Научная статья на тему 'Концепция формирования профессиональных компетентностей преподавателя физики в университете'

Концепция формирования профессиональных компетентностей преподавателя физики в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БАЗОВЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ / ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агибова Ирина Марковна

В статье рассмотрены основные требования к современному преподавателю физики, предложена концепция формирования профессиональных компетентностей будущего преподавателя физики в условиях классического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агибова Ирина Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования профессиональных компетентностей преподавателя физики в университете»

Агибова И. М.

Концепция формирования профессиональных компетентностей преподавателя физики.

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИКИ В УНИВЕРСИТЕТЕ

И. М. Агибова

CONCEPTION OF DEVELOPING PHYSICS TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCES AT UNIVERSITY

Agibova I. M.

The basic requirements for a contemporary teacher of physics are considered in the article; the conception of developing a future physics teacher's professional competences in the conditions of the contemporary university is suggested.

В статье рассмотрены основные требования к современному преподавателю физики, предложена концепция формирования профессиональных компетентностей будущего преподавателя физики в условиях классического университета.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, компетентность, базовые и специальные профессиональные компетентности, концепция, фундаментальная подготовка, исследовательская деятельность.

УДК 378.126/.4

Классические университеты с их фундаментальностью образования в состоянии подготовить преподавателей нового типа, глубоко и профессионально знающих соответствующую область науки, имеющих личный интерес к ее определенным разделам, умеющих не только решать, но и ставить новые задачи, способных принести в школу творческое направление и помочь школьникам в освоении методов научного поиска (1).

Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века отмечается: «Высшее образование должно вносить более активный вклад в развитие всей системы образования, в частности, путем совершенствования педагогического образования, разработки учебных программ и исследований в этой области» (2).

Расширение функций педагога в современном обществе, усложнение задач и содержания воспитания молодого поколения обуславливают повышение требований к личности педагога. Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России отмечает наличие противоречия между содержанием современного педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время школой, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога (3). Педагог сегодня должен обладать самым современным образованием, высоким уровнем интеллектуального, нравственного и физического развития, глубоким знанием анатомо-физиологических

и психологических особенностей детей. От него требуется высокий профессионализм в работе, социальная активность, сознательное и творческое отношение к своему труду, умение сотрудничать с учащимися. Важнейшими чертами профессионального облика учителя должна быть моральная чистота, требовательная доброта, душевная щедрость, любовь к детям. Современный учитель - личность, способная решать основные задачи образования:

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности;

- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений;

- организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, техники и технологий;

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

- практическая ориентация образовательного процесса с введением интерактивных, дея-тельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

- прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды;

- умение вести самостоятельную научно-исследовательскую работу и т. д.

Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной

проблемой и условием развития системы непрерывного педагогического образования, стимулом обновления содержания педагогического образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, преемственности и его практической направленности (3).

Разрабатывая концепцию формирования профессиональных компетентностей преподавателя физики в университете, мы исходили из определения понятия «концепция» как системы «взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий; основополагающая идея какой-либо теории; общий замысел, главная мысль» (4, с. 263), а также из определения понятия «профессиональные компетентности», понимаемого нами как «совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей», подчеркивая, что ключевые компетентности «проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, в том числе и на иностранном языке, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе»; базовые компетентности «определяют специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.)»; специальные компетентности «отражают специфику конкретной предметной или над-предметной сферы профессиональной деятельности». Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности» (5, с. 9-10).

Основные положения концепции можно сформулировать следующим образом.

1. Компетентностный подход к подготовке преподавателя физики в университете позволяет в процессе подготовки вместо освоения конкретных методик организации учебного процесса на уроке физики осваивать общие методы анализа, проектирования и реализации педагогической деятельности, вырабатывать исследовательский подход и собственный творческий почерк будущего педагога.

Выделим наиболее важные, с нашей точки зрения, базовые и специальные профессиональные компетентности, характерные для преподавателя физики.

Базовые компетентности: гностические, конструктивные, организационные, коммуникативные, аналитические, прогностические, творческие, проективные, информационные.

Н Агибова И. М.

Концепция формирования профессиональных компетентностей преподавателя физики...

