2'2017
Пробелы в российском законодательстве
7.4. ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ
СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Осмоналиев Кайрат Медербекович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: советник. Место работы: Аппарат Президента Кыргызской Республики. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье раскрываются особенности законодательной регламентации уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления против собственности в уголовном законодательстве Российской Федерации и Кыргызской Республике.
Ключевые слова: уголовно-правовые санкции; хищение; судебное усмотрение; интерпретационная деятельность.
ABOUT THE CRIMINAL-LEGAL POLICY IN THE FIELD OF
PROPERTY PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE KYRGYZ REPUBLIC Osmonaliev Kairat Mederbekovich, Dr of Law, Professor. Position: Advisor. Place of employment: Headqurters of President of the Kyrgyz Republic. E-mail: [email protected]
Annotation: The article reveals the peculiarities of the legislative regulation of the criminal law provisions providing for criminal liability for crimes against property in the criminal legislation of the Russian Federation and the Kyr-gyz Republic.
Keywords: criminal sanctions; theft; judicial discretion; interpretation activity.
В Российской Федерации и Кыргызской Республике характерна высокая доля преступлений против собственности, составляющая примерно 52% от общей преступности^].
Процесс ужесточения уголовно-правового законодательства, который наблюдался в первой половине 90-х прошлого столетия, отразился на положениях Модельного УК для стран-участниц СНГ в санкциях уголовно-правовых норм, среди них лидирующее место занимает такой вид наказания как лишение свобо-ды[2].
Разработка кодифицированных актов в странах бывшего Союза на основе Модельного уголовного законодательства позволило сохранить преемственность с советской правовой мыслью; обеспечить одинаковый подход в квалификации преступлений в странах Содружества[3; с.16]. Вместе с тем, каждое государство исходя из национальных интересов и специфики принимает меры в направлении гуманизации текущего уголовного законодательства. В России и в Кыргызстане наблюдается негативная тенденция использования законодателем уголовного закона как единственного средства в решении социально-экономических вопросов[4; с.52].
Принятый уголовный кодекс Кыргызской Республики и вступивший в действие 10 октября 1997 года воплотил в себе как зарубежный опыт, так и уголовно-правовой опыт остальных стран СНГ, положив в основу уголовно-правовая мысль советской научной школы. Переходный период в национальной экономике требовал жестких и превентивных мер по предупреждению и противодействию преступности, которые от-
разились на включении в санкции преступлений против собственности наказаний, связанных с лишением свободы. Эффективность применения наиболее репрессивных уголовно-правовых мер в сфере противодействия преступности посягающих на собственность учеными была поставлена под сомнение: решит проблему рецидивной и постпенитенциарной имущественной преступности в области уголовно-правовой охране собственности до сих пор не удалась.
В действительности, в условиях трансформации рыночной экономики для законодателя всегда был актуален постулат о неотвратимости наказания и создания условий для восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан в результате противоправных посягательств.
В этой связи можно выделить подход законодателя Кыргызстана, который отличается от тенденции гуманизации уголовного законодательства, наблюдаемого в России.
Во-первых, для Кыргызстана не свойственна позиция законодателя о некоторой декриминализации преступлений против собственности, то есть применение мер административно-правового характера, путем повышения стоимостных критериев похищенного имущества. Вместе с тем, российский законодатель демонстрирует противоположный подход. Примером этому может служить ст.7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение», когда размер похищенного имущества со ста рублей поэтапно был повышен до 2500 рублей [5; с.74]. Напротив, с момента принятия Кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики стоимостные критерии в ст. 368 КоАО Кыргызской Республики «Мелкое хищение» не претерпели изменений[6; с.149]. Состав правонарушения предусматривает административное наказание за завладение чужого имущества, не превышающего размера одного расчетного показателя, равного 100 кыргызским сомам.
Во-вторых, кыргызский законодатель при конструировании уголовно-правовых предписаний, касающихся преступлений против собственности не использует административно-правовую преюдицию.
В-третьих, в отличие от российского законодателя, который ФЗ-162от 2003 года[7] исключил квалифицирующий признак «повторность»; совершение аналогичного преступления в статьях Особенной части УК Кыргызской Республики такое основание используется кыргызским законодателем.
Наиболее существенные изменения по депенализа-ции норм в главе 21 УК Российской Федерации были предприняты законодателем в связи с введением в действие ФЗ-162 от 8 декабря 2003 года исключивший порядок учета прежней судимости при квалификации преступлений.
