УДК 15
ВОЗМОЖНОСТИ КОУЧИНГА В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БИЗНЕСА © Лариса Васильевна Абдалина
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин, e-mail: [email protected]
© Ирина Альбертовна Клименко Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, соискатель кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин, e-mail:[email protected]
В статье на основе глубокого анализа отечественных и зарубежных психологов освещены развивающиеся коучинг-консультирование в условиях психологического сопровождения бизнеса.
Ключевые слова: консультирование; коучинг; психологическое сопровождение.
У современного общества высока потребность в качественных психологических услугах, в т. ч. у руководителей, менеджеров, «состоявшихся» людей. Пару десятилетий назад западные психологи обратили внимание на такую тенденцию: вполне успешные менеджеры достаточно высокого ранга стали подавать заявления об увольнении (А. Мару-сов, С. Чумакова, Б. Крылов, Е. Горшкова, О. Бухаркова и др.). Они назвали феномен -недовольство жизнью успешного человека. Психология в значительной степени занимается помощью неудачникам, она изучает проблемы людей, которые испытывают трудности в учебе, в работе, в общении, в семейной жизни. А.В. Перцева и И.И. Карна-ух, в частности, пишут: «Все ее усилия сводились к тому, чтобы привести людей, не дотягивавших до нормы, к среднестатистической жизни» [1].
Сегодня необходимо отойти от устойчивого и «само собой разумеющегося» представления, в соответствии с которым есть больной, у которого существуют психологические проблемы, и есть здоровый человек, у которого психологических проблем не существует. Точно так же надо расстаться с узким представлением о том, что в жизни существуют неудачники, которые только и нуждаются в помощи, и существуют успешные люди, которые ни в какой помощи не нуждаются. В сущности, понятие «неудачник» обозначает определенный стиль жизни, при котором человек умело использует свою беспомощность, чтобы получить разнообразную и эффективную поддержку успешных людей. Согласно А.В. Перцеву и И.И. Карнауху,
у т. н. «успешных» людей проблем оказывается не меньше: ведь им надо решать не только свои собственные проблемы, но и проблемы неудачников, окружающих их в профессиональной жизни.
Намерения современных отечественных и зарубежных ученых касаются более глубокого исследования проблем успешных людей и ее решения средствами инновационных технологий консультирования, к которым, по мнению А. Марусова, С. Чумаковой, Б. Крылова, Е. Горшковой, О. Бухарковой, относится и коучинг [2].
«Коучинг» происходит от английского слова «coach». В словарных источниках данный термин переводится как тренер; репетитор; инструктор [3].
Однако, по мнению А.В. Перцева, И.И. Карнауха, А. Савкина, такая трактовка не в полной мере отражает суть понятия. Например, термин «тренер» чаще употребляется в спортивной психотерапии, поскольку тренер обычно занимается со спортсменами, обучает игроков основным правилам спортивных игр и направляет стратегию команды.
Коучинг же направлен, во-первых, на душу человека, а не на его тело. Во-вторых, его задача - вовсе не формирование каких-то автоматических движений души, а скорее наоборот, чтобы человек отучился мыслить и действовать автоматически.
Репетитор повторяет со своим учеником то, что им уже было пройдено. При этом репетитор, как правило, занимается с отстающими. Коучинг, наоборот, нацелен на то, чтобы освободить человека от постоянного и навязчивого повторения пройденного им.
Кроме того, мастер коучинга работает вовсе не с отстающими в жизни, а с теми, кто уже достиг в ней немалых успехов. Но эти успехи стали для них чересчур привычными, а потому жизнь утратила остроту, стала пресной.
Инструктор - это тот, кто дает инструкции. Сразу рисуется образ существа сурового, непреклонного, непоколебимо уверенного в своей правоте. Инструктор диктует свои правила человеку и требует неотступно следовать им. Мастер коучинга, наоборот, не дает никаких инструкций. Ведь инструкции исключают всякие сомнения и поиски. Мастер коучинга учит человека творческому сомнению. Он учит задавать себе вопрос: «А так ли уж несомненны все правила, которым я следовал в жизни до сих пор? Так ли уж несомненны все мои прежние цели?»
Точно так же не подходят для описания коучинга и понятия «наставник» или «учитель». Наставник - тот, который пытается передать молодежи свой жизненный опыт, возможно, абсолютно непригодный и невостребованный в современных условиях.
