Научная статья на тему 'Проблемы профессионально-педагогической подготовки преподавателя физики в университете'

Проблемы профессионально-педагогической подготовки преподавателя физики в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессионально-педагогической подготовки преподавателя физики в университете»

ПШГОШЧЕШЕ НАУКУ

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИКИ

В УНИВЕРСИТЕТЕ

И.М. Агибова, Е.В. Шарипкова

Признавая ведущую роль педагога в развитии творческого потенциала всех членов общества, Национальная доктрина образования в Российской Федерации подчеркивает необходимость «привлечения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации? (1).

Основой для формирования педагога нового поколения, способного решать поставленные в Национальной доктрине задачи образования, является изменяющееся содержание высшего педагогического образования, базирующегося на принципах фундаментализации, гуманизации, дифференциации, личностной ориентации всего учебного процесса.

В современной системе профессионального педагогического образования подготовкой преподавателя занимаются педагогические институты и образованные на их основе педагогические университеты, а также университеты классического типа. При этом следует иметь в виду, что в отличие от университетов Москвы и Санкт-Петербурга, традиционно формировавшихся как вузы, производящие научную элиту общества, и менее ориентированных на подготовку преподавателей, региональные университеты должны учитывать потребность региона в

подготовке преподавательских кадров, открытость рынка педагогического труда и желание своих выпускников работать в сфере образования.

Однако в подготовке преподавателя физики в университете существует ряд противоречий между:

- непрерывным ростом информации, требованиями общества к теоретической и практической подготовке преподавателя и реальным уровнем готовности выпускников университета к выполнению социальных и профессиональных функций;

- потребностями личности в самореализации и развитии творческого потенциала и реальными условиями и средствами формирования будущего специалиста в высшей школе;

- творческой природой педагогической деятельности и массово-репродуктивным характером подготовки преподавателя в педвузах и университетах;

- необходимостью подготовить компетентного специалиста, имеющего достаточные теоретические, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки и значительно меньшими временными рамками, отводимыми Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель?;

1 1

-

- необходимостью специальной профессиональной подготовки будущего преподавателя к использованию личност-но ориентированного обучения в современной школе и почти полным отсутствием такой подготовки в университете;

- индивидуальным характером профессионального становления педагога и массовым характером подготовки преподавателя в университете;

- интегративным характером профессиональной педагогической деятельности и традиционным предметным построением содержания педагогического образования, при котором каждая учебная дисциплина рассматривает только ей присущую сторону педагогической действительности, вскрывая свойственные ей связи и отношения в отрыве от других;

- необходимостью создания целостных учебно-методических комплексов для подготовки преподавателя и содержанием учебно-методического обеспечения, ориентированного на предметное преподавание и состоящего, в основном, из разрозненных учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, программного обеспечения и т.д.

Указанные противоречия определяют основные требования к подготовке преподавателя в университете.

- Система профессиональной подготовки преподавателя должна быть ориентирована на подготовку компетентного специалиста, способного решать задачи образования, сформулированные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, законе «Об образовании», других нормативных документах.

- Профессионально направленный процесс подготовки преподавателя университета должен быть личностно ориентирован на развитие творческого потенциала студента.

- В комплексной системе подготовки преподавателя в университете необходимо оптимальное сочетание фундаментальной и профессиональной составляющих в общей структуре педагогической подготовки.

- Необходимо создание учебно-методических комплексов для подготовки

преподавателя, учитывающих особенности университетского образования.

Современные требования к подготовке преподавателя физики определяют содержание образовательного процесса в университете, основными концептуальными положениями которого, на наш взгляд, должны быть следующие:

- профессиональная направленность дисциплин всех образовательных циклов, входящих в учебный план;

- личная значимость процесса и результата обучения;

- разносторонность профессиональной подготовки;

- вариативность обучения (наличие большого числа профессионально ориентированных элективных курсов).

