Научная статья на тему 'Специфика физической подготовки студентов хореографических отделений'

Специфика физической подготовки студентов хореографических отделений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
765
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОКАЗАТЕЛИ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ / CHOREOGRAPHIC ART / PHYSICAL TRAINING / RATES OF GENERAL PHYSICAL TRAINING FOR STUDENTS OF CHOREOGRAPHIC BRANCHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабанцева Татьяна Виталиевна, Путинцева Елена Витальевна

В работе рассматривается процесс физического развития студентов хореографических отделений и их взаимосвязь с основными компонентами специальных хореографических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабанцева Татьяна Виталиевна, Путинцева Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of physical training of students of choreographic departments

The process of physical progress in students of choreographic departments and their interconnection with basic components of special choreographic disciplines are considered in this research.

Текст научной работы на тему «Специфика физической подготовки студентов хореографических отделений»

удк 796.8 т. В. САБАНЦЕВА

Е. В ПУТИНЦЕВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта г Омск

специфика

физической подготовки

СТУДЕНТОВ

хореографических отделений

В работе рассматривается процесс физического развития студентов хореографических отделений и их взаимосвязь с основными компонентами специальных хореографических дисциплин.

Ключевые слова хореографическое искусство физическая культура показатели общефизической подготовленности студентов хореографических отделений.

Введение. Физическое воспитание студентов — неразрывная составная часть высшего гуманитарного образования, результат комплексного педагогического воздействия на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции [1].

Многими авторами [2 — 5] проведен анализ современной системы физического воспитания, ее основных составляющих, который свидетельствует о том, что попытки оживить спортивно-массовую активность учащейся молодежи в старых формах не приносит в настоящее время необходимых и существенных результатов.

В этой связи современные концептуальные положения физического воспитания студенчества потребовали пересмотра целеполагающих установок [6]. В последние годы активизировалось внимание к содержанию дисциплины «Физическая культура» у студентов творческих специальностей. Об этом свидетельствуют публикации многих авторов [7—11]. Исследование физического развития студентов хореографических отделений в современных условиях является актуальным для многих регионов России, в частности, для Омской области, так как Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского также осуществляет подготовку студентов по профилю «Хореографическое искусство».

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования от 2010 года [12] по направлению подготовки «Хореографическое искусство» рекомендовано — раздел «Физическая культура» заменить «хореографическим тренажом». Общепризнано, что «тренаж» является основным средством хореографической подготовки [13—15], однако «хореографический тренаж» как основное средство физической подготовки ранее не применялся. Нами не обнаружены научно обоснованные сведения о его структуре и содержании. Выше названная проблема определяет актуальность исследования.

Цель исследования. Определить структуру и содержание курса «Физическая культура» для студентов хореографических отделений.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научнометодической и учебной литературы, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки специальных хореографических дисциплин, педагогические контрольные испытания, методы математической статистики.

Для решения поставленных в работе задач нами была разработана гипотетическая схема содержания курса «Физическая культура», которая легла в основу наших исследований (рис. 1). По нашему предположению, структура «хореографического тренажа» состоит из компонентов специальных хореографических дисциплин, в которые входят элементы классического, народного, историко-бытового и современного танцев.

Постоянный процесс обогащения и развития современной хореографии новыми техническими и выразительными возможностями требуют от обучаемого должного уровня физического развития. Взгляды современных авторов на проблему физического воспитания студентов-хореографов неоднозначны. По мнению И. С. Бушеневой (2008 г.), основным физическим качеством, необходимым для развития, является гибкость, однако Ж. Г. Хаас (2011 г.) выделяет на первое место силовые качества танцора [8, 16].

Для выявления наиболее значимых физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности студентов хореографических отделений, нами были опрошены специалисты с высшим профессиональным образованием в области хореографии и студенты 1—5 курсов очной формы обучения кафедры хореографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Реципиентам было предложено распределить по уровню значимости (по местам с 1 по 9) основные физические качества (рис. 2).

Полученные результаты показали, что наиболее важными качествами, по мнению опрошенных, являются — выносливость, координация, ритмичность и гибкость.

Для определения взаимосвязи специальной хореографической и физической подготовленности студентов хореографических отделений нами была

*

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

%

Рис. 1. Гипотетическая схема структуры и содержания курса «Физическая культура» для студентов хореографических отделений

разработана карта экспресс-оценки по каждой специальной дисциплине (классический, народный, историко-бытовой и современный танец).

