Научная статья на тему 'Содержание специальной физической подготовки студентов хореографических отделений высших учебных заведений'

Содержание специальной физической подготовки студентов хореографических отделений высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / STUDENTS OF THE CHOREOGRAPHIC OFFICES / SPECIAL PHYSICAL PREPARATION / MODEL OF SPECIAL PHYSICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабанцева Татьяна Виталиевна

В статье обобщены сведения об эффективности применения экспериментальной методики специальной физической подготовки в учебном процессе студентов хореографических отделений высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабанцева Татьяна Виталиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of special physical preparation of students of choreographic offices of higher educational institutions

In the article data on efficiency of application of an experimental technique of special physical preparation in educational process of students of choreographic offices of higher educational institutions are generalized.

Текст научной работы на тему «Содержание специальной физической подготовки студентов хореографических отделений высших учебных заведений»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

УДК 796.8

Т. В. САБАНЦЕВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ_____________________________

В статье обобщены сведения об эффективности применения экспериментальной методики специальной физической подготовки в учебном процессе студентов хореографических отделений высших учебных заведений.

Ключевые слова: студенты хореографических отделений, специальная физическая подготовка, модель специальной физической подготовки.

Актуальность. В последнее время отмечается повышенное внимание со стороны государства к проблемам физического воспитания студентов. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию (2012) В. В. Путиным было указано на необходимость модернизации системы физического воспитания студенческой молодежи. В частности, было отмечено, что «... важнейшим направлением является развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодёжи. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий...». На совместных заседаниях президиума Государственного совета и Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта (2008, 2009) Д. А. Медведев отметил, что «.если университет не способен решить вопросы физической культуры и спорта, это может быть вполне достаточным основанием, чтобы его лишить лицензии, даже если это университет, который выполняет другие требования.». Это подчеркивает актуальность исследования.

При анализе научно-методической литературы отмечено, что практически не освещены вопросы применения средств хореографии в качестве основного средства физического воспитания студен-тов-хореографов, что предусмотрено требованиями ФГОС - 03 [1].

Таким образом, проблема исследования заключается в недостатке научно обоснованных сведений о структуре и содержании процесса специальной физической подготовки студентов с учетом специфики хореографической направленности.

Объект исследования: процесс физического воспитания студентов хореографических отделений.

Предмет исследования: содержание специальной физической подготовки в процессе физического воспитания студентов-хореографов.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику специальной физической подготовки студентов хореографических отделений, основанной на использовании в учебном процессе модели, направленной на достижение модельного уровня подготовленности.

Гипотеза исследования. По нашему предположению, определение физических качеств, значимых для студентов хореографических отделений,

выявление структуры хореографического тренажа на основе изучения компонентного состава специальных хореографических дисциплин и их взаимосвязи с уровнем физической подготовленности, а также анализа факторной структуры физической подготовленности студентов и разработки модельных характеристик специальной физической подготовленности, позволят обосновать методику специальной физической подготовки студентов хореографических отделений, направленную на достижение модельного уровня подготовленности.

Задачи исследования

1. Определить физические качества, значимые для студентов хореографических отделений.

2. Выявить структуру хореографического тренажа на основе анализа компонентного состава специальных хореографических дисциплин и их взаимосвязи с показателями физической подготовленности студентов хореографических отделений.

3. Разработать модельные характеристики специальной физической подготовленности студентов хореографических отделений.

4. Разработать и экспериментально обосновать методику специальной физической подготовки студентов хореографических отделений, которая включает в себя модель, направленную на достижение модельного уровня подготовленности.

Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетирование; профессионограмма; тестирование; метод экспертных оценок; гониометрия; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось в четыре этапа. На первом этапе проводился анализ и обобщение научно-методической литературы по изучаемому направлению исследования. На втором этапе было проведено предварительное исследование, в котором приняли участие студенты 1-5 курсов кафедр хореографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, Областного колледжа культуры и искусств, преподаватели и выпускники. На третьем этапе разрабатывалась экспериментальная методика специальной физической подготовки студентов хореографических отделений. Педагогический эксперимент проводился на четвертом этапе. В эксперименте приняли участие студенты 1-го и 3-го

Рис. 1. Взаимосвязь показателей специальных хореографических дисциплин с уровнем общей и специальной физической подготовленности студентов-хореографов (п=96, p<0,05)

Рис. 2. Схема комплексного педагогического контроля оценки уровня специальной физической и специальной двигательной подготовленности студентов хореографических отделений

курсов кафедры хореографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, 23 и 24 человека соответственно.

Результаты исследования. Для решения первой задачи исследования было проведено предварительное исследование, включающее в себя анализ профессионограмма и результатов анкетирования специалистов в области хореографии. Были определены физические качества, значимые для хореографической деятельности: выносливость и координация; гибкость, прыгучесть и сила; ловкость, быстрота и скорость.

Для решения второй задачи был проведен анализ содержания «хореографического тренажа» и выполнена классификация компонентов специальных хореографических дисциплин студентов-хореогра-фов, в результате которого были выделены базовыми элементами компонентов специальных хореографических дисциплин. Для выявления наиболее

значимых компонентов в комплексе специальных хореографических дисциплин нами был проведен корреляционный анализ, в ходе которого выявлена степень взаимосвязи между базовыми элементами специальных хореографических дисциплин и показателями общей и специальной физической подготовленности. Анализ взаимосвязи данных показателей позволил выявить, что значения степени взаимосвязи от средней к высокой имеют все компоненты специальных хореографических дисциплин с показателями общей физической подготовленности и недостоверную степень взаимосвязи с показателями специальной физической подготовленности (рис. 1).

Если компоненты специальных хореографических дисциплин не охватывают весь спектр развития значимых физических качеств, то, с учетом современных условий, возникает необходимость в

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

*

Рис. 3. Схема методики специальной физической подготовки студентов хореографических отделений с учетом современных условий

дополнении содержания физической подготовки студентов-хореографов в виде комплексного соединения средств хореографии и специальных физических упражнений.

Факторный анализ структуры физической подготовленности студентов хореографических отделений позволил констатировать мысль о вкладе четырех главных факторов, характеризующих степень физической подготовленности. К ним относятся: скоростно-силовые качества, скоростная выносливость и динамическая сила (24,2 %); гибкость (20,8 %); координационные способности и статическая сила (16 %); силовая выносливость (14,7 %). Сумма вклада в общую дисперсию выборки составляет 76 %.

Полученные результаты позволяют определить содержание специальной физической подготовки студентов хореографических отделений и скорректировать процесс физического воспитания.

Для разработки модельных характеристик специальной физической подготовленности студентов хореографических отделений из всех контрольных испытаний, которые мы использовали в основном этапе исследования, были отобраны 14 тестовых заданий, полноценно отражающих специальную физическую и специальную двигательную подготовленность студентов-хореографов (рис. 2).

Для эффективной оценки специальной физической подготовленности студентов хореографических отделений нами была использована семибалльная шкала по Зациорскому, рассчитанная нами для девушек и юношей. За модельный уровень принято 4 балла, что соответствует среднему значению с диапазоном в полсигмального отклонения на увеличение и уменьшение (Хср±0,5о). Все результаты ниже модельного уровня являются рассогласованием различной степени.

На основе полученных ранее в предварительном исследовании данных была разработана экспери-

ментальная методика, включающая в себя модель содержания специальной физической подготовки (рис. 3).

Содержание модели предполагает распределение задач, средств и методов в каждой отдельной части: подготовительной, формирующей и закрепляющей. В основу модели было положено количественное распределение занятий, при условии, что содержание физической подготовки включало комплексное соединение средств хореографии и физического воспитания с использованием метода круговой организации занятий.

Процесс реализации разработанной модели специальной физической подготовки студентов хореографических отделений базировался на следующих положениях: подготовке мест и инвентаря для занятий; распределении изучаемых упражнений по сложности их выполнения и освоения на каждой «станции»; создание условий сопряженного развития физических качеств и формирования двигательных умений и навыков; контроль уровня специальной физической подготовленности.

