УДК 37.01
КОУЧИНГ КАК СПОСОБ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
COACHING AS THE MEANS OF PSYCHOLOGICAL ATTITUDES DEVELOPMENT
IN THE EDUCATIONAL PROCESS
© И.А. Липенская, С.П. Зубова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© I.A. Lipenskaya, S.P. Zubova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье описываются возможности коучинга в формировании профессиональных компетенций бакалавра по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», обосновывается целесообразность проведения коучинга как технологии, обеспечивающей развитие личностных и ценностных составляющих профессиональной компетенции бакалавра образования.
The article dwells upon coaching as a tool in the development of professional competences in training bachelors of pedagogical education, majoring in primary education. It proves that couching is a worthwhile technology that provides personal and values development that is constituents of the professional competence of the bachelor of education.
Ключевые слова: профессиональная компетенция; коучинг, бакалавр образования.
Keywords: professional competence, coaching, bachelor of education
Термин «коучинг» (от английского coaching - 'наставлять, воодушевлять, тренировать для достижения специальных целей, подготавливать к решению определенных задач') появился в России в 1997 году и с тех пор успешно используется в бизнес-обучении. В то же время его сущность предполагает возможность его более широкого применения, например, в подготовке бакалавров по профилю «Педагогическое образование».
В литературе встречаются разные определения коучинга. Так, основатель такого рода обучения (и воспитания) Т. Гелл-вей определяет коучинг как искусство создания среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение [1]. Дж. Уитмор под коучингом понимает раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности [2]. И.Л. Добротворский отмечает, что ко-учинг - это вид психологического консультирования [3]. А. Сорокоумов трактует коучинг как профессиональную помощь человеку в определении и достижении его личных целей [4].
Отличием коучинга от традиционного консультирования является то, что в процессе коуч-сессии основной целью является не поиск проблем клиента, а раскрытие его
потенциала, обеспечивающего достижение самостоятельно поставленной цели. Отличием коучинга от традиционного тренинга является то, что коуч не приводит готовых решений проблем, а управляет диалогом таким образом, чтобы клиент самостоятельно пришел к осознанию своих возможностей достижения поставленной цели и самостоятельно реализовал эти возможности.
Все сказанное позволяет утверждать, что коучинг обеспечивает целенаправленное формирование личностных составляющих профессиональных компетенций, например, мотивация к движению вперед в профессиональном развитии, принятие ответственности за выбор пути достижения цели, адекватная оценка внутренних и внешних ресурсов для достижения цели и т.п.
Мы разработали структуру коучин-га, который является элементом системы формирования профессиональных компетенций бакалавра образования.
Задачей коучинга являются положительные изменения Я-концепции обучающегося для обеспечения качества личностного и профессионального развития.
В процессе группового коучинга составляется портрет «Я - успешный учитель», затем предлагается определить, что нужно для того, чтобы соответствовать этому портрету. Создание образа успеш-
Коучинг как способ целенаправленного формирования психологических установок.
ного учителя строится по принципу упражнения «Окно Джохари», описанного Дж. Лафтом и Г. Ингамом [4]. Отличие нашего варианта предложенной технологии в том, что прежде, чем выбрать характеристики из предлагаемого списка, этот список формируется обучающимися.
Личностный коучинг проводится во время индивидуальных занятий 1-2 раза для каждого студента в зависимости от желания обучающегося. Коуч-сессии проводят специально обученные преподаватели кафедры психологии и педагогики. Каждая такая сессия планируется заранее. В качестве основы для построения коуч-беседы используется технология "GROW" (англ. 'рост'; Goal - 'цель', Reality - 'реальность', Options - 'варианты действий', Wrap-up (Will) - 'итоги' ('воля')), разработанная Дж. Уитмором, Э. Парслоу [4].
