Научная статья на тему 'Содержание витаминов и микроэлементов у подростков с диффузным нетоксическим зобом с учетом потребления продуктов питания'

Содержание витаминов и микроэлементов у подростков с диффузным нетоксическим зобом с учетом потребления продуктов питания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
87
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кашкалда Д. А., Турчина С. И., Вародова О. В., Волкова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание витаминов и микроэлементов у подростков с диффузным нетоксическим зобом с учетом потребления продуктов питания»

ДНЗ и сопутствующими заболеваниями глаз нуждаются в патогенетически обоснованой коррекции витаминов и МЭ с включением их в комплекс лечебных мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение прогрес-сирования данных патологий.

УДК [616.441-006.5-053.6+577.16+577.118]:612.39

Кашкалда Д.А., Турчина С.И., Вародова О.В., Волкова Ю.В.

СОДЕРЖАНИЕ ВИТАМИНОВ И МИКРОЭЛЕМЕНТОВ У ПОДРОСТКОВ С ДИФФУЗНЫМ НЕТОКСИЧЕСКИМ ЗОБОМ С УЧЕТОМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

ГУ "Институт охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины ", Харьков, Украина, da. ка,чИкаМа@,та11. ги

На сегодняшний день одной из главных причин формирования диффузного нетоксического зоба (ДНЗ), наряду с йодным дефицитом, является множественный дисбаланс витаминов и микроэлементов (МЭ). Большинство здоровых детей и подростков испытывают недостаток в рационе овощей и фруктов, продуктов животного происхождения, что приводит к дефициту некоторых витаминов, минеральных веществ, нарушению работы желудочно-кишечного тракта. Несбалансированное питание играет немаловажную роль в формировании и развитии ДНЗ. В связи с этим целью работы явилось исследование содержания витаминов и МЭ у подростков с ДНЗ с учетом характера их питания.

Обследовано 72 подростка (36 девочек и 36 мальчиков) в возрасте 10-17 лет с ДНЗ, проживающих в условиях легкого йодного дефицита. Проводилось УЗИ щитовидной железы (ЩЖ), определение в сыворотке крови концентрации тиреотропина, свободного тироксина (Т4), свободного трийодтиронина (Т3), содержание цинка ^п), железа (Fe), уровень витаминов А и Е, в суточной моче -витаминов В1 и В2; в волосах - селена кадмия (Cd), кобальта и свинца

Рацион питания, режим, кратность употребления продуктов оценивались на основании проведенного анкетирования школьников и их родителей. Статистическую обработку результатов осуществляли с помощью пакета программ

«SPSS Statistics 17,0». Использовали критерий Вилкоксона - Манна - Уитни (u), углового преобразования Фишера (ф).

Проведенное нами исследование выявило ряд особенностей пищевого поведения подростков с ДНЗ. Рационы питания характеризовались достаточным потреблением овощей, фруктов, зелени, молочных продуктов (70-87 % больных). В то же время, ситуация в отношении употребления мясных и рыбных продуктов была более чем неблагополучной. Так, около 40 % опрошенных подростков на протяжении длительного времени практически не едят мяса. Большинство детей и подростков испытывали недостаток рыбы в рационе (каждый третий употребляет ее один раз в месяц, а каждый пятый ребенок ее вообще не ест). У 70-80 % опрошенных подростков с ДНЗ отсутствовали в рационе питания такие морепродукты как: креветки, кальмары, мидии, крабы. Согласно данным анкеты половина детей с ДНЗ в последнее время по рекомендации врача стали употреблять морскую капусту и использовать йодированную соль.

В результате комплексной оценки особенностей питания и анализа нут-риентной обеспеченности обследуемых подростков с ДНЗ выявлена прямая зависимость между уровнем витаминов и кратностью употребления рыбных и мясных продуктов. Так, в случае отсутствия в рационе питания речной рыбы регистрировали снижение в 1,5 - 2 раза витаминов Е и В1 в сравнении с подростками, употреблявшими рыбу хотя бы один раз в месяц (pu<0,02). При употреблении мяса дважды в неделю уровень тиамина был почти в 3 раза ниже, чем в случае более частого (3-4 раза в неделю) его использования (pu<0,05). Включение в рацион питания морепродуктов позитивно влияло на содержание витамина В2 в организме обследуемых подростков с ДНЗ. Установлено также, что подростки, длительно использующие в пище йодированную соль, имели благоприятное течение ДНЗ, меньшую степень увеличения ЩЖ, что сочеталось с достоверно более высокими показателями Se и витамина А.

Полученные результаты исследования свидетельствуют о необходимости включения в рацион питания детей и подростков с ДНЗ, проживающих в условиях легкого йододефицита, продуктов животного происхождения, морепродуктов, а также обязательное использование йодированной соли с целью профилактики и лечения данной патологии. В случае выявления сочетанного дефицита йода, Se и витаминов, особенно при отсутствии полноценного питания, в комплекс лечебных мероприятий необходимо включение препаратов Se, ви-

таминов А и группы В.

Ковалева Ю.А.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФИТБОЛОВ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ16

Санкт-Петербург

Игра - ведущая деятельность в младшем дошкольном возрасте, она оказывает важную роль на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. На протяжении дошкольного возраста содержание игры качественно изменяется. Развитие игры связано с развитием игрового действия. Усложнение игрового действия и изменение мотивов детской активности переводит игру на более высокий этап. С помощью игры дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности. Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции.

Дети с церебральным параличом отстают, как в двигательном, так и в психоэмоциональном развитии от своих сверстников. Они тяжело идут на контакт с другими детьми из-за ограничения в двигательной сфере, малого круга общения и окружения.

Освоение игровой деятельностью наилучшим образом влияет на развитие физических качеств, побуждает детей к активным действиям, переживаниям новых ощущений, к контактам с другими детьми и формированиям навыкам общения, свойств личности, социального поведения. Игра оказывает комплексное воздействие на восполнения дефицита положительных эмоций, снижения эмоционального стресса.

16 Kovaleva Y.A. Fun activities using small feetball in adaptive physical education pre-school children with cerebral palsy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.