Научная статья на тему 'Содержание типовых элементов матрицы межведомственных стандартов антинаркотической профилактической деятельности'

Содержание типовых элементов матрицы межведомственных стандартов антинаркотической профилактической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
профилактика / наркотические средства / стандарт / взаимодействие / исполнительная власть / деятельность / prevention / narcotic drugs / standard / interaction / executive / power / activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глеб Николаевич Василенко

Статья содержит авторское обоснование возможной структуры и содержания федерального межведомственного стандарта профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, устанавливающего единые требования к осуществлению комплексной антинаркотической профилактической деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Глеб Николаевич Василенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of typical elements of the matrix of interdepartmental standards for anti-drug preventive activities

The article contains the author’s substantiation of the possible structure and content of the federal interdepartmental standard for the prevention of illegal consumption of narcotic drugs and psychotropic substances, which establishes uniform requirements for the implementation of comprehensive anti-drag preventive activities in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Содержание типовых элементов матрицы межведомственных стандартов антинаркотической профилактической деятельности»

Научная статья ■УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-34-39 EDN: https://elibrary.ru/yknksn NIION: 2015-0066-1/24-897 MOSURED: 77/27-011-2024-01-096

Содержание типовых элементов матрицы межведомственных стандартов антинаркотической профилактической деятельности

Глеб Николаевич Василенко

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, svaral945@gmail.com

Рецензент: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Д. Н. Шурухиова

Аннотация. Статья содержит авторское обоснование возможной структуры и содержания федерального межведомственного стандарта профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, устанавливающего единые требования к осуществлению комплексной антинаркотической профилактической деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: профилактика, наркотические средства, стандарт, взаимодействие, исполнительная власть, деятельность

Для цитирования: Василенко Г. Н. Содержание типовых элементов матрицы межведомственных стандартов антинаркотической профилактической деятельности // Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 34-39. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-34-39. EDN: YKNKSN.

Original article

The content oftypical elements ofthe matrix ofinterdepartmental standards for anti-drug preventive activities

Gleb N. Vasilenko

Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, svaral945@gmail.com

Reviewer: Professor of the Department of Administrative Law

of the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after VYa. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor D. N. Shurukhnova

Abstract. The article contains the author's substantiation of the possible structure and content of the federal interdepartmental standard for the prevention of illegal consumption of narcotic drugs and psychotropic substances, which establishes uniform requirements for the implementation of comprehensive anti-drag preventive activities in the Russian Federation.

Keywords: prevention, narcotic drugs, standard, interaction, executive, power, activity

For citation: Vasilenko G. N. The content of typical elements of the matrix of interdepartmental standards for anti-drug preventive activities. Bulletin of economic security. 2024;(l):34-9. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-34-39. EDN: YKNKSN.

В ходе реализации антинаркотической политики в 2010-2020 годах наркоситуация в стране стабилизировалась, однако распространенность употребления химических и фармакологических средств, негативно влияющих на физическое и психическое состояние человека и вызывающих болезненное пристрастие, приводящее к зависимости среди несовершеннолетних и молодежи,

© Василенко Г. Н., 2024

продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих необходимость организации активного противодействия. Вместе с тем необходимо учитывать, что деятельность специальных служб и экстремистских, в том числе националистических, организаций иностранных государств, причастных к незаконному производству и контрабанде

JURISPRUDENCE

наркотиков, также способствует их незаконному распространению в Российской Федерации.

Сложившееся положение требует принятия решительных мер по модернизации государственного управления и повышения эффективности системной работы соответствующих субъектов в сфере профилактического воздействия, направленного на противодействие незаконному потреблению наркотиков и их прекурсоров.

Успешное решение уполномоченными субъектами поставленных задач по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (далее - НС и ПВ) напрямую зависит от должной организации их деятельности. Результативность функционирования субъектов исполнительной власти обеспечивается необходимыми ресурсами, полнотой и своевременностью принимаемых соответствующими государственными структурами управленческих решений, а также степенью координации общих усилий профилактического характера.

В целях научно-методического сопровождения реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года [4] в части включения в число показателей системы мониторинга наркоситуации оценки состояния профилактической деятельности и ее эффективности необходимо разработать научно обоснованный межведомственный стандарт деятельности по профилактике незаконного потребления и оборота НС и ПВ.

