Научная статья на тему 'Содержание самостоятельной работы студентов направления подготовки 44. 03. 01 педагогическое образование профиль "физическая культура" по дисциплине "основы спортивной тренировки"'

Содержание самостоятельной работы студентов направления подготовки 44. 03. 01 педагогическое образование профиль "физическая культура" по дисциплине "основы спортивной тренировки" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРОВ / ДИСЦИПЛИНА "ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ" / TRAINING OF BACHELORS AT THE HIGHER SCHOOL / A PREPARATION PROFILE "PHYSICAL CULTURE" / INDEPENDENT WORK OF BACHELORS / DISCIPLINE OF "A BASIS OF A SPORTS TRAINING"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронкина Светлана Александровна

В статье рассматривается вопрос о формировании содержания самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы спортивной тренировки». Анализируется мнения ведущих ученых, освещающих вопросы совершенствования самостоятельной работы студентов. Автор приводит примеры материалов самостоятельной работы по дисциплине, формулирует вывод о эффективности использования самостоятельной работы в развитии личностных качеств студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пронкина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents of independent work of students of the direction of training 44.03.01 Pedagogical education profile "Physical Education" in the discipline "Fundamentals of sports training"

The article addresses the issue of shaping the content of independent work of students in the discipline "Basics of sports training." The opinions of leading scientists who cover the improvement of students' independent work are analyzed. The author gives examples of materials of independent work on the discipline, formulates a conclusion about the effectiveness of the use of independent work in the development of students' personal qualities.

Текст научной работы на тему «Содержание самостоятельной работы студентов направления подготовки 44. 03. 01 педагогическое образование профиль "физическая культура" по дисциплине "основы спортивной тренировки"»

Педагогика

УДК 378.146

доцент кафедры физической культуры и спорта Пронкина Светлана Александровна

ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет» (г. Южно-Сахалинск)

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФИЛЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ»

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о формировании содержания самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы спортивной тренировки». Анализируется мнения ведущих ученых, освещающих вопросы совершенствования самостоятельной работы студентов. Автор приводит примеры материалов самостоятельной работы по дисциплине, формулирует вывод о эффективности использования самостоятельной работы в развитии личностных качеств студентов.

Ключевые слова: подготовка бакалавров в высшей школе, профиль подготовки «Физическая культура», самостоятельная работа бакалавров, дисциплина «Основы спортивной тренировки».

Annotation. The article addresses the issue of shaping the content of independent work of students in the discipline "Basics of sports training." The opinions of leading scientists who cover the improvement of students' independent work are analyzed. The author gives examples of materials of independent work on the discipline, formulates a conclusion about the effectiveness of the use of independent work in the development of students' personal qualities.

Keywords: training of bachelors at the higher school, a preparation profile "Physical culture", independent work of bachelors, discipline of "A basis of a sports training".

Введение. Новые государственные образовательные стандарты третьего поколения перестраивают систему профессионального образования таким образом, что большая часть учебного времени (60%) отводится на организацию самостоятельной работы студентов. Следовательно, преподавателям вузов необходимо перепланировать свою деятельность, уменьшив количество аудиторных занятий, что может не улучшить, а, наоборот, ухудшить качество подготовки студентов. Таким образом, возникает необходимость более тщательного планирования самостоятельной работы обучающихся [2].

Изложение основного материала статьи. Подготовка бакалавров в современной высшей школе связана с усвоением большого объема информации, это сложно реализовать без совершенствования самостоятельной работы студентов, что, с одной стороны способствует повышению эффективности процесса обучения, а с другой - качеству подготовки бакалавров. Однако, исследователи отмечают, что самостоятельная работа студентов часто еще нацелена на произвольное запоминание обучающимися усваиваемых понятий и применение их с целью закрепления соответствующих навыков практического характера [1].

