ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛУШАНИЮ
А. В. Паклина
Аннотация. В статье анализируется проблема обучения дошкольников слушанию, выделены особенности слушания как вида речевой и учебной деятельности.
Ключевые слова: слушание, речевая деятельность, учебная деятельность.
Summary. The article analyzes the problem of teaching listening to pre-school children. The author singles out peculiarities of listening as a kind of speech and learning activity.
Keywords: listening, speech, learning.
Согласно А. А. Леонтьеву, речевая деятельность - это процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности; некоторая абстракция, не соотносимая непосредственно с «классическими» видами деятельности, не могущая быть сопоставленной с трудом или игрой, ибо в форме отдельных речевых действия она обслуживает все виды деятельности. Речевая деятельность, как таковая, имеет место лишь в тех случаях, когда целью деятельности является само порождение речевого высказывания, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого. Иными словами, речь включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. В остальных же случаях речь - это не замкнутый акт деятельности, а лишь совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой.
Отличительными признаками речевой деятельности являются: предметность деятельности - определяется тем, что речевая деятельность реализуется с конкретным объектом окружающего мира; целенаправленность - означает, что любой акт деятельности характеризуется конечностью, а любое действие - промежуточной целью, достижение которой планируется объектом заранее; мотивированность - определяется тем, что в реальной действительности акт любой деятельности побуждается одновременно несколькими мотивами, слитыми в одно целое; иерархическая организация - трактуется в работах психологов школы Л. С. Выготского как «динамическая парадигма деятельности» (А. С. Асмолов, В. А. Петровский); А. А. Леонтьев разграничил понятие о трех видах системной деятельности.
Согласно исследованиям Д. Б. Эль-конина, речевая деятельность есть специфическая форма человеческой деятельности, ее самостоятельный вид, проявление общей речевой спо-
189
3 / 2011
Преподаватель XXI
Ф
190
собности человека, которая формируется и развивается на основе биологических, генетических предпосылок как готовность к образованию и оперированию знаковой (языковой) системой, выявляющейся в условиях связи «человек - вещь, предмет», «человек (ребенок) - взрослый». Единицами речевой деятельности, как считает Д. Б. Эльконин, являются речевые действия, которые могут осуществляться и независимо от речевой деятельности, входя в другие виды деятельности. Речевая деятельность формируется и развивается в единстве с общим интеллектуальным развитием, в котором она опосредует становление и качественное своеобразие функционирования высших психических процессов и состояний, в свою очередь обусловливающих само речевое развитие.
Рассматривая речевую деятельность как самостоятельный вид деятельности, Л. С. Выготский указывает на: исполнительный характер речевой деятельности, то есть ее подчиненность деятельности более высокого порядка; целенаправленный характер речевой деятельности, когда заранее поставленная цель может стать ее результатом; мотив, определяющий постановку цели; структурность речевой деятельности, позволяющей использовать при фиксированной цели различные способы ее достижения и по ходу выполнения намеченного плана изменять эти способы соответственно изменившейся обстановке; то, что в описании речевой деятельности выделяются доре-чевые и предречевые феномены; то, что языковой компонент модели представляется более крупными, чем слова, единицами - синтаксическими
структурами; необходимость описания подчиненных деятельности понятий - действия, операции.
Организация речевой деятельности, как и организация любого действия, входящего как составная часть в деятельностный акт, в некоторых существенных чертах подобна организации деятельностного акта в целом, поскольку под действиями понимаются «относительно самостоятельные процессы, подчиненные сознательной цели». Во всяком случае, речевое действие предполагает постановку цели (хотя и подчиненного общей цели деятельности), планирование и осуществление плана (в данном случае внутренней программы), наконец, сопоставление цели и результата, то есть является разновидностью интеллектуального акта.
Виды речевой деятельности попарно объединяют следующим образом: «говорение-слушание», «письмо-чтение».
Говорение и слушание реализуют устную форму общения. Так как говорение часто называют, по мнению Ф. де Соссюра, речью, а слушание рассматривают в качестве условия, необходимой части общения, то по форме общения это отношение двух видов речевой деятельности часто называют «устная речь», что находит отражение в постановке целей занятий и ее формулировке, например -обучение навыкам устной речи. Говорение реализует процессы выражения мысли, волеизъявлений человеком (коммуниканта, адресанта) в разных формах общения, а слушание реализует процессы приема, осмысления, оценивания, интерпретацию речевого сообщения человеком (реципиентом, адресатом).
Преподаватель XX
3 / 2011
ф
Письмо и чтение реализуют письменную, опосредованную временем и расстоянием форму общения. По аналогии с устной формой общения, которая определяется как «устная речь», письмо и чтение называют «письменной речью».