Особенностью занятий является то, что выполнение упражнений разработанных нами комплексов осуществлялось с использованием дополнительного инвентаря («диск здоровья», скакалка, гимнастический мяч, гимнастическая палка).

В первой, подготовительной, части основной акцент занятий направлен на ознакомление с содержанием комплексов по физическому воспитанию студентов хореографических отделений. В данном разделе студентами предполагается освоение упражнений комплексов физического воспитания, направленных на развитие выносливости, гибкости, координационных способностей и скоростно-силовых качеств. По мере усвоения комплексов целенаправленных упражнений студенты хореографических отделений также знакомились с количеством

модельным

уровень

малая степень р ассогласования ер едняя степень р ассогласования

оольшая степень р ассогласов^шня

КГ до ■ ЭГ до ■ КГ после ■ ЭГ после

Рис. 4. Уровень специальной физической подготовленности студентов-хореографов в начале и по окончании педагогического эксперимента

«станций» и осваивали метод круговой организации занятия по дисциплине «Физическая культура». Вторая, формирующая, часть характеризуется тем, что занятия по дисциплине «Физическая культура» были направлены на закрепление и совершенствование физических качеств, значимых для хореографической деятельности: гибкости, выносливости, координационных способностей и скоростно-силовых качеств. Занятия проходили по методу круговой организации занятия и самостоятельной работы студентов. Преподаватель осуществлял внешний контроль. Третья, закрепляющая, часть была направлена на сохранение положительной мотивации к занятиям студентов хореографических отделений, а также поддержание оптимального уровня физической подготовленности.

Для проверки эффективности разработанной нами методики, включающей в себя модель содержания специальной физической подготовки студентов хореографических отделений, был проведен педагогический эксперимент.

В период эксперимента обе группы занимались в одинаковых условиях, два раза в неделю по 90 минут. В контрольной группе учебные занятия проводились по примерной учебной программе, установленной вузом. В процесс учебных занятий экспериментальной группы была введена разработанная нами модель содержания физической подготовки студентов-хореографов.

Следует отметить, что в начале эксперимента обе группы были статистически идентичны при р<0,05, то по его окончании нами были отмечены достоверные положительные изменения по всем изучаемым показателям подготовленности экспериментальной группы.

В процессе педагогического эксперимента нами выявлено, что модельный уровень специальной физической подготовленности был достигнут только студентами ЭГ (рис. 4).

Выводы. Доказана эффективность предложенной модели содержания физической подготовки студентов хореографических дисциплин. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной статистически достоверно (Р<0,05) улучшились результаты тестирования по всем исследуемым по-

казателям по сравнению с контрольной группой. Педагогический эксперимент показал эффективность реализации применения модели содержания физической подготовки в системе физического воспитания студентов-хореографов. По окончании педагогического эксперимента среднегрупповые показатели в тестах на специальную физическую и специальную двигательную подготовленность у студентов-хореографов экспериментальной группы выше, чем в контрольной (Р<0,05). При этом количество студентов с высоким (модельным) уровнем специальной физической подготовленности в экспериментальной группе достигло 39 %, а в контрольной — данного прироста не зафиксировано.

Следовательно, применение комплексного соединения средств хореографии и физического воспитания в физической подготовке студентов хореографических отделений, состоящих из специально направленных упражнений в сочетании со вспомогательными средствами, выполняемых под музыку различного темпа, действительно, способствует совершенствованию специальной физической подготовленности студентов-хореографов и развивают физические качества, значимые для хореографической деятельности: выносливость, силу, гибкость, координацию и ритмичность.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071200 хореографическое искусство (квалификация (степень) «бакалавр») [принят Правительством РФ и Гос. думой от 14 января 2010 г. № 39]. — М., 2010. - 37 с.

САБАНЦЕВА Татьяна Виталиевна, преподаватель кафедры хореографии ОмГУ, соискатель по кафедре теории и методики гимнастики аспирантуры СибГУФК.

Адрес для переписки: sabtv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.03.2013 г.

© Т. В. Сабанцева

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.