Научная статья на тему 'Содержание профессионально-личностных компетенций обучающегося: творческие способности и социальная активность личности'

Содержание профессионально-личностных компетенций обучающегося: творческие способности и социальная активность личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ / COMPETENCES / PERSONALITY / PROFESSIONAL FORMATION / CREATIVITY / SOCIAL ACTIVITY / STUDENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залуцкая С. Ю., Панина С. В.

Раскрываются содержание и особенности развития творческих способностей обучаемого и его социальной активности как важнейших составляющих профессионально-личностных компетенций. Определены отдельные педагогические условия формирования готовности обучаемого к творческому саморазвитию в профессиональной и социальной сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Залуцкая С. Ю., Панина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of student's professional and personality competences: person's creative abilities and social activity

Content and particularities of development of student's creative abilities and social activity are revealed as the most important components of professional and personality competences. Certain pedagogical conditions of formation of student's readiness to creative self development in professional and social felds are determined in the article.

Текст научной работы на тему «Содержание профессионально-личностных компетенций обучающегося: творческие способности и социальная активность личности»

9. Авдеева И.Б. Когнитивные предпочтения учащихся: ранжирование видов речевой деятельности и выбор приоритетных методических прием // Русский язык как иностранный и мето-

дика его преподавания: XXI век. Часть первая: сб. науч.-метод. статей / Ред. коллегия: Крючкова Л.С. и др. М.: ЗАО «Газета Правда», 2007. - С. 3-5.

Ravzhaa Narantsetseg

Special purpose competence of students - programmers in computer terminology study

Problems of students - programmers Russian language education based on working out of special purpose competence are exposed in the article. Various types of competence influencing understanding of Russian language by foreign students (Mongolian students) from the aspect of professional orientation are presented.

Key words: competence, computer terminology, information, dialogue, speech activity, discourse, students - programmers, text, macrofunctions, Internet.

УДК 378.147 С.Ю. Залуцкая, С.В. Панина

содержание профессионально-личностных компетенций обучающегося: творческие способности и социальная активность личности

Раскрываются содержание и особенности развития творческих способностей обучаемого и его социальной активности как важнейших составляющих профессионально-личностных компетенций. Определены отдельные педагогические условия формирования готовности обучаемого к творческому саморазвитию в профессиональной и социальной сферах.

Ключевые слова: компетенции, личность, профессиональное становление, творчество, социальная активность, обучающийся, педагогические условия, развитие.

Активный процесс масштабных изменений существующей системы образования России, ориентированный на смену парадигмальной модели обучающегося от «объекта» к «субъекту», ставит перед педагогическим сообществом задачу развития индивидуальности обучающегося. Поиск её эффективных решений происходит в условиях интеграции различных образовательных систем, внедрения единых стандартов оценки результатов образования, введения системы менеджмента качества образования. Выстраивание индивидуальной образовательной траектории обучающегося, формирование его индивидуального образовательного пространства и компетенций требуют от учебного заведения (школы, ссуза, вуза и т.д.) широкого диапазона методов обучения, мобильности, гибкости, вариативности моделей и стратегий образования.

ПАНИНА Светлана Викторовна - к.п.н., доцент, докторант ПИ ЯГУ.

E-mail: svpa@rambler.ru

ЗАЛУцКАЯ Светлана Юрьевна - к.п.н., доцент ФЛФ ЯГУ E-mail: zs-saha@mail.ru

Эти общие тенденции государственной образовательной политики направлены на реализацию её главной идеи

- идеи качественной подготовки личности обучающегося к самопроектированию своего социального и профессионального становления и развития. Такая подготовка специалистов новой формации потребовала перехода в профессиональном образовании от квалификационного подхода к компетентностному, позволяющему «описать интегральную характеристику личности, в которой учитываются не только знания, умения и навыки, но и мотивация к деятельности, и практический опыт, и необходимый уровень интеллекта, и личностные качества, а также степень усвоения культурных и этических норм» [1, с. 74].

