Научная статья на тему 'Значение дисциплины «Анатомия человека» в процессе подготовки педагога-хореографа'

Значение дисциплины «Анатомия человека» в процессе подготовки педагога-хореографа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2225
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хореография / анатомия / движение / экзерсис / обучение / choreography / anatomy / movement / exercise / training

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вавилова Анна Вячеславовна

В статье рассматривается проблема обучения дисциплине «Анатомия человека». Обосновывается важность изучения дисциплины в работе педагога-хореографа. Исследуется связь «Анатомии» и хореографических дисциплин. Проанализированы основные движения экзерсиса с точки зрения анатомии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF THE DISCIPLINE "ANATOMY OF HUMAN" IN THE PROCESS OF PREPARATION OF A TEACHER – CHOREOGRAPHER

The article considers the problem of the "Anatomy of human" discipline studying. It explains the importance of the discipline in the teacher-choreographer work. Communication of "Anatomy" and dance disciplines is investigated. The basic movement of the exercise is analyzed from the anatomy‟s point of view

Текст научной работы на тему «Значение дисциплины «Анатомия человека» в процессе подготовки педагога-хореографа»

УДК 378+793.3+373.3/.5

ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

Вавилова Анна Вячеславовна.

г. Егорьевск, Филиал Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» - Колледж педагогики и искусства, преподаватель, [email protected].

Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения дисциплине «Анатомия человека». Обосновывается важность изучения дисциплины в работе педагога-хореографа. Исследуется связь «Анатомии» и хореографических дисциплин. Проанализированы основные движения экзерсиса с точки зрения анатомии.

Ключевые слова: хореография, анатомия, движение, экзерсис, обучение.

THE VALUE OF THE DISCIPLINE "ANATOMY OF HUMAN" IN THE PROCESS OF PREPARATION OF A TEACHER -CHOREOGRAPHER

Vavilova Anna.

Yegoryevsk, Branch of State Educational Institution of higher professional education Moscow region "State social-humanitarian University" in the town of Yegoryevsk - College of pedagogics and art, teacher, vavilova_@mail .ru.

Abstract. The article considers the problem of the "Anatomy of human" discipline studying. It explains the importance of the discipline in the teacher-choreographer work. Communication of "Anatomy" and dance disciplines is investigated. The basic movement of the exercise is analyzed from the anatomy's point of view.

Key words: choreography, anatomy, movement, exercise, training.

В учебных заведениях профессиональной подготовки педагогов-хореографов дисциплине «Анатомия человека», как правило, уделяют внимание по «остаточному» принципу, сосредоточившись на освоении дисциплин профессионального цикла. Изучение анатомии сводится к простому «начитыванию» лекций с последующим проведением устного или письменного опроса. Однако при подготовке будущих педагогов-хореографов необходимо уделять более пристальное внимание изучению данной дисциплины, поскольку глубокие знания анатомии человека,

физиологических процессов, протекающих в организме, помогают понять, что происходит в теле во время исполнения танцевальных движений, позволяют почувствовать его. Это важно для достижения высоких результатов в физическом развитии и технике исполнения самих студентов, а также помогает понять им, как в будущем работать со своими воспитанниками, чтобы развить танцевальные данные не навредив.

Как правило, студенты не задумываются о важности физиологически правильного положения корпуса во время движения. Они стремятся «зазузбрить» танцевальный элемент, однако это может привести не только к неграмотному исполнению, но и к травме.

«Природа движения, связанная с особенностями музыкально-хореографического искусства, в отличие от бытовых движений, требует от человека преобразования его организма в рабочий аппарат, отвечающий особенностям профессии. Чтобы организм человека преобразовать в рабочий аппарат, отвечающий существу природы музыкально-хореографического искусства, необходимо понять, как в организме человека протекают многочисленные жизненные процессы, связанные с его преобразованием.

Для этого необходимо знать: основы анатомии - науки, изучающей строение и форму организма и его органов; основы физиологии - науки, изучающей жизненные функции организма и его органов; основы психологии - науки, изучающей процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности» [7, с. 8].