Благодаря исследованиям специалистов в области классической хореографии [13— 15, 17], нами были выбраны наиболее значимые элементы классического экзерсиса, способствующие развитию силы ног, внутренних мышц бедра и сухожилий, а также способствующих усилению работы тазобедренного сустава: plie, battements tendus, grand battements jetes.

На основе исследований в области народной хореографии [18 — 21] нами были отобраны наиболее значимые элементы народно-сценического экзерсиса, влияющие на развитие выносливости, координации и ритмичности. Тем самым, испытуемым было предложено исполнить battements tendus jete, каблучное battements tendus, battements devellope.

Благодаря специальным исследованиям по истории хореографии [22 — 23] были выявлены хореографические элементы, способствующие развитию гибкости, ритмичности и координации. Таковыми элементами являются комбинации port-de-bras.

Согласно исследованиям в области современной хореографии, В. Ю. Никитиным отмечено, что «...анализируя любую систему танца (классическую, народную, историко-бытовую), можно четко выделить определенный набор движений, который свойствен только этой системе». На основе выше сказанного, для определения хореографической подготовленности в современном танце нами были выявлены основные элементы экзерсиса современного танца, которые, по мнению многих авторов [24 — 26], развивают выносливость, координацию и прыгучесть: jump (прыжок с двух ног на две); leap (с одной ноги на другую с продвижением) ; hop (прыжок с одной ноги на ту же ногу).

Таким образом, нами было выделено 12 основных элементов комплекса хореографических дисциплин.

Для определения уровня взаимосвязи физической и специально-хореографической подготовленности

Рис. 2. Соотношение основных физических качеств студентов хореографических отделений

студентов хореографических отделений был проведен корреляционный анализ результатов контрольных нормативов по ОФП и экспертной оценки хореографической подготовленности у 93 студентов.

В результате проведенных исследований была выявлена неоднозначная степень взаимосвязи физической и хореографической подготовленности (Rs от 0,04 до 0,92). От средней к высокой степени взаимосвязи выявлены только с показателями силы ног ^ от 0,52 до 0,92). Также при анализе корреляционной матрицы взаимосвязи специальной физической подготовленности и компонентов специальных хореографических дисциплин по 24 параметрам нами выявлено, что показатели коэффициента корреляции неоднозначные (от Rs 0,07 до 0,23), что свидетельствует об отсутствии взаимосвязи данных компонентов

Следовательно, специальные хореографические дисциплины в большей степени направлены на развитие силы ног и фактически не влияют на развитие других профессионально значимых физиче-

Ловкость: 2% Скорость; 2%

_ ... Быстрота; 1%

,v\jid, -t/о |

Прыгучесть; 9%

ских качеств, таких как гибкость, координация, ритмичность, силовые качества, а также не затрагивает развитие силы рук. В связи выше изложенным следует более тщательно изучить структуру и содержание специальных хореографических дисциплин.

Выводы

1. Определены профессионально значимые основные физические качества для студентов хореографических отделений: гибкость, координация, ритмичность и выносливость.

2. Корреляционный анализ показал, что «хореографический тренаж» не в полной мере охватывает развитие всех физических качеств, предусмотренными нормативными требованиями для студентов вузов. Следовательно, содержание дисциплины «Физическая культура» требует скрупулезного практического анализа и экспериментальной отработки.

3. Использование «хореографического тренажа» — как основного средства физического воспитания студентов хореографических отделений недостаточно эффективно без дополнительных специальных физических упражнений, направленных на формирование и развитие конкретных качеств.

Библиографический список

1. Бака, Р. Региональные особенности формирования физической культуры студентов / Роман Бака. — СПб. : Стратегия будущего, 2008. — С. 140.

2. Бальсевич, В. К. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / В. К. Бальсевич, М. А. Годик // Теория и практика физической культуры. — 1994. - № 5. - С. 67.

3. Виноградов, П. А. Новый этап в развитии физкультурнооздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи / П. А. Виноградов, В. П. Моченов // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 7. — С. 24-39.

4. Соловьев, Г. М. Физическое воспитание в вузе / Г. М. Соловьев. — Ставрополь : СГПУ, 1994. — 86 с.

5. Хакунов, Н. Х. Физическая культура в системе образования / Н. Х. Хакунов. — М. : Советский спорт, 1994. — 132 с.