Из всего комплекса компетенций обучающегося подробнее остановимся на так называемых профессиональноличностных, обеспечивающих готовность личности осуществлять профессиональную деятельность. Структура данных компетенций определяется по-разному, однако несомненной основой развития и саморазвития личности являются её творческие способности, креативность. Эти способности относят к ведущим компетенциям, ко-

торые «позволяют творить будущее на основе инновационности, креативности, динамичности и диалогичности» [2, с. 58].

Понятие «креативность» было введено в научный словарь ещё в XIX веке, но до сих пор остается одним из самых дискуссионных в контексте различных концепций творческих способностей. Напомним, что концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела особую популярность после выхода работ Дж. Гилфорда. В её основе лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как «тип мышления, идущего в различных направлениях», и характеризовал шестью параметрами:

- «способность к обнаружению и постановке проблем;

- способность к генерированию идей;

- способность к продуцированию идей - гибкость;

- способность нестандартно отвечать на раздражители - оригинальность;

- способность к усовершенствованию путем добавления деталей;

- способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу» [3, с. 12].

Концепцию Дж. Г илфорда развил Е. Торранс, понимавший под креативностью способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности. В творческий акт, по его мнению, «включены

- процесс появление чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии;

- фиксация данных проблем, поиск их решения, выдвижение гипотез;

- проверка, модификация и перепроверка гипотез;

- нахождение и сообщение результатов решения задачи» [4, с. 18].

Основоположников психологии творчества также интересовала проблема корреляции креативности и интеллекта. В ходе исследований Дж. Гилфорд и Е. Торранс выявили высокую положительную корреляцию уровня ^ и уровня креативности и установили, что для высокого развития творческих способностей необходим уровень умственного развития выше среднего, после достижения этого уровня дальнейшее его повышение не сказывается на креативности. Очень высокий уровень ^ может мешать творчеству.

Однако отдельные исследователи феномена творчества [5, 6, 7 и др.] считают, что правильно говорить не о связи креативности с такими когнитивными процессами, как воображение, память, внимание, а о креативности

как о некоем отдельном образовании, которое взаимосвязано с другими когнитивными процессами, это те же когнитивные процессы (интеллект) другого качества: «Креативность означает, прежде всего, особый склад ума, особое качество умственных процессов» [6, с. 28].

В теории творчества оказались возможны и другие подходы к объяснению природы креативности, например, при рассмотрении её в процессуально-деятельностной парадигме [8, 9 и др.]. Если цели личности лежат вне самой деятельности, то ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемого. Творчество предполагает совпадение мотива и цели, т.е. увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. Происходит развитие деятельности по инициативе самой личности. Главное в таком подходе исследователей - творчество как активность личности, заключающаяся в возможности выхода за пределы заданного. Мы хотим подчеркнуть здесь важный аспект - интерес, устойчивое внимание к содержанию деятельности.

Результатом такой деятельности личности является не воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Мозг человека не только сохраняет и воспроизводит его прежний опыт, но также комбинирует, творчески перерабатывает и созидает из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» [6, с. 5]. Основой её является комбинирующая способность мозга, называемая воображением, проявляемая во всех сторонах жизни человека, делающая возможным его художественное, научное и техническое творчество.

Творческая деятельность человека возникает не сразу, а постепенно, развиваясь из более простых форм в более сложные. В каждом периоде развития личности она имеет свою форму и далее оказывается в зависимости от других форм деятельности, возникающих как в повседневной, реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, так и в профессиональной сфере, в решении производственных задач. Так постепенно личность формирует свой опыт творческой деятельности, компонентами которого становятся: память; гибкое мышление; творческое воображение; способность быстро схватывать суть проблемной ситуации, выдвигать проблему, видеть взаимосвязи, присущие проблеме; способность обнаружить возможность реорганизовать элементы деятельности для нового функционирования, для решения новых проблем; способность ясно видеть несколько способов решения проблемы и выбрать из них наиболее рациональный; способность распознавать, перегруппировывать, изолировать и комбинировать эле-

менты деятельности и распределять их в последовательности; способность к быстрому и широкому обобщению объектов, отношений, действий; способность выдвигать гипотезы решения проблемы и другое.

