретной технологии освоения части бюджетных средств (социального заказа). Программа должна оптимально вписываться в институциональный процесс социокультурной деятельности, не нарушая существующие организационно-управленческие, финансово-хозяйственные связи и отношения, содержание социокультурного процесса, а приращивая их'3.

Существенно облегчит разработку полноценной программы и последующую реализацию привлечение к ее разработке представителей местной законодательной и исполнительной власти, а также ведущих журналистов, интересующихся проблемами местной истории и культурной жизни. Также целесообразно привлекать независимых специалистов, хорошо ориентирующихся в современных культурных процессах, их динамике, местных особенностях и традициях.

Организационно привлечение всего этого круга лиц может быть оформлено в виде комиссии по разработке программы, создания временного трудового коллектива и т. д. С активными участниками разработки могут быть заключены конкретные договоры подряда, трудовые соглашения, договоры на куплю-продажу интеллектуальной собственности и т. п. Иногда целесообразно оформление группы разработки проводить через другую организацию, что позволяет привлечь на хоздоговорной основе специалистов - представителей заказчика. Формирование инициативных групп, коллективов единомышленников зачастую решающим образом сказывается на ходе и результатах внедрения культурных программ.

В основу программных решений, формулирование проблемы должны быть положены объективные экспертные разработки и оценки состояния социокультурной сферы14.

Масштаб анализируемой ситуации определяет радиус действия программы. Проблемы общенационального масштаба существенно влияют на содержание и характер жизнедеятельности человека, независимо от места его проживания, региональные проблемы могут быть общими для большинства территорий России, а проблемы

11 Матарассо Ф., Лэндри Ч. Как удержать равновесие? Двадцать одна стратегическая дилемма культурной политики // http://www.cultinfo.ru/cultura/2006-08/analitic.htm

12 Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб : Лань, 2009. С.87.

13 Теория системного менеджмента / Под ред. П.В. Журавлева. М., 2002. С. 347.

14 Теория системного менеджмента / Под ред. П.В. Журавлева. М., 2002. С. 126.

социальной группы, выявленные в конкретных жизненных обстоятельствах, могут рассматриваться в качестве типичных для данной категории населения проблем в масштабах всей страны15.

Если программа успешно реализована и дала позитивные результаты на одной территории, то она может быть перенесена на другие регионы. Чем крупнее и масштабнее социокультурная значимость программы, тем выше должен подниматься уровень и статус руководства и управления ею, чтобы привлечь больше профессиональных участников и ресурсов для ее успешного завершения. Необходимо также иметь аннотацию программных документов, их краткий вариант для использования в качестве раздаточного, рекламного материала, используемого в PR-акциях продвижения программы.

Программно-целевая форма деятельности в социально-культурной сфере имеет целый ряд преимуществ16: 1) Данные организации являются временными. Они нацелены на решение конкретных задач в определенные сроки и с определенным уровнем качества; 2) Данная модель позволяет творчески совместить преимущества вертикальных и горизонтальных уровней управления и координации, что дает возможность предельно сосредоточить ответственность на решение поставленной задачи; 3) Программные структуры способствуют успешному интегрированию разнородных видов творческой деятельности, повышают мотивацию ее субъектов; 4) Целевое финансирование каждого проекта - программы позволяет значительно сократить накладные расходы; 5) Традиционная структура учреждения культуры за счет внедрения таких программ превращается в более гибкую форму, которая позволяет работникам различных функциональных подразделений сотрудничать в междисциплинарных проектах, реализуя новые организационно-содержательные идеи и проекты.

Диалоговый режим создания культурных программ активизирует ряд сопутствующих видов профессиональной деятельности, способствующих по замыслу исследователей повышению общей эффективности программных исследований: управленческое консультирование, проектирование социокультурной среды,

17

игротехнические семинары и т.д.

Таким образом, хотя сама процедура программирования зарождалась в технических системах деятельности, она вполне

15

Zayats P., Posukhova O. Engineering of Political Party Systems: experience of methodological designing in social and humanitarian knowledge // World Applied Sciences Journal. 2013. 26 (12): 16281632.

16 Колинько И.В. Социокультурное проектирование: генезис, понятие, статус и структура // Социально-культурная деятельность: состояния и тенденции. Челябинск: ЧГАКИ, 2006. Ч. 1. С.74.

1 Кравец А.Е. Программно-целевые методы планирования как инструмент государственного управления социально-экономическими процессами // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 7. С. 178-186.

применима в социокультурной сфере с учетом специфики последней. Этот учет возможен прежде всего благодаря предусмотренному культурными программами постоянному диалогу всех заинтересованных сторон в процессе их разработки и реализации. Еще один позитивный эффект программных исследований - расширение состава субъектов культурной политики, так или иначе вовлеченных в общую программную работу: управленцев разного уровня, представителей общественных организаций, коммерческих структур, местной интеллигенции и т.д.

Кравец А.Е., Блохина А.Ю. Содержательная интерпретация и видовая дифференциация программ в социально-культурной сфере. В статье рассматриваются вопросы целесообразности и актуальности применения программно-целевых методов как вида государственного управления социально-экономическими процессами.

Ключевые слова: социально-культурная сфера, программно-проектная деятельность, федеральная целевая программа, региональная целевая программа, программно-целевой метод, социокультурное управление.

Kravets A.E., Blokhine A.Y. The content and interpretation of specific differentiation programs in the social and cultural sphere. The article discusses the usefulness and relevance of the program-target method as a form of government of socioeconomic processes.

Key words: socio-cultural sphere, software-design activity, federal target program, regional program, program-target method, socio-cultural management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.