Предполагается, что студент должен понять, осмыслить, удержать в памяти знания, чтобы на данном или следующем семинаре, практическом занятии, зачете можно было бы воспроизвести или применить их к решению однотипных задач. Поэтому трактовка основных понятий курса, систематизация путей самостоятельного выполнения студентом познавательной задачи, осознание ее структуры и элементов, которыми необходимо оперировать по ходу выполнения самостоятельной работы, не становятся предметом поисково-познавательной деятельности обучающихся. Причиной этого является то, что в дидактике высшей школы до сих пор не раскрыта сущность самостоятельной работы студентов. В силу чего конкретные виды заданий, выносимые на самостоятельное выполнение студентами, констатируются только с учетом предметной стороны, без достаточного соотношения ее с личностной, процессуальной стороной деятельности. В результате интерес студента к выполнению подобного рода самостоятельных работ систематически падает [4].

Отметим, что проблема развития самостоятельности не нова. В разное время в той или иной мере к ней обратились педагоги, философы, психологи. Следует подчеркнуть, что сегодня в теории и практике высшей школы встречаются самые разнообразные попытки определения самостоятельной работы студентов. Одни исследователи, отождествляя ее с самостоятельной деятельностью, считают, что самостоятельная работа является необходимой стороной, составным компонентом любого метода обучения и вида учебных занятий: лекций, практических занятий, лабораторных работ, семинаров. Другие самостоятельной работой студентов считают такую деятельность, когда сам студент продумал материал, проанализировал и обобщил его, критически проверил свои выводы и результаты. Наконец, третьи самостоятельную работу считают обязательным элементом содержания образования, предусмотренного планом и характером работы высшей школы. Во многих исследовательских работах ставится знак равенства между понятиями «самостоятельность», «самостоятельная деятельность» и «самостоятельная работа» и «самостоятельные занятия».

К основным путям наиболее оптимального управления самостоятельной работой относят: четкость распределения преподавателями основного содержания материала, подлежащего усвоению, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности обучающегося; осуществление развивающей функции путем формирования у обучающихся определенных интеллектуальных и практических умений и навыков учебной деятельности.

С точки зрения организационных основ, самостоятельную работу разделяют на самостоятельную работу в вузе (проводится на занятии); и на самостоятельную работу после занятия (выполняется за пределами вуза, в том числе дома) [1].

Самостоятельная работа в вузе проводится в рамках практического или семинарского занятия. Авторы выделяют такие формы организации самостоятельной деятельности, как индивидуальная; работа в парах; коллективная; работа в группах-звеньях.

Формирование содержания самостоятельной работы для студентов требует от преподавателя заранее выстроенной системы, раскрывающей формы, цели, отбор учебного материала и средства педагогической коммуникации, определение собственной роли преподавателя в этом процессе. Н. Росина [3] рассматривает следующие типы составляющих руководства самостоятельной работой студентов.

Организационная составляющая руководства самостоятельной работой предполагает создание управляющих учебных пособий, которые должны помочь студенту понять логику построения изучаемого курса.

Методическая составляющая означает разработку заданий самостоятельной работы, используемых в различных формах организации учебного процесса (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены). Например, за несколько минут до конца лекции студентам предлагается сформулировать вопрос по материалу, проиллюстрировать любое теоретическое положение конкретным примером. Для развития абстрактного мышления можно предложить совместное составление вывода по итогам изучения темы. Организация внеаудиторной самостоятельной работы требует разработки разноплановых, разноуровневых индивидуализированных заданий: анализ источников информации, выделение точек зрения на проблему, выполнение сравнительных таблиц, конструирование проблемных вопросов и учебных задач, небольшие экспериментальные исследования.

Регуляционная составляющая руководства самостоятельной работой связана с организацией форм сотрудничества, стимулирующих их самостоятельность и творческую активность.

Выделяют пять уровней самостоятельной работы. Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизведение информации. Второй уровень - самостоятельные работы по образцу. Третий уровень -реконструктивно-самостоятельные работы. Четвертый уровень - эвристические самостоятельные работы. Пятый уровень - творческие (исследовательские) самостоятельные работы [5].