В связи с этим основными задачами подготовки преподавателя в системе профессионального педагогического образования являются:

- подготовка профессионально мобильных специалистов, способных работать в инновационных учебных заведениях, в изменяющейся образовательной ситуации при изменении содержания образования и технологии обучения;

- подготовка специалистов, заинтересованных в постоянном самообразовании, самовоспитании, самосовершенствовании своей профессиональной компетенции;

- подготовка специалистов, способных работать в системе личностно ориентированного образования;

- развитие вариативного образования, направленного на расширение профессионального самоопределения и развитие творческого потенциала личности будущего педагога;

- обеспечение мониторинга профессионального становления педагога в процессе обучения;

- создание необходимой материально-технической базы для подготовки специалиста высокого уровня.

Таким образом, совершенствование подготовки преподавателя физики в условиях классического университета требует пересмотра структуры и содержания его

фундаментальной и профессиональной подготовки.

Подготовка специалистов для системы образования Российской Федерации осуществляется на основе Государственных образовательных стандартов, регламентирующих подготовку учителя в педагогических учебных заведениях, а также в соответствии с приказом № 2400 Министерства образования РФ от 03.08.2000 г., в котором определены специальности высшего профессионального образования, предусматривающие возможность присвоения выпускникам вузов дополнительных квалификаций педагогического профиля, при условии выполнения ими за время обучения, кроме основной образовательной программы высшего профессионального образования, Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель». Различие этих типов подготовки преподавателя определяется не только разным соотношением фундаментальной и профессиональной подготовки, но и обусловлены разными целевыми установками: в одном случае происходит формирование специалиста через логику самой науки (университетское педагогическое образование), в другом - через изучение способов восприятия данной науки (пединсти-тутское образование). Это приводит к тому, что «университетская педагогическая

подготовка хотя и не дает столь обширного (по сравнению с педагогическими вузами) навыка классного руководства и дидактической проработки материала, но зато обеспечивает своих выпускников несравненно более глубокими знаниями по предмету, возможностями творчески исследовательского отношения к работе учителя, менее авторитарным коммуникативным потенциалом и безусловными преимуществами в постановке кружковой работы, ведения факультативных курсов» (2).

Государственный стандарт высшего профессионального педагогического образования наряду с определением минимума содержания фундаментальной и профессиональной подготовки преподавателя, которое будет рассмотрено ниже, определяет требования к уровню знаний, умений и навыков, которыми должен обладать специалист данной квалификации.

При этом Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» (3), уровень профессиональной подготовки выпускника определяют через систему общих требований к знаниям и умениям, которыми должен обладать преподаватель, в то время как Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования - (Специальность

_Таблица 1

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 032200.00 - Физика с дополнительной специальностью Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 010400 - Физика

Наименование дисциплины Трудозатраты Наименование Дисциплины Трудозатраты

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

Математика 800 Математика 1150

Информатика 161 Информатика 200

Химия 72 Химия 70

Биология с основами экологии 72 Экология 70

Национально-региональный (вузовский) компонент 195 Национально-региональный (вузовский) компонент 150

Дисциплины по выбору 150

111

Дисциплины предметной подготовки Общие математические и естественнонауч-

ные дисциплины

Общая и экспериментальная физи- 1122 Общая физика: 1000

ка: - механика

- механика - молекулярная физика

- электродинамика - электричество и магнетизм

- оптика - оптика

- квантовая физика - физика атома и атомных явле-

- молекулярная физика, термоди- ний

намика - физика атомного ядра и частиц

Общий физический практикум 650

Общепрофессиональные дисциплины

Основы теоретической физики: 600 Теоретическая физика: 870

- классическая механика - механика

- основы СТО - основы механики сплошных

- электродинамика сред

- квантовая механика - электродинамика

- физика атомного ядра и элемен- - электродинамика сплошных

тарных частиц сред

- статистическая физика и термо- - квантовая теория

динамика - физика конденсированного со-

- физика твердого тела стояния - термодинамика - статистическая физика - физическая кинетика

Методы математической физики 72 Методы математической физики 240

Электрорадиотехника 200

Астрономия 200

Национально-региональный (вузовский) компонент 170 Национально-региональный (вузовский) компонент 100

Дисциплины по выбору 170 Дисциплины по выбору 100

Всего трудоемкость подготовки

3834 4750

032200.00 - Физика с дополнительной специальностью) (4) определяет наряду с общими требованиями к уровню подготовки преподавателя требования, связанные с выполнением им конкретных профессиональных обязанностей как учителя физики.