Необходимость выработки стандартизированных направлений и показателей результатов осуществления профилактической антинаркотической деятельности в отношении определенных категорий объектов профилактики позволяют и делают целесообразным наглядное представление о целях, задачах, итоговых характеристиках осуществления комплексной антинаркотической деятельности в обобщенном виде в форме матрицы. Матричная форма имеет ряд преимуществ, среди которых: компактность, конкретность, наглядность и структурированность. Все эти качества позволяют субъекту профилактики, с одной стороны, получить значимую информацию о профилактической антинаркотической деятельности в концентрированном виде, а с другой -оперативно корректировать наполнение отдельных блоков в зависимости от изменения факторов, влияющих на состояние антинаркотической защищенности.

В предлагаемой матрице стандарта по строкам представлены категории (группы) населения с буквенной идентификацией, объединенного по признаку возраста, когда речь идет о несовершеннолетних или обучающихся, и по признаку положения в обществе, в случае анализа трудоспособного населения.

Таким образом, предусмотрены следующие категории (группы) объектов профилактики:

группа (А) - лица в возрасте 7-11 лет; группа (Б) - лица в возрасте 12-16 лет; группа (В) - лица в возрасте 17-21 года / учебные коллективы (студенты образовательных организаций

среднего профессионального и высшего профессионального образования, курсанты военных и военизированных образовательных организаций);

группа (Г) - военнослужащие по призыву;

группа (Д) - военнослужащие всех категорий, проходящие военную службу по контракту;

группа (Е) - трудовые коллективы;

группа (Ж) - родители/опекуны (беременные женщины, семьи с детьми раннего и дошкольного возраста 0-6 лет);

группа (3) - лица, находящиеся в местах ограничения или лишения свободы.

В «генеральных» столбцах матрицы представлены характеристики социума, соответствующие каждому из типов социального (асоциального) поведения. Для них введена цифровая идентификация (от 1 до 5) (табл. 1).

На пересечении определенной строки и столбца - в ячейке матрицы определяются особенности целей, задач, основных характеристик, ожидаемых в результате профилактической антинаркотической деятельности по отдельной группе населения с конкретным уровнем социализации.

Структура ячейки матрицы включает в себя: диагностический блок, цель, задачи, общие рекомендации к профилактическому воздействию и его основные результаты.

Содержание структурных элементов каждой ячейки матрицы отражает стандартные требования для осуществления профилактической антинаркотической деятельности в отношении определенных категорией (групп) объектов при первичной, вторичной и третичной профилактике.

Разработка и осуществление мероприятий по медицинской профилактике наркомании должно проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере оборота НС и ПВ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности [1; 2; 3; 6].

Универсальная первичная профилактика - это работа с условно здоровым населением, включающая формирование навыков трезвости, устойчивости - реализуется на популяционном, групповом и индивидуальном уровне.

Селективная первичная профилактика применима к группе «условно здоровых» лиц в случаях нарастания уровня факторов риска, например, в психотравмирую-щих ситуациях - реализуется на групповом и индивидуальном уровне.

Вторичная (селективная) профилактика - работа с группой риска, с лицами, имеющими опыт употребления НС и ПВ; направлена на отказ от потребления НС и ПВ (до формирования синдрома патологического влечения) - реализуется на групповом и индивидуальном уровне.

Третичная профилактика - работа в период реабилитации и ресоциализации во время стойкой ремиссии и

Таблица 1

Структура матрицы стандарта профилактической антинаркотической деятельности ФОИВ

Категория Первичная Первичная Вторичная Вторичная Третичная

объектов

профилактики Социально активное Законопослушное, Девиантное и/или Аддиктивное и/или Делинквентное

поведение правомерное асоциальное маргинальное поведение

(объект поведение поведение поведение (объект привлекался

осуществляет (объект сознательно (объект периодически (объектрегулярно куголовной

общественно подчиняется нарушает нормы нарушает ответственности

полезную, одобряемую общепризнанным административного административное в сфереНОН и/или

государством правилам и нормам, законодательства законодательство регулярно потребляет

и обществом закону) в сфереНОН) в сфереНОН НС и ПВ -

деятельность, (2) (3) и/или состоит на наркозависимый)

объект проявляет специализированных (5)

психологическую учетах и/или

адекватность) допускает

(1) эпизодическое потребление НСиПВ) (4)

(А) Объекты профилактического воздействия и основные характеристики их личности.