В Кыргызской Республике масштабная декриминализация текущего уголовного законодательства была связана с законами от 2007 и 2013 года, которые внесших изменения в редакции статей, в том числе и главы 21 УК Кыргызской Республики «Преступления против собственности». Законодательная конструкция ряда уголовно-правовых норм были дополнены примечаниями, указывающих об исключении уголовной ответственности при возмещении материального ущерба. Пересмотр санкций большинства статей главы 21 УК коснулся того, что были снижены максимальные сроки лишения свободы; уголовно-правовые нормы дополнены альтернативными видами наказаний, не связанных с лишением свободы. Так например, санкция ст.164 УК КР «Кража» была дополнена такими
ОХРАНА СОБСТВЕННОСТИ
Осмоналиев К.М.
видами наказания как «тройной айып» и «публичное извинением с возмещением ущерба».
В рамках реализации Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 год и Указа Президента за №147 от 2014 года[8] предусматривается обновление отраслевого законодательства. В частности в целях либерализации уголовного законодательства приняты новая редакция Уголовного Кодекса и Кодекс о проступках, предусматривающих новую категоризацию преступления, путем деления противоправных деяний на проступки и на преступления. Новое уголовное законодательство вступит в законную силу лишь 1 января 2019 года[9].
По замыслу разработчиков нового уголовного закона, нововведения позволят исключить применение в отношении лиц, совершивших проступки наиболее репрессивные меры (арест; наказание в виде лишения свободы) и исключат правовое последствие как судимость. Положительным моментом можно признать законодательную инициативу о снижении пределов судебного усмотрения при избрании наказаний; исключении так называемых «вилок» в санкции статей уголовного кодекса. Фиксированная таблица наказаний с установлением категорий наказания усложняет юридико-технологическую конструкцию норм уголовного законодательства, но, по мнению авторов, даст возможность избирать судье справедливое наказа-ние[10].
В действительности, сложно давать прогноз об эффективности нового уголовного законодательства Кыргызской Республики. Вместе с тем следует отметить, что предпринимаемые шаги в установлении жестких санкций и ограничение судебного усмотрения будет способствовать повышению качества правоприменительной практики, активизирует принятию новых или обновление действующих интерпретирующих актов высших судебных органов; поднимет уровень общей правовой культуры сотрудников правоохранительных органов; будет способствовать доступности и открытости правовой информации о реализации положений уголовного закона.
Список литературы:
1. Состояние преступности в государствах-участниках Содружества Независимых Государств в I полугодии 2016 года // Официальный портал координационного совета генеральных прокуроров государств-участников содружества независимых государств [Электронный ресурс] URL.: http://www.ksgp-cis.ru/about/obzory/article-4 (Дата обращения: 12.02.2017).
2. Модельный УК для стран СНГ [Электронный ресурс] URL.: http://docs.cntd.ru/document/901781490 (Дата обращения: 12.02.2017).
3. Устинов В.С., Милюков С.Ф. К вопросу о модельном уголовном кодексе содружества независимых государств// Проблемы борьбы с преступностью в современных условиях : Часть 1.Иркутск. 1995.
4. Звечаровский И.Э. Реформа уголовного законодательства России: отечественные традиции и зарубежный опыт// Проблемы борьбы с преступностью в современных условиях: Сб. науч. тр. Ч. 1. Иркутск.1995.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.2014.
6. Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности. Бишкек.2014.
7. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный
кодекс Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)»// Система Гарант: URL.: http://base.garant.ru/12133485/#ixzz4ZtLDxH9M (Дата обращения: 12.01.2017).
8. Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Российская газета. 3 декабря 2012 г.
9. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 год // Официальный сайт Президента Кыргызской Республики [Электронный ресурс] URL.: http://www.president.kg/ ru/news/ukazy/1466_tekst_natsionalnoy_strategii_ustoych ivogo_razvitiya_kyirgyizskoy_respubliki_na_period_2013-2017_godyi/ (Дата обращения: 12.02.2017).
10. Указ Президента Кыргызской Республики от 8 августа 2012 года «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике // Портал правовой информации Министерства Юстиции Кыргызской Республики http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/61388? cl=ru-ru(Дата обращения: 12.02.2017).
11. Официальный сайт Президента Кыргызской Республики [Электронный ресурс] URL.: http://www.presi-dent.kg/ru/news/9175_podpisan_zakon_o_vvedenii_v_dey stvie_ugolovnogo_kodeksa_kyirgyizskoy_respubliki_kode ksa_kyirgyizskoy_respubliki_o_prostupkah_ugolovno-protsessualnogo_kodeksa_kyirgyizskoy_respubliki_ugolov no-ispolnitelnogo_kodeksa_kyirgyizskoy_respubliki/ (Дата обращения: 12.02.2017).
12. Уголовный Кодекс Кыргызской Республики от 3 января 2017 года //Эркин-Тоо. №17-18 от 8 января 2017 г.