Библиографический список
1. Алексеев, Н. Г. Перспективы разработки проблем философии образования в России [Текст] / Н. Г. Алексеев, И. Н. Семенов. // Инновационная деятельность в образовании. - 1995. -№ 2,
2. Амонашвилн, Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования [Текст] / Ш, А, Амонашвили, В. Загвязинский. // Педагогика. -2000.-№ 2.-С. 11-16.
3. Горшков, В. Г. Физические и биологические основы устойчивости в жизни. [Текст] / В. Г. Горшков. - М.: ВИНИТИ, 1995.
4. Кальнин, С. М. Информационное проектирование учебного процесса: Теория и практика анализа и синтеза педагогических макросистем НИТО. [Текст] / С. М. Кальнин, И. А. Румянцев, В. П. Соломин, С. А. Степанов. - СПб.: Образование, 1997.-373 с.
5. Колесникова, И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. — 1995. - № 6. - С. 84-89.
6. Косичева, А. Духовность и проблема воспитания [Текст] / А, Косичева, Г. Платонов. // Высшее образование в России. —1998. — № 1, — С. 124-127.
7. Талызина, Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста. [Текст] /
Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Ю. Хихловский - М., 2000. - 175 с.
8. Чепуренко, Г. П. Основы информатизации процесса подготовки специалистов в вузе [Текст]: Монография. 7 Г. П. Чепуренко. — СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2002. - 280 с.
9. Ямбург, Е. А. Школа для всех: Адаптивная модель: Теоретические основы и практическая реализация, [Текст] / Е. А. Ямбург. - М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
УДК 378:001.891
И, В, Абрамова
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОФИЛИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ С ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Информатизация образования и инновационный путь развития высшего профессионального образования ориентирует преподавательские коллективы вузов на формирование у будущих бакалавров не только прочных знаний, но и профессиональных компетенций. На основании проведённых исследований было определено содержание составляющих ИКТ компетент-
ности будущих бакалавров педагогики с профильной подготовкой «Начальное образование».
О компетентностном подходе и его роли в современном высшем образовании ведётся разговор уже на протяжении нескольких лет.
В западноевропейских странах в системе профессионального образования используют термин «обучение на основе компетенций». В российском высшем образовании принято говорить о «компетентностном подходе». Именно такой подход, по мнению многих ученых, получает в образовании всё больший вес и статус. Так что такое «компетентностный подход», в чём состоит его инновационный потенциал?
Для российской школы это не новое понятие, Ещё в советской высшей школе большое внимание уделялось вопросам компетентностного подхода в преподавании. Разработкой данной проблемы занимались такие отечественные педагоги, как И, Я. Лернер, В. В. Краевский, М. Н, Скаткин и их последователи.
В отечественной педагогике понятие «компетентность» используется в качестве термина для описания конечного результата обучения, начинает использоваться только в последней четверти прошлого века (работы
Н. В. Кузьминой, А. К, Марковой, Л. А. Петровской и др.). К концу этого периода исследователи уже не просто говорят о компетентности в различных сферах человеческой жизнедеятельности (педагогическая компетентность, коммуникативная, правовая), а выделяют в каждой из них различные виды. Так, например, в структуру профессиональной компетентности бакалавра по профилю «Начальное образование» Н. Н. Кузьмин включает пять ее видов [5, с. 90]:
1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемых дисциплин.
2. Методическая компетентность в области способов формирования
знаний, умений учащихся. ■
3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, восприятия учащихся.
5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности».
В исследованиях Ю. Г. Фокина определяется шесть элементов, составляющих основу компетентности [8, с. 103-107]:
- осознание потребности;
- формирование мотива;
- выбор способа осуществления деятельности; .
- планирование деятельности;
- перечень действий;
- выполнение действий.
Становится очевидным, что компетентность имеет более сложную структуру, чем это следует из ее обыденных трактовок. Так, А. К. Маркова [7] в структуре профессиональной компетенции учителя выделяет четыре блока:
а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;
б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;
в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;
г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональных компетенций.
В качестве общепринятого определения компетенции примем определение предложенное И. А. Зимней [4, с. 22]: «Компетенции - это некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы,.. действия, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в концепциях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.
ИКТ компетентность имеет некоторые отличительные особенности [3]:
1. Приоритетность (все больший вес в составе деятельности современного специалиста приобретает информационная деятельность).
2. Динамизм (при подготовке выпускника недостаточно учитывать только современное состояние информатизации, необходимо ориентироваться на тенденции информационного развития).
3. Оптимальность (в ситуации стремительного развития информационной сферы необходимо готовить выпускника к оптимальной информационной деятельности; компетенции должно быть не много и не мало, а ровно столько, чтобы справляться с поставленными профессиональными задачами).
Над понятием ИКТ компетентности и информационной культуры работали многие учёные-педагоги: М. П. Лапчик, Е. К. Хенер,
А. П. Шестаков, И. Б. Мылова, С. Р. Удалов, Г, Н. Чусавитина и другие. Исследователи рассматривают информационную культуру как компонент в структуре культуры личности.