Используя изложенный материал, автор предлагает пример формирования заданий для самостоятельной работы бакалавров по дисциплине «Основы спортивной тренировки». По дисциплине разработано учебно-методическое пособие, которое призвано помочь студенту в освоении изучаемой дисциплины. Пособие содержит обобщенный план - алгоритм подготовки к семинарским занятиям, раскрывает формы организации семинарских занятий, конкретизирует содержание занятий, имеет опорный материал для решения практических задач; содержит контролирующие материалы по дисциплине, материалы ситуационных учебных задач практико-ориентированной направленности. Важным разделом пособия является наличие критериев оценки знаний и умений студентов как ориентиров для самоконтроля.

Так, по теме 2. «Функции спорта» студенты самостоятельно готовятся к участию в круглом столе, что позволяет включить обучающихся в процесс обсуждения спорных вопросов, проблем и формировать умение аргументировать собственную точку зрения. Вопросы следующие:

- причина отнесения соревновательно-эталонной функции к специфическим функциям спорта;

- в какой группе видов спорта соревновательно-эталонная функция выражена наиболее ярко;

- подтвердите слова лауреата Нобелевской премии Арчибальда Хилла «Наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах»;

- каковы возможности спорта в личностно-направленном воспитании человека;

- спорт - это искусство?

Тема 3. «Спортивные достижения, критерии их оценки и тенденции развития» предполагает подготовку студентов к Мини-конференции. Студенты самостоятельно готовят публичные выступления по результатам учебно-исследовательской работы по вопросам:

- в чем заключается смысловое различие терминов: «спортивный результат», «спортивное достижение», «спортивный рекорд», «спортивный успех»;

- перечислите критерии определения спортивных результатов;

- перечислите критерии индивидуальной одаренности спортсмена;

- в чем заключаются научно-методические основы системы спортивной подготовки;

- требования ЕВСК по присвоению спортивных разрядов в избранном виде спорта.

Тема 6. «Принципы спортивной тренировки» предполагает самостоятельную работу студентов на практическом занятии по решению ситуационных учебных задач практико-ориентированной направленности, позволяющих оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей. Учебные задачи следующие:

- проявлением какого принципа является постоянное совершенствование спортивного инвентаря и оборудования, условий мест проведения соревнований, правил соревнований, приведите примеры;

- приведите пример успешного выступления спортсменов в различных видах спорта, как это соотносится с принципом углубленной специализации;

- разработайте схему примерного соотношения средств общей и специальной подготовки начинающих спортсменов в годичном цикле подготовки в избранном виде спорта;

- дайте характеристику ближнего тренировочного эффекта изменений функционального состояния, происходящего в организме спортсмена после тренировочного занятия;

- дайте характеристику принципу, выдвинутому известным американским тренером по плаванию Д. Каунсилмен «боль-сильная боль-агония»;

- заполните таблицу согласно федеральному стандарту спортивной подготовки по избранному виду спорта «количество соревнований на различных этапах подготовки».

Тема 9. «Структура малых, средних и большого тренировочных циклов» предполагает подготовку студентов к решению творческих заданий на практическом занятии. Это частично регламентированные задания, имеющие нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания о цикличности тренировочного процесса, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Темы для творческого задания:

- разработать содержание втягивающего микроцикла для спортсменов группы начальной подготовки 3-го года обучения в избранном виде спорта;

- разработать примерный вариант (типы микроциклов) обще подготовительного этапа для спортсменов группы начальной подготовки 3-го года обучения в избранном виде спорта.

Выводы. Таким образом, самостоятельная работа студентов способствует развитию глубины, широты, гибкости и других качеств ума студента, развивает навыки самоорганизации, внутренней активности, готовности к диалогу. Преподавателю такая работа помогает выявить пробелы в преподавании дисциплины,

определить наиболее сложные вопросы для студентов, построить преподавание дисциплины с учетом принципа субъектно-ориентированного обучения.

Литература:

1. Дуванаева К.Т., Сыдыкова Т.М. Сущность самостоятельной работы студентов в контексте современной системы образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://publikacia.net/archive/uploads/pages/2016_2_4/18.

2. Маматов Д. К., Собирова Ш. У.Особенности организации самостоятельной работы студентов // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2015. № 1. С. 13 - 18.