Следует также отметить, что ГОС-ВПО ограничивает максимальную недельную нагрузку студентов в соответствии с международными нормами 54 часами, из которых только 27 часов отводится на обязательные аудиторные занятия независимо от профиля подготовки специалиста. Мы согласны с разработчиками государственного образовательного стандарта для подготовки учителя физики Е.М. Гершензоном, С.Е. Каменецким, А.Н. Мансуровым, Ю.Н. Пашиным (5-8), что подготовка учителя физики (да и большинства естественнонаучных специальностей) за счет большого объема выполняемых лабораторных работ и практикумов, требует существенно больших затрат аудиторного времени, чем подготовка учителя по гуманитарным специальностям. Это в полной мере относится и к подготовке преподавателя физики в университете.

Вместе с тем, реализация государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования позволяет повысить качество образования за счет универсализации образования, обеспечить подготовку конкурентоспособного специалиста, установить необходимый базовый уровень квалификации специалиста.

Как уже отмечалось, в настоящее время подготовка преподавателя регламентируется стандартами высшего педагогического образования и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель». Так как получение дополнительной квалификации «Преподаватель» возможно только на основе определенного основного образования, то подготовку преподавателя физики в университете следует рассматривать на основе Государ-

ственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: специальность 010400 - Физика (9).

Содержание фундаментальной подготовки будущих преподавателей физики в соответствии с (4) и (9) представлено в таблице 1.

Таким образом, содержание фундаментальной подготовки специалиста в области физики, естественно, глубже в условиях университета. Серьезная фундаментальная подготовка, развивающая мышление будущего специалиста, формирующая устойчивую ценностную ориентацию на творческую самореализацию и саморазвитие, позволяет выпускникам университета, избравшим педагогическую профессию, быстрее становиться мастерами своего дела.

Проанализируем более подробно содержание профессиональной подготовки преподавателя физики в ГОСВПО для педвузов (4) и классических университетов (3) (таблица 2).

Таким образом, на профессиональную подготовку преподавателя в педвузе отводится более чем в 2 раза больше времени по сравнению с его подготовкой в университете. Это приводит к необходимости строить профессиональную подготовку преподавателя физики в университете в соответствии с принципами фундаментальной подготовки специалиста:

- приоритетными являются методологически важные знания, способствующие целостному восприятию научной картины мира, гарантирующие высокий уровень профессиональной компетентности;

- реализация онтологического и гносеологического аспектов учебной деятельности;

- овладение взаимодополнительными компонентами научного знания;

- создание условий для стимуляции и реализации творческих сил и способностей личности;

- интеграция отдельных психолого-педагогических и методических дисциплин в единый цикл, связанный целе-

1 1

-

выми установками и междисциплинарными связями.

Основу профессиональной компетентности педагога в ценностно-смысловом контексте фундаментализации обучения в университете составляет его методологическая, интеллектуальная, информационная культура, а также устойчивая ценностная ориентация на творческую самореализацию в моделировании дидактической системы и условий ее реализации в реальной образовательной практике (10). Поэтому, разрабатывая учебный план подготовки преподавателя физики в условиях университета, необходимо иметь в виду, что он не только определяет соотношение теоретической и практической подготовки преподавателя, но и обеспечивает динамическое равнове-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сие 5 циклов дисциплин, входящих в его структуру: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин, специальных дисциплин и дисциплин, составляющих профессиональную подготовку преподавателя. Все циклы дисциплин, входящих в учебный план, вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности преподавателя физики, т.к. процесс профессионально-педагогической подготовки будущего преподавателя должен строиться на основе целостного подхода, который дает возможность рассматривать все явления в системе, т.е. взаимозависимости и структурно-функциональной соотнесенности элементов целого.