Как видно, за всю историю научных исследований творчества выделено большое разнообразие способностей и качеств личности как важнейших условий для осуществления творческой деятельности, а творчество стало характеризоваться как высшее проявление активности, самостоятельности человека, возможность максимальной реализации его способностей. Такой подход принят, например, в работах Ш.А. Амонашвили [10], И.П. Волкова [11], М.А. Данилова [12], И.Я. Лернера [7], П.И. Пидкасистого [13] и других.

Для нас важен факт, что в экспериментальных работах по проблеме подготовки творческого специалиста [14, 15, 16 и др.] подчеркиваются такие качества, как творческая направленность личности, ее ориентация на саморазвитие, которая выражается в выборе преимущественно продуктивных средств и методов учебной деятельности, осуществлении рефлексии в процессе деятельности, развитии способности к самоуправлению. В эмоционально-волевой сфере личности становятся важными способность концентрировать творческие усилия, упорство, смелость и независимость суждений, склонность к разумному риску, оптимизм, достаточно высокий уровень самооценки личности, позитивное, в целом, самовосприятие.

Исследуя функции методов обучения, обеспечивающих усвоение опыта творческой деятельности, И.Я. Лернер [7] также называет эмоциональнохарактерологические свойства личности, осуществляющей креативную деятельность: способность полностью увлекаться работой; стремление к совершенству в исполнении; восприимчивость к новой информации, в том числе противоречащей первой и привычной; постоянство критического отношения к своей мысли; умение терпеливо выслушивать других, не спешить с критикой, спокойно обдумывать услышанное; эмоциональная установка на поиск нешаблонных путей, которые могут стать и самоцелью, но при непременном стремлении к истине, т.е. к доказательству истинности избранного пути; склонность к воображению, фантазированию при решении проблемы; привычка к тяжелому упорному труду, относясь к нему при этом с увлечением, стремление к осознанию значения такого труда, его конечной цели.

Кроме того, занимаясь подготовкой творческого специалиста, воспитанием творческой личности, мы должны иметь в виду и те свойства и черты, которые отрицательно сказываются на процессе творчества: это конформизм, самоуверенность, равно как и неуверенность в себе, эмоциональная подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций, избегание рискованного поведения, доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху, высокая

тревожность как личностная черта, сильные механизмы личностной защиты и другие.

В практике современной системы образования разрешения требует и еще один вопрос: каковы эффективные методы педагогического управления творческой деятельностью обучаемых? К числу подобных относятся методы или отдельные системы правил или рецептов выполнения конкретных процедур; методики, в которых преобладают «мягкие» способы воздействия в форме советов, пожеланий, призывов к активизации сознательных или подсознательных механизмов; программы и руководства с преобладанием «жестких» способов управления, регламентирующих переход от одной операции к другой; алгоритмы или строго формализированные программы, детерминирующие все поведение индивида и однозначно предопределяющие результаты его работы. При выборе эффективных методов управления творческой деятельностью обучаемых следует руководствоваться положением В.П. Зинченко: «Проектирование в образовании должно быть не самоцелью, а средством пробуждения творческих сил обучаемых, их энтелехии. Наконец, оно должно обеспечить высокую степень свободы для такого самоопределения» [17, с. 109].

Результатом целенаправленного, систематического педагогического воздействия на креативные способности как составляющей профессионально-личностных компетенций обучаемых станет главное - их готовность к творческой деятельности, творческому саморазвитию в профессиональной и социальной сферах.

Поэтому обращение к проблеме формирования социальной активности как ценностной категории человека, значимой профессионально-личностной компетенции не случайно. Это объясняется не только противоречивым характером развития современного общества, для которого стали характерными социальная незащищенность, безработица, насилие, межэтнические конфликты, но также изменением сложившихся социальных стереотипов норм жизни и нравственных регуляторов поведения человека, связанных с современной социально-экономической ситуацией.

