Научная статья на тему 'Содержание технической подготовки юных футболистов групп НП'

Содержание технической подготовки юных футболистов групп НП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
техническая подготовка / группа НП (начальной подготовки) / юный футболист / техническая оснащенность / подготовка спортивного резерва. / technical training / IT group (initial training) / young football player / technical equipment / prep-aration of sports reserve

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мушников Л. Л., Филатова Н. П.

Этап начальной подготовки в футболе является фундаментальной основой формирования и станов-ления спортсмена высокой квалификации. Содержание и направленность тренировочного воздействия в структуре технической подготовки определяет полноту и вариативность действий юного футболиста в условиях высокого уровня противоборства и изменчивости внешней среды. Анализ технической подго-товки на этапе начального обучения является необходимым шагом для оптимизации процесса обучения юных футболистов групп НП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE TECHNICAL TRAINING FOR YOUNG SOCCER PLAYERS OF THE INITIAL TRAINING GROUPS

The stage of initial training in football is the fundamental basis for the formation of a highly qualified athlete. The content and orientation of the training impact in the structure of technical training determines the complete-ness and variability of the actions for a young football player in conditions of a high level of confrontation and environmental variability. An analysis of technical training at the initial training stage is a necessary step to optimize the training process for young soccer players of IT groups.

Текст научной работы на тему «Содержание технической подготовки юных футболистов групп НП»

114_TECHNICAL SCIENCE / <<Ш1ШадиМ"^©иГМа1>>#27Ш,20]9

УДК 766/799

Мушников Л.Л., Филатова Н.П.

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск, Россия DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11042

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ГРУПП НП.

Mushnikov L.L., Filatova N.P.

Siberian State University of Physical Education and Sport, Omsk, Russia

THE CONTENT OF THE TECHNICAL TRAINING FOR YOUNG SOCCER PLAYERS OF THE

INITIAL TRAINING GROUPS.

Аннотация

Этап начальной подготовки в футболе является фундаментальной основой формирования и становления спортсмена высокой квалификации. Содержание и направленность тренировочного воздействия в структуре технической подготовки определяет полноту и вариативность действий юного футболиста в условиях высокого уровня противоборства и изменчивости внешней среды. Анализ технической подготовки на этапе начального обучения является необходимым шагом для оптимизации процесса обучения юных футболистов групп НП.

Abstract

The stage of initial training in football is the fundamental basis for the formation of a highly qualified athlete. The content and orientation of the training impact in the structure of technical training determines the completeness and variability of the actions for a young football player in conditions of a high level of confrontation and environmental variability. An analysis of technical training at the initial training stage is a necessary step to optimize the training process for young soccer players of IT groups.

Ключевые слова: техническая подготовка, группа НП (начальной подготовки), юный футболист, техническая оснащенность, подготовка спортивного резерва.

Key words: technical training, IT group (initial training), young football player, technical equipment, preparation of sports reserve.

Структура подготовки спортивного резерва -сложный и многофакторный процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых обусловлен рядом физиологических, биологических, психологических и иных факторов развития двигательных и специальных умений и навыков [15]. Подготовка юных футболистов рассматривается как последовательный и перманентный процесс обучения, содержащий в себе набор необходимых механизмов для усвоения материала, адекватно соответствующего условиям развития спортсменов на определенном этапе их обучения [36].

Этап начальной подготовки юных футболистов является важнейшей частью в системе воспитания высококвалифицированного спортсмена для эффективного ведения соревновательной деятельности. Задачи, решаемые на данном этапе, должны опираться на достижение главной цели - формирование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей и сенситивных периодов развития юных футболистов, которые впоследствии станут ориентировочной основой для совершенствования спортивного мастерства. Этап начальной подготовки отмечен как наиболее благоприятный для развития технического мастерства и формирования комплексной технической и двигательной оснащенности юного футболиста [2,6,9,19,21,31,36,39].

Необходимо выделить значимость фактора правильной педагогической структуры изучения отдельно-взятых технических элементов и освоения двигательных умений на данном этапе обучения. Соблюдение последовательности и системности в обучении является главными принципами педагогического процесса, которое определяет его эффективность [7]. В этой связи необходимо проанализировать не только содержание технической подготовки юных футболистов групп НП (начальной подготовки), но и определить оптимальные средства воздействия на обучающихся с целью повышения эффективности процесса обучения и увеличения эффективности технического мастерства.