Лица Субъекты профилактического воздействия.

в возрасте Ограничения, предъявляемые к содержательному компоненту профилактической деятельности

7-11 лет Диагностический Диагностический Диагностический Мероприятия Мероприятия

блок. блок. блок. профилактики профилактики

Цель Цель Цель для-указанной для-указанной

профилактического профилактического профилактического категории объектов категории объектов

воздействия. воздействия. воздействия. профилактического профилактического

Задачи. Задачи. Задачи. воздействия воздействия

Общие рекомендации. Общие рекомендации. Общие рекомендации. не предусмотрены. не предусмотрены.

Основные результаты Основные результаты Основные результаты

профилактического профилактического профилактического

воздействия. воздействия. воздействия.

(Б) Объекты профилактического воздействия и основные характеристики их личности.

Лица Субъекты профилактического воздействия.

в возрасте Ограничения, предъявляемые к содержательному компоненту профилактической деятельности

12-16 лет Диагностический Диагностический Диагностический Диагностический Диагно стиче ский

блок. блок. блок. блок. блок.

Цель Цель Цель Цель Цель

профилактического профилактического профилактического профилактического профилактического

воздействия. воздействия. воздействия. воздействия. воздействия.

Задачи. Задачи. Задачи. Задачи. Задачи.

Общие рекомендации. Общие рекомендации. Общие рекомендации. Общие рекомендации. Общие рекомендации.

Основные результаты Основные результаты Основные результаты Основные результаты Основные результаты

профилактического профилактического профилактического профилактического профилактического

воздействия. воздействия. воздействия. воздействия. воздействия.

(В) Объекты профилактического воздействия и основные характеристики их личности.

Лица Субъекты профилактического воздействия.

в возрасте Ограничения, предъявляемые к содержательному компоненту профилактической деятельности

17-21 года/ Диагностический Диагностический Диагностический Диагностический Диагно стиче ский

учебные кол- блок. блок. блок. блок. блок.

лективы (сту- Цель Цель Цель Цель Цель

денты профилактического профилактического профилактического профилактического профилактического

образователь- воздействия. воздействия. воздействия. воздействия. воздействия.

ных организа- Задачи. Задачи. Задачи. Задачи. Задачи.

ций среднего Общие рекомендации. Общие рекомендации. Общие рекомендации. Общие рекомендации. Общие рекомендации.

профессио- Основные результаты Основные результаты Основные результаты Основные результаты Основные результаты

нального профилактического профилактического профилактического профилактического профилактического

и высшего воздействия. воздействия. воздействия. воздействия. воздействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

професси-

онального

образования,

курсанты

военизирован-

ных образова-

тельных

организаций)

JURISPRUDENCE

Продолжение табл. 1

(Г) Военнослужащие по призыву Объекты профилактического воздействия и основные характеристики их личности. Субъекты профилактического воздействия. Ограничения, предъявляемые к содержательному компоненту профилактической деятельности.

Диагно стиче ский блок. Цель профилактического воздействия. Задачи. Общие рекомендации. Основные результаты профилактического воздействия. Диагностический блок. Цель профилактического воздействия. Задачи. Общие рекомендации. Основные результаты профилактического воздействия. Мероприятия профилактики для указанной категории объектов профилактического воздействия не предусмотрены. Мероприятия профилактики для указанной категории объектов профилактического воздействия не предусмотрены. Мероприятия профилактики для указанной категории объектов профилактического воздействия не предусмотрены.

(Д) Военнослужащие всех категорий, проходящие военную службу по контракту Объекты профилактического воздействия и основные характеристики их личности. Субъекты профилактического воздействия. Ограничения, предъявляемые к содержательному компоненту профилактической деятельности.

Диагно стиче ский блок. Цель профилактического воздействия. Задачи. Общие рекомендации. Основные результаты профилактического воздействия. Диагностический блок. Цель профилактического воздействия. Задачи. Общие рекомендации. Основные результаты профилактического воздействия. Мероприятия профилактики для указанной категории объектов профилактического воздействия не предусмотрены. Мероприятия профилактики для указанной категории объектов профилактического воздействия не предусмотрены. Мероприятия профилактики для указанной категории объектов профилактического воздействия не предусмотрены.

