Научная статья на тему 'Содержание психолингвистического исследования при производстве экспертиз по уголовным делам экстремистской направленности'

Содержание психолингвистического исследования при производстве экспертиз по уголовным делам экстремистской направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
321
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ФАЗЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPEECH ACTIVITY / ПРИЗЫВ / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / TARGET ORIENTATION / PHASES OF SPEECH ACTIVITY / TRIAL PSYCHOLINGUISTIC EXPERTISE / EXHORTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поминов Андрей Викторович

В статье анализируется п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», в котором говорится о необходимости определения целевой направленности информационных материалов путем назначения лингвистической экспертизы по материалам уголовного дела. Помимо этого, при необходимости рекомендуется привлечение психологов, историков, политологов и других специалистов. В рамках данной статьи обозначены основные подходы в определении целевой направленности информационных материалов средствами судебной психолингвистической экспертизы, позволяющей аккумулировать знания в области лингвистики и психологии и стать продуктивным решением для суда. Задача статьи состоит в установлении границ использования судебной психолингвистической экспертизы как комплексной по содержанию, но единоличной или комиссионной по способу организации при рассмотрении уголовных дел, связанных с экстремизмом. Выделяются основные признаки, различающие лингвистическую и психолингвистическую разновидности судебной экспертизы, приведены ключевые содержательные единицы судебной психолингвистической экспертизы. Целевая направленность речевой деятельности характеризуется конечной и промежуточной целями, а промежуточная цель относится к речевому действию. При реализации психолингвистического подхода в производстве судебных экспертиз предметом исследования становится речевое действие, в котором, как в единице речевой деятельности, опредмечена психическая активность личности: мотивы, намерения, психические процессы и состояния, а также установки. Речевое действие включает в себя характеризующие речевую деятельность признаки: 1) предметность деятельности; 2) целенаправленность; 3) мотивированность; 4) фазная организация деятельности. Прагматика мотивированности речи есть не что иное, как коммуникативное намерение, которое не только фиксирует участника общения, но и обозначает конкретную цель высказывания. Психолингвистическая реконструкция из речевого продукта через речевую деятельность в психическую деятельность позволяет выделить информацию о состояниях и содержании внутренних и внешних процессов субъекта, производящего речевой продукт. В результате выделенная целевая направленность, смысловое содержание и коммуникативные формы становятся продуктом судебной психолингвистической экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation from 28.06.2011 № 11 «On judicial practice in criminal cases involving crimes of an extremist nature» speaks about the need to identify a target orientation of information materials. To do this, Plenum recommends appointing linguistic expertise in criminal cases. In addition, in case of necessity, the involvement of psychologists, historians, political scientists and other specialists is recommended. The key approaches in determination of information materials’ targeting by judicial psycholinguistic examination are outlined. This type of examination allows accumulating knowledge in the field of linguistics and psychology and becoming a productive solution for the court. The purpose of this article is to establish the boundaries for judicial use of a psycholinguistic examination in criminal cases related to extremism. Key features distinguishing linguistic and psycholinguistic kinds of legal expertise are reviewed; structural components of judicial psycholinguistic research are identified. The ultimate and intermediate targets characterize goal orientation of speech activity, where the interim target refers to a speech act. In implementing of psycholinguistic principles in forensic expertizing, the speech action is determined as a subject of the study. This speech act reflects person’s motives, intentions, mental processes, states, and attitudes as well. The following signs characterize speech activity: 1) orientation on an object; 2) purposefulness; 3) motivation; 4) phase organization the process of activity. Speech motivation is communicative intention, which not only determines the participant of communication, but also describes the purpose of the utterance. Psycholinguistic reconstruction of speech into the inner world of the individual, allows to define information about the status and content of internal and external processes of the speaking subject. As the result, the target orientation, semantic content and forms of intercourse become the product for judicial psycholinguistic examination.

