Научная статья на тему 'Содержание психологической подготовки специалистов физической культуры и спорта'

Содержание психологической подготовки специалистов физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1115
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогунов Е. Н.

В статье освещены вопросы модернизации содержания психологической подготовки специалистов физической культуры и спорта, условия интеграции учебной, тренировочной и соревновательной деятельности обучающихся как основных компонентов планирования образовательного процесса. Обсуждены этапы профессионально-психологического образования работников физической культуры и спорта в качестве блоков обучения: профильной, общепрофессиональной и предметной образованности. Представлена структура содержания психологической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гогунов Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание психологической подготовки специалистов физической культуры и спорта»

Гогунов Е.Н.

Тольяттинский государственный университет

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье освещены вопросы модернизации содержания психологической подготовки специалистов физической культуры и спорта, условия интеграции учебной, тренировочной и соревновательной деятельности обучающихся как основных компонентов планирования образовательного процесса. Обсуждены этапы профессионально-психологического образования работников физической культуры и спорта в качестве блоков обучения: профильной, общепрофессиональной и предметной образованности. Представлена структура содержания психологической подготовки.

В современной педагогической науке существуют разные концепции содержания образовательной системы [5]. В рамках определения содержания психологической подготовки специалистов физической культуры и спорта как самостоятельной и целостной системы обучения следует руководствоваться передовыми идеями российского образования, учитывая особенности физкультурно-спортивной деятельности.

Сегодня провозглашается идея включения в содержание образования не только определенных знаний, умений и навыков, но и мировоззренческих и нравственно-эстетических основ [1, 5, 6]. К задачам образования относят развитие личностных качеств, ответственности за себя, судьбу общества, нетерпимости к проявлению бездушия и несправедливости и т. п. Содержание современного образования должно опираться на задачи формирования у воспитанников ценностно-значимых запросов и намерений, приобщения их к самообразованию. Особого внимания заслуживают вопросы сохранения и укрепления здоровья, развития адаптационных возможностей организма, стрессоус-тойчивости, компетентности в вопросах психо-лого-педагогического обеспечения профессиональной деятельности [4].

Эти установки могут быть наиболее полно реализованы в образовательной системе, где используются: 1) опыт познавательной деятельности (знания); 2) опыт репродуктивной деятельности (умения и навыки); 3) опыт творческой деятельности (преодоление проблемных ситуаций); 4) опыт эмоционально-ценностных отношений (система отношений). Очевидно, что по своим особенностям условия физкультурно-спортивной практики являются вполне достойным примером естественного образовательного пространства для активизации всех указанных элементов в процессе обучения. Не-

случайно в спорте так высоко ценится опыт, базирующийся на теории и практике тренировок и соревнований.

Повышение качества и эффективности содержания психологической подготовки специалистов физической культуры и спорта, в первую очередь, согласуется в рационализацией функций данного образовательного пространства с помощью механизмов интеграции; 1) учебной, тренировочной, соревновательной деятельности; 2) этапов, форм и методов общего, спортивного и профессионального образования; 3) приемов и способов психологического и педагогического влияния в учебном процессе; 4) учебного материала по видам деятельности и уровням образования.

Таким образом, деятельностная основа содержания психологической подготовки в системе профессионального образования в области физической культуры и спорта характеризуется сочетанием трех функциональных сторон активности обучающихся: 1) учебная деятельность; 2) тренировочная деятельность; 3) соревновательная деятельность. Это единство определяет некоторые сложности не только в практической реализации образовательной деятельности, но и в планировании.

Практика традиционного образования характеризуется наличием не связанных между собой учебных планов: 1) учреждений общего образования; 2) спортивных учреждений. В первом случае спортсмены признаются учащимися общеобразовательной системы. В спортивных заведениях они являются учениками специально организованной системы спортивной подготовки. Проблема заключается в том, что человек, занимающийся спортом, вынужден выбирать приоритетность для себя одной из образовательных систем. Естественно, что такое положение отрицательно сказывается на продуктивности первого или второго аспектов

его образованности. Тем более что педагоги каждой из представленных систем стремятся ориентировать обучающегося на приложение его максимальных усилий в своей сфере обучения, часто в ущерб другой сферы.

В спорте действует достаточно жесткая система отбора. Это требует особого отношения личности к тренировкам и соревнованиям [3]. Поэтому часто с началом активной спортивной деятельности аспект общего образования становится второстепенным. У значительной части спортсменов, учащихся 9-11 классов наблюдается снижение результативности в учебной деятельности. При этом, как правило, следует выбор - человек либо прекращает занятия спортом, либо «прекращает учиться».

