УДК 378+793.3+373.3/.5
ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Вавилова Анна Вячеславовна.
г. Егорьевск, Филиал Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» - Колледж педагогики и искусства, преподаватель, [email protected].
Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения дисциплине «Анатомия человека». Обосновывается важность изучения дисциплины в работе педагога-хореографа. Исследуется связь «Анатомии» и хореографических дисциплин. Проанализированы основные движения экзерсиса с точки зрения анатомии.
Ключевые слова: хореография, анатомия, движение, экзерсис, обучение.
THE VALUE OF THE DISCIPLINE "ANATOMY OF HUMAN" IN THE PROCESS OF PREPARATION OF A TEACHER -CHOREOGRAPHER
Vavilova Anna.
Yegoryevsk, Branch of State Educational Institution of higher professional education Moscow region "State social-humanitarian University" in the town of Yegoryevsk - College of pedagogics and art, teacher, vavilova_@mail .ru.
Abstract. The article considers the problem of the "Anatomy of human" discipline studying. It explains the importance of the discipline in the teacher-choreographer work. Communication of "Anatomy" and dance disciplines is investigated. The basic movement of the exercise is analyzed from the anatomy's point of view.
Key words: choreography, anatomy, movement, exercise, training.
В учебных заведениях профессиональной подготовки педагогов-хореографов дисциплине «Анатомия человека», как правило, уделяют внимание по «остаточному» принципу, сосредоточившись на освоении дисциплин профессионального цикла. Изучение анатомии сводится к простому «начитыванию» лекций с последующим проведением устного или письменного опроса. Однако при подготовке будущих педагогов-хореографов необходимо уделять более пристальное внимание изучению данной дисциплины, поскольку глубокие знания анатомии человека,
физиологических процессов, протекающих в организме, помогают понять, что происходит в теле во время исполнения танцевальных движений, позволяют почувствовать его. Это важно для достижения высоких результатов в физическом развитии и технике исполнения самих студентов, а также помогает понять им, как в будущем работать со своими воспитанниками, чтобы развить танцевальные данные не навредив.
Как правило, студенты не задумываются о важности физиологически правильного положения корпуса во время движения. Они стремятся «зазузбрить» танцевальный элемент, однако это может привести не только к неграмотному исполнению, но и к травме.
«Природа движения, связанная с особенностями музыкально-хореографического искусства, в отличие от бытовых движений, требует от человека преобразования его организма в рабочий аппарат, отвечающий особенностям профессии. Чтобы организм человека преобразовать в рабочий аппарат, отвечающий существу природы музыкально-хореографического искусства, необходимо понять, как в организме человека протекают многочисленные жизненные процессы, связанные с его преобразованием.
Для этого необходимо знать: основы анатомии - науки, изучающей строение и форму организма и его органов; основы физиологии - науки, изучающей жизненные функции организма и его органов; основы психологии - науки, изучающей процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности» [7, с. 8].
В статье «История и состояние проблемы анатомии движения в педагогике хореографического искусства» В.В. Пыжикова пишет: «Предмет «Анатомия движения» в педагогике хореографического искусства вполне заслуживает внимания, которое обращали на него первые мастера танца, и все чаще привлекает многих современных профессионалов балета. И действительно, эта проблема достойна пристального внимания, поскольку достижение выразительности движения лежит через точное координированное его исполнение, через идеальное владение мышечным (двигательным) аппаратом, которое, в свою очередь, достигается правильными установками педагога для исполнения заданного движения» [6, с. 64-65].
На сегодняшний день существует не так много литературных источников, которые описывают анатомию танцевального движения. Но все чаще связь «Анатомии человека» и хореографических дисциплин вызывает профессиональный и исследовательский интерес. Поскольку только хорошее знание особенностей строения тела человека способствует развитию технически совершенного движения и позволяет избежать травматизма.
Для артистов балета наиболее активной частью двигательного аппарата является мышечная система. При помощи мышечной системы и костей происходит изменение положения тела человека в пространстве,
осуществляются дыхательные и глотательные движения, формируется мимика лица. Скелетные мышцы участвуют в образовании полостей организма, таких как ротовая, грудная, брюшная и тазовые полости. Мышцы входят в состав полых органов (глотка, гортань и др.) и вызывают изменение положения глазного яблока в глазнице, а также влияют на слуховые косточки в барабанной полости среднего уха. Мышечная деятельность не только обеспечивает движения человека, но и оказывает влияние на его кровообращение, развитие и формы костей, а также рост мышечной массы за счет увеличения структур, входящих в состав мышц. В организме человека около 400 мышц, в основном состоящих из поперечнополосатой мышечной ткани, имеющей произвольные сокращения. Скелетные мышцы составляют около 20% массы тела у детей, а у взрослых - до 40%. У пожилых и старых людей мышцы частично атрофируются и составляют 25-30% массы тела. Мышцы верхних конечностей составляют 20% массы тела, а более половины всех мышц расположены в области головы и туловища [2, с. 19].
Изучением связи «Анатомии» и танцевального движения занимались многие мастера хореографического искусства. Среди них А.Я. Ваганова. Создавая свою методику, Ваганова стремилась найти логичность построения урока, равномерность распределения физической нагрузки, опираясь на знание анатомии и биомеханики. Недаром так редки были в её классе травматические повреждения ног, но применяемые ею знания анатомии и биомеханики не были описаны в методической литературе [6, с. 66].