Текст научной работы на тему «Содержание психолингвистического исследования при производстве экспертиз по уголовным делам экстремистской направленности»

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЭКСПЕРТИЗ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

А. В. Поминов

Аннотация: в статье анализируется п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», в котором говорится о необходимости определения целевой направленности информационных материалов путем назначения лингвистической экспертизы по материалам уголовного дела. Помимо этого, при необходимости рекомендуется привлечение психологов, историков, политологов и других специалистов.

В рамках данной статьи обозначены основные подходы в определении целевой направленности информационных материалов средствами судебной психолингвистической экспертизы, позволяющей аккумулировать знания в области лингвистики и психологии и стать продуктивным решением для суда.

Задача статьи состоит в установлении границ использования судебной психолингвистической экспертизы как комплексной по содержанию, но единоличной или комиссионной по способу организации при рассмотрении уголовных дел, связанных с экстремизмом. Выделяются основные признаки, различающие лингвистическую и психолингвистическую разновидности судебной экспертизы, приведены ключевые содержательные единицы судебной психолингвистической экспертизы.

Целевая направленность речевой деятельности характеризуется конечной и промежуточной целями, а промежуточная цель относится к речевому действию. При реализации психолингвистического подхода в производстве судебных экспертиз предметом исследования становится речевое действие, в котором, как в единице речевой деятельности, опредмечена психическая активность личности: мотивы, намерения, психические процессы и состояния, а также установки. Речевое действие включает в себя характеризующие речевую деятельность признаки: 1) предметность деятельности; 2) целенаправленность; 3) мотивированность; 4) фазная организация деятельности.

Прагматика мотивированности речи есть не что иное, как коммуникативное намерение, которое не только фиксирует участника общения, но и обозначает конкретную цель высказывания. Психолингвистическая реконструкция из речевого продукта через речевую деятельность в психическую деятельность позволяет выделить информацию о состояниях и содержании внутренних и внешних процессов субъекта, производящего речевой продукт. В результате выделенная целевая направленность, смысловое содержание и коммуникативные формы становятся продуктом судебной психолингвистической экспертизы.

Ключевые слова: судебная психолингвистическая экспертиза, речевая

деятельность, призыв, экстремизм, целевая направленность, фазы речевой деятельности.

В середине ХХ века В.И. Батовым и М.М. Коченовым было введено понятие судебной психолингвистической экспертизы. По мнению А.А. Леонтьева, в большинстве случаев задачи, решаемые психолингвистической экспертизой, требуют комплексного подхода, то есть использования знаний и в лингвистике, и в психолингвистике, и в психологии [11]. Исследования показывают, что в ходе производства судебной психолингвистической экспертизы рубежи между методами судебной лингвистики и психолингвистики диффузны [7, 22]. А.А. Леонтьев в статье «О психолингвистической экспертизе» [11] достаточно точно определил границы между двумя экспертизами — производство и распространение информации. Предметом лингвистической экспертизы является аспект, связанный с производством информации (написание текстов, статей, лозунгов и т. п.), но в делах, относящихся к экстремистской направленности, мы имеем дело и с процессом распространения этой информации, чаще всего среди неограниченного круга лиц, а этот аспект в большей степени связан с предметом психолингвистической экспертизы.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» определено, что при рассмотрении дел, связанных с экстремизмом, целесообразно назначать комплексную лингвистическую экспертизу; указывается, что к производству

экспертизы могут привлекаться и эксперты по специальности психология, в этом случае назначается комплексная психолого-лингвистическая экспертиза [20].

Задача данной статьи лежит в области определения судебной психолингвистической экспертизы как комплексной по содержанию, но единоличной или комиссионной по способу организации.

Анализ современных теоретических разработок в области производства судебных экспертиз, связанных с речевой деятельностью, позволяет сделать вывод о том, что возможности этого вида экспертиз далеко не исчерпаны.