Отметим, что в научном мире ведется непрерывный поиск методов оптимизации технической подготовки юных футболистов. Были разработаны методические приемы техники ведения мяча [4]; изучены особенности технической подготовки юных футболистов на основе направленного развития функции вестибулярного анализатора [29]; структурирована и оптимизирована система подготовки спортивного резерва в футболе, в том числе затрагивающая период начального обучения [10,15,20] ; выделены наиболее значимые возрастные периоды для освоения элементов технической подготовки и развития технического мастерства [37]; проведен структурный анализ соревнователь-

ной деятельности для выявления наиболее значимых факторов технической подготовки юных футболистов на данном этапе обучения [31]; разработаны методики технической подготовки с учетом необходимости совершенствования координационных способностей и учёта асимметрии развития двигательной функции юных футболистов групп НП [6,9,39]; разработана классификация техники футбола [19].

Структура технической подготовки юных футболистов групп НП рассматривается с точки зрения ее взаимосвязи с другими аспектами оказываемого тренировочного воздействия на спортсменов и с учетом детерминированных факторов:

• Взаимосвязь технической подготовки и соревновательной деятельности - структура тренировочного процесса опирается на специфику СД футболистов и основывается на результатах анализа качественных и количественных параметров совершаемых технико-тактических действий [15,17,31];

• Взаимосвязь учёта морфологических и физиологических индивидуальных признаков юных футболистов и структуры их технической подготовки на начальном этапе обучения [6,12,23,36];

• Взаимосвязь дифференцированного развития координационных способностей юных футболистов и процесса технической подготовки [9,39];

• Взаимосвязь эффективной технической подготовки юных футболистов с акцентированным использованием игровых средств, приближенных к соревновательной деятельности [18].

В связи с непрерывно возрастающей тенденцией увеличения интенсивности соревновательного процесса в профессиональном футболе исследования, проводимые в рамках совершенствования структуры и содержания подготовки спортивного резерва, также посвящены вопросам физической подготовки юных футболистов.

При этом в предлагаемых методиках иерар-хично главенствующие позиции занимает рассмотрение вопроса оптимизации и разработки средств и методов физической подготовки как фундаментальных факторов, напрямую влияющие на эффективность усвоения и совершенствования обучающимися технических элементов игры [27,32,35,38]. В данном случае приоритетное направление процесса обучения занимает решение задач, связанных в первую очередь с формированием основы двигательных действий как комплекса системы передвижений при наименее затрагиваемых усилиях.

С точки зрения физиологического развития, в период 7-9 лет происходит поступательное развитие механизмов энергетического обеспечения с преимуществом аэробных систем [3, стр. 213]. Содержание начального этапа обучения в спортивных играх характеризуется невысокими физическими нагрузками для более точного и эффективного усвоения комплекса различных движений, имеющих разную в силу специфики вида спорта биомеханическую структуру [30, стр. 535]. и, как следствие, определенный уровень сложности запоминания обучающимися информации о содержании

изучаемого двигательного действия и технического элемента [7].

Наблюдаемая картина отставания российских профессиональных футболистов в уровне технической подготовки по сравнению с иностранными спортсменами в матчах самого высокого уровня позволяет предположить, что на этапе начальной подготовки недостаточное внимание уделяется не только процессу обучения специальным элементам в структуре технической подготовки, но и освоению двигательных умений и навыков. В результате формирования неправильной ориентировочной основы двигательных действий и технической подготовки в дальнейшем это перерастает в сформированную систему спортивного мастерства с наличием большого количества недостающих элементов, не позволяющая в полной мере раскрыть имеющийся спортивный потенциал профессионального игрока.