В статье «История и состояние проблемы анатомии движения в педагогике хореографического искусства» В.В. Пыжикова пишет: «Предмет «Анатомия движения» в педагогике хореографического искусства вполне заслуживает внимания, которое обращали на него первые мастера танца, и все чаще привлекает многих современных профессионалов балета. И действительно, эта проблема достойна пристального внимания, поскольку достижение выразительности движения лежит через точное координированное его исполнение, через идеальное владение мышечным (двигательным) аппаратом, которое, в свою очередь, достигается правильными установками педагога для исполнения заданного движения» [6, с. 64-65].

На сегодняшний день существует не так много литературных источников, которые описывают анатомию танцевального движения. Но все чаще связь «Анатомии человека» и хореографических дисциплин вызывает профессиональный и исследовательский интерес. Поскольку только хорошее знание особенностей строения тела человека способствует развитию технически совершенного движения и позволяет избежать травматизма.

Для артистов балета наиболее активной частью двигательного аппарата является мышечная система. При помощи мышечной системы и костей происходит изменение положения тела человека в пространстве,

осуществляются дыхательные и глотательные движения, формируется мимика лица. Скелетные мышцы участвуют в образовании полостей организма, таких как ротовая, грудная, брюшная и тазовые полости. Мышцы входят в состав полых органов (глотка, гортань и др.) и вызывают изменение положения глазного яблока в глазнице, а также влияют на слуховые косточки в барабанной полости среднего уха. Мышечная деятельность не только обеспечивает движения человека, но и оказывает влияние на его кровообращение, развитие и формы костей, а также рост мышечной массы за счет увеличения структур, входящих в состав мышц. В организме человека около 400 мышц, в основном состоящих из поперечнополосатой мышечной ткани, имеющей произвольные сокращения. Скелетные мышцы составляют около 20% массы тела у детей, а у взрослых - до 40%. У пожилых и старых людей мышцы частично атрофируются и составляют 25-30% массы тела. Мышцы верхних конечностей составляют 20% массы тела, а более половины всех мышц расположены в области головы и туловища [2, с. 19].

Изучением связи «Анатомии» и танцевального движения занимались многие мастера хореографического искусства. Среди них А.Я. Ваганова. Создавая свою методику, Ваганова стремилась найти логичность построения урока, равномерность распределения физической нагрузки, опираясь на знание анатомии и биомеханики. Недаром так редки были в её классе травматические повреждения ног, но применяемые ею знания анатомии и биомеханики не были описаны в методической литературе [6, с. 66].

Тело танцора - это его рабочий инструмент. В работе задействован весь опорно-двигательный аппарат. Но все же основную нагрузку на себя берет пояс нижних конечностей. Во время движения работает большое количество мышц нижней конечности. При исполнении основных движений экзерсиса задействуются мышцы:

Demi plie и grand plie: внутренняя и наружная группы мышц таза; средняя, передняя, задняя, медиальная группы мышц бедра; четырехглавая мышца бедра: латеральная, передняя, задняя группы мышц голени.

Battement tendus и Battement tendu jetes: внутренняя и наружная группы мышц таза; передняя, задняя, медиальная группы мышц бедра; передняя, задняя, латеральная группы мышц голени.

Rond de jamb par terre: наружная группа мышц таза; передняя, задняя, медиальная группы мышц бедра; латеральная, передняя, задняя группы мышц голени.

Battement fondus: внутренняя и наружная группы мышц таза; средняя, передняя, медиальная группы мышц бедра; четырехглавая мышца бедра; латеральная, задняя, передняя группы мышц голени.

Battement frappes: внутренняя и наружная группы мышц таза; средняя, передняя, задняя, медиальная группы мышц бедра; четырехглавая мышца бедра; латеральная, передняя, задняя группы мышц голени.

Rond de jamb en lier: внутренняя и наружная группы мышц таза; передняя, задняя группы мышц бедра; четырехглавая мышца бедра; двухглавая, полусухожильная и полуперепончатая, латеральная, передняя, задняя группы мышц голени.

