Научная статья на тему 'Коучинг как способ целенаправленного формирования психологических установок в образовательном процессе'

Коучинг как способ целенаправленного формирования психологических установок в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
527
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОУЧИНГ / БАКАЛАВР ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COACHING / BACHELOR OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липенская Ирина Александровна, Зубова Светлана Павловна

В статье описываются возможности коучинга в формировании профессиональных компетенций бакалавра по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», обосновывается целесообразность проведения коучинга как технологии, обеспечивающей развитие личностных и ценностных составляющих профессиональной компетенции бакалавра образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липенская Ирина Александровна, Зубова Светлана Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACHING AS THE MEANS OF PSYCHOLOGICAL ATTITUDES DEVELOPMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article dwells upon coaching as a tool in the development of professional competences in training bachelors of pedagogical education, majoring in primary education. It proves that couching is a worthwhile technology that provides personal and values development that is constituents of the professional competence of the bachelor of education.

Текст научной работы на тему «Коучинг как способ целенаправленного формирования психологических установок в образовательном процессе»

УДК 37.01

КОУЧИНГ КАК СПОСОБ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

COACHING AS THE MEANS OF PSYCHOLOGICAL ATTITUDES DEVELOPMENT

IN THE EDUCATIONAL PROCESS

© И.А. Липенская, С.П. Зубова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© I.A. Lipenskaya, S.P. Zubova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье описываются возможности коучинга в формировании профессиональных компетенций бакалавра по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», обосновывается целесообразность проведения коучинга как технологии, обеспечивающей развитие личностных и ценностных составляющих профессиональной компетенции бакалавра образования.

The article dwells upon coaching as a tool in the development of professional competences in training bachelors of pedagogical education, majoring in primary education. It proves that couching is a worthwhile technology that provides personal and values development that is constituents of the professional competence of the bachelor of education.

Ключевые слова: профессиональная компетенция; коучинг, бакалавр образования.

Keywords: professional competence, coaching, bachelor of education

Термин «коучинг» (от английского coaching - 'наставлять, воодушевлять, тренировать для достижения специальных целей, подготавливать к решению определенных задач') появился в России в 1997 году и с тех пор успешно используется в бизнес-обучении. В то же время его сущность предполагает возможность его более широкого применения, например, в подготовке бакалавров по профилю «Педагогическое образование».

В литературе встречаются разные определения коучинга. Так, основатель такого рода обучения (и воспитания) Т. Гелл-вей определяет коучинг как искусство создания среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение [1]. Дж. Уитмор под коучингом понимает раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности [2]. И.Л. Добротворский отмечает, что ко-учинг - это вид психологического консультирования [3]. А. Сорокоумов трактует коучинг как профессиональную помощь человеку в определении и достижении его личных целей [4].

Отличием коучинга от традиционного консультирования является то, что в процессе коуч-сессии основной целью является не поиск проблем клиента, а раскрытие его

потенциала, обеспечивающего достижение самостоятельно поставленной цели. Отличием коучинга от традиционного тренинга является то, что коуч не приводит готовых решений проблем, а управляет диалогом таким образом, чтобы клиент самостоятельно пришел к осознанию своих возможностей достижения поставленной цели и самостоятельно реализовал эти возможности.

Все сказанное позволяет утверждать, что коучинг обеспечивает целенаправленное формирование личностных составляющих профессиональных компетенций, например, мотивация к движению вперед в профессиональном развитии, принятие ответственности за выбор пути достижения цели, адекватная оценка внутренних и внешних ресурсов для достижения цели и т.п.

Мы разработали структуру коучин-га, который является элементом системы формирования профессиональных компетенций бакалавра образования.

Задачей коучинга являются положительные изменения Я-концепции обучающегося для обеспечения качества личностного и профессионального развития.

В процессе группового коучинга составляется портрет «Я - успешный учитель», затем предлагается определить, что нужно для того, чтобы соответствовать этому портрету. Создание образа успеш-

Коучинг как способ целенаправленного формирования психологических установок.

ного учителя строится по принципу упражнения «Окно Джохари», описанного Дж. Лафтом и Г. Ингамом [4]. Отличие нашего варианта предложенной технологии в том, что прежде, чем выбрать характеристики из предлагаемого списка, этот список формируется обучающимися.

