УДК 159.9
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОУЧИНГА КАК ТЕХНОЛОГИИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
© Ирина Альбертовна Клименко
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социальной психологии, e-mail: [email protected]
На основе анализа и обобщения актуальной психологической и акмеологической литературы выделены и обоснованы структура и содержание коучинг технологии применительно к консультированию управленческого звена.
Ключевые слова: коучинг технология; этапы коучинга; содержательная характеристика коучинга.
Прогресс современного общества обеспечивается успешной профессиональной деятельностью специалистов различного рода. Не составляют исключения менеджеры высшего звена, продуктивность и качество деятельности которых, наряду с другими факторами и условиями, могут быть обеспечены продуктивным психологическим сопровождением.
Значительное количество популярных и результативных технологий позволяет в значительной степени решить проблему психологического сопровождения бизнеса. Речь идет о таких психологических технологиях, как гештальт, нейролингвистическое программирование (НЛП), традиционная психология. По мнению ученых М. Аткинсон, Р. Дилтса, О. Смольянского, Д. Уитмора,
Н. Ярош [1, 2], в коучинге успешно применяются все вышеперечисленные виды консультирования.
Анализ актуальной психологической литературы, проведенные эмпирические исследования, а также опыт практической работы явились основанием выделения не менее эффективной технологии психологического консультирования - коучинг технологии.
Коучинг мы рассматриваем как процесс раскрытия внутреннего потенциала человека
и приведение в действие системы его мотивации, направленные на максимально эффективное достижение целей в различных областях жизни.
Коучинг - профессиональное содействие человеку в определении и достижении его целей, профессиональных, личных, за минимальное время и с минимальными усилиями.
Это один из методов консультирования, который возник в начале 1990-х гг., разработан психологом и бизнес-консультантом Томасом Леонардом, а также его коллегой Джоном Уитмором. Модели коучинга, разработанные Джоном Уитмором, в оригинале представляют собой «Goal», «Reality», «Options», «What», что в целом образует аббревиатуру GROW и в переводе означает «РОСТ»: goal - расстановка целей, определение целей на короткий и длительный срок; reality - обследование текущей ситуации на реальность; options - определение списка возможностей и стратегии плана действий; what/way - путь, шаги, воспитание воли к действию. «Что, когда, кем и ради чего» будет делаться.
В бизнес-коучинге постановка целей, решение задач, поиск ответов на вопросы происходит в плоскости профессиональной
деятельности человека, причем выделяется два направления работы.
Коучинг для руководителей, управленческого звена помогает решать вопросы управления, руководства, направления организации, при этом применять лидерские технологии, стратегическое планирование, реорганизацию, реструктуризацию, построение команды, технологии разрешения конфликтов, развитие корпоративной культуры и мотивацию персонала.
Коучинг с рядовыми сотрудниками необходим для личностного и профессионального роста, развития навыков, значимых для их работы, для управления конфликтными ситуациями, овладения навыками принятия решения, продуктивного общения, создания баланса между работой и личной жизнью.
Коучинг состоит из серии встреч коуча и клиента и самостоятельной работы клиента между встречами. Коучинг не имеет одного единственно верного варианта реализации. Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы принятие ответственности за свои действия и жизнь в целом.
Его основным инструментом служат: активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы (подобные тем, которые в своих диалогах использовал Сократ), элементы тренинга, элементы и техники НЛП.
В. Максимов, Г. Сартан, А. Смирнов, В. Гудимов, С. Рогачев [3, 4], выделяют следующие ключевые этапы коучинга:
- определение задач и целей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов);
- исследование текущей ситуации (определение имеющихся ресурсов и ограничений). При этом коуч старается понять текущую ситуацию (проблему), задавая вопросы и активно слушая; клиент исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем;
- определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату: коуч старается понять, что мешает клиенту в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий; клиент исследует свои внутренние и внешние препятствия;
- выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий: коуч задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие клиента к поиску решений и преодолению ограничений; клиент исследует возможности для преодоления препятствий;
- выбор конкретного варианта действий и составление плана: коуч помогает клиенту в анализе возможностей; клиент анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.
Итогом всей работы является бизнес-план и конкретные намеченные шаги с установленными сроками их достижения.
На основе обобщения и анализа имеющихся научных и практических работ по данной проблеме (А. Перцев, М. Аткинсон,
О. Самольянов, И. Карнаух и др. [5, 8]), осмысления и реализации на практике технологии коучинга в последнем мы выделяем следующие содержательные характеристики:
- постановка цели, прогнозируемого результата;
- анализ реальности: существующие
ресурсы, ограничения, возможности;
- поиск решения: рассмотрение вариантов, выбор алгоритма достижения цели;
- составление пошагового плана достижения искомой цели.