Double frappe и petit battements: внутренняя и наружная группы мышц таза; средняя, передняя, задняя, медиальная группы мышц бедра; четырехглавая мышца бедра; латеральная, задняя, передняя группы мышц голени.

Battement developpe: внутренняя и наружная группы мышц таза; передняя, задняя, медиальная группы мышц бедра; четырехглавая мышца бедра; латеральная, передняя, задняя группы мышц голени.

Grand battement jete: внутренняя и наружная группы мышц таза; средняя, передняя, задняя, медиальная группы мышц бедра; латеральная, задняя, передняя группы мышц голени [4, с. 63-69].

Во время учебы и творческой деятельности артисты балета должны постоянно совершенствовать технику движений. Поэтому помимо сведений о строении организма человека и его потребностях, они должны знать, как организовать правильный режим труда и отдыха, и в чем анатомо-физиологическая сущность хореографической тренировки. Артисты балета обязаны хорошо разбираться в закономерностях движения всего тела и его частей и в том, какие мышцы принимают участие в выполнении различных движений и удержании поз [5, с. 4].

Это актуально не только для артистов балета, но и для студентов, которые в будущем будут работать педагогами. Они должны разбираться во всех тонкостях работы опорно-двигательного аппарата, дыхательной и кровеносной систем во время двигательного действия, должны понимать разницу в строении тела и его функциональных возможностей взрослых и детей. Студенты должны не просто автоматически отрабатывать движения из урока в урок, но делать это грамотно, чтобы это способствовало развитию физических данных, выносливости и техники исполнения.

Вот что пишет об этом в своем труде «Анатомия танца» Ж.Г. Хаас: «Каждое упражнение имеет определенный смысл. Работа у станка - это не просто последовательность плие и тандю. Она предназначена для того, чтобы улучшить физическую организацию тела. В то же время техническая подготовка должна быть направлена на развитие мышечной силы и координации движений, чтобы уберечь от травм, необходимо понимать, как работают различные группы мышц в каждой из танцевальных позиций» [8, с. 5].

Только зная строение и функции организма, артист балета сможет осознавать свои движения, понимать их значение в каждой комбинации. Сочетание выполнения движений с пониманием анатомо-физиологических закономерностей, лежащих в их основе, улучшает технику движений, делает ее более виртуозной, помогает развивать и сохранять высокую работоспособность и здоровье [5, с. 5].

В своей работе педагог-хореограф, как и профессиональный исполнитель, обязан владеть знаниями анатомии человека, чтобы определить физические возможности студентов и, исходя из этого, строить обучение.

Если профессиональный танец, а чаще профессиональный классический танец, исполняется правильно обученным танцором, который обладает соответствующими физическими возможностями, танцевальные движения гармонируют с индивидуальностью его тела, не становясь при этом причиной травм [3, с. 8].

Библиографический список:

1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Анатомия мышечной системы (мышы, фасции и топография). Учебное пособие. - СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2005. - 84 с.

2. Гройсман А.Л., Иконникова А.Н. Анатомия и физиология человека с элементами балетной медицины. Часть первая. Анатомия и физиология. -М.: «Когито Центр», 2006. - 95 с.

3. Хавилер Дж.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. - М.: Издательство «Новое слово», 2009. - 116 с.

4. Ивлева Л.Д. Куклин А.В. Анатомо-физиологические основы обучения хореографии: учеб-метод. пособие: Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2006. - 78 с.

5. Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека. - М.: Медицина, 1972. - 227 с.

6. Пыжикова В.В. История и состояние проблемы анатомии движения в педагогике хореографического искусства // Вестник Новгородского государственного университета. - 2014. - №79. - С. 64-68

7. Сапогов А.А. Школа музыкально-хореографического искусства: Учебное пособие. - СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2014. - 264 с.

8. Хаас Ж.Г. Анатомия танца / пер. с англ. С.Э. Борич. - Минск: Попурри, 2011. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.