Научная статья на тему 'Общая характеристика видов речевой деятельности и учет их особенностей в обучении иностранному языку'

Общая характеристика видов речевой деятельности и учет их особенностей в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4198
1231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика видов речевой деятельности и учет их особенностей в обучении иностранному языку»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЧЕТ ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Гаппарова Д.А.1, Каримова У.А.2

1Гаппарова Дилора Азимбаевна - преподаватель, кафедра общественно-гуманитарных наук;

Каримова Угилжон - студент, лечебный факультет, Ургенчский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан

При рассмотрении характеристик видов речевой деятельности возникает необходимость более четкого определения нашего понимания самого явления «речевая деятельность» (РД). Эта необходимость вызвана несколько противоречивой ситуацией, при которой, с одной стороны, активно и успешно разрабатывается теория речевой деятельности, а с другой - остается не снятым утверждение, что «строго говоря, речевой деятельности, как таковой, не существует. Есть лишь система речевых действий, входящих в какую-либо деятельность - целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую» [1].

Согласно развиваемой в данной работе точке зрения, речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредствованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой (друг с другом). Речевая деятельность людей может входить в другую, более широкую деятельность, например общественно-производственную (трудовую), познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью. Подтверждением этому служит тот факт, что каждый вид РД имеет «свое профессиональное воплощение». Например, речевая деятельность говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо - профессиональную деятельность писателя, а перевод - деятельность

переводчика. Явно, что в этих случаях речевая деятельность реализует как собственно коммуникативную, так и профессиональную деятельность людей. Она выступает в качестве самостоятельной, профессионально

«зафиксированной» деятельности человека. Следовательно, и обучение речевой деятельности на иностранном языке должно осуществляться с позиции формирования и самостоятельной, определяющейся всей полнотой своих характеристик деятельности.

Речевая деятельность реализуется в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо. Эти виды РД рассматриваются как основные формы взаимодействия людей в процессе вербального общения. Определение перевода в качестве вида РД не является самоочевидным. И ниже будет приведена специальная аргументация в пользу этого определения. И уже совсем непривычным является утверждение в качестве вида речевой деятельности думания. Однако думание (размышление) правомерно определять взаимодействия человека с самим собой. Думание часто предшествует основным формам взаимодействия человека с другими людьми, играя роль «черновика», подготовки, самопроверки, правильности последующего выполнения таких видов речевой деятельности, как говорение, письмо. Важность этого вида РД очевидна, и вызывает сожаление тот факт, что думанию, как правило, не учат ни на родном, ни тем более на иностранном языке.

Рассмотрим, что объединяет и что отличает виды РД по этим параметрам. По характеру речевого общения речевая деятельность дифференцируется на виды, реализующие устное общение, и виды, реализующие письменное общение. К видам РД, осуществляющим непосредственное устное общение, относятся говорение и слушание. К этим видам речевой деятельности формируется наследственная предрасположенность, или генетическая готовность. Именно эти виды речевой деятельности формируются у человека в онтогенезе как способы реализации его общения с другими людьми. Здесь еще раз следует отметить, что

онтогенетический путь формирования говорения на родном языке не предполагает повторения этого пути при обучении иностранному языку.

Чтение и писание (или письмо) представляют собой более сложные виды речевой деятельности. Они требуют специального целенаправленного обучения. Трудность овладения чтением и письмом объясняется тем, что в них отражен не только самый сложный - внешний письменный -способ формирования и формулирования мысли, но также и тем, что они предполагают усвоение нового способа фиксации результатов отражения действительности, т. е. ее графического представления. Эти виды РД реализуют письменное общение, опосредствованное временем и расстоянием. Очевидно, что обучение этим видам РД на иностранном языке представляет самостоятельную, достаточно сложную задачу обучения.

По выполняемой в процессе общения роли виды РД дифференцируются на инициальные и реактивные. Говорение и письмо, являются инициальными процессами общения, стимулирующими слушание и чтение. Слушание и чтение выступают в качестве ответных реактивных процессов и в то же время они являются условием говорения (письмо). При этом, как отмечал еще Л. В. Щерба, эти процессы являются внутренне не менее активными, чем, например, процесс говорения.