Техническая подготовка юных футболистов на этапе начального обучения должна иметь определенную структуру и последовательность для эффективного и рационального овладения основными элементами игры [15,36]. Она должна иметь не только системную последовательность в процессе обучения, но и дифференцировать элементы по степени необходимости изучения, сложности выполнения и освоения смысловой структуры действий для формирования технического комплекса [1,6,19,25]. А. Паппонетти [2] выделяет процесс обучения техники владения мячом при взаимодействии с партнерами и использовании инструментов создания высокой степени ситуативности внешней соревновательной среды как базовый элемент совершенствования технического мастерства юных футболистов на этапе начальной подготовки.

Обучение технике ведения мяча, а также изучение и дальнейшее использование элементов индивидуальных действий, - обводки - для дальнейшего роста и успешного ведения соревновательной деятельности следует проводить с учётом взаимосвязи структуры СД в возрасте 8-10 лет, установленной необходимостью и наиболее благоприятного сенситивного периода в структуре технической подготовки юных футболистов групп НП [36]. Педагогический процесс обучения двигательным действиям и техническим приемам игры юных футболистов на этапе начальной подготовки в настоящее время также оптимизируется с помощью внедрения современных технологических методов, позволяющие варьировать и создавать различные пространственно-временные характеристики при моделировании определенных игровых ситуаций для решения текущих двигательных и игровых задач юных футболистов групп начальной подготовки [2].

Процесс обучения техническим элементам и индивидуализация физического развития юных футболистов с использованием их непрерывного взаимодействия и противоборства при игре на ограниченном пространстве и в малых командах на этапе начальной подготовки в современной практике подготовки спортивного резерва в футболе

рассматривается как одно из средств повышения не только уровня технической подготовленности , но и возможность увеличения разносторонности технико-тактических действий в исследуемом возрастном периоде [12,18,35].

С учетом существующих проблем дидактической части процесса обучения двигательным действиям и техническим элементам юных футболистов, практическая реализация подобных методов формирует неполноту сформированных представлений и умений для их дальнейшего совершенствования и практического применения в условиях непрерывно изменяющейся среды соревновательной деятельности и необходимости большого количества вариаций изученных движений [14,19].

Как было отмечено ранее, процесс технической подготовки юных футболистов групп НП напрямую связан с развитием двигательных умений, позволяющие увеличить эффективность и точность в обращении с мячом. Чем больше вариативность передвижений юного спортсмена - тем выше уровень его технического оснащения и проявляемая разносторонность технико-тактических действий [9,16]. Использование упражнений для развития координационных способностей благоприятно воздействуют на темпы усвоения новых двигательных действий и элементы технической подготовки юных футболистов [33]. При этом необходимо учитывать структурную сложность выполняемого действия при решении двигательной задачи в процессе освоения технического элемента - она должна адекватно соответствовать:

• физическим возможностям обучаемого;

• уровню обучаемости юного спортсмена -возможность определять ООТ действия;

• условиям, при которых использование данного элемента будет соответствовать логике и содержанию соревновательной деятельности [24].

В возрасте 8-10 лет развитие «чувства мяча» целесообразнее проводить при помощи использования различных видов перемещений в максимально возможном и доступном для юных футболистов темпе [36]. В данном случае средством развития их координационных способностей выступает фактор непрерывной смены опоры: юный футболист посредством перемещения с мячом в невысоком темпе на этапе разучивания каждого элемента изучает возможности движения в его различных вариативных направлениях, при этом любое из них в дальнейшем может широко применяться для решения конкретного вида игровых задач.

При определении уровня сложности выполняемого или разучиваемого юным футболистом действия с мячом огромную роль играет формирование правильной ориентировочной основы, которая должна учитывать не только этапы основной структуры обучения двигательного действия [7], но и характеристику внедряемого в него технического элемента. Детальное изучение двигательного действия или технического элемента, которые имеют четкую структуру и последовательность их выполнения с мячом, позволяет юному футболисту развивать

умение самостоятельно определять основные фазы перемещений и смены опоры под воздействием фактора контроля мяча, требующего от него концентрировать внимание на нескольких решаемых в ходе выполнения движения двигательных задач. Однако отсутствие методики дифференциации нагрузок повышенной координационной сложности для юных футболистов групп НП [9], классификации действий передвижений с мячом, а также описательной шкалы, способная оценить сложность и содержание выполнения технического элемента в перемещениях с мячом, затрудняют оптимизацию технической подготовки на этапе начального обучения.

