Научная статья на тему 'Содержание социальной стратегии и ее место в системе управления человеческими ресурсами организации'

Содержание социальной стратегии и ее место в системе управления человеческими ресурсами организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
833
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / STRATEGY / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / SOCIAL STRATEGY / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / HUMAN RESOURCES MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева К.С., Соколова Е.Л.

Показано место социальной стратегии в системе стратегий организации, рассматривается понятие и содержание социальной стратегии организации, и ее место в системе управления человеческими ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the social strategy of the organization and its place in the system of human resource management

Shows where social strategy in the strategies of the organization, discusses the concept and content of social strategy of the organization, and its place in the system of human resource management.

Текст научной работы на тему «Содержание социальной стратегии и ее место в системе управления человеческими ресурсами организации»

Секция

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»

УДК 338.246

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

К. С. Григорьева Научный руководитель - Е. Л. Соколова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: greg.90@list.ru

Показано место социальной стратегии в системе стратегий организации, рассматривается понятие и содержание социальной стратегии организации, и ее место в системе управления человеческими ресурсами.

Ключевые слова: стратегия организации, социальная стратегия, система управления человеческими ресурсами.

FEATURES OF THE SOCIAL STRATEGY OF THE ORGANIZATION AND ITS PLACE IN THE SYSTEM OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT

K. S. Grigorieva Scientific Supervisor - E. L. Sokolova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: grigorievakseniya@mail.ru

Shows where social strategy in the strategies of the organization, discusses the concept and content of social strategy of the organization, and its place in the system of human resource management.

Keywords: strategy, social strategy, human resources management system.

В настоящее время становится все более очевидным, что производительность труда, мотивация и творческий потенциал персонала превращаются в важнейшие конкурентные преимущества, которые в значительной мере определяют успех реализации базовой стратегии развития предприятия.

Определение стратегии организации принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится. В частности, это касается того, как руководство организации воспринимает различные рыночные возможности и нейтрализует угрозы, сильные стороны своего потенциала, которые фирма намеревается задействовать, а также традиции в области стратегических решений существующие в организации и др.

В общем виде стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к поставленной цели. Социальная стратегия в этом смысле играет значительную роль на пути к поставленной цели, так как она направлена на человеческие ресурсы, как известно персонал является главным ресурсом любой организации.

Для того чтобы определить место социальной стратегии в системе стратегии организации, необходимо привести классификацию стратегий организации. Так по уровням иерархической структуры компании все стратегии разделяются на четыре группы:

1) корпоративная стратегия (стратегия компании в целом);

2) стратегии бизнес-единиц или стратегии на уровне бизнеса, (СБЕ - стратегическая бизнес-единица);

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

3) функциональные стратегии, их также называют обеспечивающими (производственная, маркетинговая, финансовая, стратегия управления человеческими ресурсами, социальная);

4) стратегии команд, рабочих групп и работников [4].

Некоторые организации считают, что можно ограничиться разработкой главной стратегии предприятия, естественно в ней уделяется место социальной сфере организации, но становится не ясно каким образом достигать поставленных целей, в том числе в социально-направленной деятельности организации. Следовательно, возникает потребность в более конкретизированной системе достижения этих целей, т. е. создании и формировании социальной стратегии организации как отдельной единицы.

В научных трудах российских и зарубежных ученых нет однозначного понимания содержания социальных стратегий. Так, В. Ф. Богачев, С. С. Бузановский, С. В. Рогов и некоторые другие исследователи соотносят социальную сферу деятельности организации только с областью кадровой работы, выделяя следующие направления:

- подбор кадров, наем персонала и увольнение, профессиональная ориентация, оценка кадров и т. п.;

- обучение кадров (подготовка и переподготовка, повышение квалификации и т. п.);

- расстановка кадров (работа с резервом на выдвижение, аттестация кадров, внутризаводское перемещение и ротация кадров и т. п.);

- использование кадров (организация труда, системы материального и морального стимулирования, социально-психологический климат в коллективе и т. п.).

Более подробно содержание социальной стратегии рассматривает А. Н. Петров, который считает, что ее компонентами должны быть:

1. Базовая социальная стратегия, суть которой заключается в реализации комплексного развития социальной сферы организации и которая включает в себя следующие составляющие:

а) совершенствование социальной производственной структуры персонала:

- анализ социально-производственной структуры работников предприятия;

- выработка основных направлений действий в области социальной деятельности с учетом целей и планируемых результатов других функциональных стратегий;

- определение конкретных задач работы с группами сотрудников: женщины, молодежь, рабочие, служащие и т. д.;

б) улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работающих (в разработке данного раздела базовой концепции большое влияние имеет специфика производства, которая определяет условия труда, наличие профессионального травматизма и профессиональных заболеваний);

в) улучшение жилищно-бытовых и социально-культурных условий работающих и их семей (определяются основные цели и средства по созданию и совершенствованию социальной инфраструктуры предприятия).

2. Социальные программы - для решения наиболее приоритетных задач социального развития предприятия (в практике советских предприятий уже разрабатывались целевые программы «Здоровье», «Жилье», «Мать и дитя» и др.).

3. Социальная защищенность, или «социальный пакет», используемый в практике ряда российских и зарубежных компаний и выполняющий функцию социального стабилизатора в условиях социальных угроз, исходящих из внешней среды. В условиях либеральной экономики, роста цен и инфляционных процессов социальная защищенность работников организации приобретает существенное значение. Организация может устанавливать дополнительные компенсации и премии своим работникам. В современных условиях важным становится обеспечение работников продуктами и товарами первой необходимости и повышенного спроса (автомашины, холодильники, электронная аппаратура и т. д.) за счет средств организации [1].

Социальная стратегия организации не должна являться только внутренним процессом организации, она так же должна формировать поведение фирмы во внешней среде. Поэтому содержание понятия социальная стратегия, целесообразно представить в следующем виде: социальная стратегия организации представляет собой комплексную систему долгосрочных целей и способов их достижения по развитию социальной сферы организации, учитывающую направление экономической стратегии фирмы, а также ситуативность факторов внутренней и внешней среды организации [2].

Социальная стратегия в каждой организации будет иметь свои особенности, это может завесить от социальной инфраструктуры предприятия, которая в свою очередь будет затрагивать не только сотрудников организации, но и их семьи. Социальная инфраструктура предприятия охватывает социальные учреждения предприятия: столовые, медицинские учреждения, санатории, базы отдыха.

Секция «Современнее проблемы управления человеческими ресурсами»

Социальная стратегия предприятия связана с обоснованием и разработкой программы мероприятий для обеспечения нормального хода процесса воспроизводства рабочей силы на предприятии и сохранения благоприятного микроклимата в коллективе.

Реализация таких программ мероприятий способствует повышению производительности труда работников предприятия и, следовательно, влияет непосредственно на протекание производственного процесса [3].

Социальная стратегия любой организации направлена на развитие и улучшения человеческих ресурсов, она формируется в соответствии с общей стратегией предприятия, ориентируясь на общие цели. Следовательно, формирование и реализация социальной стратегии организации, является неотъемлемой частью в системе управления человеческими ресурсами организации.

Библиографические ссылки

1. Захаров Н. Л., Кузнецов А. Л. Управление социальным развитием организации. 2006. 191 с.

2. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. М. : Аспект Пресс, 2002. 574 с.

3. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. 4-е изд., доп. и перераб. М. : Инфра-М, 2010. С.695.

4. Маленков Ю. А. О классификациях стратегий компании // Эмитент. Существенные факты, события, действия. 2006. № 42. С. 17.

© Григорьева К. С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.