Мастер коучинга, наоборот, вовсе не считает опыт абсолютной ценностью. Он знает, что на крутых жизненных поворотах опыт может и мешать, ибо повисает на человеке, словно многопудовая гиря. Излишнее доверие к себе прежнему отучает мыслить и искать новое. Поэтому мастер коучинга побуждает вовремя расставаться с ненужным опытом.
Учителем мастера коучинга тоже назвать нельзя хотя бы потому, что он ничему конкретному не учит, а помогает расширить сознание и подсознание человека в направлении личностного роста (М. Аткинсон, Д. Харрис, С. Чумакова, Б. Крылов и др.) [4].
Все это подчеркивает сложность дифференциации коучинга в рамках психолого-акмеологической практики.
Термин «коучинг» был введен в бизнес-менеджмент в начале 1990-х гг. английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором, и дословно на русский язык его можно перевести как «наставлять, подготавливать, тренировать». Но на самом деле понятие «коучинг» включает в себя нечто большее и существенное. Это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта.
Коучинг - это процессы раскрытия внутреннего потенциала человека и приведение в действие его системы мотивации, направленные на достижение целей в различных областях жизни максимально эффективно. Коучинг направлен на индивидуальную работу с человеком, который хочет улучшить свою жизнь в любом контексте. Это работа исключительно с созданием и воплощением его будущего в жизнь [5].
На отечественном рынке образовательных услуг понятие «коучинг» появилось сравнительно недавно, лет 10-12 назад, и первопроходцами в этом направлении стали специалисты тренинг-центра Александра Савкина вместе с Мэрилин Аткинсон, доктором психологии, ведущим специалистом в области коучинга и консалтинга. Коучинг как направление организационного консалтинга мгновенно стал популярен в Москве, Санкт-Петербурге среди руководителей продвинутого уровня, знакомых с понятием «западный менеджмент».
Коучинг - это также и консультирование руководителя (причем различного уровня) с целью выявления и мобилизации им собственных ресурсов, которые обязательно помогут стать ему еще успешнее. Более академическое определение выглядит так: коучинг -это современное направление консалтинга, позволяющего эффективно достигать целей через работу с личными ресурсами, осознание и оттачивание внутренних инструментов успешности. И все же в нашей, отечественной, модели коучинг в большей степени ориентирован на увеличение результативности бизнеса. А потому основным клиентом процедуры коучинга является руководитель компании, заинтересованный в ее развитии, успешности и рентабельности.
Традиционно в отечественной психологии выделяют различного рода консультирование: гештальт, нейролингвистическое программирование, традиционную психотерапию. По мнению ученых Р. Дилтса, Н. Ярош, Д. Уитмора, О. Смольянского, в коучинг консультировании успешно применяются все вышеперечисленные виды консультирования.
Клиент получает мощную поддержку, т. к. и коуч, и терапевт считают его уникальным и удивительным, непохожим на других, верят в его силы. В основу положены основ-
ные принципы: эмпатия, доверие, конфиденциальность. Клиент сам выбирает, по каким-то только ему ведомым качествам, «своего» коуча или гештальт-терапевта. Подобные консультации позволяют найти новые способы взаимодействия с окружающей средой, креативное отношение к жизни и к ситуациям, собственные ресурсы (осознать свои сильные стороны) для преодоления жизненных трудностей, способствуют личностному росту; направлены на поиск причин, которые препятствуют раскрытию возможностей или получению необходимого опыта. Позволяют клиенту самостоятельно находить выходы из ситуаций без советов и рекомендаций. Позволяют принимать себя объективно - как свои сильные, так и слабые стороны. Основываются на определенных методиках работы с клиентом: задаются определенные вопросы, помогающие раскрыться клиенту. Помогают улучшить контакт человека с окружающим миром и людьми. Результат зависит только от желания клиента, никто не может заставить его измениться [6].
Безусловно, есть и различия, гештальт-терапию проводит психолог, владеющий методикой гештальта, коучинг может проводить специалист, работающий с персоналом, менеджер, владеющий методиками коучинга. Гештальт-терапия приводит к решению психологических проблем, приобретенных в процессе жизни и связанных как с родителями, так и с условиями влияния социальной среды, коучинг позволяет ставить жизненные цели и решать их. Коучинг работает с прошлым для того, чтобы клиент видел перспективу движения в будущем. Гештальт-терапия работает с состоянием «здесь и сейчас» как отражением того, что вообще происходит с человеком. Коучинг частично касается чувств клиента, а гештальт-терапия работает именно с чувствами клиента. Коучинг - более систематизированная методика, более целенаправленная. Гештальт-терапия работает именно с теми фигурами, которые возникают непосредственно во время встречи.