Проявление речи — результат проекции психического говорящего, читающего, пишущего, воспринимающего. Речевой продукт — результат психической деятельности, где задействованы процессы, связанные с интериори-зацией и экстериоризацией внутреннего и внешнего плана действий, а также рефлексивные механизмы. Значит, в речевую деятельность включены: мотив, цель, действия, операции. И в связи с этим мы имеем дело с речью как продуктом психической активности личности, в котором опредмечены мотивы, намерения, психические процессы и состояния, а также установки [17, с. 9].

Таким образом, в ходе судебной психолингвистической, а не лингвистической экспертизы эксперт исследует текст как явление речевой деятельности как проекции психического:

• речь как продукт определенной психической деятельности человека;

• речевую деятельность как психический процесс.

Психолингвистическая реконструкция из речевого продукта в речевую, а

затем в психическую деятельность позволяет открыть огромный пласт информации о состояниях и содержании внутренних и внешних процессов субъекта, производящего речевой продукт.

Юридическое обоснование целевой направленности речевой

деятельности как объекта судебной экспертизы

Предметом рассмотрения дел экстремистской направленности могут выступать в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) [22]: публичные призывы к экстремистской (ст. 280) или сепаратистской деятельности (ст. 280.1), публичные действия, возбуждающие ненависть или вражду по определенным социальным признакам (ст. 282). Во всех этих статьях прослеживается идентичность предметов рассмотрения: наличие призывов и их публичный характер. В своем постановлении Пленум Верховного Суда РФ дает разъяснения о том, что публичность — это, во-первых, любая форма обращения к другим людям; во-вторых, обращение носит побудительный характер; в-третьих, важен побудительный характер текста, а не его коммуникативная результативность. В итоге такого концептуального подхода при рассмотрении преступного деяния по данным статьям Пленум резюмирует необходимость обязательного назначения судебной экспертизы для выделения целевой направленности информационных материалов [20].

Информационные материалы — это некая совокупность знаков (символов), несущих определенную информацию. Информация — это прежде всего сообщения о чем-либо, переданные кому-

либо. Процесс передачи сообщения широко рассматривается в социальной психологии и психологии общения как кодировка и раскодировка смыслов субъектами коммуникации. Основным средством передачи сообщения выступает речевая деятельность.

Таким образом,задачами исследования становятся: определение наличия в речевом материале таких психолингвистических средств, которые характеризуют речевые высказывания как призывы к осуществлению экстремистской деятельности, а также описание целевой направленности речевой деятельности.

Определение целевой направленности речевой деятельности

Обобщение материалов уголовных дел экстремистской направленности, представленных на судебную экспертизу, позволяет отнести объекты к такому виду человеческой деятельности, как общение. В любом случае лозунг, обращение, печатная продукция, видеоролик в подобных материалах предполагают определенного или неопределенного субъекта общения — потребителя информации (реципиента). Общение предстает одновременно как реальность общественных и межличностных отношений [1, с. 59]. Человек как представитель некой социальной группы общается с другими представителями,другой социальной группы в двух ипостасях: личностной и безличной. Процесс личностного общения будет являться коммуникацией [24], а безличное общение — определяться системой общественных отношений. Опираясь на исследования

С.Э. Крапивенского, под ними будем понимать следующее: «Общественные отношения суть многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. И поскольку человек включен в каждую их этих групп (этнос, класс, слой внутри класса, сообщество граждан одного государства и т. д.), он выступает в качестве универсального субъективного элемента, или точнее — со-субъекта, ибо каждая такая группа есть совокупность индивидов» [10, с. 58]. Но в любом случае в ходе экспертизы мы ведем речь о едином процессе с двумя сторонами: коммуникация и общественные отношения.

В результате в процессе общения человек неизбежно проявляет свою личность и индивидуальные характеристики. Таким образом, перед экспертом-психолингвистом стоит задача выделения той самой дельты (диапазон, по Г.М. Андреевой [1]). Решение этой задачи позволяет выделить из социально обусловленной (культурно, исторически) общественной роли индивидуальные характеристики, индивидуальные аспекты, которые реципиент воспринимает.