Решение этой проблемы в рамках рассматриваемого содержания подготовки специалистов физической культуры и спорта предусматривает создание единого учебного плана при условии согласования всех сторон деятельности спортсмена-ученика (рис. 1).

Планирование образовательного процесса, объединяющее учебную и спортивную деятельность, должно соответствовать требованиям интеграции методологических основ обучения по ступеням общего образования (школьное, высшее) и профилю профессионального образования (профильное, среднее, высшее спортивное).

В виду гибкости временного и пространственного расположения учебной деятельности (учитывая формы самостоятельной работы) и относительной жесткости «календаря спортивных соревнований», режима тренировок, базисный учебный план рассматривается, исходя из принципа структурирования этапов обучения на основе формирования образовательных блоков.

Образовательные блоки представляют собой определенный «шаги образованности». Они характеризуются законченностью освоения части учебной информации. Эти блоки имеют свою структуру периодов обучения:

Рисунок 1. Компоненты планирования образовательного процесса в психологической подготовке специалистов физической культуры и спорта

1) подготовительный период; 2) соревновательный период; 3) заключительный период.

Подготовительный период включает в себя два блока: обще-подготовительный, который определяется использованием учебной и тренировочной деятельность в целях передачи и освоения знаний и умений изучаемого раздела учебной информации; специально-подготовительный, характеризующийся осуществлением подготовки к предстоящему соревнованию, где проверяется уровень освоения в учебных условиях.

Соревновательный период состоит из пред-соревновательного блока, когда заканчивается специальная психологическая подготовка и соревновательного блока, в котором проводятся мероприятия ситуативного управления состоянием и поведением спортсмена, а также используются приемы психогигиены.

Заключительный период характеризуется введением в действие послесоревновательного блока. В нем реализуются психологические приемы восстановления работоспособности и контрольно-корректировочный блок, где осуществляется повторение, закрепление, оценка и, при необходимости, корректировка освоенных знаний и умений. Здесь активно используются приемы самоконтроля, самооценки.

«Шаги образованности» являются компонентами годичных этапов подготовки. Они объединяются в ступени образования: профильная, общепрофессиональная, предметная.

Важно отметить, что количество блоков в одном годичном этапе зависит от числа соревнований, представленных в спортивном календаре. Это зависит от уровня спортивного мастерства и вида спорта. Потому формирование учебных групп должно опираться на: 1) уровень спортивного мастерства; 2) вид спорта. Кроме того, как показывает практическое использование данной структуры содержания обучения, не менее важным элементом формирования учебных групп является уровень образованности. Очевидно, что возможность человека воспринимать и осваивать информацию определенной сложности находится в зависимости от имеющегося у него опыта.

В отношении структурного объединения этапов психологической подготовки спортсменов следует учитывать его распределение по видам образовательной деятельности [2, 8].

Так, учебная деятельность связана с освоением знаний и умений учебно-практического характера по курсу спортивной психологии и востребованным дисциплинам отраслей психо-

логии. При этом содержание учебного материала реализуется в формах теоретических и практических занятий.

Тренировочная деятельность выступает в виде практической подготовки прикладного характера к соревновательным испытаниям. Этот элемент образования согласуется с использованием тренировочных занятий, направленных на решение задач, которые связаны с применением в жизнедеятельности освоенных учебно-практических знаний и умений. В данном случае содержание обучения определяется процессом формирования субъективно значимых алгоритмов деятельности. Психология выступает в качестве системы профессионально востребованных, лично необходимых знаний и умений в области психодиагностики, психорегуляции и психогигиены.

Соревновательная деятельность - это компонент образовательной системы, который является оценочным фактором контрольно-кор-

ректировочного характера. Эта деятельность позволяет с наибольшей степенью объективности провести оценку (самооценку) освоенных знаний и умений, а также субъективных алгоритмов деятельности в условиях непосредственного профессионального труда. Одновременно, этот же компонент служит фактором мотивации к учению, т. к. качество психологического обеспечения соревнований имеет прямое влияние на спортивный результат.

Оценка возможностей спортсмена служит основанием для целенаправленной коррекции имеющегося у него уровня психологической образованности. Теперь психология - это действительный элемент профессионального опыта в области обеспечения труда.

Структура содержания психологической подготовки специалистов физической культуры и спорта представлена на рисунке 2.