6. Соловьев, Г. М. Педагогические технологии в формировании физической культуры личности студента : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г. М. Соловьев. — М, 1999. — С. 3 — 4.

7. Акимов, Г. Ю. Инновационные технологии в системе физического воспитания студентов творческих специальностей / Г. Ю. Акимов // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона : Пятая электронная Всерос. науч.-пр. конф., октябрь —декабрь, 2007. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: acis@mail.vis.Ru (дата обращения: 14.03.2011).

8. Бушенева, И. С. Программно-методическое обеспечение физического воспитания будущего преподавателя хореографии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ирина Сергеевна Бушенева. — Майкоп, 2008. — 19 с.

9. Курысь, В. Н. Взгляды на общее непрерывное образование в области физической культуры в пространстве педагогической антропологии / В. Н. Курысь, Л. Н. Сляднева // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 12. — С.14 — 19.

10. Курысь, В. Н. Двигательная пластика как фактор профессиональной подготовленности специалистов в области физической культуры / В. Н. Курысь, Л. Н. Сляднева, Т. В. Бак-

шева // Физическая культура, спорт и туризм юга России в XXI столетии : матер. 2-й Региональной науч.-практ. конф. / Ставрополь : Комитет по физической культуре и спорту. — 2001. — С. 138—141.

11. Сляднева, Л. Н. Основы познания двигательной пластики / Л. Н. Сляднева. — Ставрополь : СФРВИРВ, 2000. — 124 с.

12. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071200 хореографическое искусство (квалификация (степень) «бакалавр») [принят Правительством РФ и Гос. Думой от 14 января 2010 г. № 39]. — М., 2010. — 37 с.

13. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. — СПб. : Лань, 2003. — 192 с. — 5-8114-0223-6.

14. Мориц, В. Э. Методика классического тренажа /

B. Э. Мориц, Н. И. Тарасов, А. И. Чекрыгин. — СПб. : Лань; Планета музыки, 2009. — 384 с.

15. Тарасов, Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Н. И. Тарасов. — СПб. : Лань; Планета музыки, 2008. — 496 с.

16. Хаас, Ж. Г. Анатомия танца / Ж. Г. Хаас ; пер. с англ.

C. Э. Борич. — Минск : Попурри, 2011. — 200 с.

17. Базарова, Н. П. Азбука классического танца / Надежда

Базарова, Варвара Мей. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб. : Лань, 2006. — 240 с.-----18БК 5-8114-0658-4.

18. Борзов, А. А Танцы народов мира / А. А. Борзов. — М. : Университет Натальи Нестеровой, 2006. — 496 с.

19. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка / Г. П. Гусев. — М. : Гуманит. Изд. центр Владос, 2002. — 209 с. — 18БК 5-691-00729-7.

20. Народно-сценический танец / К. Зацепина [и др.]. — М. : Искусство, 1976. — 223 с.

21. Лопухов, А. В. Основы характерного танца / А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров. — СПб. : Лань; Планета музыки, 2007. — 344 с. — КБК 978-5-8114-0601-2.

22. Васильева-Рождественская, М. В. Историко-бытовой танец / М. В. Васильева-Рождественская. — М. : ГИТИС, 2005. — 387 с.

23. Ивановский, Н. П. Бальный танец ХУ1 — Х1Х веков / Н. П. Ивановский. — Калининград : Янтарный сказ, 2004. — 208 с. — КБК 5-7406-0586-5.

24. Зенина, Н. Н. Краткая методика преподавания модерн-джаз танца: для начинающих (1-й год обучения, базовый уровень) / Н. Н. Зенина, обл. Дом народного творчества Кировский. — Киров, 2007. — 48 с.

25. Никитин, В. Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. / В. Ю. Никитин. — М. : ГИТИС, 2000. — 440 с. — КБК 5-7196-0286-0.

26. Полятков, С. С. Основы современного танца / С. С. По-лятков. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. — 80 с.

САБАНЦЕВА Татьяна Виталиевна, преподаватель кафедры хореографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, соискатель по кафедре теории и методики гимнастики аспирантуры Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (СибГУФК). ПУТИНЦЕВА Елена Витальевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики гимнастики СибГУФК.

Адрес для переписки: e-mail: sabtv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2011 г.

© Т. В. Сабанцева, Е. В. Путинцева

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.