Научная статья на тему 'Модель совершенствования профессиональной готовности будущего учителя начальных классов [на примере этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев)'

Модель совершенствования профессиональной готовности будущего учителя начальных классов [на примере этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИИ / MODEL / MODELING / FUTURE TEACHER / PROFESSIONAL READINESS / PRIMARY SCHOOL TEACHER / CUSTOMS AND TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомадова Л. С.

В статье представлена модель совершенствования профессиональной готовности будущего учителя начальных классов на примере этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомадова Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL MODEL OF READINESS OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS (ILLUSTRATED ETHNOPEDAGOGICAL TRADITIONS AND CUSTOMS CHECHEN)

The paper presents a model to improve the professional readiness of the future primary school teachers on the example ethnopedagogical traditions and customs of the Chechens.

Текст научной работы на тему «Модель совершенствования профессиональной готовности будущего учителя начальных классов [на примере этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев)»

Bibliography

1. Blinova, E. Chto takoe kontekstnaya zadacha? [Eh/r]. - R/d: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201001815

2. Ivanov, T.V. Kontekstnihe zadachi [Eh/r]. - R/d: http://fiziola.ucoz.ru/index/kontekstnye_zadachi/0-230

3. Komissarova, S.A. Gumanitarizaciya fizicheskogo obrazovaniya: informacionnihe tekhnologii v reshenii gumanitarno-orientirovannihkh zadach // Grani poznaniya: ehlektronnihyj nauchno-obrazovateljnihyj zhurnal VGPU. - 2008. - № 1 [Eh/r]. - R/d: www.grani.vspu.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.13

УДК 378

Magomadova L.S. IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL MODEL OF READINESS OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS (ILLUSTRATED ETHNOPEDAGOGICAL TRADITIONS AND CUSTOMS CHECHEN). The paper presents a model to improve the professional readiness of the future primary school teachers on the example ethnopedagogical traditions and customs of the Chechens.

Key words: model, modeling, future teacher, professional readiness, primary school teacher, customs and traditions.

Л.С. Магомадова, соискатель каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО

«Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ ЧЕЧЕНЦЕВ)

В статье представлена модель совершенствования профессиональной готовности будущего учителя начальных классов на примере этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев.

Ключевые слова: модель, моделирование, будущий учитель, профессиональная готовность, учитель начальных классов, обычаи, традиции.

Интерес к проблеме моделирования процесса совершенствования профессиональной готовности будущего учителя начальных классов, связан с возросшими требованиями, предъявляемыми к личности современного учителя, который должен быть способен организовать процесс обучения и воспитания учащихся в тесной связи с традициями и обычаями народа, на основе многовековой этнопедагогической культуры. Учитель начального образования составляет основу школьного учреждения, в которое он сам приносит широкий спектр элементов собственной сформированной культуры, а его культура определяется собственной моделью профессионального поведения. Согласно модели современного учителя начальных классов, построенной в новом ФГОС, «учитель начальных классов должен уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников, и тех, для которых русский язык не является родным, и уметь формировать, развивать навыки поликультур-ного общения и толерантность, ключевые компетенции по международным нормам [1].

Несомненно, совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов будет более эффективным, если в нем используются следующие теоретические подходы: гуманистический, этнокультурный, технологический и аксиологический.

Внедрение гуманистического подхода при моделировании профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов потребует изменения отношения учителя к личности воспитанника, вовлечения в образовательный процесс всех учеников, в том числе и тех, для которых русский язык не является родным, развивать навыки поликультурного общения и толерантность. Гуманистическая образовательная парадигма основана на следующих положениях: «утверждение отношения к личности ученика как высшей ценности; придерживаться гуманистических ценностей педагогической деятельности; гуманистический образ жизни; постоянная профессиональная подготовка и переподготовка учителя» [2, с. 33].

