УДК 35.071.1
Кретова Кристина Дмитриевна, магистрант направления государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет e-mail: kristinka_kretova@rambler.ru
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СПОСОБ
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты муниципальных программ. Рассматривается роль программно-целевого метода в муниципальных образованиях. Показаны погрешности и ценности программно-целевого метода.
Ключевые слова: муниципальная программа, целевые программы, программно-целевой метод.
Kretova Kristina Dmitrievna., undergraduate areas of state and municipal management, Kursk state University e-mail: kristinka_kretova@rambler.ru
MUNICIPAL SOCIAL PROGRAMS AS A WAY OF DEVELOPMENT OF THE
REGION
Summary: in article considers theoretical aspects of municipal programs. Examines the role of program-target method in the municipalities. Shows the errors and the values of program-target method.
Keywords: municipal program, target programs, program-target method.
Муниципальная программа развития - это звено механизма, который позволяет реализовывать стратегию устойчивого развития региона в муниципальном образовании. На сегодняшний день наиболее популярным суждением считается то, что программно-целевой метод является главным средством для реализации государственной социально - экономической политики служащей развитию страны, региональных и муниципальных учреждений совместно с такими методами как: прогнозирование, индикативное планирование.
Целевые программы - это элементы системы, направленной на стратегию служащею устойчивому развитию страны, региональных и муниципальных учреждений и представляют собой связанные между собой системы следующим: ресурсами, исполнителями и сроками осуществления комплексов различного рода мероприятий (научно - исследовательские, опытно-конструкторские, организационно - хозяйственные и другие мероприятий, которые обеспечивают эффективное разрешение поставленных задач в сфере государственно - федеративного и муниципального строительства).[2] Главной
особенностью считается выявление рациональности структуры более значимых ориентиров и порядок их исполнения, учитывая возможность финансирования мероприятий программы на федеральном, региональном и местных уровнях. Учитывая опыт можно сделать следующий вывод: использование целевых программ будет эффективным, если их применять в целях управления социальными, экологическими, экономическими, институциональными процессами в муниципальном учреждении.
Программно-целевой метод позволяет достичь цели, которая предполагает кардинальные изменения в процессе развития некоторых сфер: социальная, экологическая, экономическая и перерастания в новые состояния социально - эколого - экономических систем, которых невозможно достичь в процессе выполнения личных целей по развитию определенных отраслей и элементов муниципальных учреждений. В этих целях необходимо обеспечение интеграции деятельности или объединить материальные и финансовые ресурсы независимых субъектов (участники программы). Программно - целевой метод характеризуется обеспечением реализации в одно и тоже время двух видов интеграции: социально - эколого -экономической и научно-технической.
Российская экономическая теория программно - целевого управления достаточно часто рассматривает его в качестве метода планирования. Впрочем, суть программно - целевого подхода составляет единство четкое структурирование содержательной части программы, формирование и использование организационных и финансовых механизмов исполнения, наблюдением за исполнением мониторинга эффективности, являющимися в тоже самое время частью активного функционирования обратной связи [1].
Использование данного не очень простого организационно-хозяйственного средства, как целевая программа, оправдано для решения не для каждой проблемы, которые возникают во время функционирования хозяйственных систем.
Основной ценностью программно-целевого метода управления развития муниципальных учреждений можно охарактеризовать следующими признаками:
- индикативный характер программы, срок исполнения которой зависит от обеспечения программы необходимыми ресурсами для ее реализации (материальные и финансовые);
- системных характер главных целей и задач программы для разрешения непростых комплексных проблем развития экономики, социальной сферы и экологии муниципального образования различных уровней;
- обеспечение сочетания методологического и методического подхода к разрешению задачи развития муниципального учреждения различных уровней;
- зарубежные инвесторы, гарантирующие возврат кредитных ресурсов;
- возможность осуществления общественного надзора для формирования цели и задачи программного развития и использование финансовых ресурсов и др.
Для решения проблемы служащей программной обработке для начала необходимо задействовать ресурсы того уровня, где возникла эта проблема. Ресурсы следующих уровней привлекаются по восходящей или по нисходящей линии.
Необходимо подчеркнуть то, что отечественные экономисты до сих пор рассматривают административно - правовые и рыночные методы для развития экономики и социальной сферы, как несопоставимые между собой.
Важно учесть тот факт, что муниципальное учреждение является, в первую очередь выступает в качестве субъекта-организатора разработки и исполнения муниципальных программ.[3] Информационная и координационная функция намного важнее по сравнению со скромным финансированием, выделяемое непосредственно из муниципальных бюджетов.
На сегодняшний день, мало контролируемый государством процесс
социально-экономического развития, муниципальные программы играют роль инструмента, который обеспечивает скоординированние в развитии различных подсистем (экономическая, социально-демографическая, экологическая). При этом возможно множество подходов. Например, за рубежом разработчиками выполняется гораздо больше, чем у нас, акцент на проблему по развитию инфраструктуры, землепользования и экологии.
Если характеризовать состояние создания и исполнения муниципальной программы, стоит подчеркнуть практику, имеющую повсеместный характер: разработка программ как комплексной, которая охватывает все отрасли территориального хозяйства, так и отраслевые, которые посвящены определенной отрасли. Существуют программы, которые посвящены проблеме целому ряду отраслей и программы, которые нацелены на разрешения проблем внутри муниципальных поселений.
Практика результативности по использованию программного метода использует четкую систему контроля за исполнением программ: главные разработчики программы отправляют каждый месяц в комитет по экономике административно - статистическую, справочную и аналитическую информацию об исполнении программы, а так же каждый год в комитет по экономике отравляют доклады о проделанной работе по программе и освоению ресурсов за прошедший год. Комитет по экономике вместе с главными исполнителями программы проводят контрольные проверки по исполнению программы [4].
По результатам отчетов и проведенных контрольных проверок комитет по экономике готовит и отправляет главе администрации отчет об исполнении муниципальной целевой программы за прошедший год.
Самые распространенные погрешности в практике по использованию программно-целевого метода считаются:
- неполное обоснование о необходимости использования программно-целевого метода для разрешения определенной социально-эколого-экономической проблемы;
- недостаток действенности системы по управлению программы с позиции главного разработчика программы, а так же системы надзора и анализа
воздействия программ на развитие муниципального учреждения со стороны муниципального заказчика программы.
Список литературы:
1. Гранберг А. Г. «Основы региональной экономики» [Текст] / Гранберг А. Г. // - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - C. - 495.
2. Зотов В.Б. «Система муниципального управления» [Текст] / Зотов В.Б.// Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005.
3. Коробейников А.М. ««Оценка эффективности регионального развития». Сборник «Особенности стратегического планирования развития городов в постсоветских странах» [Текст] / Коробейников А.М. // - СПб.: 2013.
4. Подосинников Евгений Юрьевич, Волобуев Сергей Николаевич, Власов Александр Александрович Роль и место комитета по управлению имуществом Курской области в системе государственных и муниципальных закупок региона // Политика, экономика и инновации . 2015. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-komiteta-po-upravleniyu-imuschestvom-kurskoy-oblasti-v-sisteme-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-zakupok-regiona (дата обращения: 27.03.2016).