Таблица 2

Содержание профессиональной подготовки

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 032200.00 - Физика с дополнительной специальностью Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель»

Наименование дисциплины Трудозатраты Наименование дисциплины Трудозатраты

ОПД. Общепрофессиональные дисциплины 1600 0Д.00 0бщие дисциплины 360

0ПД.Ф.00 Федеральный компонент 1280 0Д.01 Психология и педагогика 100

0ПД.Ф.01 Психология 300 0Д.02 Дополнительный цикл психолого-педагогических дисциплин 180

0ПД.Ф.02 Педагогика 300 0Д.03 Новые информационные технологии в учебном процессе 80

0ПД.Ф.03 Основы специальной педагогики и психологии 72 СД.00 Специальные дисциплины 340

0ПД.Ф.04 Теория и методика обучения физике и (предмету с доп. специальностью) 320 СД.01 История и методология (соответствующей отрасли науки) 60

0ПД.Ф.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена 72 СД.02 Методика преподавания (предмета) 120

0ПД.Ф.06 0сновы медицинских знаний 72 СД.03 Научные основы школьного курса (предмета) 80

0ПД.Ф.07 Безопасность жизнедеятельности 72 СД.04 Практикум. Развитие и закрепление практических навыков по предмету 80

0ПД.Ф.08 Технические и аудио- 72

визуальные средства обучения

ОПД.Р.00 Национально-региональный (вузовский компонент 160

ОПД.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента 160 СД.05 Дисциплины по выбору студентов 100

Практика как по основной, так и по доп.специальности Не менее 20 нед. (1080 ч.) Педагогическая практика 10 нед. (540 ч.)

Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы Не менее 8 нед. (432 ч.) Государственные квалификационные экзамены по методике преподавания и защита выпускной квалификационной работы 60 ч.

Всего трудоемкость подготовки

3112 часов 1400 часов

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. -2000. -№11.- С. 9-10.

2. Сенашенко В., Сенаторова Н. Университеты как учебно-методические центры //Высшее образование в России. - 1997. - № 3. - С. 32.

3. Государственны>1е требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки вы>шускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель». -М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000.

4. Государственны образовательны стандарт высшего профессионального образования Специальность 032200.00 - Физика с дополнительной специальностью. - М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000.

5. Каменецкий СЕ О работе по созданию вузовских стандартов второго поколения //Наука и школа. - 1999. -№>5.- С. 16-18.

6. Гершензон Е.М, Каменецкий СЕ, Мансуров А.Н, Пашин Ю.Н. К вопросу о недельной нагрузке студентов педвуза // Наука и школа. -2000. -№>1,- С. 62-63.

7. Гершензон Е.М, Каменецкий СЕ, Мансуров А.Н, Пашин Ю.Н. О новом поколении государственна образовательных стандартов вы>1сшего профессионального педагогического

образования //Известия РАО. -2000. -№ 1 -С.36-42.

8. Гершензон ЕМ, Каменецкий С.Е, Мансуров АН, Пашин Ю.Н Проект стандарта второго поколения подготовки учителя физики (со специализацией) в педвузах России //Наука и школа. - 1999. -№>6.-С. 2-8.

9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 010400 - Физика. - М.: МОРФ, 2000. -27с.

10. Казанцев С.Я., Казанцева Л.А. Фунда-ментализация обучения в вузе как основа повышения его качества //Педагогическое образование и наука. -2002. -№°2. - С. 12-14.

Об авторах

Агибова Ирина Марковна, старший научный сотрудник кафедры педагогики и психологии высшей школы, заместитель декана физико-математического факультета по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов - подготовка преподавателя физики в условиях классического университета. Опубликовано более 60 научных и учебно-методических работ. Шарипкова Елена Васильевна, старший преподаватель кафедры общей физики. Сфера научных интересов - экспериментальная подготовка преподавателя физики в университете. Опубликовано 7 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.