Важным в исследовании процесса общения становится коммуникативное влияние, которое возможно тогда, когда коммуникатор и реципиент понимают и принимают информацию в сходных полях значения информации [1], «говорят на одном языке». Коммуникативное влияние предстает как ключевое средство, с помощью которого коммуникатор транслирует целевую направленность.

Таким образом, целевая направленность речевой деятельности означает, что «любой акт речевой деятельности характеризуется конечной, а любое речевое действие — промежуточной целью» [13, с. 66], выраженной в коммуникативном влиянии, достижение которой, как правило, планируется субъектом заранее.

Речевая деятельность как объект психолингвистического исследования

Большинство современных исследований рассматривают речевую деятельность в контексте общения. Мы склонны согласиться с мнением А.А. Леонтьева о том, что речевая деятельность обладает инструментарным характером,разворачиваясь в иных видах деятельности [12].

Л.С. Выготский в своих исследованиях характеризует речевую деятельность предметным мотивом, целенаправленностью, а также фазностью построения: ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля [2, 14]. Основываясь на его исследованиях, А.А. Леонтьев считает, что, являясь инструментом деятельности субъекта, речевая деятельность включает в себя отличительный признак — целенаправленность [13]. Ученый выделяет две единицы речевой деятельности: элементарное речевое действие и речевую операцию [13, с. 65]. Эти две единицы целесообразно назвать предметами психолингвистического судебного исследования. Они включают в себя характеризующие речевую деятельность признаки: 1] предметность деятельности; 2]целенаправленность; 3] мотивированность; 4] фазная организация деятельности [13].

Предметность. Предмет деятельности предстает с двух сторон: «первично — в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично — как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может» [16, с. 143]. Таким образом, осуществляя психолингвистическую судебную экспертизу речевой деятельности для определения ее целевой направленности, мы должны понять и описать предмет деятельности автора текста.

Целенаправленность речевой деятельности. В философских исследованиях одним из ключевых проблемных вопросов выступает совокупность индикаторов, позволяющих отличить целенаправленность от нецеленаправленности. Целенаправленное поведение, речевая деятельность неразрывны с поведением личности и характеризуется такими признаками: пластичность, гибкость, способность достигать одной и той же цели различными способами, основываясь на различных начальных условиях [26]. Современные исследования выделяют два вида поведения человека: нецеленаправленное и целенаправленное. При этом всякое произвольное действие человека следует определять как целенаправленное, то есть допускающее, что если человек совершает произвольное действие, то он произвольно выбирает цель, а не движение [21].

Пластичность — это определенное по рисунку и ритму движение человеческой психики, отражающее его духовный и внутренний мир. Пластичность

деятельности — это ее предметность, которую следует рассматривать как отражение объективных свойств предметов, в том числе субъекта действий [9]. Критерием пластичности становятся раскрытость предметности текста, широта представленности семантики предметности. Именно пластичность текста влияет на охват широкого спектра реципиентов, так как позволяет реципиентам с разным набором декодификаторов осуществить понимание текста, то есть вступить в коммуникацию.

Гибкость — это умение, способность личности изменить способ своих действий в зависимости от изменения целей деятельности и (или) условий, в которых она осуществляется [18]. В речевом акте гибкость отражена в различных формах отношения автора текста к объекту, что также позволяет включить в коммуникацию широкий круг реципиентов.

Мотивированность речевой деятельности проистекает из потребност-ного уровня субъекта. Мотив субъекта предстает перед исследователем как интериоризированая в речи опредме-ченная потребность. Мотивированность речи в ее прагматике определяется целями и задачами речевой деятельности — намерением субъекта, его потребностями, ценностно-смысловым содержанием, мотивами и конкретными установками [8]. Не всегда мотив предстает перед исследователем в открытом виде, так как претерпевает искажение формы своей сути в процессе интериоризации смыслов в слова и речевые конструкты.