Характеристика содержания образования согласуется не только с методологическими и

Образовательный процесс

Развитие Формирование Воспитание Обучение Оздоровление

Учебная деятельность

Тренировочная деятельность

Соревновательная

деятельность

1. Уровень профильной подготовки «Основы спортивной психологии»

Блок 1. Психологические особенности физкультурноспортивной деятельности Блок 2. Психологическое обеспечение физкультурноспортивной деятельности

2. Уровень общепрофессиональной подготовки

Блок 3. Психологические основы физкультурно-спортивной деятельности

3. Уровень предметной подготовки

____________________________1___________________________

Блок 4. Психология физкультурно-спортивной деятельности

Рисунок 2. Структура содержания психологической подготовки специалистов физической культуры и спорта

структурными компонентами. Содержание образовательного процесса - это и пространственные и временные аспекты системы [5].

Пространственное расположение системы психологической подготовки специалистов физической культуры и спорта в виде отдельного образовательного учреждения является самым оптимальным вариантом. В этом случае все необходимые для повышения эффективности образовательного процесса условия носят системный, структурный и целостный образ. Такая модель позволяет создать максимальное содержательное обеспечение обучения: 1) непрерывность движения по уровням образованности; 2) сохранение функций учебных блоков и этапов. Рациональным остается и единство процессуальных элементов реализации обучения, а также психологического обеспечения учебной, тренировочной и соревновательной деятельности субъекта системы.

Включение системы психологической подготовки в условия какого-либо образовательного учреждения может быть представлено как целостный компонент макросистемы. Например, как часть профессионального образования в единстве всех учебных курсов. Этот вариант размещения психологической подготовки требует согласования всей макросистемы с содержанием спортивной подготовки, т. к. ориентация образовательного учреждения на отличительные методологические основы процесса обучения - это фактор разрушения целостности системы психологического обеспечения в аспекте формирования психологической компетентности будущего специалиста.

Относительная гибкость рассматриваемого содержания подготовки специалистов физической культуры и спорта позволяет включать его в несколько образовательных учреждений, которые связаны единой направленностью образования (образовательные ступени). Например, учреждение среднего образования (спортивный лицей) + заведение среднего профессионального образования (спортивный колледж) + учреждение высшего профессионального образования (институт физической культуры, факультет спортивного профиля). Такой подход требует: 1) согласования нескольких учебных планов; 2) объединения различных специализаций (тренер, спортсмен, учитель и т. п.).

Временные параметры содержания психологической подготовки связаны с выделением двух основных характеристик: 1) продолжи-

тельность обучения; 2) расположение обучения в периодах жизни человека.

Продолжительность обучения определяется четырех годичным сроком. Так, первый уровень образованности включает в себя два года обучения. Второй уровень может быть успешно реализован в годичном периоде. Предусматривается, что третий уровень должен быть освоен за один год [2].

Расположение образовательного процесса в периодах жизни субъектов обучения согласуется с представлениями об оптимальном промежутке времени для формирования психологической компетентности в целях обеспечения трудовой деятельности. В основе таких представлений находятся: 1) оценка психофизиологической готовности человека к освоению знаний и умений из области психологии; 2) уровень спортивного мастерства; 3) практическая востребованность в психологическом обеспечении профессиональной деятельности; 4) необходимость проявления самостоятельности в решении задач психодиагностики, психорегуляции и психогигиены.

Таким образом, наиболее оптимальным периодом для получения психологического образования в области физической культуры и спорта следует считать возраст от 15-16 лет до 19-25 лет.

Сложность формирования системы психологической подготовки определяется необходимостью сочетать содержание учебной, тренировочной и соревновательной деятельности обучающихся людей в аспекте проведения процесса развития, формирования, воспитания, обучения и оздоровления. Единство содержания образования в этом отношении инициируется путем дифференциации области познания.

Учебный материал уровня профильной подготовки опирается на интерпретацию общепсихологической теории особенностей физкультурно-спортивной деятельности. Информационные блоки: 1) психология как наука; 2) спортивная психология как отрасль научного знания; 3) психологическая характеристика спортивной деятельности; 4) психологические процессы; 5) психология личности; 6) психология спортивной группы; 7) психологическое обеспечение тренировок и соревнований; 8) основы спортивной психодиагностики; 9) психология управления состоянием и поведением спортсмена; 10) основы психогигиены; 11) общая и специальная психологическая подготовка в спорте.