По характеру той роли, которую в процессе общения выполняют виды речевой деятельности, они дифференцируются на инициативные и реактивные. Говорение и письмо являются инициативными процессами общения, стимулирующими слушание и чтение. Слушание и чтение выступают в качестве ответных реактивных процессов, и в то же время они рассматриваются как условие эффективного говорения и письма.
Разные виды речевой деятельности предполагают и разные способы формирования и формулирования мысли, или различные формы речи. В лингвистической литературе выделяется три формы речи: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя. Естественно, что каждый из видов речевой деятельности определяется своей спецификой, проявляющейся в характере их связи с речью и мышлением. Так, говорение является выражением внешнего устного способа формирования и формулирования мысли в устной форме общения. Письмо служит целями фиксации и последующей передачи этого письменного, а иногда устного формирования и формулирования мысли. Из вышесказанного следует, что каждый из видов речевой деятельности как способ формирования и формулирования предшествует один другому. Например, слушание как вид речевой деятельности, предполагает внутренний способ формирования и форму-
лирования мысли, предшествует говорению или письму как другому виду речевой деятельности.
Отличительной особенностью видов речевой деятельности друг от друга, по мнению И. А. Зимней, является характер их внешней выраженности. Говорение и письмо являются продуктивными видами речевой деятельности, внешне выраженной активности, процессами построения и создания мыслительной задачи для других. Слушание и чтение - внешне невыраженные процессы внутренней активности, вызванной необходимостью формирования и формулирования заданного извне смыслового содержания, то есть решения мыслительной задачи вербальными средствами для себя. И. А. Зимняя различает виды речевой деятельности и по характеру обратной связи, регулирующей эти процессы. Так, в обоих продуктивных видах речевой деятельности (говорение и письмо) осуществляется мышечная, кинестетическая обратная связь от органа исполнителя (артикуляционного аппарата, пишущей руки) к организующему программу этого действия участка головного мозга. Эта обратная мышечная связь выполняет функцию внутреннего контроля. При этом в регулировании письма, особенно на начальных этапах его формирования, участвуют обе формы мышечного, кинестетического контроля - от органов артикуляции и от руки.
Наряду с мышечной, внутренней обратной связью продуктивные виды речевой деятельности регулируются и внешней слуховой обратной связью в говорении, и внешней зрительной обратной связью в письме. При этом, отмечая преимущества пространственного зрительного восприятия
191
3 / 2011
Преподаватель XXI
Ф
192
по сравнению с необратимым во времени слуховым восприятием, Л. С. Выготский подчеркивал большую произвольность и контролируемость письма субъектом деятельности по сравнению с говорением. Эта особенность письма обеспечивает тщательность и продуманность отбора средств и способа формирования и формулирования мысли.
В обоих рецептивных видах речевой деятельности - слушание и чтение - обратная связь осуществляется по внутренним каналам, смысловых решений, механизм которых недостаточно ясен. При этом если в процессе чтения эффект обратной связи более или менее выявляется в регрессивных движениях глаз в паузах фиксации, то при слушании этот эффект вообще не наблюдается и не контролируется. Это свидетельствует о большой сложности организации управления слушанием, чем чтением.
По характеру той роли, которую в процессе общения выполняют виды речевой деятельности, они дифференцируются на инициативные и реактивные. Слушание выступает в качестве ответного реактивного процесса, являясь условием эффективного говорения (письма). По характеру внешней выраженности виды речевой деятельности отличаются друг от друга и подразделяются на 1) внешне невыраженные процессы внутренней активности - слушание и чтение, и 2) внешне выраженные процессы построения, создания мыслительных задачи для других - говорение и письмо.
Виды речевой деятельности отличаются друг от друга и по характеру обратной связи, регулирующей эти процессы. В обоих рецептивных видах речевой деятельности - слушание
и чтение - обратная связь осуществляется по внутренним каналам смысловых решений, механизм которых недостаточно ясен. При этом если в процессе чтения эффект обратной связи более и менее выявляется в регрессивных движениях глаз и паузах фиксации, то при слушании этот эффект вообще не наблюдается и не контролируется. Это свидетельствует о большей сложности организации управления слушанием, чем чтением. Поэтому при кажущейся легкости обучения слушанию его целенаправленное формирование как вида речевой деятельности представляет достаточно большую трудность.
Все четыре вида речевой деятельности актуальны для человека, всеми он должен хорошо владеть, следовательно, все они должны быть предметом внимания при обучении в дошкольном образовательном учреждении, а затем и в школе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гальперин П. Я. О законе поэтапного формирования умственных действий и понятий // Известия АПН РСФСР. - 1953. - Т. 45. - С. 62.
2. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
3. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. - 3-е изд. - М.: Смысл ; СПб.: Лань, 2003. - 287 с.
4. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до 7 лет). -М.: Учпедгиз, 1960. - С. 261-293. ■
Преподаватель XX
3 / 2011
ф