Личностный коучинг проводится во время индивидуальных занятий 1-2 раза для каждого студента в зависимости от желания обучающегося. Коуч-сессии проводят специально обученные преподаватели кафедры психологии и педагогики. Каждая такая сессия планируется заранее. В качестве основы для построения коуч-беседы используется технология "GROW" (англ. 'рост'; Goal - 'цель', Reality - 'реальность', Options - 'варианты действий', Wrap-up (Will) - 'итоги' ('воля')), разработанная Дж. Уитмором, Э. Парслоу [4].

Она представляет собой совокупность вопросов, позволяющих определить проблему обсуждения, обозначить его конечную цель, оценить конкретную ситуацию, выбрать оптимальные решения проблемы, выработать план действий, а также пути преодоления возможных препятствий.

Для построения достижимых результатов используется технология ХСР (Хорошо сформулированный результат), которая позволяет формулировать реальные и достижимые цели с помощью системы эффективных вопросов. При использовании технологии ХСР не всегда нужно проходить все 9 шагов. Иногда достаточно выявить два-три шага, с которыми возникают трудности, и детально их проработать.

Разыгрывание роли успешного учителя при проведении деловой игры (например, при выполнении заданий к семинарам по методическим дисциплинам) происходит с использованием «Стратегии творчества Уолта Диснея» Р. Дилтса [4]. Суть технологии заключается в умении анализировать и оценивать ситуацию с трех позиций: собственная точка зрения; точки зрения другого включенного в ситуацию человека; точка зрения независимого наблюдателя.

Совместный анализ с целью выявления действий, способствовавших или препятствовавших успеху, и на этой основе планирование дальнейших действий построены на основе АВС-техники, предложенной М. Лейблингом и Р. Прайором [4].

Технология шкалирования, разработанная М. Аткинсон [4], дает возможность определения степени продвижения к цели.

С точки зрения использования технологий коучинга мы выстроили тренинг-симулятор, который можно описать следующим образом.

1. Сессия однодневного группового коучинга ("GROW", «Окно Джохари», технология шкалирования). Содержанием сессии является совместное со студентами составление портрета «Я - успешный учитель».

2. Сессия однодневного индивидуального коучинга (анализ результатов упражнения «Окно Джохари»). Студент уточняет созданный в процессе группового коучинга портрет, наполняя его личностным смыслом, оценивает свои ресурсы относительно созданного портрета, определяет основные виды побуждений, мотивирующие его к педагогической деятельности.

3. Расстановка целей (технология «ХСР»). Происходит прояснение и расстановка основных целей планируемой в рамках тренинга-симуляции деятельности.

4. Обследование текущей ситуации («GROW», «Стратегия творчества Уолта Диснея»). На этом этапе выявляются мешающие разворачиванию деятельности препятствия, возможные проблемы; происходит поиск ресурсов для успешной деятельности, составляется список возможностей; создаются эталоны, характеризующие запланированный результат.

5. Рефлексия (АВС-техника, технология шкалирования). Проводится совместный анализ на основе сравнения эталонов с созданными ранее с целью выявления действий, способствовавших или препятствовавших успеху, и на этой основе - планирование дальнейших действий.

Одним из показателей успешного тренинга-симулятора является стойкое желание участников попробовать приобретенный инструмент вне симуляционной практики.

Таким образом, коучинг способствует формированию психологических установок, регулирующих профессиональную деятельность человека: целевых («что делаю»), операциональных («как делаю») и смысловых («зачем делаю»).

И.А. Липенская, С.П. Зубова

Литература

1. Геллвей У. Тимоти. Работа как внутренняя игра. Альпина Бизнес Букс, 2005.

2. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности : пер. с англ. М. : Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.

3. Добротворский И.Л. Коучинг - личная тренировка: Помощь в решении самых запутанных проблем в управлении, бизнесе и карьере. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. URL: http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3977039

4. Сорокоумов А. Что такое коучинг? // Управленческая культура организаций. М. : Класс, 2004. URL: http://www.coachv.ru/books/Sorokoumov_Chto_takoe_coaching.pdf

5. Никитина Т.А., Шаталина М.А. Технология успешной управленческой деятельности: коучинг : монография. Самара : Самарский муниципальный институт управления, 2010.

Сведения об авторах

Ирина Александровна Липенская, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Irina Aleksandrovna Lipenskaya, senior teacher of Department of Preschool Education, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.

E-mail: [email protected].

Светлана Павловна Зубова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Svetlana Pavlovna Zubova, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of Primary Education, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.

E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.