Фазное строение речевой деятельности предполагает наличие трех фаз,

которые на разных этапах судебной экспертизы раскрывают ту или иную сторону объекта исследования [5].

Первая фаза — мотивационно-побудительная, суть которой составляет содержание мотивационно-волевой сферы личности. Ключевой единицей фазы становится направленность психической активности субъекта речевой деятельности. Так как в конечном итоге мы ведем речь об акте общения, то ключевым компонентом речевой деятельности выступает коммуникативное намерение, которое не только фиксирует участника общения, но и обозначает конкретную цель высказывания.

Вторая фаза — аналитическая. В ней развернуты процессы проектирования, программирования и планирования деятельности, имеющие прямое касательство к судебному исследованию в части восприятия речи, так как она представляет собой процесс интерио-ризации плана действий [3].

Третья фаза речевой деятельности — исполнительная и регулирующая. Как мы уже показывали в предыдущих исследованиях, активными становятся «два параллельных пространства психического — реализация высказывания (другая сторона, восприятие их) и рефлексивная деятельность, направленная на осмысление, контроль, понимание и регулирование сказанного (воспринятого)» [19, с. 4].

Приведенная схема структуры деятельности представляет собой последовательность фаз и описывает процесс порождения речевого действия, следовательно, в ходе судебного исследования она может быть реконструирована, восстановлена и описана как процесс.

О предмете психолингвистического судебного исследования

Рассматривая речь с позиции де-ятельностного подхода, мы склонны определить ключевой предмет судебного психолингвистического исследования — речевое действие. При его исследовании анализу будет подвергаться речевое высказывание, которое выступает по отношению к нему формой [14]. В исследованиях в речевых высказываниях выделяют две психолингвистические единицы (одиночные и развернутые), проявляющиеся в двух единицах языка — предложении и тексте (соответственно) [13].

По коммуникативной направленности речевые высказывания подразделяются: 1) на высказывания, служащие для передачи новой информации; 2) высказывания, цель которых — получение необходимой информации (на уровне отдельных высказываний им соответствуют вопросительные предложения); 3) высказывания — побуждения к неречевым и речевым действиям (или императивные высказывания); 4) высказывания-умозаключения [4, с. 54]. В рамках проведения судебного исследования необходимо определить вид высказывания по коммуникативной задаче.

В современной психолингвистике выделяют два компонента: что человек хотел выразить, его намерение («означаемое»), и что нашло отражение в речевом высказывании («означающее»). [4; 6; 13] Центральными задачами речевой деятельности выступают: осознание отражения мысли в языковых конструктах; осознанный отбор; целенаправленное оперирование речевы-

ми высказываниями; [4; 15] и «смысловой контроль» (мыслительной рефлексии). В совокупности реализации эти задачи предрешают осознанность и целенаправленность речевой деятельности. [6; 12]

Основой методологии исследования речевых продуктов в судебной психолингвистики является:

1) положение о том, что целью продуктивной речевой деятельности является: придание мыслям определенных форм и образов и их выражение в определенных языковых конструктах, для рецептивных видов — воспроизведение заданной другим цели [4];

2) утверждение, что задачей речевой деятельности является осознание отражения мысли в адекватных языковых конструктах, в осознанном отборе и целенаправленном оперировании речевыми высказываниями [4, 14];

3) наличие в речевой деятельности «смыслового контроля» (мыслительной рефлексии)предполагает осознанность и целенаправленность речевой деятельности [6, 12].

Таким образом, определяются основные задачи судебной психолингвистической экспертизы информационных материалов:

1) определение содержания целевой направленности (коммуникативного намерения);

2) выделение смыслового содержания («означаемого») речевого действия;

3) исследование характера использованной коммуникативной формы (лексико-грамматическое оформление речи).