По направленности осуществляемого человеком речевого действия на прием или выдачу речевого сообщения виды РД определяются как рецептивные и продуктивные. Посредством рецептивных видов РД (слушания, чтения) человек осуществляет прием и последующую переработку речевого сообщения. Посредством продуктивных видов РД (говорения, письма) человек осуществляет формы этого мышечного, кинестетического контроля от органов артикуляции и от руки.

Наряду с мышечной «внутренней» обратной связью продуктивные виды РД регулируются и «внешней» слуховой обратной связью в говорении и «внешней» зрительной

обратной связью в письме. При этом, отмечая преимущества пространственного зрительного восприятия по сравнению с необратимым во времени слуховым восприятием, подчеркнем большую произвольность и контролируемость письма субъектом деятельности, но сравнению с говорением. Эта особенность письма должна быть учтена при обучении этому виду РД на иностранном языке.

Говоря о структурной организации РД, прежде всего отметим, что всякая деятельность человека и его речевая деятельность определяются трехфазностъю, или трехуровневостью, своей структуры. В эту структуру входит побудительно-мотивационная, ориентировочно-

исследовательская (аналитико-синтетическая) и

исполнительная фазы. Первая фаза реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели действия как будущего его результата. При этом основным источником и предпосылкой деятельности (и общей активности личности) является потребность. Как подчеркивает А.Н. Леонтьев, «предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. Сама по себе потребность, однако, не может определить конкретную направленность деятельности". Потребность получает свою определенность только в предмете деятельности: она должна как бы найти себя в нем. Поскольку потребность находит в предмете свою определенность («опредмечивается» в нем), данный предмет становится мотивом деятельности, тем, что побуждает ее» [2].

Источником речевой деятельности во всех ее видах является коммуникативно-познавательная потребность. Эта потребность, находя себя в предмете речевой деятельности -мысли, становится внутренним мотивом этой деятельности. Мотив определяет динамику и характер всех видов РД, но, как подчеркивал Л.С. Выготский, раскрывая природу речевого процесса, «мысль - еще не последняя инстанция во всем этом процессе. Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. За мыслью стоит

аффективная и волевая тенденция. Только она может дать ответ на последнее «почему» в анализе мышления. Если мы сравнили выше мысль с нависшим облаком, проливающимся дождем слов, то мотивацию мысли мы должны были бы, если продолжить это образное сравнение, уподобить ветру, приводящему в движение облака. Действительное и полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы вскрываем ее действенную, аффективно-волевую подоплеку» [3].

Мотивационно-побудительная фаза (уровень)

деятельности, ее мотив входит во внутреннюю структуру деятельности, определяя и направляя ее.

Вторую фазу деятельности составляет ее ориентировочно -исследовательская (аналитико-синтетическая) часть, направленная на «исследование условий деятельности, выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств, привлечение орудий деятельности и т.п.» [4]. Аналитико-синтетическая фаза деятельности предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления деятельности. И в частности, на этой фазе речевой деятельности реализуется отбор средств и способа формирования и формулирования собственной или чужой (заданной извне) мысли в процессе речевого общения. Это -фаза планирования, программирования и внутренней языковой организации речевой деятельности.

Третья фаза всякой деятельности - исполнительная, реализующая. При рассмотрении этой фазы в речевой деятельности важно отметить, что она может быть внешне выраженной и внешне невыраженной. Так, например, исполнительная фаза слушания внешне не выражена, тогда как исполнительная, моторная часть деятельности говорения очевидна, она внешне ярко выражена в артикуляционных движениях говорящего. Анализируя особенности речевой деятельности, А. А. Леонтьев подчеркивает что «каждый единичный акт деятельности начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением намеченной в начале цели; в середине же лежит динамическая система

конкретных действий и операций, направленных на это достижение» [5]. Нам важно подчеркнуть, что такая динамическая система, представляя собой

«операциональный» механизм деятельности, определяет в значительной мере скорость, автоматизм выполнения любого вида деятельности, в том числе и речевой.

Наряду со структурной организацией всякая, и в том числе речевая, деятельность характеризуется также предметным (психологическим) содержанием. В предметное содержание деятельности включаются такие элементы как предмет, средства, способы, продукт, результат и т.д.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1985.

2. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. М. Наука. 1971. С 27. 40

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. Изд-во МГУ, 1981. С. 312.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. М. Педагогика, 1982. Т. 2. С. 357.

5. Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методологии психологии. В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. М. Наука, 1969. С. 65.

6. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность М. Просвещение, 1969. С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.