С учётом общепринятой структуры технической подготовки юных футболистов и необходимости изучения всего многообразия специальных приемом и элементов игры и возрастной динамики проявления, и развития различных способностей и умения проявлять быстроту и точность двигательных действий с мячом и без него, Б. Г. Чирва [36,37] выделил 3 основные задачи многолетней технической подготовки юных футболистов:

1) развить "чувство мяча" - обучение умению доставлять мяч по заданному направлению и дифференциации усилий при выполнении различных движений с ним;

2) обучить различным способам выполнения игровых действий с мячом - тренировка техники "эпизодов игры";

3) адаптировать усвоенные технические навыки к изменениям уровня развития двигательных качеств и функциональных возможностей и к условиям игр "взрослого футбола".

В возрасте 8-10 лет наблюдается активный рост двигательных способностей, в первую очередь обусловленный совершенствованием функций нервно-мышечной и эндокринной систем, а также естественно повышенной физической активностью на данном этапе развития организма [34, стр. 375]. Возраст 7-10 лет отмечен как наиболее оптимальный для формирования произвольных движений: на данном возрастном этапе существуют особенно благоприятные психофизиологические предпосылки для их формирования и быстрого освоения. Формирование центральных механизмов управления движениями в 7—10 лет идет на фоне онтогенетического развития самих движений, которые становятся одновременно более дифференцированными и интегрированными и в то же время более стабильными и менее зависимыми от влияния различных факторов [3, стр. 370]. В данном случае у детей возрастает «двигательная чувствительность» [5]. Ее быстрые темпы развития создают благоприятные условия для эффективного обучения умению дифференцировать усилия при осуществлении касания мяча. Именно в данный возрастной период необходимо использовать суммарный эффект двух факторов - тренировочное воздействие улучшения «чувства мяча» накладывается на высокие темпы развития двигательной чувствительности [36].

Эффективность технической подготовки юных футболистов групп НП также определяется планированием последовательных этапов изучения ее элементов и отдельно-взятых аспектов [8,19]. Взаимосвязь этапов обучения и перенос ранее изученного материала для совершенствования уровня технического мастерства на этапе начальной подготовки являются главными составляющими педагогического процесса.

Отмечено, отсутствие структурной связи между изучаемыми двигательными действиями и специальными техническими элементами ведёт к разрозненности и отсутствию целостности при их выполнении, что в конечном счете образует неполноту «технической базы», которая сказывается на эффективности соревновательной деятельности юных футболистов [15,22,31]. В данном случае можно говорить об отсутствии системности обучения техническим элементам, соответствующие психологической и двигательной способностям юных футболистов на этапе начальной подготовки в определенных возрастных периодах. Структура изучения специальных элементов в процессе технической подготовке юных футболистов групп НП может состоять из возрастных этапов, каждый из которых решает определенные задачи.

Так, в возрасте 8 лет основным приоритетом в обучении является ознакомление юных футболистов с высоким разнообразием технических приемов игры в футбол, изучение основных элементов в стандартных условиях, характеризующиеся невысоким уровнем интенсивности и скорости выполнения [15,20,31]. На этапе начальной подготовки в возрасте 9 лет процесс обучения техническим элементам должен опираться на индивидуальные особенности обучающихся при изучении отдельно -взятых технических приемов и элементов игры. Основной акцент делается на структурное содержание движения, а не на форму его выполнения как показатель уровня восприятия исходящей от тренера информации, которую он в свою очередь дает юным футболистам в виде демонстрации выполнения или «показа» изучаемого двигательного действия.

Детализированный рассказ и показ могут восприниматься детьми целостно и создавать предпосылки для формирования у них правильной ориентировочной основы выполнения технического элемента для его совершенствования и дальнейшего практического применения [20,21,22,25]. Необходимость осмысления каждого изучаемого элемента является важным шагом для его дальнейшего преобразования в удобный и наиболее подходящий для юного футболиста способ выполнения.

Даже ведение мяча по прямой без наличия факторов внешнего сопротивления во время тренировочных занятий и соревновательного процесса не может выполняться юными футболистами стилистически одинаково: например, разная длина шага и частота касания мяча определяется индивидуальными морфологическими признаками каждого спортсмена [20].

