СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ КЫРГЫЗСТАНА
Осмоналиев К.М. Султанмуратова М.С.
12.6. СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНОЙ
ПОЛИТИКИ КЫРГЫЗСТАНА И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
Осмоналиев Кайрат Медербекович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: советник Президента. Место работы: Чуйский университет им. С. Мамбеткалиева. E-mail: [email protected] Султанмуратова Мария Сулпухоровна. Должность: старший преподаватель. Место работы: Чуйский университет им. С. Мамбеткалиева. Подразделение: кафедра специальных юридических дисциплин.
Аннотация: Уголовная политика государства, являясь инструментом для поддержания правопорядка, общественной безопасности и общественного спокойствия, представляет собой синергию уголовно-правовой, уголовно-процессуальной и уголовно-исполнительной составляющих. В статье дается понятие уголовной политики, раскрываются особенности ее реализации в Кыргызстане и перспективы совершенствования уголовно-правовой политики. Методологию исследования составляют основные положения материалистической диалектики: част-нонаучные методы сравнительного правоведения, исторического, системного анализа; статистические и социологические методы исследования и др. Материалы исследования также могут быть использованы в учебном процессе по курсу уголовного права и криминологии и в системе повышения квалификации правоохранительных работников органов.
Ключевые слова: уголовная политика, уголовное право, преступность.
CONTENT OF CRIME COUNTERACTION POLICY OF
KYRGYZSTAN AND PERSPECTIVES OF MODERNIZATION OF ITS CRIMINAL LAW COMPONENT
Osmonaliev Kairat Mederbekovich, Dr of law, professor. Position: President's counsel. Place of employment: Chuisk University named after S.Mambetkaliev. E-mail: [email protected]
Sultanmuratova Maria Sulpuhorovna. Position: senior lecturer. Place of employment: Chuisk University named after S.Mambetkaliev. Department: special law disciplines chair.
Annotation: Crime counteraction policy of the state, being the tool for law enforcement, public safety and public peace, represents a synergy of criminal law, criminal procedure and penitentiary components. In article the concept of crime counteraction policy is given, features of its realization in Kyrgyzstan and prospects of improvement of criminal law are introduced. The methodology of the study contains provisions of materialist dialectics: scientific methods of comparative law, historical, system analysis; statistical and sociological research methods, and others. The research materials can also be used in the educational process at the teaching of criminal law and criminology, in the system of training officers of law enforcement agencies.
Keywords: crime counteraction policy, criminal law, crimes.
В Кыргызстане, обретшем независимость четверть века назад после распада СССР, национальное уголовное законодательство во многом схожее с россий-
ским в силу того, что оно было принято на основе Модельного Уголовного кодекса для стран СНГ, разработанного российскими учеными. При этом, конечно же, не отрицается оригинальность и самобытность путей развития права, основанных на отличиях политико-правового, социально-экономического, ментального и иного порядка.
В Кыргызской Республике на момент написания данной статьи ведется работа по подготовке новых Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, которые должны качественно отличаться от действующих кодексов и обеспечить эффективность уголовно-правовой борьбы с преступностью и ее минимизацию. По сути предполагается качественное изменение уголовной политики государства на ближайшие годы.
В этой связи, мы придерживаемся позиции, обозначенной проф. Ревиным В.П., который считает, что уголовная политика направлена на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, экологической и транспортной безопасности, правосудия, порядка управления, интересы военной службы, мира и безопасности человечества.[1, с.8]
Современная уголовная политика Кыргызстана унаследовала «родимые пятна» политики борьбы с преступностью советского периода и характеризуется такой же неразборчивостью, избыточностью и жестокостью репрессий. Ее неразборчивость проявляется в том, что в орбиту уголовного преследования попадают в основном «жертвы» социальной политики государства - люмпены, малообеспеченная часть общества, как правило, привлекаемая к ответственности за преступления против собственности. В этом выражена адресность уголовно-правовой политики, острие которой фактически направлено не против организованной, профессиональной преступности, коррупции, а сконцентрировано на борьбе с легкораскрываемой бытовой преступностью, преступлениях, совершенных в условиях очевидности.
