SCIENCE TIME
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Кулагов Михаил Михайлович, Филиппова Елена Николаевна, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева, г. Саранск
E-mail: lenyska-77@mail.ru
Аннотация. В зависимости от возраста и квалификации футболистов находятся и средства их подготовки. Высококвалифицированные футболисты обладают одним уровнем физической, технической и тактической подготовленности, взрослые футболисты более низкой квалификации - другим уровнем, юные футболисты - третьим.
К сожалению, проводя занятия с юношами, некоторые тренеры копируют методы, применяемые в работе со взрослыми футболистами, стараясь брать за образец работу с командами мастеров. Такой опыт работы можно частично использовать в занятиях с квалифицированными футболистами, но переносить его в тренировку юношей младшего возраста недопустимо. Занятия без учета возрастных особенностей не только снижают эффективность в достижении желаемых результатов, но могут отрицательно сказаться и на здоровье занимающихся.
В статье приведены результаты исследования, направленного на выявление особенностей спортивной подготовки юных футболистов в группах начальной подготовки.
Ключевые слова: юные футболисты, тренировочный процесс, физическая и техническая подготовка.
Введение
Спортивная подготовка в футболе строится как круглогодичный процесс, имеющий определенные временные промежутки, на которых решаются те или иные основные задачи учебно-тренировочного процесса. Как правило, структура спортивной подготовки имеет крупные стадии, которые, в свою очередь, для
простоты управления учебно-тренировочным процессом, делятся на более мелкие структурные составляющие (этапы, периоды, циклы), на которых непосредственно решаются задачи становления спортивного мастерства футболиста, воспитания физических качеств и способностей, подготовка и участие в соревнованиях [2].
Одним из основных факторов, определяющих возможность достижения высоких спортивных результатов в футболе, является рациональное сочетание уровня развития физических качеств, функциональных показателей и техническая подготовка юных футболистов.
Методика
Подготовка юного футболиста слагается из физической, технической, тактической и морально-волевой подготовки. Однако методы, методические приемы, дозировка упражнений в подготовке юного футболиста имеют существенные специфические особенности.
В ходе исследования нами были получены неоднозначные результаты относительно выявления основных способов ведения мяча (табл.1).
Нами рассматривалось три ситуативных варианта условий, в которых необходимо осуществлять ведение мяча различными способами:
- 1 вариант - распределение времени тренировочного занятия по обучению технике ведения мяча каждому из способов;
- 2 вариант - распределение времени тренировочного занятия, согласно данным о соревновательной деятельности;
- 3 вариант - распределение времени тренировочного занятия по результатам опроса тренеров.
Таблица 1
Распределение способов ведения мяча юными футболистами в различных
ситуативных вариантах условий (в %)
Варианты Способы ведения
Носком Внутренней сто- Внутренней ча- Средней ча- Внешней ча- Всего
1 20 20 20 20 20 100
2 30 22 23 25 0 100
3 0 20 25 20 35 100
Вариант 1 - является следствием отсутствия четкого распределения часов отводимых на обучение ведению мяча в действующих поурочных программах
SCIENCE TIME
для юных футболистов СДЮШОР и ДЮСШ.
Вариант 2 - является показателем практического применения различных способов ведения мяча в играх футболистов 8-10лет.
Вариант 3 - является мнением тренеров-практиков, работающих с юными футболистами, ни один из которых не отмечает необходимости в разучивания такого способа как ведение мяча носком.
Также в начале эксперимента было проведено тестирование, которое позволило определить уровень физической и технической подготовленности у юных футболистов (рис. 1 и рис.2).
Рис. 1 Уровень физической подготовленности юных футболистов контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента
Контрольная группа Экспериментальная группа
Рис. 2 Уровень технической подготовленности юных футболистов контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента
Основные результаты
Анализ результатов исследования позволил нам сделать следующие заключения.
Было выявлено, что уровень физической и технической подготовленности
у юных футболистов контрольной и экспериментальной групп находился на одном уровне. В связи с этим, футболистам экспериментальной группы было предложено тренироваться с добавлением количества занятий, направленных на осуществление ведение мяча различными способами (табл.2).
Таблица 2
Структура основных технических приемов футболистов экспериментальной и контрольной групп на протяжении эксперимента
Технические приемы Количество часов (%)
Экспериментальная группа Контрольная группа
Удары по мячу ногой 9,1 28,8
Удары по мячу головой 8,5 10,9
Обманные движения (финты) 1,8 5,4
Отбор мяча 4,3 7,9
Остановка мяча 7,6 10,6
Ведение мяча различными способами 68,7 36,4
Всего 100 100
Далее после применения занятий по специально разработанной структуре, было проведено повторное тестирование уровня физической и технической подготовленности футболистов контрольной и экспериментальной групп. Результаты тестирования уровня физической и технической подготовленности представлены на рис.3 и рис.4.
Таким образом, на начальных этапах многолетней подготовки, в соревнованиях спортсменов относительно невысокой квалификации, уровень технического мастерства и спортивный результат в целом определяется совершенством базовых движений и действий. Это обуславливает в процессе совершенствования спортивно-технической подготовки, чтобы техника спортсмена отвечала следующим требованиям: эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информированностью для соперника.
Контрольная группа Экспериментальная группа
Рис. 3 Уровень физической подготовленности юных футболистов контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента
Рис. 4 Уровень технической подготовленности юных футболистов контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента
Данные эксперимента показывают, что у футболистов контрольной группы наблюдаются незначительные изменение показателей технической и физической подготовленности во всех тестах, а показатели уровня технических действий и физического развития у юношей экспериментальной группы увеличились значительно.
При сравнении результатов на начало и конец эксперимента было выявлено, что прирост показателей уровня технических действий и физической подготовленности у футболистов экспериментальной группы, после проведения эксперимента составил: тест № 1 - 12,5 %, тест № 2 - 16,8 %, тест № 3 - 8,3 %, тест № 4 - 18,9 %, тест № 5 - 26,8 %.
Результаты эксперимента подтверждают, что от эффективности построения учебно-тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки будут существенно зависеть технические достижения юных футболистов.
SCIENCE TIME
Заключение
Анализ научно-методической литературы показал, что систематические занятия футболом при индивидуализации тренировочного процесса способствуют повышению уровня всех двигательных способностей юных футболистов 8-10 лет [1].
Формирование навыков и умений игры в футбол в ходе многолетнего учебно-тренировочного процесса сочетается с уменьшением влияния морфофункциональных особенностей на эффективность игровой деятельности, при усилении роли двигательной и специальной физической подготовленности.
Подготовка юных футболистов требует правильности постановки всего учебно-тренировочного процесса. Необходимо учитывать возрастные особенности, физические данные, здоровье детей (допуск на тренировки только с разрешения врача-специалиста). Правильно поставленный учебно-тренировочный процесс при занятиях футболом позволяет эффективно развить все физические качества юного спортсмена [3].
Литература:
1. Буйлин, Ю. Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов : учеб. пособие для тренеров ДЮСШ / Ю. Ф. Буйлин, Ю. Ф. Курамшин. - М. : Советский спорт, 2011. - 98 с.
2. Козловский, В. И. Подготовка футболистов : учеб. пособие для тренеров / В. И. Козловский. - М. : Физкультура и спорт, 2010. - 231 с.
3. Подготовка юных футболистов 6-9 лет : поурочная программа / М. А. Годик, С. М. Мосягин, И. А. Швыков. - Н. Новгород : Квартал, 2012. - 256 с.