3. Росина Н. Организация СРС в контексте инновационного обучения // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 109 - 114.

4. Сыдыкова Т.М. Дидактические основы дифференциации учебного процесса на практических занятиях в вузе. // Автореф. дисс. на соис. учен.ст. к.п.н. - Б., 2001.

5. Хакунова Ф.П. Проблема организации самостоятельной работы студентов и школьников на современном этапе образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestnik.adygnet.rU/files/2012.2/1723/khakunova2012_2.

Педагогика

УДК 371

аспирант Растегаева Дарья Александровна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); доктор педагогических наук, доцент, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь),

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В

УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье представлен авторский взгляд на сущность сетевого взаимодействия, и особенности его функционирование в условиях дуального обучения. Отмечаются возможности, открывающиеся перед всеми участниками такого взаимодействия: образовательными организациями, предприятиями, студентами, социальными партнерами. Представлена модель и описывается опыт сетевого взаимодействия ГАОУ ВО НГГТИ с работодателями и образовательными организациями края.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, образовательные организации, дуальное обучение, предприятие-партнер, социальное партнерство, образовательная услуга.

Annotation. The article presents the author's view on the essence of network interaction, and the peculiarities of its functioning in the conditions of dual training. The opportunities opened up before all participants of such interaction are noted: educational organizations, enterprises, students, and social partners. The model is presented and the experience of networking of Nevinnomyssky state humanitarian technical Institute with employers and educational organizations of the region is described.

Keywords: networking, educational organizations, dual training, partner enterprise, social partnership, educational service

Введение. Современная система российского образования ставит своей целью обеспечение развития социально желаемых характеристик будущего специалиста, основываясь на качественной профессиональной подготовке. Особое значение приобретает возможность наиболее полного выявления и развития потенциала и самоактуализации обучаемого, при этом, решающую роль играет создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя, развивая свою социальную, личностную и профессиональную компетентность.

Достижение этой важной и сложной цели требует исполнения целого комплекса механизмов, в том числе привлечения социальных партнеров, организаций, и осуществления социального взаимодействия всеми возможными субъектами. Наиболее эффективной инновационной технологией, призванной помочь образовательным организациям любого уровня динамично развиваться, становится сетевое взаимодействие.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время термин «сетевое взаимодействие» активно изучается и широко используется в образовательной практике. Проблема сетевого взаимодействия рассматривается с различных точек зрения, а именно, как взаимодействие педагогов различных образовательных организаций; сотрудничество учреждений образования и социальных институтов, (например, центр занятости, волонтерская организация); интеграция бизнеса и образования, а также другие.

Нарастающим интересом в современной России пользуются исследования, направленные на всестороннее изучение и раскрытие сущности сетевого взаимодействия (Е. В. Василевская, И. Э. Кондракова и др.) и особенностей организации на его основе учебного процесса (Е. Я. Подгорная, Т. М. Третьяк и др.).

Сетевое взаимодействие рассматривается с разных точек зрения, в том числе в рамках теоретико-методологического аспекта объединения вузов с целью профильного обучения (В. А. Грищук, М. Л. Кондакова, Е. Я. Подгорная [5], А. Н. Томазова); в составе университетского комплекса (Л. И. Мухина); в условиях реструктуризации сети профессиональных организаций (А. В. Воронин); в системе органов управления муниципального уровня (А. Н. Томазова) [8]. Такая система взаимодействия становится одним из наиболее перспективных и значимых слагаемых успеха на пути повышения качественности современной системы образования. Оно предполагает реализацию целей и задач отдельно взятых образовательных организаций за счет функционирования целой системы взаимовыгодного партнерства [5]. Как отмечают Т.В. Глубокова и И.Э. Кондракова, «круг взаимодействия при организации сетевого взаимодействия увеличивается, его результаты более продуктивны и качественны», при этом, у каждого участника такого взаимодействия есть уникальная возможность развития и совершенствования своих ключевых профессиональных компетенций [1].

Создание сети связанных друг с другом организаций ставит своей целью обеспечение создания и поддержания необходимого комплекса условий для эффективного функционирования всех заинтересованных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.