Первые результаты реформы пенитенциарной системы Кыргызстана показали, что непомерное количество т.н. тюремного населения образовалось из-за избыточности уголовной репрессии. В результате проведения такой уголовной политики количество заключенных в Кыргызстане выросло за последние двадцать лет почти в полтора раза, при общем снижении уровня регистрируемой преступности. Уголовный Кодекс Кыргызстана 1997 г., предусматривающий введение наказаний, не связанных с лишением свободы, теоретически предоставляет возможности для сокращения тюремного населения. Без сомнения, эффективное использование новых видов уголовного наказания, например, таких как общественные работы, уже в ближайшие годы позволило бы существенно сократить количество заключенных. Однако в большинстве случаев судьи продолжают назначать наказания в виде лишения свободы.
Анализ истории уголовно-правовой политики Кыргызстана досоветского периода свидетельствует о том, что изначально она носила достаточно мягкий характер: применялись преимущественно наказания виде штрафов, сроки лишения свободы не превышали в большинстве случаев полугода, применялось обычное право, основанное на существовавшей правовой культуре. Однако в советский период развития Кыргызстана произошел слом существовавшей системы уголов-
7-2016
Пробелы в российском законодательстве
ной юстиции и имело место насаждение чуждой и жесткой уголовно-правовой политики. Красный террор с его беспредельными и неразборчивыми уголовными репрессиями, сталинские политические репрессии, компании по либерализации и ужесточению борьбы с преступностью советских времен определяли противоречивый характер уголовно-правовой политики Кыргызстана. Уголовная репрессия рассматривалась в качестве главного и эффективного средства решения различных проблем, в первую очередь политических, экономических и т.п. При этом приоритеты уголовно-правовой охраны были направлены на защиту интересов государства, в то время как личность и общество были на втором плане.[2, с.41]
Уголовный кодекс Кыргызстана 1997 г. правильно определил приоритеты уголовно-правовой охраны: личность-общество-государство. Однако, сроки лишения свободы в новом кодексе были увеличены в полтора раза. С одной стороны, кодекс провозгласил приоритеты гуманизма и допускает непомерные, по нашему мнению, сроки лишения свободы за наиболее распространённые преступления.
Особенно сложная ситуация сложилась в сфере противодействия наркотизму: для лиц, фактически потребляющих наркотики и с этой целью их хранящих -практически нет альтернатив кроме лишения свободы. Наркозависимые лица в данное время пополняют контингент мест лишения свободы, превратившиеся в своего рода «места повышения преступной квалификации». В этой связи необходимо реализовывать эффективные меры профилактики и применять шире альтернативы лишению свободы.
Не встречает должного отпора организованная преступность и коррупция, достигшие в республике небывалого размаха. Современная практика борьбы с организованной преступностью в Кыргызстане свидетельствует о фактическом ослаблении такой борьбы вопреки официально закрепленным намерениям государства усиливать эту борьбу. В большинстве случаев суды назначают виновным наказания ниже низшего предела или более мягкие наказания, чем это предусмотрено уголовным законом (что нередко опять - таки связано с коррупцией в системе правосудия). Известно, что любые попытки игнорирования (неуважения) закона (особенно уголовного) приводят лишь к дезорганизации правовой политики и создают условия для мафиозного беспредела. Борьба с коррупцией и организованной преступностью (эти явления неотделимы, т.к. использование коррупции является одним из основных признаков организованной преступности) должна основываться на безусловном уважении к закону, справедливой практики его применения, что предполагает обоснованную жесткую уголовную политику по отношению к организованным преступникам и коррупционерам. Кризисная ситуация в сфере обеспечения правопорядка усугубляется коррупцией в правоохранительных органах, а также ростом правового нигилизма населения, представляющем угрозу государственности как таковой.[3, с.343]
Рекомендации по совершенствованию уголовно-правовой политики Кыргызстана заключаются в том, что нам необходимо серьезным образом ревизировать систему наказаний с учетом исторического опыта, передового опыта зарубежных стран, существенно ограничить сферу применения лишения свободы на длительные сроки, максимальный срок которого следует уменьшить в два раза, обеспечить реализацию принципа экономии уголовной репрессии и справедливой
практики применения уголовного закона. Главными концептуальными идеями реформирования уголовно-правовой политики Кыргызстана являются концепции, направленные на устранение избыточности уголовной репрессии, при том, что в отношении отдельных опасных категорий преступников должны применяться адекватные и суровые меры ответственности, может быть даже исключительные.