В философии, социологии, психологии и педагогике «социальная активность» понимается как способность человека эффективно решать разнообразные задачи взаимодействия с обществом. Б.Г Ананьев [18], Л.С. Выготский [5], В.А. Караковский [19], А.В. Му-дрик [20], М.И. Шилова [21], Д.И. Фельдштейн [22] рассматривают социальную активность как одно из качеств личности, формируемого в процессе социального развития. Как следствие, обучающийся, взаимодействуя с общественностью при выполнении социально и личностно-значимой деятельности, приобретает опыт по решению задач адаптации, индивидуализации, интеграции в конкретном социуме, с использованием своих знаний, жизненного опыта, ценностей, интересов и склонностей.

Концепция о биологической и социальной природе поисковой активности и социальной адаптации личности [23] имеет значение для понимания механизмов формирования ее социальной активности. В концепции поисковая активность раскрывается как важнейшее средство устойчивости организма к стрессу и разнообразным вредным воздействиям, тогда как отказ от поиска является для человека предпосылкой для развития многих асоциальных явлений. Она позволяет рассматривать под иным углом зрения процессы формирования социальной активности. Как несомненная связь поисковой активности с социальной позицией личности, ее интересами, ценностными ориентациями, творческим изобретательством, она может осуществляться на основе инициативы, самостоятельной деятельности человека. Эта активность также непосредственно связана с коллективным взаимодействием людей. Та общественная оценка, которая дается человеку в процессе поиска, в известной степени стимулирует меру его активности. Эта связь, по существу, раскрыта А.С. Макаренко [24] в его учении о близких, средних и дальних перспективах.

Контент-анализ имеющихся подходов к определению сущности социальной активности позволил нам дополнить новыми характеристиками категорию «социальная активность»: это ценностное понимание социальной действительности; социально значимые действия; внутренняя готовность к деятельности; творческое отношение к ней; энергичная самодеятельность личности, направленная на преобразование действительности и самого субъекта.

Степень развития социальной активности, мера ее интенсивности зависят от позиции человека в отношении основного вида его деятельности. Именно в этой деятельности происходит овладение социально важными обязанностями, формируется самосознание, определяется самооценка и др. Так активность как природная способность человека преобразуется в социальную систему потребностей и интересов. Данный процесс включает:

- осознание общественных явлений, составляющих предметную сторону отношений социальных и нравственных ценностей общества;

- развитие социальных чувств и потребностей, имеющих гражданскую направленность;

- включение в практическую деятельность, имеющую социально ценную направленность.

На каждом возрастном этапе развития личности активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и приобретаемого опыта. В современных условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой в развитии общественных функций личности, ее успешной адаптации к общественной жизни с учетом тенденций прогресса общества.

Таким образом, социальная активность выступает как побудитель к деятельности, как свойство личности

на определенном этапе ее формирования и развития, как результат социально ценной деятельности. Социальная активность обеспечивает положительную динамику развития личности: способствует адекватному выбору целей и ориентиров, творческого отношения к деятельности, окружающим, себе, способствует созданию материальных и духовных ценностей.

Критерием социальной активности является позиция личности, характеризующая многообразные отношения ее носителя с окружающей средой, деятельный характер этих отношений. Показателем сформированности социальной активности обучающегося на различных этапах его развития становится изменение мотивации, направленность этой мотивации на удовлетворение потребности в общественно значимой деятельности и социально ценном общении.

Радость общения с людьми, занятыми общим делом, рождает в человеке целеустремленность и ограждает от духовной пустоты и неудовлетворенности, развивает самоуважение. Но для того, чтобы коллектив стал ареной самовыражения личности, необходимо, чтобы обучающиеся включались в многообразные виды коллективной деятельности, могли раскрыть свои способности, умения, качества. Важную роль при этом играет педагогическое умение реализовать принцип самодеятельности и самоуправления данного коллектива. К.Д. Ушинский [25] и Ш.А. Амонашвили [10] показали, что по отношению к обучающемуся у педагога должна быть мера собственной активности. В любой сфере деятельности педагог должен дать ему возможность сделать свой выбор алгоритма действия при принятии ответственности за его осуществление. Это умение педагога позволит определить объект, применительно к которому каждый обучающийся проявляет максимум поисковой активности, а также время, в котором эта активность может реализоваться в максимальной степени, пройти стадии накопления, избрать окружение, способствующее самовыражению. Сложившиеся в коллективе отношения во многом определяют, сможет ли обучающийся найти свою индивидуальную позицию.