Тело танцора - это его рабочий инструмент. В работе задействован весь опорно-двигательный аппарат. Но все же основную нагрузку на себя берет пояс нижних конечностей. Во время движения работает большое количество мышц нижней конечности. При исполнении основных движений экзерсиса задействуются мышцы:
Demi plie и grand plie: внутренняя и наружная группы мышц таза; средняя, передняя, задняя, медиальная группы мышц бедра; четырехглавая мышца бедра: латеральная, передняя, задняя группы мышц голени.
Battement tendus и Battement tendu jetes: внутренняя и наружная группы мышц таза; передняя, задняя, медиальная группы мышц бедра; передняя, задняя, латеральная группы мышц голени.
Rond de jamb par terre: наружная группа мышц таза; передняя, задняя, медиальная группы мышц бедра; латеральная, передняя, задняя группы мышц голени.
Battement fondus: внутренняя и наружная группы мышц таза; средняя, передняя, медиальная группы мышц бедра; четырехглавая мышца бедра; латеральная, задняя, передняя группы мышц голени.
Battement frappes: внутренняя и наружная группы мышц таза; средняя, передняя, задняя, медиальная группы мышц бедра; четырехглавая мышца бедра; латеральная, передняя, задняя группы мышц голени.
Rond de jamb en lier: внутренняя и наружная группы мышц таза; передняя, задняя группы мышц бедра; четырехглавая мышца бедра; двухглавая, полусухожильная и полуперепончатая, латеральная, передняя, задняя группы мышц голени.
Double frappe и petit battements: внутренняя и наружная группы мышц таза; средняя, передняя, задняя, медиальная группы мышц бедра; четырехглавая мышца бедра; латеральная, задняя, передняя группы мышц голени.
Battement developpe: внутренняя и наружная группы мышц таза; передняя, задняя, медиальная группы мышц бедра; четырехглавая мышца бедра; латеральная, передняя, задняя группы мышц голени.
Grand battement jete: внутренняя и наружная группы мышц таза; средняя, передняя, задняя, медиальная группы мышц бедра; латеральная, задняя, передняя группы мышц голени [4, с. 63-69].
Во время учебы и творческой деятельности артисты балета должны постоянно совершенствовать технику движений. Поэтому помимо сведений о строении организма человека и его потребностях, они должны знать, как организовать правильный режим труда и отдыха, и в чем анатомо-физиологическая сущность хореографической тренировки. Артисты балета обязаны хорошо разбираться в закономерностях движения всего тела и его частей и в том, какие мышцы принимают участие в выполнении различных движений и удержании поз [5, с. 4].
Это актуально не только для артистов балета, но и для студентов, которые в будущем будут работать педагогами. Они должны разбираться во всех тонкостях работы опорно-двигательного аппарата, дыхательной и кровеносной систем во время двигательного действия, должны понимать разницу в строении тела и его функциональных возможностей взрослых и детей. Студенты должны не просто автоматически отрабатывать движения из урока в урок, но делать это грамотно, чтобы это способствовало развитию физических данных, выносливости и техники исполнения.
Вот что пишет об этом в своем труде «Анатомия танца» Ж.Г. Хаас: «Каждое упражнение имеет определенный смысл. Работа у станка - это не просто последовательность плие и тандю. Она предназначена для того, чтобы улучшить физическую организацию тела. В то же время техническая подготовка должна быть направлена на развитие мышечной силы и координации движений, чтобы уберечь от травм, необходимо понимать, как работают различные группы мышц в каждой из танцевальных позиций» [8, с. 5].
Только зная строение и функции организма, артист балета сможет осознавать свои движения, понимать их значение в каждой комбинации. Сочетание выполнения движений с пониманием анатомо-физиологических закономерностей, лежащих в их основе, улучшает технику движений, делает ее более виртуозной, помогает развивать и сохранять высокую работоспособность и здоровье [5, с. 5].
В своей работе педагог-хореограф, как и профессиональный исполнитель, обязан владеть знаниями анатомии человека, чтобы определить физические возможности студентов и, исходя из этого, строить обучение.
Если профессиональный танец, а чаще профессиональный классический танец, исполняется правильно обученным танцором, который обладает соответствующими физическими возможностями, танцевальные движения гармонируют с индивидуальностью его тела, не становясь при этом причиной травм [3, с. 8].
Библиографический список:
1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Анатомия мышечной системы (мышы, фасции и топография). Учебное пособие. - СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2005. - 84 с.
2. Гройсман А.Л., Иконникова А.Н. Анатомия и физиология человека с элементами балетной медицины. Часть первая. Анатомия и физиология. -М.: «Когито Центр», 2006. - 95 с.
3. Хавилер Дж.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. - М.: Издательство «Новое слово», 2009. - 116 с.
4. Ивлева Л.Д. Куклин А.В. Анатомо-физиологические основы обучения хореографии: учеб-метод. пособие: Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2006. - 78 с.
5. Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека. - М.: Медицина, 1972. - 227 с.
6. Пыжикова В.В. История и состояние проблемы анатомии движения в педагогике хореографического искусства // Вестник Новгородского государственного университета. - 2014. - №79. - С. 64-68
7. Сапогов А.А. Школа музыкально-хореографического искусства: Учебное пособие. - СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2014. - 264 с.
8. Хаас Ж.Г. Анатомия танца / пер. с англ. С.Э. Борич. - Минск: Попурри, 2011. - 200 с.