Редакция Конституции КР 2007 г. привнесла ряд уголовных новелл. Так, была отменена смертная казнь, введено пожизненное лишение свободы, существенно корректирована система наказаний со смещением акцентов на применение принципов восстановительного правосудия и примирительной юстиции. Эти и другие позитивные моменты остались и в редакции Конституции КР, принятой референдумом от 27 июня 2010 г.
В рамках мер по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике, определенных Конституцией и другими законами Кыргызской Республики, Указом Президента Кыргызской Республики от 8 августа 2013 года № 147 и решениями Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики, была образована экспертная рабочая группа по разработке нового Уголовного кодекса Кыргызской Республики и Кодекса Кыргызской Республики о проступках.
Главными направлениями реформы уголовного законодательства были определены идея гуманизации правосудия, отход от репрессивных мер уголовно-правового воздействия, разработка и внедрение новых механизмов воздействия на осужденного в целях его ресоциализации.
В этих направлениях к числу первоочередных задач разработчики нового УК относят: 1) оптимизацию уголовной ответственности; 2) новый подход к природе административной ответственности; 3) декриминализацию деяний в УК; 4) депенализацию деяний в УК; 5) реформу системы и видов наказаний; 6) введение в УК мер безопасности; 7) введение института пробации.
Параллельно с новым УК предполагается реформирование и Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов.
Рабочей группой разработан и проект Кодекса Кыргызской Республики «О проступках», (КоП) который представляет правовой акт, в котором предусмотрены деяния, степень опасности которых ниже чем в преступлениях, но при этом они могут граничить с преступлениями.
В проекте кодекса дано определение проступка, под которым понимается совершенное субъектом виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред или создающее угрозу его причинения личности, обществу или государству, наказание за которое предусмотрено Кодексом. Критерием разграничения преступления и проступка является размер причиненного вреда.
Предполагается, что проекты указанных нормативных правовых актов - УК и КоП - должны быть рассмотрены еще в 2015 г., но до сих пор еще не одобрены Парламентом республики, равно как и проекты новых УПК и УИК. По нашему мнению, особой необходимости идти по пути усложнения уголовно-правового инструментария нет. Разработчики проектов УК и КоП не обосновали потребность расчленения действующего УК на две составные. Это в последующем больше запутает правоприменителей. Очевидно, что УПК действительно нуждается в модернизации, т.к. множество нарушений прав человека как раз приходится на стадии предварительного расследования.
СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ КЫРГЫЗСТАНА
Осмоналиев К.М. Султанмуратова М.С.
Действующая модель уголовного судопроизводства вызывает многочисленные нарекания экспертов и общественности, т.к. инквизиционная составляющая абсолютно доминирует над ее состязательными элементами. Однако нормы материального права, в частности УК, за последние пятнадцать лет десятки раз подвергались ревизии и не требуют, по нашему мнению, кардинальной замены. Впрочем, в Кыргызстане власти легко идут на различные эксперименты, забывая, что сфера уголовной юстиции не терпит спешки в реформах и не должна слишком часто менять правила «игры». В первую очередь, это связано с тем, что речь идет о серьезных, порой фатальных негативных последствиях, связанных с «революциями» на уровне правового обеспечения уголовной политики. Одномоментный отказ от институтов амнистии, рецидива и бескрайняя либерализация и т.п. «новеллы» чреваты дестабилизирующими правопорядок последствиями. Система уголовной юстиции, по нашему мнению, должна быть стабильной, в меру консервативной и устойчивой.
Список литературы:
1. Уголовная политика и её реализация в деятельности органов внутренних дел: курс лекций. - М.: Академия управления МВД РФ, 2003. 254 с.
2. Осмоналиев К.М. Уголовная политика Кыргызстана: вопросы теории и практики. Монография. - М., 2005. 237 с.
3. Ревин В.П., Осмоналиев К.М., Ревина В.В. Основы современной уголовной политики России и Кыргызстана. Учебник / Под ред. В.П. Ревина. - Москва-Бишкек: Алтын Принт, 2015. 438 с.