Таким образом, готовность бакалавра к педагогической деятельности является длительным и неоднозначным процессом обучения. Он отражает состояние социокультурной ситуации общества, существующей системы подготовки, личностной заинтересованности, развития современного образования как части мирового образовательного пространства.
Список литературы
1. Ибрагимов Г.И. Методологические и прикладные проблемы развития дидактики профессиональной школы // Педагогика. - 2014. - №8. - С. 3-12.
2. Словарь иностранных слов / под ред. Ф.И. Петрова и др. - М.: Советская энциклопедия, 1964.
3. Ядвиршис Л.А. Профессиональная подготовка учителя к социально-педагогической деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Брянск, 2001.
Б. Назарова
Содержание воспитания исследовательской компетентности у будущих учителей в современных условиях вуза
Формирование профессиональной направленности и развитие познавательной активности тесно связаны между собой и выступают как единая линия всего учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность предполагает высочайшую познавательную активность человека (комплексное усвоение, переработка, применение и передача знаний) с конкретной целью:
подготовить подрастающее поколение к активной и всесторонней деятельности в постоянно развивающемся мире. Повышение эффективности учебного процесса в вузе предполагает создание таких условий, в которых студенты получили бы возможность самостоятельно анализировать изучаемые явления и педагогические процессы, устанавливать связи между явлениями, педагогическим воздействием и ответной реакцией, осознавать логику, последовательность педагогических действий, сопоставлять ранее изученное с новыми знаниями и использовать это для решения практических задач в процессе прохождения практики. Специалиста формирует не только предметное содержание основ наук, но и постоянное развитие, совершенствование его профессиональных умений, навыков, качеств. Чтобы научиться руководить учебной познавательной деятельностью студентов, необходимо хорошо представлять основные этапы овладения учеником знаниями.
Первым этапом является восприятие. Это целенаправленный познавательный процесс. Второй этап - осмысление учебного материала. Оно заключается в выделении и анализе теоретического
аспекта в знаниях. Нужно найти главную мысль, выделить понятия, обосновать их признаки, уяснить характер поясняющего материала, изучить совокупность примеров и разъясняющих фактов. Третий этап - запоминание и закрепление, задача которого состоит в том, чтобы сохранить на длительное время полученные знания.
Для творческой подготовки студентов общепризнано значение их включения в научно-исследовательскую работу и овладения на этой основе методами педагогического исследования. Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на приобретение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Полученные данные для подавляющего большинства будущих учителей дают понимание значимости научно-исследовательской работы студентов (далее - НИРС). Вместе с тем установлено, что в действительности НИР студентов опирается преимущественно на знания цикла специальных учебных дисциплин. НИРС - одна из форм учебного процесса. Так или иначе, исследовательской работой важно заниматься всем студентам. Написание рефератов, курсовых работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны преподавателя необходимы внимание и поддержка, без которых студент, особенно на младших курсах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься «скучным предметом», какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях её освоения. В профессиональной подготовке студентов нельзя обойтись без привлечения студентов к научной работе в этой области.
Основным способом подачи учебного материала было и остаётся информирование. Преподаватель с помощью лекций и других обычных способов обучения доносит до студентов знания, а они заучивают их. В наше время главным является не столько заучивание огромного объема информации, чтобы использовать его потом всю оставшуюся жизнь, сколько умение работать с этой информацией, выбирать из нее необходимые знания, уметь их группировать и обобщать. Учебная научно-исследовательская работа студентов предусмотрена действующими учебными планами. Сейчас еще и новый предмет «Основы проектной деятельности» направлен на выработку навыков студентами определять цели и задачи, предмет, объект исследования, формулировать гипотезу. Выбор темы преподаватель и студент осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, определяют план действий, источники информации, способы сбора и анализа информации.
В процессе организации исследования преподаватель имеет возможность опосредованно наблюдать, давать рекомендации, консультировать. После завершения и представления проекта студент участвует в оценке своей деятельности. Также к учебной, научно-исследовательской работе студентов можно отнести курсовые работы. Во время их написания студент делает шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. На ежегодной конференции молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, совершенствует ораторские способности. Каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне, и сделать соответствующие выводы. Это является очень полезным результатом научной конференции, так как на раннем этапе многие студенты считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу - самой глубокой и ценной в научном плане. Часто даже замечания преподавателя воспринимаются как простые придирки, но, слушая доклады других студентов, учащийся не может не заметить недостатки своей работы, если таковые имеются, а также выделить для себя свои сильные стороны.