Этнокультурный подход к профессиональной готовности будущего учителя начальных классов определяет и направленность этнокультурного образования в вузе. Среди задач, которые определяет этнокультурный подход, можно выделить следующие: у студентов чувство любви к малой и большой Родине,

гражданского сознания, способствовать становлению этнической и этнокультурной толерантности, культуры межэтнического общения; дать знания об основах этнофилософии, этнопсихологии, этноэтики; воспитать уважение и интерес к этнической культуре, желание ее изучать и т.д. Применение технологического подхода предполагает освоение будущим учителем вариативными технологиями реализации этнопедагогических традиций и обычаев своего народа и их использование в учебно-воспитательном процессе с целью достижения высокого уровня профессионализма. Известно, что уровень мастерства учителя зависит от развития его технологической компетентности. В работе В.А. Сластенина «Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя» даются технологии формирования коллектива, воспитывающей деятельности, педагогического общения, развития индивидуальности воспитанников и формирования их готовности к самосовершенствованию [2, с. 50].

Применение аксиологического подхода в совершенствовании профессиональной готовности будущего учителя начальных классов в практической реализации этнопедагогических традиций и обычаев чеченцев позволило сориентировать студентов на общечеловеческие, национальные и профессиональные ценности, ценностную направленность в педагогической деятельности. Известно, что ценности образования - это цели, значения, смыслы, идеальные формы педагогической деятельности, направленные на развитие человека на основе ценностных ориентаций [3].

Теоретическое обоснование исследуемой проблемы позволило разработать структурно-блочную модель совершенствования профессиональной готовности будущего учителя начальных классов в практической реализации этнопедагогических традиций и обычаев, которая включает в себя блочный алгоритм исследуемого процесса: ценностно-целевой, субъектно-организационный, содержательно-технологический, критериально-результативный (рис. 1).

Профессиональная подготовка будущего учителя будет подлинно народной и национальной тогда, когда сможет опираться на духовные ценности своего народа, его этнического самосознания, когда вберет в себя национальную культуру, психологию, образ жизнедеятельности, систему духовно-нравственных ценностей представителей своей общности.

1. Ценностно-целевой блок

Цель: усвоение будущим учителем этнопедагогических обычаев и традиций

Задачи:

вооружение студентов знаниями народной педагогики; вовлечение студентов в этнопедагогическую деятельность и общение; формирование потребности, стремления приобщаться к народным ценностям; формирование умений и навыков руководствоваться общечеловеческими и национальными ценностями в школьной практике

Закономерности:

Соответствие цели и организации деятельности, помогающей эту цель достигнуть; соответствие этнопедагогической практики и характера воспитательного влияния на студентов; интенсивность воспитания и самовоспитания; активность участников в педагогическом взаимодействии; качество воспитательного воздействия; интенсивность воздействия элементов народной педагогики

Подходы:

гуманистический,

аксиологический,

этнокультурный,

технологический

=1=

Принципы:

гуманистический,

этнокультурный

дополнительности

коллективности

Факторы: различные виды деятельности студентов и педагогов, воспитательный коллектив вуза

2. Субъектно-оргаризационный блок

З.Содержательно-технологический блок

4.Критериально-результативный блок

Рис. 1. Модель совершенствования профессиональной готовности будущего учителя начальных классов на примере этнопедагогических традиций и обычаев

Библиографический список

1. Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании» в Российской Федерации.

2. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1976.

3. Все начинается с учителя / под ред. д-ра. пед. наук, проф. РИ. Равкина. - М. - 2003.

Bibliography

1. Federaljnihyj zakon № 273-FZ ot 29.12.2012 «Ob obrazovanii» v Rossiyjskoyj Federacii.

2. Slastenin, V.A. Formirovanie lichnosti uchitelya sovetskoyj shkolih v processe professionaljnoyj podgotovki. - M., 1976.

3. Vse nachinaetsya s uchitelya / pod red. d-ra. ped. nauk, prof. R.I. Ravkina. - M. - 2003.

Статья поступила в редакцию 15.12.13

УДК 378.014

Pavlov S.N. SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION IMAGE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The problem of formation of image of higher education institution as pedagogically operated process is considered. The author gives the treatment of the concept «image», professional and pedagogical communication for the organization of pedagogical communication of bodies of management of higher education institutions with contact audiences for the purpose of impact on them in favor of image components of higher education institution. Conditions and principles providing efficiency of process of formation of image are allocated.