Специальные компетентности: экспериментальные, формирование у учащихся экспериментальных умений, решение физических задач, обучение учащихся решению физических задач, руководство техническим творчеством учащихся, комплектование кабинета физики и др.

Для успешного формирования профессиональных компетентностей будущего преподавателя физики в университете важно знать не только цели педагогического образования, но и в деталях представлять его содержание, научные требования, которые к нему предъявляются, а также принципы его разработки. Под содержанием профессионального педагогического образования будем понимать систему научных знаний, практических умений, личностных и профессионально важных качеств, которыми должен овладеть студент - будущий преподаватель физики в процессе обучения в университете. Кардинальные изменения в идеологии, формирование новой парадигмы образования неизбежно привели к необходимости изменения содержания профессионального педагогического образования.

В соответствии с Программой развития педагогического образования России на 20012010 годы в основе формирования содержания профессионального образования будущего преподавателя физики должны лежать следующие принципы:

- фундаментальность - научная обоснованность и высокое качество предметной, психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки;

- универсальность - полнота набора дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве профессиональной и общекультурной составляющих;

- интегративность - междисциплинарная связь, ориентированная на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требования;

- вариативность - гибкое сочетание обязательных базовых дисциплин, дисциплин по выбору и специализаций;

- практическая направленность педагогического образования;

- преемственность - одно из необходимых условий обеспечения непрерывности педагогического образования, предполагающее общие концептуальные подходы на всех уровнях непрерывного образования (3).

Педагогическое образование в отличие о других типов профессионального образования должно давать системное знание о человеке как субъекте образовательного процесса. Эта системность должна задаваться не столько набором соответствующих дисциплин, включенных в учебные планы, сколько всем контекстом обучения в университете, при котором каждая дисциплина рассматривается, с одной стороны, как средство личностного развития студента, а с другой - как основа его будущей профессиональной деятельности, направленной на развитие школьников. Подобный подход к профессиональному педагогическому образованию в университете предполагает формирование содержания образования по двум основным направлениям. Во-первых, при формировании содержания личностно ориентированного высшего профессионального педагогического образования необходимо прежде всего исходить из того, что в центре учебного процесса в университете должен быть студент, который выступает субъектом своего становления как гармонично развитой личности. Поэтому, разрабатывая содержание профессионального педагогического образования, стремясь в максимальной степени адаптировать учебные планы, программы, учебные пособия к требованиям, предъявляемым современным обществом к уровню и качеству подготовки преподавателя, необходимо адаптировать содержание образования и к интересам и потребностям личности студента, с учетом его индивидуальных особенностей, мотивации и ценностной ориентации. Во-вторых, содержанием профессионального педагогического образования должна стать та конкретная сфера социального опыта, которая впоследствии станет средством и содержанием его профессионально-педагогического взаимодействия с воспитанником. При этом содержание предметных дисциплин должно быть нацелено не на освоение определенного набора знаний, а на освоение логики предметного материала, формирование профессиональных компетентностей будущего преподавателя.

2. Фундаментальная подготовка по физике и сформированный на ее основе высокий уровень методологической культуры позволяет формировать у будущего преподавателя физики соответствующий уровень технологической культуры, профессиональные компетентности.

Высокое качество предметной, психолого-педагогической, социо-гуманитарной и общекультурной подготовки педагога невозможно без усиления роли фундаментальной составляющей, обеспечивающей интеграцию научных достижений из разных областей знаний в образование, при формировании содержания педагогического образования (3).

Университеты располагают традиционными для высшего педагогического образования и специфическими возможностями для успешной подготовки преподавателя нового типа. Специфика университетской педагогической подготовки проявляется, прежде всего:

- в фундаментальности и системности профессионального и специального образования;

- в нацеленности обучения на выработку у будущего преподавателя исследовательских умений;

- в благоприятных условиях для формирования у будущего специалиста широкой общенаучной и общекультурной эрудиции, личностных качеств, необходимых учителю нового поколения.