Информационная и коммуникационная компетентность в рамках проекта «Информатизации системы образования» [2] определяется, как «способность педагогов использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа (поиска) к информации, ее определения (идентификации), интеграции (организации), управления (обработки), оценки (анализа), а также ее создания (продуцирования) и передачи (распространения). Эта способность должна быть достаточной для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества».
В работах Б. Г. Ананьева, Е. А. Климова, В. С. Мерлина, К. К. Платонова, В; В. Шадрикова, А. И. Щербакова и других исследователей показано, что становление системы профессионально важных качеств личности, в том числе компонентов ИКТ компетентности - это составной и развивающийся процесс образования профессиональных и операционных действий на основе психических свойств индивида.
Российское образование так же стремится адаптироваться к инновационным требованиям общества. В отечественной педагогике и в официальных документах Министерства образования и науки РФ определение ИКТ-ком-петпентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности.
ИКТ-грамотностъ - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. При этом акцент делается на сформированностъ обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что сколько-нибудь разработанной системы профессионально важных качеств личности педагога нет. Исследователи обычно ограничиваются перечислением способностей, умений, черт личности учителя. Основываясь на анализе профессиональных функций и видов педагогической деятельности, опираясь на литературные источники, автор исследования считает целесообразным, выделить в структуре личности будущего педагога начальной школы группу социально значимых и профессионально важных качеств.
Если проанализировать содержание дисциплин профильной подготовки бакалавров «540607. Начальное образование», то нагрузку по реализации компонентов информатики несут на себе лишь две дисциплины:
«ДППФ 01 Психолого-педагогические теории и технологии начального образования», с объёмом 326 часов, которая предлагается студентам на протяжении 4-х семестров (5—8), работа каждого семестра завершается аттестацией зачётом (5,7 семестры) и экзаменом (6, 8 семестры). Из 18 предлагаемых частей содержания дисциплины, лишь одна реализует компонент информатики: «Современные информационные технологии в обучении младших школьников». ' ■
«ДППФ 05 Теоретические основы и технологии начального математического образования», с объёмом 260 часов, предлагается студентам для изучения в 5-7 семестрах, после 5 семестра сдаётся зачёт, после 7 - экзамен, Из 7 частей содержания лишь одна реализует компонент информатики «Информационные технологии в математическом образовании младших школьников».
Всего в блок профильной подготовки бакалавров входит шесть дисциплин, лишь в двух из них частично получают развитие составляющие ИКТ компетентности, что подтверждает актуальность исследуемой проблемы.
По мнению М. П. Лапчика в предметном блоке должны последовательно и непрерывно реализовываться два аспекта расширения и использования познаний будущего бакалавра образования в области информатики и ее приложений [6]: .
а) продолжение начатого в общепредметном блоке освоения методов информатики в режиме естественного применения компьютера с соответствующим программным обеспечением на протяжении всего периода изучения профильных дисциплин учебного плана (экстенсивный этап);
б) концентрированная актуализация этих знаний и умений в процессе
решения большой практической задачи на материале изучаемой предметной области с применением методов компьютерного моделирования (интенсивный этап). .
От реализации экстенсивного и интенсивного этапов зависит сформи-рованность компонентов ИКТ компетентность бакалавров с профильной подготовкой «Начальное образование», (таблица).
В ходе разработки проектов ГОС ВПО нового поколения принято несколько типов классификаций компетенций [1]:
- Классификация, предложенная в проектах стандартов подготовки бакалавров по специальности и магистров по специальности (Богословский В. А., Галямина И. Г., Караева Е. В., Коршунов С. В. и др.);
- Классификация, примененная в проекте TUNING.
В исследовании автор придерживатся классификации, предложенной
В. И Байденко, по мнению которого, компетенции целесообразно поделить на две группы [1J: ’
- Общие (универсальные, ключевые) для всех специальностей (инвариантные):
1. общенаучные (фундаментальные), в т. ч. гуманитарно-социальные и экономические, включающие базовые знания в области математики и естественные наук, гуманитарных и социально-экономических наук; базовые компьютерные и лингвистические навыки; способность понимать и использовать новые идеи и дрг
2. социально-личностные и коммуникативные, включающие способность к критике и самокритике, терпимость, умение работать в коллективе, общую культуру, приверженность к этическим ценностям;
3. организационно-управленческие, в том числе системные, включающие способность организовать и спланировать работу; способность применять навыки на практике; умение извлекать и анализировать информацию из различных источников; способность к адаптации к новым ситуациям; знание организационно - правовых основ свой деятельности.