Первый этап включает установку взаимоотношений, осознание клиентом, чего он хочет на самом деле, заключение контракта на со-достижение конкретной, возможно, промежуточной цели. Этот этап очень важный, он может длится не одну сессию. Не каждый клиент, как показывает практика, может сразу сформулировать свою цель. На этом этапе исследуется текущая ситуация, проблемы и происходит поиск ответов на следующие основные вопросы: «Чего вы хотите достичь? Что будет идеальным результатом нашей работы? Зачем вам это нужно?»
Следующий этап - анализ реальности, что есть в настоящее время, каковы ресурсы, ограничения, возможности. Вопросы, которые задает коуч на данном этапе: «Как выглядит ситуация на данный момент? В какой мере вы лично контролируете результат? Какие возможности есть для достижения цели? Какие ограничения существуют для достижения цели?»
Третий этап - поиск решения, определение конкретных шагов на пути к результату,
опираясь на внутренние и внешние ресурсы клиента. Ряд наиболее важных вопросов, на которые нацелена работа на данном этапе: «Как вы можете это получить? Что вы можете сделать, чтобы достичь цели?»
Какими способами вы можете достичь цели? Какая из возможностей дает лучший результат?
Завершающий этап - выбор конкретного варианта действий и составление плана. При этом важен поиск ответов на следующие вопросы: «Что вы собираетесь делать в первую очередь? С чего бы вы хотели начать? Когда точно вы намереваетесь начинать и заканчивать каждое действие? Имеются ли внутренние или внешние факторы, препятствующие выполнению намеченного плана? Что вы будете делать, чтобы устранить эти факторы?»
На протяжении всех этапов работы очень важной задачей коуча является поддержка клиента. Коуч поддерживает у клиента уверенность в том, что он может добиться поставленной цели. На протяжении всего времени работы коуч слушает ответы на вопросы по рамке результата, а именно: сформулирован ли он позитивно, находится ли в зоне контроля клиента, является ли цель конкретной, измеряемой, достижимой, реалистичной и определенной во времени, является ли цель экологичной, соответствует ли она другим целям клиента?
Роль коуча заключается также в том, чтобы помочь клиенту определиться с приоритетами и поддерживать в нем решимость добиться цели и ответственность за ее достижение. Коуч фокусируется на созидании, на достижении целей, на создании условий результативности взаимодействия с клиентом.
Технология коучинга работает на уровне сознания и служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей необходимой информации для решения задачи и ее анализ производятся клиентом самостоятельно при содействии коуча. Для этого ис-
пользуются специальные техники, главная из которых - вопросные технологии коучинга. Клиент сам знает ответы на свои вопросы или может их найти. Этот принцип является основополагающим в коучинге.
Эмпирические исследования (20092010 гг.) подтверждают востребованность коучинг технологии управленцами, в частности: у высшего менеджмента - 46 %, среднего менеджмента - 27 %, для высокопотенциальных сотрудников/кадрового резерва -24 %, для рядовых - 3 %. Это еще раз подтверждает актуальность исследования содержательных характеристик и возможностей коучинг технологии в психологическом сопровождении бизнеса.
Эффективность реализации коучинг технологии, с учетом определения этапов и задач на каждом этапе, может быть обеспечена выявлением и обоснованием психолого-акмеологических факторов и условий, опосредованно влияющих на успешность данного процесса.
1. Дилтс Р., Коучинг с помощью НЛП. СПб., 2004.
2. Уитмор Д. Коучинг высокой эффективности, М., 2005.
3. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. СПб., 2004.
4. Сартан Г. Н., Смирнов А.Ю., Гудимов В.В. и др. Новые технологии управления персоналом. СПб. 2003.
5. Горшкова Е.Г., Бухаркова О.В. Коуч-наставничество как инструмент развития бизнеса. СПб., 2006.
6. Огнев А. Организационное консультирование в стиле коучинг. СПб., 2003.
7. Перцев А.В., Карнаух И.И. Коучинг: успех после успеха. Екатеринбург, 2005.
8. Харрис Д. Коучинг. Личностный рост и успех. СПб., 2003.
Поступила в редакцию 29.i2.20i0 г.
UDC 159.9
INFORMATIVE DESCRIPTION OF COACHING AS TECHNOLOGY OF CONSULTING
Irina Albertovna Klimenko, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Social Psychology Department, e-mail:[email protected]
On the basis of the analysis and synthesis of current psychological and acmeological literature the structure and content of coaching technology for consulting managers are identified and justified.
Key words: caching technology; stages of coaching; informative description of coaching.
i68