Раздел V. ИСТОРИЯ, ПЕДАГОГИКА, ПРАВО, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ
Ф.Н. Алипханова Л.С. Магомадова
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ
НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ)
Аннотация. В статье на примере этнопедагогических традиций и обычаев народной педагогики раскрыто содержание профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.
Ключевые слова: будущий учитель, народная педагогика, профессиональная подготовка, учитель начальных классов, обычаи, традиции.
Современные процессы, происходящие в обществе, настоятельно диктуют необходимость активизации теоретических исследований в области этнопедагогической готовности будущих учителей к работе с детьми с использованием идей народной педагогики. В повседневной практике воспитания детей педагогу необходимо опираться не только на педагогический опыт, но и на опыт народной педагогики, так как каждый ребенок является носителем этнических особенностей, менталитета, характера, национальной культуры, стереотипов той этнической группы, к которой он принадлежит.
Этнокультурная миссия учителей - это продукт современной жизни, она начало формироваться, проявляться и развиваться еще тогда, когда не была известна этнопедагогика как автономная область познания, тем более как специфическая гуманитарная образовательная программа. Известные педагоги прошлого не могли обойти эту проблему, и принцип оценки научных идей в деятельности ученых часто напрямую касался его близости к общенациональным интересам народа, к его родному языку и культуре. Поэтому одной из актуальных задач системы профессионального образования является привлечение к процессу обучения этнопедагогических традиций и народной педагогики.
Содержание образования применительно к определенной этнической среде является объектом внимания этнопедагогики. Вместе с тем, собственный практический опыт доказывает, что невозможно возродить этнопедагогические традиции, обычаи, воспитательные элементы народной чеченской педагогики без постоянного творческого освоения народной педагогики, без систематического обращения в школьной практике студентов к традиционной культуре воспитания.
От современного учителя начальных классов требуется всестороннее знание национальных, культурных, исторических традиций народа, поскольку нельзя ощущать себя носи© Алипханова Ф.Н., Магомадова Л.С., 2013
телем той или иной национальной традиции, не ознакомившись с происхождением своего народа, его мировоззрением, развитием представлений о мире и человеке, основными трудовыми занятиями, обычаями, обрядами, историей исповедуемой религии, прогрессивными традициями народного воспитания, этическими и моральными нормами. При построении системы профессиональной подготовки будущего учителя необходимо оптимально сочетать требования мировой образовательной системы, федеральные требования и реальные возможности Чеченской Республики и вуза. Поскольку многие работники в сфере высшего образования считают, что в процессе присоединения России к Болонской декларации существует определенная опасность акультурации, внедрение этнопедагогических знаний в профессиональную подготовку будущего учителя становится актуальным как для Российской Федерации в целом, где проживают представители свыше 160 национальностей, так и для Чеченской Республики с полиэтнической структурой. Особую значимость этнопедагогиче-ской подготовки будущего учителя начальных классов подчеркивал Г.Н. Волков, по мнению которого «именно учитель начальных классов способен организовать процесс обучения и воспитания детей в тесной связи с национальными традициями воспитания, обычаями, на основе многовековой культуры народа в конкретных региональных условиях» [1]. Вот почему профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов на примере этнопе-дагогических традиций и народной педагогики является приоритетным направлением в теории и практике современного педагогического образования и воспитания. Педагогическое образование в значительной степени зависит от качества профессиональной подготовки педагогических кадров, степени развития их мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности. Подготовка будущего учителя начальных классов на примере этно-педагогических традиций и народной педагогики необходима им при организации и осуществлении воспитательной работы, а также поможет им в профессиональной деятельности решать сложные и даже конфликтные ситуации и задачи, которые возникают в повседневной воспитательной работе с детьми разных национальностей. Демократизация, гуманизация, поворот к правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной политики в области профессионального образования.
Народная педагогика владеет огромным количеством средств, дающим возможность решить многие проблемы профессиональной подготовки будущего учителя еще в стенах вуза. Эффективно выполнять свое предназначение будущий учитель может только тогда, когда будет обладать определенными профессионально-личностными качествами, профессиональной пригодностью к избранному труду. Применительно к учителю начальных классов существует общая структура профессионально важных качеств, которая должна быть уточнена и специализирована: направленность на педагогическую работу именно с младшими школьниками; любовь к самим учебным предметам; профессиональная подготовка, ориентированная на программу обучения в начальном звене; умение излагать учебный материал в простой, доступной для младших школьников форме; яркое образное мышление; знание возрастных и индивидуальных особенностей учеников начальных классов, возможностей и резервов их развития; умение общаться с маленькими школьниками, поддерживая их непосредственность и эмоциональность; эмпатия; педагогическая интуиция; педагогическая зоркость, наблюдательность; особая теплота и доброта, материнская (отеческая) ласка в отношении к ученикам; речевое чутье; склонность к игровым методам обучения и др.
