Научная статья на тему 'Содержание социально-информационной компетенции студентов вузов'

Содержание социально-информационной компетенции студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекалина Т. А.

В статье рассмотрены особенности реализации компетентностного подхода в системе высшего профессиональ-ного образования. Изучена одна из ключевых компетенций социально-информационная. Выделены три компонен-та в содержании социально-информационной компетенции студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание социально-информационной компетенции студентов вузов»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378:001.89

Т.А. Чекалина

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В настоящее время можно говорить о том, что реализация компетентностного подхода - это ответ системы высшего профессионального образования на запрос общества, работодателей и самих студентов, для которых также важно знать те критерии, по которым их будут оценивать готовность к профессии в целом, так и в условиях конкретного рабочего места.

За последние годы ситуация в высшем профессиональном образовании и в системе оценки специалиста в реальных условиях профессиональной деятельности сложилась таким образом, что ключевым аспектом готовность выпускника к работе являются его компетенции.

Внимание к проблематике компетенций обусловлено заинтересованностью работодателей и общества в целом в том, чтобы специалисты выполняли свою работу качественно и эффективно. Поэтому, оценивая персонал, заинтересованные стороны обращают внимание, прежде всего на поиск и обоснование критериев и показателей эффективности профессиональной деятельности сотрудников.

На практике это привело к возникновению огромного количества моделей, профилей, карт компетенций, используемых службами развития персонала, консалтинговыми компаниями и бизнес-тренерами [6].

На фоне этого мы предполагаем, что наблюдается некоторое отставание теоретической и методической разработанности компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. То есть, существует противоречие между теорией и практикой формирования и оценки компетенций студентов и сотрудников.

С точки зрения теории и методики профессионального образования, важно предвидеть не только положительные стороны реализации ком-петентностного подхода, но своего рода ограничения в его применении.

Так, в работе А. Фарнэма задаётся правомерный вопрос: что противостоит компетенции - отсутствие компетенции или некомпетентность? Какие задачи можно выполнить эффективно, если какой-то конкретной компетенции нет или она недостаточна? «Далее, важно также различать саму задачу, которую люди должны выполнить, и

качества, которыми им нужно обладать, чтобы её выполнить, а также то, какими им нужно владеть компетенциями, чтобы выполнить данную задачу компетентно» [9, с.113]. Также в приводимой концепции компетенций ставится очень важный с точки зрения методологии высшего профессионального образования вопрос: синонимом чего являются компетенции: совершенного исполнения работы или её адекватного исполнения? Исходя из этого, можно согласиться с точкой зрения А. Фар-нэма, что компетенции отражают адекватность работы и поведения сотрудника тем условиям, в которых они её осуществляют.

Приведённые аргументы следует учитывать при модернизации профессиональных образовательных программ с позиций компетентностного подхода. Разрабатывая модели компетенций, следует исходить из того, что они должны отражать не совершенную профессиональную деятельность, а поведение, адекватное для конкретных условий в определенной организации для соответствующего рабочего места. Этим положениями мы руководствовались при разработке содержания социально-информационной компетенции студентов вузов.

В работе А.М. Гуревич приводится следующий перечень трактовок компетенции, отражающих современное состояние их понимания:

- подлежащая оценке характеристика индивида, причинно связанная с эффективной деятельностью;

- индивидуальная особенность, способствующая высокому качеству выполнения работы на определённой позиции в конкретном организационном контексте;

- поведенческие аспекты, влияющие на эффективность работы;

- любые индивидуальные характеристики, которые можно измерить или достоверно подсчитать и относительно которых можно утверждать, что они значимы для эффективного или неэффективного выполнения работы;

- основные способности и потенциальные возможности, необходимые для качественного выполнения определённой работы;

- все связанные с работой свойства личности, знания, навыки и ценности, которые побуж-

Педагогика высшей школы

123

дают человека хорошо выполнять свою работу;

- основное свойство личности, которое приводит к эффективному или превосходному выполнению работы;

- набор поведенческих характеристик, необходимых сотруднику для успешного выполнения той или иной работы. Иными словами, с точки зрения оценки персонала это не профессия, не область человеческой осведомлённости в чём-либо, а нужный набор качеств [1, с. 11-13].

Интернет-источники [2, 8, 11, 12] также дают ряд определений компетенции:

- адекватная или достаточная квалификация, способности;

- адекватные или достаточные физические или интеллектуальные качества;

- способность быть квалифицированным;

- способность делать что-либо хорошо или в соответствии со стандартом, приобретённая опытным путём или в результате обучения;

- умение быть квалифицированным и способным выполнять определённую роль, включающие знания, способности, поведение.

В 1996 году Евросоюзом была принята система ключевых компетенций, составляющих в совокупности ключевую квалификацию специалиста, которая включает: социальную, коммуникативную, социально-информационную, когнитивную и специальную компетенции.

Данная система компетенций отражает характеристику специалиста как выпускника с высшем образованием, поэтому она должна быть понятна самому студенту, специалисту и работодателям и может быть адаптирована к требованиям конкретного рабочего места.

Рассмотрим ключевые компетенции подробнее.