Она представляет собой совокупность вопросов, позволяющих определить проблему обсуждения, обозначить его конечную цель, оценить конкретную ситуацию, выбрать оптимальные решения проблемы, выработать план действий, а также пути преодоления возможных препятствий.
Для построения достижимых результатов используется технология ХСР (Хорошо сформулированный результат), которая позволяет формулировать реальные и достижимые цели с помощью системы эффективных вопросов. При использовании технологии ХСР не всегда нужно проходить все 9 шагов. Иногда достаточно выявить два-три шага, с которыми возникают трудности, и детально их проработать.
Разыгрывание роли успешного учителя при проведении деловой игры (например, при выполнении заданий к семинарам по методическим дисциплинам) происходит с использованием «Стратегии творчества Уолта Диснея» Р. Дилтса [4]. Суть технологии заключается в умении анализировать и оценивать ситуацию с трех позиций: собственная точка зрения; точки зрения другого включенного в ситуацию человека; точка зрения независимого наблюдателя.
Совместный анализ с целью выявления действий, способствовавших или препятствовавших успеху, и на этой основе планирование дальнейших действий построены на основе АВС-техники, предложенной М. Лейблингом и Р. Прайором [4].
Технология шкалирования, разработанная М. Аткинсон [4], дает возможность определения степени продвижения к цели.
С точки зрения использования технологий коучинга мы выстроили тренинг-симулятор, который можно описать следующим образом.
1. Сессия однодневного группового коучинга ("GROW", «Окно Джохари», технология шкалирования). Содержанием сессии является совместное со студентами составление портрета «Я - успешный учитель».
2. Сессия однодневного индивидуального коучинга (анализ результатов упражнения «Окно Джохари»). Студент уточняет созданный в процессе группового коучинга портрет, наполняя его личностным смыслом, оценивает свои ресурсы относительно созданного портрета, определяет основные виды побуждений, мотивирующие его к педагогической деятельности.
3. Расстановка целей (технология «ХСР»). Происходит прояснение и расстановка основных целей планируемой в рамках тренинга-симуляции деятельности.
4. Обследование текущей ситуации («GROW», «Стратегия творчества Уолта Диснея»). На этом этапе выявляются мешающие разворачиванию деятельности препятствия, возможные проблемы; происходит поиск ресурсов для успешной деятельности, составляется список возможностей; создаются эталоны, характеризующие запланированный результат.
5. Рефлексия (АВС-техника, технология шкалирования). Проводится совместный анализ на основе сравнения эталонов с созданными ранее с целью выявления действий, способствовавших или препятствовавших успеху, и на этой основе - планирование дальнейших действий.
Одним из показателей успешного тренинга-симулятора является стойкое желание участников попробовать приобретенный инструмент вне симуляционной практики.
Таким образом, коучинг способствует формированию психологических установок, регулирующих профессиональную деятельность человека: целевых («что делаю»), операциональных («как делаю») и смысловых («зачем делаю»).
И.А. Липенская, С.П. Зубова
Литература
1. Геллвей У. Тимоти. Работа как внутренняя игра. Альпина Бизнес Букс, 2005.
2. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности : пер. с англ. М. : Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.
3. Добротворский И.Л. Коучинг - личная тренировка: Помощь в решении самых запутанных проблем в управлении, бизнесе и карьере. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. URL: http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3977039
4. Сорокоумов А. Что такое коучинг? // Управленческая культура организаций. М. : Класс, 2004. URL: http://www.coachv.ru/books/Sorokoumov_Chto_takoe_coaching.pdf
5. Никитина Т.А., Шаталина М.А. Технология успешной управленческой деятельности: коучинг : монография. Самара : Самарский муниципальный институт управления, 2010.
Сведения об авторах
Ирина Александровна Липенская, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
Irina Aleksandrovna Lipenskaya, senior teacher of Department of Preschool Education, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.
E-mail: [email protected].
Светлана Павловна Зубова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
Svetlana Pavlovna Zubova, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of Primary Education, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.
E-mail: [email protected].