Кроме того, если в рамках конференции проводится творческое обсуждение прослушанных докладов, то из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых.
Из вышесказанного мы можем сделать следующие выводы. НИРС является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретённые теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой. НИРС требует большого внимания и терпения от научных руководителей, поскольку удача или неудача каждого студента во многом является результатом их собственных верных и неверных действий.
НИРС является важным фактором при подготовке молодого специалиста. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, многосторонний взгляд на возникающие проблемы, способность целенаправленно и вдумчиво работать. Общество получает достойного члена, который, обладая вышепе-
речисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним. Каждый преподаватель должен уделять НИРС не меньше внимания, чем к аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил. Ведь самая большая награда для педагога - это действительно образованный, всесторонне развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.
Включая вышесказанное, воспитание исследовательской компетентности (далее - ВИК) у будущих учителей необходимо. Формирование и развитие у молодёжи научного мировоззрения - это результат научного познания. Причины многих негативных явлений, происходящих в среде молодёжи, коренятся в недостаточной общей культуре специалистов, занимающихся обучением и воспитанием молодёжи. В процессе непрерывного образования (далее - НО) совершенствуется культура мышления. Это означает, что при интенсивном процессе познания закономерны не только количественные, но и качественные сдвиги, которые приводят к формированию культуры мышления. Развитие общества закономерно влияет на развитие мышления. Независимость и самостоятельность мышления каждого человека - основа новых методологических подходов. Развитие культуры профессионально-педагогического труда не может не оказать воздействия на культурное становление личности специалиста любой профессии, в том числе и на формирование методологической культуры учителя. В этом плане ВИК является своего рода показателем культуры педагогики НО.
ВИК является качественно новой характеристикой той стороны человеческой жизни, которая обозначается понятием «общечеловеческая культура». Она неразрывно связана с материальной стороной и включает в себя наряду с национальными идеями, производством культурных ценностей их распространение, потребление, культурные отношения, внутреннее состояние социальных субъектов на уровне нового профессионального мышления. В русле креативного подхода ВИК как нравственная характеристика проявляется в тяге к правде, добру, в заботливом отношении к людям и природе, утверждает идеалы независимости, духовности и гуманизма. ВИК предполагает прежде всего преодоление деформаций общественного сознания, догм, мифов, стереотипов, предрассудков. В сфере педагогики этот процесс имеет две основные тенденции: первая, главная - формирование факторной стратегии, позволяющей решать новые научные задачи; вторая - дефакторная стратегия, направленная на повышение эффективности решения известных задач. Первая тенденция связана с освоением новой области научных, социально и профессионально значимых положений, которые нацелены на решение новых актуальных проблем в
педагогике. Вторая тенденция связана с совершенствованием передового педагогического и новаторского опыта. В этой связи нужно отметить, что ВИК способствует системному развитию НО в целом. В любой науке неизбежно наступает период, когда из описательной она превращается в объясняющую, когда эмпирический материал обобщается и становится фундаментом для научных теорий. Именно это и происходит сегодня. При рассмотрении культуры как социального явления важнейшей категорией является понятие профессиональной деятельности, так как культура включает в себя способ и свойства осуществления основных видов профессиональной деятельности. В связи с этим, прежде чем говорить о ВИК, необходимо рассмотреть структуру и содержание профессиональной деятельности будущего учителя в вузе.
ВИК характеризуется все большим сближением, взаимопроникновением методологических и профессиональных ЗУН, поэтому, говоря о ВИК, необходимо иметь в виду и формирование профессиональной культуры в сфере науки. Важным элементом в воспитании исследовательской компетентности является социальная ответственность как осознание своих обязанностей, долга, общественных норм и требований.
Это весьма существенно, так как наблюдается определенная текучка учительских кадров, поскольку у некоторых учителей отсутствует чувство профессионального долга и ответственность. Интегральным показателем исследовательской компетентности у будущих учителей являются профессиональные ценности. Важнейшее условие методологической культуры - духовная потребность личности, куда входят профессиональная направленность индивида (интересы, потребности, мотивационно ценностные ориентации и др.), профессиональный опыт (ЗУН и профессиональное воспитание) и профессионально значимые качества (гуманизм, любовь к детям, профессии, педагогическая культура и др.).