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология : учеб. для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 290 с.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.

4. Глухов В.П, Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: АСТ, 2007. 318 с.

5. Емелин В.А. Терроризм как патологическая форма обретения идентичности в условиях информационного общества // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 36-43

6. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. ; Воронеж: Моск. психолого-социал. ин-т, НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.

7. Иваненко Г.С. Лингвистическая экспертиза в процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации : монография. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2006. 228 с.

8. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. 7-е изд. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 264 с.

9. Комарова С.Л. Оптимизация отношений субъектов политической деятельности : дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 18 с.

10. Крапивенский С.Э. Социальная философия : учеб. для гуманит.-соц. специальностей вузов. 3-е изд., испр. и доп. Волгоград: Комитет по печати, 1996. 352 с.

11. Леонтьев A.A. О психолингвистической экспертизе // Методология современной психолингвистики : сб. ст. М. ; Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003. С. 58-70.

12. Леонтьев A.A. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 106-123.

13. Леонтьев АА. Основы психолингвистики. 3-е изд. М. ; СПб.: Смысл ; Лань, 2003. 287 с.

14. Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Красанд, 2010. 332 с.

15. Леонтьев A.A., Рябова Т.В. Фазовая структура речевого акта и природа планов // Планы и модели будущего в речи (материалы к обсуждению). Тбилиси: Мецниереба, 1970. С. 27-32.

16. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. II. 320 с.

17. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. C. 5-20.

18. Маклаков А.Г Общая психология. СПб: Питер, 2001 — 592 с.

19. ПоминовА.В.Комплексная психолингвистическая экспертиза книги В.М. Тименчик «Семья у нас и у других» // Современные научные исследования. Вып. 2. Концепт. 2014. ияи ИИрУ/е-koncept.ru/2014/54923.htm (дата обращения: 15.01.2015).

20. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности : постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 28 июня 2011 г. № 11. и^ : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_115712/ (дата обращения : 06.12.2014)

21. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине // А. Розенблют, Н. Винер, Дж. Бигелоу. Поведение, целенаправленность и теология. 2-е изд. — М.: Наука, 1983. 344 с.

22. Соснин В.А. Проблема мотивации терроризма в мировой исследовательской практике //

Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 18-30.

23. Уголовный кодекс Российской Федерации [по состоянию на 15 июля 2013 г]. М.: Экс-мо, 2013. 224 с.

24. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичёв [и др.]. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

25. Цена слова: Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации / под ред. М.В. Горбаневского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Галерея, 2002. 336 с.

26. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / под ред. И.Т. Касавина. М.: Канон+ ; Реабилитация, 2009. 1248 с.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПОЖИЗНЕННОГО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НЕГО

Д. В. Горбач, С. В. Строилов

Аннотация: в данной статье проводится анализ возможных проблем, которые могут возникнуть при применении на практике институтов пожизненного лишения свободы и условно-досрочного освобождения от него, рассматриваются предложения по совершенствованию уголовного законодательства РФ, касающегося регламентации указанных институтов.

В настоящее время в судебной практике России нет опыта применения данного института уголовного права в силу известных причин. Но, в свою очередь, в судебной практике зарубежных стран существует огромный опыт исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы и условно-досрочного освобождения от него.

Кроме того, при применении на практике судами данной нормы могут возникнуть проблемы, так как судьи будут руководствоваться только своим субъективным мнением при разрешении ходатайства об условно-досрочном освобождении, поданном осужденным или его адвокатом. На взгляд авторов, следует более тщательно изучить и разработать уголовное законодательство Российской Федерации, регламентирующее исполнение уголовного наказания в виде пожизненного лишения свободы и условно-досрочное освобождение от него.

Ключевые слова: условно-досрочное освобождение, уголовное законодательство, пожизненное лишение свободы, тяжкое или особо тяжкое преступление, ходатайство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.