В возрасте 10 лет на этапе начальной подготовки изучение технических элементов юными футболистами, помимо обучения более сложноко-ординационным движениям и формирования прочной ориентировочной основы ранее изученных технических приемов, должно опираться на умение самих спортсменов выявлять структурные закономерности каждого двигательного действия для создания «индивидуальной» техники их выполнения для решение технико-тактических задач соревновательной деятельности [20,26].

При этом упор делается на предоставление теоретической информации, сопровождающейся показом и демонстрацией выполняемого технического элемента и двигательного действия. Двигательное действие может быть изучено расчлененным методом [7] для формирования представления юного футболиста о его структуре с целью выделения наиболее важных опорных точек и дальнейшего преобразования, исходя из формирующийся индивидуальности техники выполнения изучаемых элементов.

Способы освоения изучаемого технического элемента в этом возрасте должны варьироваться в ходе тренировочного процесса и тем самым способствовать развитию умения у юных футболистов определять наиболее оптимальные пространственно-временные периоды для его эффективного использования на практике. Разучивание структуры технического элемента может происходить с использованием широкого разнообразия методических приемов: исходящие от тренера звуковые сигналы, а также демонстрация различных предметов и жестов, направленные на зрительную реакцию юных футболистов, могут указывать направление движения с помощью изучаемого технического элемента или изменение внешних условий, а также моделируемой игровой ситуации при тренировке индивидуальных действий [13].

Практическое овладение техническим приёмом и элементом игры происходит в постепенно нарастающем ритме и интенсивности выполнения. Появление оказываемого пассивного сопротивления со стороны соперника, позволяет моделировать игровые эпизоды, в которых юный футболист может применить изучаемый элемент для решения двигательной и игровой задач.

На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования технического приёма происходит увеличение скорости выполнения, а также усложняются создаваемые условия при более активном сопротивлении со стороны оппонентов. В такой ситуации появляются предпосылки для формирования у юного спортсмена прочного знания об изученном элементе и технической и двигательной точности его выполнения в условиях моделируемой соревновательной деятельности. В данном случае развиваемое «чувства мяча» сопряжено с тренировкой «чувства движения» и «внешней ориентации» [20,28,36].

Процесс обучения юных футболистов групп НП основным элементам игры в структуре технической подготовки решает одну из главных задач в

системе тренировки спортивного резерва - он формирует первоначальный фундамент, являющийся главным фактором развития технического мастерства дальнейшей соревновательной разносторонности действий юного футболиста. Оптимизация процесса обучения техническим элементам достигается благодаря его последовательности и использования рациональных методов для достижения необходимого эффекта.

Рациональность освоения новых двигательных умений и технических приемов игры в свою очередь определяется физической и координационной готовностью юных футболистов к их успешному освоению [6,9,19,32,35,38,39]. Любое двигательное действие и технический элемент имеют собственную структуру, которые имеют ориентировочную основу выполнения и основные опорные точки, позволяющие определить оптимальные способы изучения и практической реализации усвоенного материала [7]. Важно также учитывать фактор абсолютно неоднородного показателя познавательных способностей юных футболистов на начальном этапе обучения, которые влияют на эффективность обучения различным двигательным действиям [40,41]. В данном случае возрастает необходимость дифференциации процесса обучения техническим приёмам игры с целью формирования «полной базы» специальных элементов, наличие или отсутствие которой впоследствии проявляется на более поздних этапах многолетней технической подготовки юного футболиста и отражается на уровне его спортивного мастерства [6,15,18,31,36,37].

Таким образом, результаты проведенного анализа технической подготовки юных футболистов групп НП позволили установить следующее:

- умение перемещаться с мячом является одним из основных элементов технической подготовки юных футболистов групп НП с учетом важности его поэтапного переноса в структуре многолетней подготовки;

- этап начальной подготовки является наиболее благоприятным периодом развития «чувства мяча» с использованием средств, направленные на приобретение юным футболистом умения вариативно перемещаться с мячом, которое предопределяет его технико-тактическую разносторонность действий;

- процесс обучения перемещению с мячом в структуре технической подготовки юных футболистов групп НП напрямую зависит от уровня развития двигательных умений и навыков.