Практика подтверждает, что оба эти метода помогают человеку сделать свою жизнь более наполненной, помогают делать выбор и нести ответственность за свой выбор, ставить жизненные цели и достигать их, стать более чувствительным к своим потребностям и потребностям других людей.
Коучинг, как технология консультирования, предполагает расчет только на собственные силы и средства, и это также считается сильной мотивацией, т. к. вложение средств в самого себя - самый бесценный вклад, который нельзя отнять, это свобода выбора, независимость (М. Аткинсон, С. Чумакова, Н. Ярош, О. Смольянский, Б. Крылов и др.). Коучинг можно продолжать столько, сколько это необходимо, в виде индивидуальных встреч в любом месте. Коучинг фокусируется на целях клиента, учитывая как сильные, так и слабые его стороны. Коучинг - это доверительные отношения с коучем. Однако коучинг - это добровольный и самостоятельный процесс развития человека. Коуч только направляет процесс, предоставляет информацию, если этого хочет клиент.
Психологические исследования подтверждают, что люди обращаются к коучингу потому, что хотят жить лучше - самореализоваться, достичь баланса и гармонии между бизнесом и семьей, привести в порядок свои личные дела и бизнес, начать радоваться простым вещам (В. Плавильщиков, О. Смоль-янский, Н. Ярош, А. Перцев, И. Карнаух,
О. Самольянов и др.). Также люди обращаются к коучингу с желанием разобраться в себе, избавиться от проблем в жизни или бизнесе, избавиться от беспорядка и финансовых трудностей, пережить «кризис средних лет», наладить отношения в семье. Какими бы не были запросы клиента и их причины - всегда они исходят только от клиента. Отношения между коучем и клиентом направлены исключительно на решение задач клиента.
По мнению тренера коуча Светланы Чумаковой, лучшим коучем или наставником в компании может выступать генеральный директор. И если компания собирается внедрять коучинг-менеджмент как часть корпоративной культуры, то это решение должно исходить от первых лиц или собственников компании, поскольку они формируют идеологию компании и являются ее носителями. Период внедрения существенно сокращается, если он проходит при непосредственном участии первых лиц компании. Поэтому технология коучинга должна начинать внедрение с генеральных директоров.
В ситуации, когда внутри крупных организаций происходят многочисленные изме-
нения и ставятся все новые задачи, сами коучи, как представители развивающей профессии, в свою очередь, должны иметь ясное и четкое видение того, кому и какую именно помощь и поддержку они могут предоставить.
На сегодняшний день самым эффективным способом для достижения этой цели в мире признается коучинг руководителей и коучинг лидерства на рабочих местах. Коучинг сейчас занимает достойное место в офисах деловых людей мировых корпораций и начинает входить в Российские компании. Рецепт успеха состоит в осознании того, что изменения в требованиях к руководящему составу будут происходить постоянно и топ-менеджерам нужно соответствовать этим изменяющимся требованиям. Использование таких внешних ресурсов, как коучи, может быть самым лучшим решением. Успешные западные высокотехнологичные компании были первыми, кто разумно рискнули потратиться на приглашение коучей. И это был единственный правильный выход, т. к. сейчас эти компании процветают. 40 % из компаний Fortune 500 применяют коучинг для руководителей и менеджеров. Мы видим, что техника коучинга предполагает овладение коучингом, его методиками и навыками, прежде всего руководителями, топ-менеджерами.
Еще в 2001 г. компания «Manchester Inc.», мировой лидер в программах управленческого коучинга, опубликовала результаты исследования, определяющего в количественном выражении влияние управленческого коучинга на развитие бизнеса. Исследование предоставляет данные об изменениях в работе первых лиц компаний, организационных улучшениях и индекс ROI - возврат прибыли на единицу инвестированного в коучинг капитала. Программы коучинга «Manchester Inc.» в среднем обеспечивали в 5,7 раз большую прибыль от вложенных в управленческий коучинг инвестиций, или, по данным руководителей, которые оценивали результаты коучинга в денежном эквиваленте, доход составил более 100 тыс. долл.
Согласно данным Международной федерации коучинга (ICF), при работе коучей с персоналом достигаются следующие результаты: повышение осознанности на 67 %; снижение уровня стресса на 57 %; постановка более масштабных целей на 62 %; откры-
тие в себе большего потенциала на 53 %; более сбалансированная жизнь на 60 %; большая уверенность в себе на 52 %.