Фундаментальная подготовка в области физики, т. е. освоение инвариантного комплекса знаний, является основой развития у будущего педагога мыслительных и интеллектуально-творческих способностей, особой методологической культуры - сформированного системного, критического, рефлексивного мышления, мотивационной, когнитивной, операционально-деятельностной готовности к постоянному саморазвитию и самообразованию. Методологическая культура в свою очередь является основой для формирования технологической культуры будущего педагога, включающей в себя способности:

- анализировать изменяющуюся педагогическую ситуацию в конкретных условиях осуществления профессиональной деятельности;

- определять цели профессиональной деятельности и формулировать задачи для их достижения;

- проектировать профессиональную деятельность, обеспечивающую решение поставленных задач;

- корректировать профессиональную деятельность на основе рефлексии ее результатов.

Методологическая и технологическая культура обеспечивают адаптацию к профессиональной деятельности, непрерывное личностное и профессиональное саморазвитие, готовность к творческой, инновационной профессиональной деятельности и являются основой формирования профессиональных компетентностей, которые при наложении конкретных целей обучения позволяют решать конкретные педагогические и методические задачи.

3. Фундаментализация педагогического образования обеспечивает профессиональную гибкость, мобильность специалиста, его способность к самообразованию и профессиональному саморазвитию.

Подготовка преподавателя традиционно является одной из приоритетных задач классических университетов. Ее научной основой служат труды таких классиков отечественной педагогики, как В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский и других.

На различных этапах развития педагогического университетского образования педагоги-исследователи предпринимали попытки обоснования содержания курса педагогики в зависимости от целей, заданных обществом; от функций учителя; от принципов организации общепедагогической подготовки и т. д.

Вместе с тем, сегодняшний выпускник университета не всегда готов к решению сложных педагогических задач. Это обусловлено тем, что, обладая фундаментальными научными знаниями в специальной области, он зачастую не имеет необходимых психолого-педагогических и методических знаний и умений из-за существенного дефицита учебного времени, отведенного Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подго-

Н Агибова И. М.

Концепция формирования профессиональных компетентностей преподавателя физики...

товки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» на практическое освоение педагогической профессии. Мы согласны с Н. Х. Розовым, что «специализированная педагогическая подготовка студентов классических университетов особенно важна, поскольку преподавание любой дисциплины - настоящее и тонкое искусство, сложнейшая сфера человеческой деятельности, где даже отличное владение содержанием предмета само по себе еще не гарантирует успеха. Квалифицированный преподаватель должен не только глубоко изучить свою область науки, но и обладать серьезными, на современном уровне, знаниями по психологии, педагогике, дидактике, частной методике, образовательным технологиям» (6, с. 57).

Под фундаментализацией профессионального педагогического образования преподавателя физики в университете мы понимаем построение его содержания на уровне методологии, позволяющее не только свободно использовать знания в изменяющейся педагогической действительности, но и развивающее педагогическое мышление, отображающее эту действительность.

Педагог в процессе профессионального образования в университете должен получить инвариантное ядро, которое сделало бы его достаточно мобильным в реализации вузовской подготовки в постоянно изменяющихся условиях образовательной практики. Именно фундаментальность образования, по мнению Г. А. Бордовского, позволяет специалисту достаточно быстро и относительно безболезненно перестраиваться, приобретать новые специальности и специализации (7). По мнению автора, сложность решения проблемы фундаментализации в процессе подготовки специалиста образования, прежде всего, связана с тем, что применительно к каждой специальности возможно различное решение этой проблемы. Это может быть и четкая ориентация на стержневое знание, которое не только является инвариантным по отношению к другим областям знаний, но и объединяет их, обеспечивая компетентность специалиста; и введение интегративных курсов, включенных в структуру образовательной программы; и особое внимание к методам познания, центральным звеном которых выступает способность к обобщенному переносу.

Фундаментализация педагогического образования в университете, на наш взгляд, призвана решать три взаимосвязанные задачи:

- образовательную - сформировать у студентов логически упорядоченные знания о наиболее общих и важных законах педагогики, психологии, методики;

- развивающую - использовать эти знания для формирования педагогического мышления, развития понятийного аппарата, применяемого к анализу педагогической действительности;

- воспитательную - формировать на основе этих знаний научное мировоззрение, развивать способность к познанию.