Уровень общепрофессиональной подготовки согласуется с представлениями о психологических основах физической культуры и спорта. Соответственно содержание знаний определяется: 1) психология как система специальных отраслей научного знания; 2) интегративный характер спортивной психологии; 3) общая психология в структуре спортивной психологии; 4) взаимосвязь спортивной и возрастной психологии; 5) социальная психология физкультурноспортивной деятельности; 6) педагогическая психология физической культуры и спорта; 7) психология труда в спорте; 8) психологическая теория управления в спорте; 9) аспекты экспериментальной психологии в физической культуре и спорте; 10) психология личности в спорте.

В разряд информационных блоков уровня предметной подготовки относятся: 1) история развития спортивной психологии; 2) методология спортивной психологии; 3) методика исследования личности в спорте; 4) методика исследования спортивных групп; 5) психологические особенности спортивной дидактики; 6) основы планирования психологической подготовки в спорте; 7) психологическое обеспечение физической, технической и тактической подготовки спортсменов; 8) механизмы саморегуляции психических состояний; 9) творчество в спорте; 10) самоактуализационная теория личности в спортивной практике.

Содержание умений и навыков, относящихся к учебной деятельности, определяется стремлением к созданию у обучающихся базовых алгоритмов действий, которые в дальнейшем могут обеспечить эффективность самоуправления в профессиональном труде.

В целом содержание умений и навыков можно разделить на три основных направления: 1) умение разбираться в психологических знаниях; 2) умение ориентироваться в психологических закономерностях спортивной деятельности и использовать знания в практической жизнедеятельности; 3) умение применять на практике методы и средства спортивной психологии в собственной спортивной деятельности и в целях психологического обеспечения физической культуры и спорта.

В процессе обучения закономерно изменяются качества и свойства личности. Субъект познания становится личностью, когда у него образуется относительно устойчивая система высших психических функций, связанных с использованием в жизнедеятельности определенных

норм и ценностей. В зависимости от наследственности, биологических, культурных и учебно-воспитательных условий развитие личности может быть более или менее успешным [1, 8, 9].

В этом отношении решающее значение имеют факторы психического развития. К ним следует отнести социальные, бытовые и культурологические условия, которые способствуют проявлению активности субъекта познания в направлении освоения опыта. При этом создание оптимального сочетания таких условий является фактором формирования профессионально значимых качеств личности.

Содержание тренировочной деятельности в системе психологической подготовки специалистов физической культуры и спорта представляется как область формирования профессионально значимых знаний и умений. Здесь в основном реализуется целенаправленное развитие личности в аспекте профессионализма. Такой подход к тренировочному процессу определяет: 1) стимуляцию к умению; 2) демонстрацию профессиональной значимости психологии спорта; 3) активность обучающихся в освоении трудовыми умениями (зона производственной практики).

Учебно-тренировочный процесс выступает в качестве естественной среды профессиональной социализации личности. В ходе такого развития во внутреннем мире спортсмена появляются специфические новообразования - высшие психические функции, в составе которых находятся: опыт спортивно-психологических проявлений, спортивно-деятельностные стереотипы, установки и убеждения. Формируются особые формы поведения и обучения, социальной активности и отношений.

Соревнование является уникальной формой проверки профессионально-психологической компетентности субъекта познания. Оно дает возможность объективно: 1) определить недостатки и достоинства в освоении учебного материала; 2) наметить пути корректировки и совершенствования; 3) провести оценку (самооценку) профессиональных возможностей. Кроме того, соревновательная деятельность как компонент образовательной системы выступает в качестве оптимальных условий для развития и совершенствования профессионально значимых качеств личности. Экстраординарные ситуации соревновательной борьбы, устремленность к достижению высокого результата требуют от спортсмена проявления способностей

преодолевать себя, демонстрировать умение которые необходимы в реальности, за счет соб-

преобразовывать имеющиеся знания и алгорит- ственно творчества, качеств самоуправления и

мы действий в более совершенные поступки, антицинации в условиях вынужденного риска.

Список использованной литературы:

1. Виленский М.Я., Шабалина О.Л. Концептуальный подход к общепедагогической подготовке специалиста физической культуры в контексте ее модернизации// Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования. - М., 2004, с.42-44.

2. Гогунов Е.Н. Система непрерывного психологического образования специалистов физической культуры и спорта. - Моск-ва-Тольятти, 2003, 326с.

3. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М., 1986, 208с.

4. Левина М.М. Технология профессионального образования. - М., 2001, 271с.

5. Педагогика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1998, 640с.

6. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М., 1998, 368с.

7. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М., 2001, 359с.

8. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для вузов/ Сост. Р.В.Овчаров. - М., 2001, 442с.

9. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001, 143с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.