Таким образом, оптимальными психологопедагогическими условиями, обуславливающими эффективность процесса становления социальной активности, можно считать включение личности в социально значимую деятельность; формирование позитивной мотивации деятельности с учетом ценностей, целей социума; содействие приобретению социального опыта посредством решения личностно-, профессионально-значимых и социальных задач; увеличение степени открытости учебного заведения, которая обеспечивает в образовательном пространстве взаимодействие обучающихся с разными сегментами общественности.

Исходя из сказанного мы приходим к выводу, что необходимо существенное переосмысление приоритетов образовательной политики на государственном уровне и

деятельности субъектов зрелости молодежи. Необходимо создание условий для формирования и самореализации компетентного, творческого и саморазвивающегося человека, способного адаптироваться в быстро меняющейся обстановке; принимать самостоятельные ответственные решения; конкурировать на рынке трудовых вакансий, постоянно совершенствуясь в профессии, реализуя себя в различных социальных ролях и видах социозначимой деятельности. На теоретико-методологическом уровне необходимо разработать педагогические основы формирования личностной и профессиональной зрелости, социальной компетентности и активности в образовательном пространстве.

Литература

1. Меськов В., Татур Ю. О возможности приобретения гуманитарных компетенций в вузе // Социология образования. -2006. - № 1. - С. 12-14.

2. Исаева Т.Е. Классификация профессиональноличностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. - 2006. - № 9. - 210 с.

3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: психология мышления. - М.: Прогресс, 1969. - 117 с.

4. Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking: Directions manual and coring fuide. Lexinger MA: Persona Press. 1974. - 125 с.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: МОДЭК, 1997. - 448 с.

7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.

- М., 1981. - 118 с.

8. Александров А.Д. Творческая сущность человека//Чело-век в зеркале наук. - СПБ.: Изд-во СПб ун-та, 1993. - 160 с.

9. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.

10. Амонашвили Ш.А. Созидание человека. - М.: Знание, 1982. - 80 с.

11. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству.

- М.: Просвещение, 1982. - 67 с.

12. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения// Дидактика средней школы. - М.: Просвещение, 1985. - 303 с.

13. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Педагогика, 1980.

- 296 с.

14. Галицкая Л.К. Феномен творчества в процессе взаимодействия общества и личности: Автореф. дис. канд.филос.наук.

- М., 1997. - 21 с.

15. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 480 с.

16. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Технологии профессионально-творческого развития учащихся. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

17. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М.: Тривола, 1995. - 127 с.

18. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания.

- М.: Наука, 1977. - 380 с.

19. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. - М.: Знание, 1992

- 125 с.

20. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику : учебное пособие. Часть 1. - Пенза: Изд-во ИПК и ПРО, 1994.

- 169 с.

21. Шилова М.И. Социализация воспитания личности школьника в педагогическом процессе. - Красноярск: КГПУ, 1998. - 196 с.

22. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурносодержательные характеристики процесса развития личности : избр. труды. - М.: Флинта, 1999. - 672 с.

23. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. - М., 1984. - 93 с.

24. Макаренко А.С. Проектировать лучшее в человеке. -М., 1989. - 205 с.

25. Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды: в 8 т.

- М., 1978.

S.Yu Zalutskaya, S.VPanina

Content of student’s professional and personality competences: person’s creative abilities and social activity

Content and particularities of development of student’s creative abilities and social activity are revealed as the most important components of professional and personality competences. Certain pedagogical conditions of formation of student’s readiness to creative self development in professional and social fields are determined in the article.

Key words: competences, personality, professional formation, creativity, social activity, student, pedagogical conditions, development.

б5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.