ИКТ компетентности формируемые в рамках научно-исследовательской работы, соответствующие дисциплинам профильной подготовки бакалавров «Начальное образование»
дисцип- лины профессионально профилированные критерии ИКТ компетенции
гносеоло- гический конструк- тивно- проективный организа- ционный коммуни- кативный перцептив- но-рефлек- сивный
1 2 3 4 5 6
ДІ ІП.Ф.01 Психоло-го-педаго-гические теории и технологии начального образования Возможности ИКТ в диагностической и коррекционной работе с младшими школьниками. Использовать ИКТ для диагностирования подготовленности дошкольников к обучению в школе. Возможности применения ИКТ в психолого-пе-дагогических исследованиях. Возможности статистической обработки данных в табличном процессоре, графического отображения результатов -обработки, пакетах статистической обработки. Возможности ИКТ на этапах сбора и обработки экспериментальных данных, Способ организа-цииреля-щюнных баз данных. Создавать реляционные базы данных, пользуясь готовой СУБД. Возможности ИКТ в исследовании проблемы совпадения интересов и потребностей учеников с требованиями педагогической системы
ДПП.Ф.02 Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе Возможности графических редакторов. Подбирать с помощью Интернет и создавать с помощью ГР иллюстративный материал для проведения занятий по ИЗО. Организация тематической БД наглядностей и картотеки индивидуальных заданий. Объективно воспринимать каждого ученика, оценивал творческую компоненту выполненной работы. Отслеживать влияние ИКТ средств на эстетическое развитие ученика.
ДПП.Ф.ОЗ Теоретические основы и технологии начального языкового образования Возможности демонстрационных функций ИКТ с высокой степенью наглядности по тематике языкового образования. Умение моделировать объекты и явления языкового образования. Организация индивидуальной работы школьника по языковому образованию. Развитие наглядно- образного мышления, моторных, вербальных, коммуни- кативных навыков учащихся. Отслеживать влияние ИКТ средств на языковое развитие ученика.
Окончание таблицы
I - 2 '-3 4 5 6
Д1111.Ф.04 Теоретические основы и технологии начального литературного, образования Возможности ИКТ в технологиях начального образования по литературе Умение моделировать объекты и явления начального литературного образования Организация индивидуальной работы школьника по начальному литературному образованию. Формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и Др.) Отслеживать влияние ИКТ средств на литературное развитие ученика.
ДІШ.Ф.05 Теоретические основы и технологии начального математического образования Возможности ИКТ в технологиях начального математического образования. Умение моделировать объекты и явления начального математического образования. Организация индивидуальной работы (средствами ИКТ) школьника по начальному математическому образованию. Умение подбирать, создавать ИКТ сопровождения индивидуальной деятельности школьника с учётом его развития и . способностей. Отслеживать влияние ИКТ средств на математическое развитие ученика.
ДШТ.Ф.О’ё Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию Возможности ИКТ в технологиях начального образования по естествознанию. Умение моделировать объекты и явления начального образования по естествознанию. Реализовывать три режима взаимодействия ученика с ППС: тью-торства, консультирования и репетиторства. Умение подбирать, создавать ИКТ сопровождения индиви- ' " дуальной деятельности школьника с учётом его возрастных. особенное-тей. Отслеживать влияние ИКТ средств на развитие ученика по естествознанию.
ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ...
Библиографический список
1. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения [Текст]: Методическое пособие. / В. И. Байденко. — М.:. 2006. — 55 с.
2. Бурмакина, В. Ф. ИКТ-компетентность учащихся. / Режим доступа:
Шр://у^^.зиоз,те51ги/ВеСаи!1:.азрх?]с1=6 .
3. Воинова, Н. А. Особенности формирования информационной компетентности студентов вуза [Текст] / Н, А. Войнова, А. В. Воинов // Инновации в образовании. -2004.-№.4. -С. 111-118.
4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А, Зимняя, // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
5. Кузьмин, Н. Н, Оформление итогов научной работы в педагогике
[Текст] / Н. Н, Кузьмин // Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В, И. Журавлёва, - М.: Просвещение, 1988.-239 с. ■
6. Лаичик, М. П. Реализация компонентов информатики и НИТО в учебных планах педагогических вузов [Текст] / М. П. Лапчик. / Информатика и образование, 1996. — № 6, С. 1-5.
7. Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя [Текст] / А. К. Маркова. // Советская педагогика. - 1990. — № 8.
8. Фокин, Ю. Г. Психодидактика высшей школы [Текст] / Ю. Г. Фокин. // МГТУ, 2000,-С. 103-107
УДК 378.096
Н. М. Твердьтин
ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
В настоящее время вопрос о многоуровневой подготовке специалистов перешёл из дискуссионной плоскости в практическую. Уже все российские вузы самым тесным образом столкнулись с вопросами прикладного характера этого направления педагогики высшей школы. Оптимальное сочетание фундаментальности и практической направленности, по всей вероятности может быть достигнуто именно в рамках двухступенчатой системы, (а, вероятнее, полностью реализовано лишь в рамках трёхуровневой системы: бакалавр — магистр — доктор). При этом остаётся открытым вопрос о том, какими компетенциями должен обладать не просто абстрактный специалист, а то, как в рамках полученных компетенций вполне конкретный специалист сможет выполнять свои обязанности после окончания образо-