Развитие профессиональных качеств преподавателя предполагает творческую переработку знаний, умений и навыков, полученных при изучении различных дисциплин в собственную педагогическую систему.

4. Базовые и большая часть специальных профессиональных компетентностей преподавателя физики формируется при изучении всех дисциплин учебного плана.

Говоря о формировании профессиональных компетентностей преподавателя физики, исследователи, чаще всего, ограничиваются возможностями таких дисциплин, как «Методика преподавания физики», «Научные основы школьного курса физики», «Практикум по методике преподавания физике», элективные курсы по методике преподавания физики. Между тем, базовые (гностические, конструктивные, организационные, коммуникативные, аналитические, прогностические, творческие, проективные, информационные и т. п.) и часть специальных (экспериментальные, умение решать физические задачи и т. п.) профессиональных компетентностей преподавателя физики может быть сформирована при изучении дисциплин фундаментальной и психолого-педагогической подготовки.

Например, при изучении курса общей физики необходимо дать студентам сведения о политехническом, мировоззренческом, нравственном потенциале науки, о борьбе научных школ, о длинном и сложном пути познания истины, о нравственном подвиге ученых, которые затем

могут быть использованы им при организации учебно-воспитательного процесса в школе или любом другом учебном заведении.

Каждое занятие по курсу общей физики в университете должно решать как минимум две задачи: 1) формировать у студентов определенный объем знаний и умений по данной теме; 2) являться моделью педагогического процесса, которым в будущем будет управлять сам студент.

Курс педагогики и психологии, являясь ведущим в общепедагогической подготовке будущего преподавателя физики, имеет своей целью вооружение студентов знанием основ педагогической теории, основами педагогических умений, формирование педагогического мышления. Знание и понимание особенностей развития и функционирования личности позволяет выработать более гибкую стратегию поведения в различных условиях.

На занятиях по методике преподавания физики, практикуме, в период педагогической практики и т. д. базовые и часть специальных компетентностей, о которых говорилось выше, закрепляются и формируются такие специальные профессиональные компетентности преподавателя физики, как умение формировать у учащихся экспериментальные умения, умение решать физические задачи, умение руководить техническим творчеством учащихся и т. п., которые не могут быть сформированы на других дисциплинах.

5. Комплексная подготовка преподавателя физики в университете, включающая в себя различные формы учебной и внеучебной деятельности студента, обеспечивает раскрытие и развитие способностей, склонностей, творческого потенциала личности.

Профессиональная подготовка преподавателя физики в университете представляет собой сложный многоуровневый динамический процесс, имеющий множество связей и зависимостей между составляющими его компонентами, организация которого возможна на основе комплексного подхода. Комплексность отражает взаимосвязанность, взаимообусловленность, разносторонность, широту охвата проблемы подготовки преподавателя физики. Применительно к развитию профессионально-педагогического образования принцип комплексного подхода предполагает:

- субординацию и координацию целей развития профессионально-педагогического образования, в том числе обеспечение единства процессов функционирования и развития;

- осуществление разработки организационно-педагогических основ профессионально-педагогического образования с использованием средств и метопов комплекса наук: теории управления, квалиметрии, психологии, социологии и т. д.;

- единство процессов обучения, воспитания и развития;

- учет влияния всех факторов, определяющих развитие системы профессионально-педагогического образования: на уровне личности - биологических, психологических, социальных; на уровне учебного заведения или всей системы профессионально-педагогического образования - социально-психологических, социологических, экономических, политических, юридических и т. п.;

- учет роли нравственных, ценностных, гуманистических и культурологических факторов, влияние которых на профессионально-педагогическое образование возрастает;

- полидисциплинарную компетентность субъектов управления развитием системы профессионально-педагогического образования, полноту и оптимальность содержания образовательных программ (8).

Существенной чертой университетского образования является органическое сочетание учебной и научно-исследовательской работы студентов, что создает благоприятные условия для подготовки специалиста, способного подходить творчески к решению сложных задач в избранной сфере деятельности.