Это еще раз подтверждает развивающие возможности коучинга. Исследования Международной ассоциации менеджмента персонала показывают, что производительность труда увеличивается на 86 % в случае комбинирования тренингов с коучингом и только на 22 % в случаях, когда проводятся только тренинги.
Преимущества и популярность коучинга делают его востребованным и в России, где успешно работает значительное количество коучинг-центров, проводятся конференции и организовано сотрудничество с западными центрами обучения коучинга в Ванкувере (Канада).
Наши исследования направлены на выявление сущностных характеристик коучинга, его возможностей в сопровождении бизнеса, а также на поиск эффективных путей решения принципиальных для бизнеса задач: определения целей и способов их достижения; расширения личностных и профессиональных возможностей; урегулирования
ожиданий (своих и коллег); достижения ясности в коммуникациях; экономичного использования времени; улучшения отношений на рабочем месте; достижения равновесия и гармонии между личной и профессиональной сферами и др.
Очевидно, что коучинг обладает развивающими возможностями для эффективного сопровождения бизнес-структур в виде поддержки и личностно-профессонального обогащения персонала на таких уровнях, как поведение, способности, убеждения, ценности и даже идентичность. Дальнейший научный поиск будет направлен на выявление наиболее продуктивных стратегий коучинга в психологическом сопровождении бизнеса.
1. Перцев А.В., Карнаух И.И. Коучинг: успех после успеха. Екатеринбург, 2005.
2. Горшкова Е.Г., Бухаркова О.В. Коуч-наставничество как инструмент развития бизнеса. СПб., 2006.
3. Мюллер В.К. Англо-русский словарь: 53 000 слов. М., 1981.
4. Аткинсон М., Чоис Т.Р. Наука и искусство коучинга: Внутренняя динамика. Киев, 2009.
5. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективно- Поступила в редакцию 9.07.2010 г. сти. М., 2005.
6. Дилтс Р. Коучинг с помощью НЛП. СПб.,
2004.
UDC 15
POSSIBILITY OF COACHING WITH PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF BUSINESS
Larisa Vasilyevna Abdalina, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of Psychology and Natural Sciences, e-mail: [email protected]
Irina Albertovna Klimenko, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Competitor of Psychology and Natural Sciences Department, e-mail:[email protected]
Article is based on in-depth analysis of domestic and foreign psychologists coaching advice in conditions of psychological support of business are discussed.
Key words: counseling; coaching; psychosocial guidance.
УДК 152.27+370.1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПОСТУПКА И НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКА © Мария Сергеевна Молоканова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, соискатель кафедры педагогической психологии; средняя общеобразовательная школа № 31,
педагог-психолог, e-mail: [email protected]
В данной работе рассматривается проблема психологической профилактики влияния эффекта социальной желательности на нравственную сферу детей. Анализируется эффективность применения проблемного психологического тренинга и выявляются особенности его влияния на формирование нравственного выбора и поведения подростков.
Ключевые слова: подростки; нравственное развитие; психологический тренинг, поступок.
Формирование личности - процесс не только сложный, но и крайне противоречивый. Ведь противоречива сама социальная среда, в которой человек живет и действует. Именно среда оказывает влияние на человека, заставляет выстраивать свое поведение с учетом норм и правил, принятых в обществе.
Особенно сложно формирование личности происходит в подростковом возрасте, когда расширяется сфера общения, появляется стремление к индивидуализму, а формирующаяся нравственность вступает в противостояние с общепринятыми нормами морали. Существенным недостатком, часто встречающимся в практике образования, является то, что обучение детей моральным знаниям не опирается на их собственный жизненный опыт, т. е. осуществляется без привития моральных ценностей. Знания даются как бы абстрактно, тем самым не соз-
даются условия для упражнения детей в поведении, основанном на изученном и репродуктивно усвоенном. Более того, в процессе обучения часто отсутствует какая-либо система и моральные принципы излагаются фрагментарно, от случая к случаю, чаще в контексте - декларативном [1].
Исследования отечественных ученых показывают, что нравственная сфера личности наиболее успешно формируется в специально организованной системе воспитания, где не только сочетаются нравственное просвещение и практическая деятельность школьников, а, прежде всего, координируются нравственные отношения детей друг с другом, с педагогом, с обществом [2, 3]. В таких условиях дети не просто запоминают сумму приведенных правил и норм, но и накапливают личный опыт нравственного поведения, нравственных привычек, образую-