Социальная компетенция предполагает сфор-мированность чувства ответственности, готовность к совместной выработки решений и их реализации, толерантность к различным этнокульту-рам и религиям, умение сочетать личные, групповые и общественные интересы. Коммуникативная компетенция означает владение несколькими иностранными языками, развитые навыки устного и письменного общения на родном языке, общение через Intemet. Социально-информационная компетенция включает в себя владение информационными технологиями, критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ. Когнитивная компетенция представляет собой аспект готовности человека к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребность в реализации своего личностного потенциала, навык самостоятельного приобретения новых знаний и умений, развитие способности к саморазвитию. Наконец, специальная компетенция означает подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда [2].

Социально-информационная компетенция

специалиста относится к группе ключевых еврокомпетенций. Следовательно, это не столько собственно профессиональная компетенция, сколько компетенция, характеризующая человека, гражданина, освоившего программу высшего образования и обладающего фундаментом для разностороннего анализа информации, содержащейся в различных источниках. Анализ психолого-

педагогической литературы показал, что достаточно мало работ, посвящённых социальноинформационной компетенции. Огромный пласт работ посвящён различным аспектам информационной компетенции студентов, школьников. Меньшее количество исследователей работают в сфере формирования социальной компетенции.

Мы считаем не случайным формулирование данной компетенции именно как социальноинформационной.

Исходя из понимания места информации в деятельности современного специалиста, не сама по себе информация важна для эффективной деятельности специалиста, а то, в каком контексте эта информация существует и в каком контексте она используется в деятельности [3, 7]. Являясь одним из результатов образования, социальноинформационная компетенция представляет собой, прежде всего, общую интеллектуальную способность личности.

На основе анализа теоретических исследований [2, 4, 5], посвященных изучению содержания компетенций, выделим основные компоненты в содержании социально-информационной компетенции:

• Когнитивный компонент определяет наличие знаний (теоретических и практических), необходимых для выполнения профессиональной деятельности.

• Операциональный компонент включает профессиональные способности и профессиональное мышление, индивидуальный стиль деятельности при решении профессиональных задач.

• Рефлексивно-оценочный компонент, позволяющий осознанно подойти к решению поставленной задачи, реализовать решение на основе методологических подходов, оценить собственную деятельность и ее результаты.

Выделенные нами компоненты компетенции встречаются во многих исследованиях, посвященных формированию компетенций студентов вузов, моделированию различных компетенций. Но содержание данных компонентов, конечно, различное и зависит от многих факторов: от самой компетенции, от условий их формирования и т.д.

Когнитивный компонент социально-

информационной компетенции, кроме теоретических знаний по предмету и умений владения информацией и информационными объектами, включает в себя знания способов получения информации и ее передачи, способность совершен-

ствования профессиональных знаний и умений, знание межпредметных связей, знание истории вычислительной техники и информатики, выражает степень владения информационными и телекоммуникационными технологиями, умение самостоятельно осваивать необходимые в управленческой деятельности программные продукты. Уровень развития когнитивного компонента определяется полнотой, глубиной, системностью знаний в предметной области [5].

Операциональный компонент социальноинформационной компетенции студентов определяет стиль и способы поведения и решения практических задач, включает условия успешной реализации социально-информационной компетенции; владение методами получения, хранения, обработки и передачи информации; владение творческими инновационными приемами и методами информационной деятельности с грамотным применением компьютерной техники; умение пользоваться средствами информационных и коммуникационных технологий.

По мнению И.С. Халитовой [10], рефлексия человека охватывает следующие компоненты: осмысление собственного уровня компетенции, стиля поведения, особенностей ценностно-

мотивационной сферы. Рефлексивно-оценочный компонент социально-информационной компетенции представляет собой отслеживание студентом целей, процесса и результатов своей деятельности, а также самооценку личности на основе самосознания и рефлексии, то есть осознание и оценивание тех внутренних изменений, которые в нём происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Кроме этого рефлексивно-оценочный компонент социально-информационной компетенции студента говорит о способности оценивать свою деятельность по освоению и использованию современных информационных технологий, о системе взглядов и установок по отношению к собственному профессиональному развитию в управленческой деятельности с эффективным использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Таким образом, можно считать, что обоснованное нами содержание социально-

информационной компетенции является предпосылкой моделирования данной компетенции, отбора технологий ее формирования и процедур оценки результатов сформированности социальноинформационной компетенции студентов вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГуревичА.М. Ассессмент: принципы подготовки и проведения. - М.: Речь, 2005. - 235 с.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. №5. - С.34-42.

3. Колин К.К. Социальная информатика. - М.: Академический Проект, 2003. - 432 с.

4. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. -М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

5. Москалева О.И. Информационно-технологическая компетентность как компонент профессио-

нальной подготовки будущего экономиста // ИТО - Марий Эл - 2008 / Информационные технологии в обучении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2008/MariyEl/II/II-0-19.html

(03.04.2010), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

6. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008. - 136 с.

7. Рунов А.В. Социальная информатика. - М.: КНОРУС, 2009. - 428 с.

8. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. Пер. с англ. / С. Уиддет, С. Холлифорд.

- М.: ШРРО, 2003. - 224 с.

9. Фарнэм А. Некомпетентный менеджер. - М.:ШРРО, 2008. - 352 с.

10. Халитова И.С. Формирование корпоративной компетенции студентов технического вуза в процессе внеучебной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2009. - 21 с.

11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эй-дос". - 2002. - 23 апреля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

(16.05.2010), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

12. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/28261 (16.07.2010), свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус.

□ Автор статьи:

Чекалина Татьяна Александровна, ст. преп. каф. управления социальной сферой Кемеровского государственного университета культуры и искусств) Email: chekalina40@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.