Список использованной литературы.

1. Аль Рубайе Нухад Х Аббас. Методика технической подготовки футболистов на основе развития способности к дифференцированию мышечных усилий: автореферат дис. ... кан. пед. наук: 13.00.04 / Аль Рубайе Нухад Х Аббас: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2016. - 23 с.

2. Афоньшин В.Е. Обучение юных футболистов технике ведения мяча и обводки с применением интерактивного тренажерного комплекса: автореферат диссертация ...кан.пед.наук : 13.00.04 /Афоньшин Владимир Евгеньевич :Волгогр. гос. акад. физ. культуры. - Казань, 2018. - 24 с.

3. Безруких М.М. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. - Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.

4. Бен Лакреш Ж. Э. Техника ведения мяча футболистами разного возраста и методические приёмы её совершенствования: автореферат дис ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ж.Э. Бен Лакреш. - М., 1986. - 21 с.

5. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность // Под ред. О. Г. Газенко; изд. подгот. И. М. Фейгенберг — М.: Наука, 1990. — 494 с.

6. Богданец В. В. Методика начального обучения технике владения мячом на основе асимметрии развития двигательной функции у юных футболистов 7-10 лет: автореферат дис. ... кан. пед. наук: 13.00.04 / Смол. гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск, 2005. - 18 с.

7. Боген М. М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика. - М: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2019. - 226 с.

8. Головомазов С.В., Чирва Б. Г. Теория и методика футбола // Техника игры: М.. - ТВТ Дивизион, 2008. - 476 с.

9. Григорьян М. Р. Техническая подготовка юных футболистов с учетом дифференцирования специализированных нагрузок повышенной координационной сложности: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2009. - 24 с.

10. Губа В. П. Интегральная подготовка футболистов: учебное пособие. // В. П. Губа, А. В. Лек-саков, А. В. Антипов. - Советский спорт, 2010. -208 с.

11. Губа В. П., Лексаков А. В. Теория и методика футбола: учебник // Под ред. В. Губы, А. В. Лексакова. - М.: Советский спорт,2013. - 536 с.

12. Губернский А. Н. Индивидуализация спортивной подготовки юных футболистов: диссертация ... кан. пед. наук: 13.00.04 / Губернский Андрей Николаевич: Моск. ун-т МВД РФ. -Москва, 2013. - 199 с.

13. Драндров Г.Л., Плешаков А.А. Технико-тактическая подготовка юных футболистов. // Журнал "Современные проблемы науки и образования". - 2019, №3 - с 1-8.

14. Драндров Г.Л., Кудяшева А.Н., Кудяшев Н.Х. Перспективные направления совершенствования технической подготовки юных футболистов. //

Современные проблемы науки и образования. -2018. № 3. - с. 106.

15. Золотарев А. П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: автореферат дис ... доктора педагогических наук: 13.00.04. - Краснодар, 1997. - 50 с.

16. Золотарев А.П., Шиянов Г.П., Проскуряков Е.С. Инновационные подходы к оценке координационной сложности специализированных нагрузок юных футболистов в условиях соревновательной деятельности // Журнал "Сфера услуг: инновации и качество". - 2013, № 12. - с. 6.

17. Ивасев В. З. Технико-тактическая подготовка юных футболистов с учетом разносторонности соревновательных действий: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Краснодар, 2001. - 126 с.

18. Корзун Д.Л. Технико-тактическая подготовка футболистов 8 - 10 лет на основе акцентированного использования игровых средств: автореферат дис. ... кан. пед. наук: 13.00.04 / Корзун Дмитрий Леонидович: Волгогр. гос. акад. физ. культуры.

- Волгоград, 2013. - 24 с.

19. Кудяшев Н. Х. Техническая подготовка юных футболистов на начальном этапе обучения: автореферат дис. ... кан. пед. наук: 13.00.04 / Кудяшев Наиль Хасанович: Кам. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Набережные Челны, 2011.

- 23 с.

20. Кузнецов А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера. // I этап (8—10 лет) — М.: Олимпия, Человек, 2007. — 112 с.