Key words: image, pedagogical management, professional and pedagogical communication, pedagogical communication, process, readiness, formation, efficiency.

С.Н. Павлов, канд. пед. наук, доц., начальник управления информации и общественных связей

Магнитогорского гос. технического университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск,

E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ВУЗА

Рассматривается проблема формирования имиджа вуза с позиций педагогически управляемого процесса, дается авторская трактовка понятия «имидж». Анализируется использование профессионально-педагогической коммуникации для организации педагогического общения органов управления вузов с контактными аудиториями с целью воздействия на них в пользу имиджевых компонентов вуза. Выделяются условия и принципы, обеспечивающие эффективность формирования имиджа.

Ключевые слова: имидж, педагогический менеджмент, профессионально-педагогическая коммуникация, педагогическое общение, процесс, готовность, формирование, эффективность.

Актуальность проблемы формирования имиджа высшего образовательного учреждения обусловливается рядом факторов, в числе которых: растущая конкуренция на рынке образовательных услуг, введение рейтинга вузов, стремление соответствовать мировым требованиям и стандартам, активно привлекать талантливых абитуриентов. Приведенное диктует необходимость руководству вузов продвигать образовательное учреждение в информационном пространстве, формировать и укреплять позитивный имидж.

Таким образом, создание имиджа - актуальная и стратегическая задача, и актуальность ее, в связи с вступлением РФ в ВТО, будет только возрастать.

Имидж в психолого-педагогических исследованиях (Г.А. Бусыгина, С.В. Елинова, Л.А. Рабинович, Е.А. Орлова, В.М. Ше-пель и др.) представлен в виде образа объекта, создаваемого в представлении личности или групп общественности.

Вместе с тем углубленное изучение источниковой базы показывает, что существующие трактовки не в полной мере отражают сущность этого феномена. Так, опираясь на исследования учёных (Ю.В. Гладушенко, С.В. Запускалов и др.), нужно учитывать, что имидж включает в себя две составляющие: описательную (информационную) - представляет собой образ организации, сложившийся в сознании населения, и оценочную -отражает качественную оценку населением деятельности организации. И существует в силу того, что любая информация о вузе побуждает оценки и эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, могут приниматься или отвергаться общественностью [1]. Исходя из этого, можно заключить, что имидж связан с сознанием индивида к какому-либо объекту, что в сознании происходит оценка объекта и что имидж связан с общественным мнением об объекте. С одной стороны, общественное мнение формирует имидж, с другой - имидж формирует общественное мнение. С этих позиций, мы формулируем свою трактовку понятия. Имидж - это впечатление, основанное на лидирующей оценке в сознании индивида какого-либо

объекта, отвечающей критериям, превалирующим в общественном мнении [2].

Имидж является результатом познания и обработки информации и ее оценки, он представляет коммуникативную единицу, посредством которой можно работать с массовым сознанием, систему представлений людей о каком-либо объекте, имеет объектно-субъектную природу, связан с общественным мнением. Характеризуется совокупностью воздействий на сознание человека, которые вызывают определенное впечатление, мнение, отношение, что свидетельствует о возможности его формирования с помощью специальных средств.

Следовательно, процесс создания имиджа в педагогике высшей школы требует управленческих действий, что позволяет взять на вооружение педагогический менеджмент. Педагогический менеджмент в исследованиях современных авторов выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности. В нашем случае перед органами управления вузом стоит задача создания эффективного имиджа, в котором набор положительных характеристик о вузе в комплексе способствует достижению основных его целей, создает устойчивую ассоциативную связь между целостным образом и PR-объектом, формирует символический и паблицитный капиталы [3].

Педагогический менеджмент рассматривает формирование имиджа как целенаправленный, организованный и планомерный процесс реализации основных его компонентов, необходимых для получения позитивного отношения целевых аудиторий к вузу. Поэтому, по нашему мнению, правомерным будет определение формирования имиджа вуза как педагогического процесса. Исследователями отмечается, что сущность формирования эффективного имиджа как целенаправленного и организованного педагогического процесса заключается в выработке готовности руководящего, профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов к работе над имиджем вуза. Такое пони-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.