Имея ввиду, что к моменту окончания вуза у будущего учителя должны быть сформированы полная психологическая структура профессиональной деятельности и необходимые профессионально важные качества личности, следует подчеркнуть, что профессиональная
Раздел V. История, педагогика, право, психология, социология, философия
подготовка должна строиться на таком же принципе. В педагогическом вузе существует система целенаправленной профессиональной подготовки будущих учителей, однако отдельные звенья данной системы функционируют с разной эффективностью, из-за чего возникают недостатки в учебно-воспитательном процессе. Одним из важнейших аспектов профессиональной подготовки учителя начальных классов является формирование у студентов мотивов профессионального самоопределения.
В профессиональной подготовке студентов - будущих учителей необходимо также формировать гибкость мышления, умение диагностировать и прогнозировать развитие учащихся, предвидеть результаты своих действий, умение не только ставить педагогические цели, но и добиваться их оптимальным способом. Хорошо поставленное профессиональное обучение формирует у студентов цели и перспективы профессионального роста и осуществляется это в зависимости от самооценки и уровня притязаний личности студента, с учетом того идеала учителя-мастера, на который ориентируются студенты. Важно, если у будущего учителя есть некий Идеал учителя (это может быть учитель школы, в которой он обучался, или какой-то известный педагог-классик). При этом важно, чтобы в процессе профессиональной подготовки студенты не копировали слепо образцы, а вырабатывали свой индивидуальный стиль профессионального поведения и деятельности. Педагоги же вуза должны помочь студентам в формировании правильной самооценки и уровня притязаний, с тем, чтобы предупредить возможные разочарования и неудачи в педагогической практике. В вузовской профессиональной подготовке реализуются определенные учебные рабочие планы, программы по тем или иным предметам, которые обеспечивают деятельность педагогов и студентов. Педагоги вуза обычно сами разрабатывают рабочий план и активно его внедряют в образовательный процесс. Студенты же при этом остаются в стороне от этой работы и имеют расплывчатое представление о том, что, как и когда им делать, чтобы в итоге стать профессионалами. Данное обстоятельство является сильным пробелом, который можно устранить через привлечение студентов к выработке рабочих планов по дисциплинам, факультативам и внедрению в практику индивидуальных планов и программ по различным дисциплинам, в том числе - этнопедагогической направленности. Другим важным аспектом профессиональной подготовки будущего учителя является обучение студентов планированию и программированию собственной деятельности. На занятиях и на практике студентами составляются планы воспитательной работы, графики и конспекты уроков воспитательных мероприятий, графики повторения учебного материала и т.п., но подход к этой работе у студентов часто бывает формальным и шаблонным, как к чему-то совершенно второстепенному. Студенты должны избавиться от этого заблуждения, поскольку составление планов и программ в работе учителя является важными составляющими.
Сущностным содержанием профессиональной подготовки учителя начальных классов на основе этнопедагогических традиций и обычаев являются следующие закономерности:
качество усвоения педагогического опыта народной педагогики зависит от целенаправленного взаимодействия педагога вуза и студента;
- развитие этнопедагогического мышления, этнопедагогической культуры происходит во взаимосвязи и взаимообусловленности;
в основе профессиональной подготовки учителя начальных классов на основе эт-нопедагогических традиций и обычаев лежит организованная самостоятельная этнопедаго-гическая деятельность будущего учителя;
- уровень овладения обобщенными этнопедагогическими умениями зависит от того, с какой полнотой студенты овладели частными этнопедагогическими традициями, обычаями и технологиями при изучении дисциплин учебного плана и элективных курсов.
Система образования имеет средства для решения следующих задач, являющихся своеобразной гарантией развития народов России:
- распространение знаний об истории, культуре народов, населяющих Россию;
- сохранение исторического наследия и дальнейшего развития национальной самобытности народов в рамках евразийского национально-культурного пространства;
- обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России;
- укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к их культуре, истории, языку.
Таким образом, от современного учителя требуется всестороннее знание национальных, культурных, исторических традиций народа. Нельзя ощущать себя носителем той или иной национальной традиции, не ознакомившись с происхождением своего народа, его мировоззрением, развитием представлений о мире и человеке, основными трудовыми занятиями, обычаями, обрядами, историей исповедуемой религии, прогрессивными традициями народного воспитания, этическими и моральными нормами.
Библиографический список
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика переизд. и доп./ Г.Н. Волков. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2010. - 411 с.
Я.С. Бойченко
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
Аннотация. В статье рассматриваются успешная деятельность современного студента, адаптационные возможности, связанные с межполушарной асимметрией. Описывается исследование, главной целью которого является изучение влияния индивидуального типа функциональной асимметрии на специфику формирования адаптационных возможностей личности студентов.
Ключевые слова: адаптация, личность, индивидуально-психологические характеристики, современный студент, функциональная межполушарная асимметрия.
Проблема функциональной межполушарной асимметрии тесным образом связана не только с методическим уровнем исследования, но и с методологией подхода к вопросу о со© Бойченко Я.С., 2013