(Е) Трудовые коллективы Объекты профилактического воздействия и основные характеристики их личности. Субъекты профилактического воздействия. Ограничения, предъявляемые к содержательному компоненту профилактической деятельности.

Диагно стиче ский блок. Цель профилактического воздействия. Задачи. Общие рекомендации. Основные результаты профилактического воздействия. Диагностический блок. Цель профилактического воздействия. Задачи. Общие рекомендации. Основные результаты профилактического воздействия. Диагностический блок. Цель профилактического воздействия. Задачи. Общие рекомендации. Основные результаты профилактического воздействия. Диагностический блок. Цель профилактического воздействия. Задачи. Общие рекомендации. Основные результаты профилактического воздействия. Диагностический блок. Цель профилактического воздействия. Задачи. Общие рекомендации. Основные результаты профилактического воздействия.

(Ж) Родители/ опекуны (беременные женщины, семьи с детьми раннего и дошкольного возраста (0-6 лет) Объекты профилактического воздействия и основные характеристики их личности: Беременные женщины. Семьи с детьми раннего и дошкольного возраста (0-6 лет). Субъекты профилактического воздействия. Ограничения, предъявляемые к содержательному компоненту профилактической деятельности.

Диагностический блок. Цель профилактического воздействия. Задачи. Общие рекомендации. Основные результаты профилактического воздействия. Диагностический блок. Цель профилактического воздействия. Задачи. Общие рекомендации. Основные результаты профилактического воздействия. Диагностический блок. Цель профилактического воздействия. Задачи. Общие рекомендации. Основные результаты профилактического воздействия. Диагностический блок. Цель профилактического воздействия. Задачи. Общие рекомендации. Основные результаты профилактического воздействия. Диагностический блок. Цель профилактического воздействия. Задачи. Общие рекомендации. Основные результаты профилактического воздействия.

(3) Лица, находящиеся в местах ограничения или лишения свободы Объекты профилактического воздействия и основные характеристики их личности. Субъекты профилактического воздействия. Ограничения, предъявляемые к содержательному компоненту профилактической деятельности.

Мероприятия профилактики для указанной категории объектов профилактического воздействия не предусмотрены. Мероприятия профилактики для указанной категории объектов профилактического воздействия не предусмотрены. Мероприятия профилактики для указанной категории объектов профилактического воздействия не предусмотрены. Диагностический блок. Цель профилактического воздействия. Задачи. Общие рекомендации. Основные результаты профилактического воздействия. Диагностический блок. Цель профилактического воздействия. Задачи. Общие рекомендации. Основные результаты профилактического воздействия.

далее до полного восстановления - направлена на предотвращение срывов у выздоравливающих больных при отсутствии патологического влечения к НС и ПВ, снижения симптомов заболевания - реализуется на групповом и индивидуальном уровне.

Содержательная часть каждой ячейки матрицы, как ядро профилактического стандарта, отражает позицию каждого федерального органа исполнительной власти, вовлеченного в профилактическую антинаркотическую деятельность.

В рамках разработки стандарта необходимо сформировать в достаточном объеме общие для всех видов профилактики содержательные компоненты, включая объекты профилактического воздействия и основные характеристики их личности; субъекты профилактического воздействия; ограничения, предъявляемые к содержательному компоненту профилактической деятельности.

В целях унифицированного наполнения содержанием структурных элементов соответствующих ячеек матрицы по первичной, вторичной и третичной профилактике предлагается соблюдать указанные выше буквенные и цифровые обозначения.

Например:

«Б» 1 - диагностический блок, цель, задачи, общие рекомендации к профилактическому воздействию и его основные результаты для категории лиц в возрасте 12-16 лет с социально активным поведением (объект осуществляет общественно полезную, одобряемую государством и обществом деятельность, объект проявляет психологическую адекватность) в рамках первичной профилактики;

«Б» 2 - диагностический блок, цель, задачи, общие рекомендации к профилактическому воздействию и его основные результаты для категории лиц в возрасте 12-16 лет с законопослушным, правомерным поведением (объект сознательно подчиняется общепризнанным правилам и нормам, закону) в рамках первичной профилактики;

«Б» 3 - диагностический блок, цель, задачи, общие рекомендации к профилактическому воздействию и его основные результаты для категории лиц в возрасте 12-16 лет с девиантным и (или) асоциальным поведением (объект периодически нарушает нормы административного законодательства в сфере незаконного оборота НС и ПВ) в рамках вторичной профилактики;