Следовательно, система образования должна формировать методологическую культуру личности учителя. Эту задачу будет решать непрерывное образование. Только при наличии непрерывных, преемственных и синтезированных методологических знаний вырабатывается научное мировоззрение специалиста. В этой связи важным вопросом становится определение уровня сформированности научного мировоззрения будущего учителя. По мнению исследователей, его оценка должна учитывать ряд основных показателей, среди них: оптимальное усвоение важнейших понятий, законов, теорий науки, необходимых для понимания сущности процессов развития природы, общества, человека; устойчивое осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его научно-идейному содержанию; личностный и культурологический подходы к
явлениям социально-политической жизни; направленность на осуществление идей независимости; нравственные и эстетические ценности общества. Успех формирования научного мировоззрения студентов обеспечивается гармоничным сочетанием интеллектуального, эмоционально-волевого и действенно-практического факторов. Соподчиненность и взаимосвязь ведущих идей и понятий научно-мировоззренческого характера - необходимое условие эффективности выработки взглядов, убеждений и идеалов будущего учителя.
Процесс «перевода» научных знаний в убеждения тесно связан со становлением личности, т. е. с выработкой системы отношений к действительности в процессе разнообразной профессиональной деятельности и общения. Сущность молодёжной субкультуры раскрывается на основе психолого-педагогического анализа профессиональной деятельности и отношений. Формирование у студента научных представлений и понятий зависит от высокого теоретического и методологического уровня преподавателя вуза. Руководствуясь принципом научности, преподаватель может успешно вырабатывать у будущего учителя умение анализировать, синтезировать, систематизировать и обобщать изучаемый материал. Именно тогда методологическая культура будущего учителя оказывается не результатом её замкнутого интеллектуального совершенствования, а превращается в способ практического действия. Практика же становится невозможной вне интеллектуального и культурного образования специалиста. Таким образом, дидактические принципы непрерывности, преемственности и научности реализуются прежде всего при составлении учебных программ и учебников по педагогике НО. В содержании психолого-педагогических дисциплин выделяется в первую очередь сам поиск, процесс усвоения знания, правила, формулы и т. д. ЗУН при этом содержательно разворачиваются как процесс общения студентов во времени. Возможность взаимодействия обусловлена диалогической структурой изучаемого курса. С позиций креативного подхода ВИК по своей сути - это логически целостная система мотивационно значимых способов выработки, хранения и трансляции профессиональных и культурных ценностей будущего учителя. Он должен овладеть не только знаниями, но и культурой мышления. Исследовательская компетентность у будущих учителей нами рассматривается в двух плоскостях: в горизонтальной - в течение жизни; в вертикальной - в глубине и многообразии профессиональной образованности специалиста. Разработанная нами структурная модель ВИК имеет следующий вид: (1) преемственность воспитательной, учебной, научно-
мировоззренческой и практической работы будущего учителя в системе НО; (2) высокий уровень теоретико-методологических знаний и умений преподавателя и учителя; (3) перспективная направленность психолого-педагогических исследований в области методологической культуры будущего учителя; (4) применение новой педагогической и информационной технологии в осуществлении междисциплинарной связи в подготовке учительских кадров; (5) освоение принципов взаимосвязи воспитания и социально-экономической политики, преемственности, единства управления и самоуправления в совершенствовании требований НО; (6) единство и взаимосвязь анализа и синтеза как наиболее продуктивного пути познания и преобразования соответствующих объектов; (7) создание условий для гармоничного личностного развития. В информационном потоке решающее значение приобретают сознание и воля человека. Каждый должен принимать решения, основывающиеся на знаниях и убеждениях, на информации, которую специалист способен получить и переработать, поэтому ядром ВИК становятся общие способности личности, продуктивные способы и методы профессиональной деятельности, новое педагогическое мышление. Необходимый уровень профессиональной образованности специалиста -одно из важнейших оснований ВИК, т. е. способность самостоятельно выработать руководящие принципы деятельности и социального поведения, ориентируясь на лучшие образцы общечеловеческой и национальной культуры.
Список литературы
1. Баранов С. П., Болотина Л. Р., Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие. -2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 368 с.
2. Гармонично развитое поколение - основа процесса Узбекистана. - Ташкент: Шарк, 1998. - 64 с.
3. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие. - Самара: БАХРАМ-М, 2003. - 272 с.
4. Джураев Р. Х. Подготовка преподавателей к инновационной деятельности // Формирование гармонично развитого поколения в современных условиях. Ч. 5. - Ташкент, 2010. - С. 20-25.
5. Мандель Б. Р. Педагогика: учеб. пособие. - М., 2014. - 288 с.
6. Педагогика: учеб. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 608 с.
7. Подласый И. П. Педагогика: в 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
8. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
9. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.