21. Лапшин О. Б. Теория и методика подготовки юных футболистов: методическое пособие / О. Б. Лапшин. - Москва: Человек, 2010. - 174 с.

22. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов: метод. пособие / О.Б. Лапшин. — М.: Человек, 2014. — 177 с.

23. Лымарь А. О. Техническая подготовка квалифицированных футболистов различных сома-тотипов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Лымарь Александр Олегович: Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. -Краснодар, 2010. - 25 с.

24. Марков К.К. Николаева О.О. Современные направления совершенствования методик обучения двигательным действиям в спорте. //Журнал "Фундаментальные исследования". - 2012. - № 6 (часть 1) - С. 34-38.

25. Паппонетти А. Руководство по технике для футбольных школ // Итальянская федерация футбола: Учебное пособие. - 2004. - 478 с.

26. Петухов А. В. Футбол: формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов: проблемы и пути решения / А. В. Петухов. - Москва: изд-во Совет. спорт, 2006 (Люберцы (Моск. обл.): ПИК ВИНИТИ). - 230, с.

27. Сарсания К.С. Отбор и физическая подготовка юных футболистов: автореферат дис. ... кан. пед. наук: 13.00.04. - Москва, 2003. - 23 с.

28. Селуянов В. Н., Шестаков М. П., Диас С, Ферейра М. Футбол. Проблемы технической подго-

товки: монография / В. Н. Селуянов, М. П. Шестаков, С. Диас, М. Ферейра. — М.: ТВТ Дивизион, 2014. — 104 с.

29. Смирнов A. A. Техническая подготовка юных футболистов на основе направленного развития функции вестибулярного анализатора: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.04 / A.A. Смирнов, 1988. - 189 с.

30. Смирнов В. М. Физиология человека // Учебник. -М. Медицина, 2002. — 608 с.

31. Суворов В. В. Техническая подготовка юных футболистов на основе учета структуры соревновательной деятельности: диссертация ... кан. пед. наук: 13.00.04. - Краснодар, 1996. - 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Сучилин А.А. Начальное обучение игре в футбол детей 8-9 лет: диссертация ... кан. пед. наук.

- Волгоград, 1971. - 175 с.

33. Таран И.И., Сморыго М.М. Совершенствование технической подготовки юных футболистов путём избирательного формирования координационных способностей. // Журнал "Физическая культура, спорт и здоровье." - 2017, № 30. - С. 172-175.

34. Уилмор Д. Х., Костилл Д. Л. Физиология спорта и двигательной активности. // Учебник: пер.с англ. / Д. Х. Уилмор, Д. Л. Костилл. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 504 с.

35. Чернецов М.М. Индивидуализация процесса физической подготовки юных футболистов 812 лет на основе дифференциации соматических типов: диссертация ... кан. пед. наук :13.00.04 / Чернецов Максим Михайлович: Смол. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Смоленск, 2010. - 156 с.

36. Чирва Б. Г. Базовая и профессиональная техническая и тактическая подготовка футболистов: автореферат дис. ... док. пед. наук: 13.00.04 / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. -Москва, 2008. - 48 с.

37. Чирва Б. Г. Учёт особенностей сенситивных периодов в обучении техническим приёмам юных футболистов: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Рос. Гос. академ. физ.культ. и с. - Москва, 1998. - 147 с.

38. Шамардин А.А. Целевая функциональная подготовка юных футболистов: монография / А. А. Шамардин; Волгоградская гос. акад. физ. культуры.

- Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2009. -263 с.

39. Шамонин А. В. Повышение технической подготовки при развитии способностей к сохранению равновесия юных футболистов 7-11 лет: автореферат дис ... кан. пед.наук: 13.00.04 / Шамонин Андрей Валентинович: Моск. гор. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - 22 с.

40. Bozkurt S. Perceptual and Motor Components at Young Football Players // Journal of Education and Training Studies, Vol. 5 - 13; December 2017. - 59 -63 p.

41. Williams A. M., Ericsson, K. A. Perceptual-cognitive expertise in sport: Some considerations when applying the expert performance approach // Human Movement Science. - 2005, 24. - 283 - 307.

© Л.Л. Мушников, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.