Умение принимать самостоятельные научно-обоснованные решения, определяющие эффективность педагогической деятельности, во многом зависят и от уровня владения методами научного исследования. Следовательно, решение задачи подготовки будущего преподавателя к профессиональному творчеству тесно связано с включением студентов в активную творческую

^ Агибова И. М.

ЕЕТВ1 Концепция формирования профессиональных компетентностей преподавателя физики

деятельность исследовательского характера. При этом формирование исследовательских умений студентов будет идти наиболее эффективно при соблюдении ряда условий: 1) система учебно-исследовательской работы должна пронизывать все учебные занятия - теоретические и практические; 2) на всех этапах учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы необходимо учитывать индивидуальные особенности студентов; 3) для обеспечения преемственности в формировании умений и навыков исследовательской деятельности необходимо обеспечить тематическое единство учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студента на разных курсах.

Разрабатывая учебные программы и содержание курсов по предметам психолого-педагогического цикла (включая и методику преподавания физики), необходимо предусмотреть выполнение студентами творческих, исследовательских заданий, в ходе выполнения которых они будут учиться решать профессиональные задачи различной степени сложности.

Основной целью комплексной организации УИРС и НИРС по педагогике и методике преподавания физики является подготовка преподавателя физики, способного работать в образовательных учреждениях различного типа, обеспечивая индивидуализацию образования, лич-ностно ориентированное обучение и воспитание; подготовка специалиста, способного к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий обучения и воспитания.

Разработанная концепция формирования профессиональных компетентностей преподавателя физики в университет предполагает развертывание в процессе университетского образования следующих элементов:

- построение модели формирования профессиональных компетентностей;

- определение содержания уровней и этапов формирования конкурентоспособного специалиста;

- определение технологии формирования профессиональных компетентностей преподавателя физики в классическом университете.

Одной из главных предпосылок моделирования профессиональной подготовки преподавателя физики в университете является личностно ориентированная направленность процесса обучения, основанная на гармонизации профессиональной стороны деятельности с личностными особенностями, специфическими интересами, способностями и склонностями будущего специалиста. Исходя из этой предпосылки, личностно ориентированная модель формирования профессиональных компетентностей преподавателя физики в университете должна быть основана на реализации следующих принципов:

- преемственность всех этапов подготовки преподавателя в университете;

- максимальная активность студентов в обучении и научно-исследовательской работе;

- организация обучения, УИРС и НИРС в «зоне ближайшего развития» исследовательских умений и навыков студентов;

- сочетание коллективных и индивидуальных форм организации учебного процесса;

- оптимизация обучающей, развивающей и диагностирующей функций учебно-воспитательного процесса в университете.

Целью педагогического университетского образования является формирование основ педагогической деятельности: устойчивого интереса к педагогической профессии, системы научных знаний об этом виде деятельности, умение использовать эти знания в качестве инструмента профессионального мышления и для решения профессиональных задач. Достижение этой цели реализуется всем содержанием университетского образования, включающего в себя методологическую, фундаментальную и профессиональную подготовку, а также внеаудиторную учебную и воспитательную работу со студентами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев В. П., Кириков М. В., Рыбникова Е. В. О подготовке преподавателей на физическом факультете университета // Проблемы педагогического образования в классических университетах: Материалы Всероссийской конференции. - Ярославль: ЯрГУ, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Вестник высшей школы. - 1999. - № 3. - С. 29-35.

3. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 годы //Вестник образования. - 2001. - № 19. - С. 9-35.

4. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. -М.: Наука, 1975.

5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. Козырева В. А., проф. Родионовой Р. Ф. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

6. Розов Н. X Педагогическая компонента классического университетского образования // Проблемы педагогического образования в классических университетах: Материалы Всероссийской конференции. - Ярославль: ЯрГУ, 2000.

7. Бордовский Г. А. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки специалиста // Подготовка специалиста в области образования. Вып. IV. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1996.

8. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. - М.: Педагогика, 1986.

Агибова Ирина Марковна, Ставропольский государственный университет, доктор педагогических наук, декан физико-математического факультета. Сфера научных интересов - подготовка высококомпетентных специалистов педагогического профиля в условиях классического университета. agibova@stavsu.ru

Об авторе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.