«Б» 4 - диагностический блок, цель, задачи, общие рекомендации к профилактическому воздействию и его основные результаты для категории лиц в возрасте 12-16 лет с аддиктивным и (или) маргинальным поведением (объект регулярно нарушает административное законодательство в сфере незаконного оборота НС и ПВ и (или) состоит на специализированных учетах и/или допускает эпизодическое потребление НС и ПВ) в рамках вторичной профилактики;

«Б» 5 - диагностический блок, цель, задачи, общие рекомендации к профилактическому воздействию и

его основные результаты для категории лиц в возрасте 12-16 лет с делинквентным поведением (объект привлекался к уголовной ответственности в сфере незаконного оборота НС и ПВ и (или) регулярно потребляет НС и ПВ - наркозависимый) в рамках третичной профилактики.

Для отдельных категорий объектов профилактическое воздействие в рамках первичной (1, 2), вторичной (3,4) или третичной (5) профилактики не целесообразно.

Так, например, не предусмотрены профилактические мероприятия для категорий объектов профилактического воздействия «А» 4 и «А» 5 в силу возраста про-филактируемых лиц.

В силу специального статуса профилактируемых лиц не предусмотрены мероприятия по вторичной (3, 4) и третичной (5) профилактике:

для курсантов военных и военизированных образовательных организаций (категория «В»);

военнослужащих по призыву (категория «Д»); военнослужащих всех категорий, проходящие военную службу по контракту (категория «Г»);

представителей отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной источником повышенной опасности, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. № 394 [5] (категория «Е»),

В силу специального статуса профилактируемых лиц не предусмотрены мероприятия по первичной (1,2) и вторичной (3) профилактике для лиц, находящиеся в местах ограничения или лишения свободы [7].

Предложенная модель стандартизации обладает свойством универсальности, что дает возможность ее коррекции, дальнейшего совершенствования с учетом трансформации конкретных управленческих задач, а также использования в отношении объектов профилактической деятельности в самых различных сферах.

Список источников

1. Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 27.06.2016, № 26 (часть I), ст. 3851.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.

4. Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2011 г. № 394 «Об утверждении перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией» // СПС «Консультант-Плюс».

6. Приказ Минздрава России от 6 октября 2014 г. № 581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» // СПС «Консультант-Плюс».

7. Приказ Минюста России от 28 декабря 2017 г. № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» // СПС «КонсультантПлюс».

References

1. Federal Law of the Russian Federation No. 3-FZ of January 8, 1998 «On Narcotic Drugs and Psychotropic substances» // SPS «ConsultantPlus».

2. Federal Law of the Russian Federation No. 182-FZ dated June 23, 2016 «On the Basics of the Crime Prevention System in the Russian Federation» // Collection

of Legislation of the Russian Federation, 06/27/2016, No. 26 (Part I), Art. 3851.

3. Federal Law of the Russian Federation No. 323-FZ dated November 21, 2011 «On the Basics of protecting the health of Citizens in the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation, 11/28/2011, No. 48, Art. 6724.

4. Decree of the President of the Russian Federation of November 23,2020 No. 733 «On approval of the Strategy of the State anti-drug policy of the Russian Federation for the period up to 2030» // SPS «ConsultantPlus».

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated May 18, 2011 No. 394 «On approval of the list of certain types of professional activities and activities related to a source of increased danger, the occupation of which is restricted for drug addicts» // SPS «ConsultantPlus».

6. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 581n dated October 6, 2014 «On the procedure for conducting preventive medical examinations of students in general education organizations and professional educational organizations, as well as educational institutions of higher education for the purpose of early detection of illegal consumption of narcotic drugs and psychotropic substances» // SPS «ConsultantPlus».

7. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 285 dated December 28, 2017 «On approval of the Procedure for organizing medical care for persons in custody or serving a sentence of imprisonment» // SPS «ConsultantPlus».

Информация об авторе

Г. H. Василенко - заместитель начальника кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author G. N. Vasilenko - Deputy Head of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Candidate ofLegal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 15.09.2023; одобрена после рецензирования 20.11.2023; принята к публикации 16.01.2024.

The article was submitted 15.09.2023; approved afterreviewing 20.11.2023; acceptedforpublication 16.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.