Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №1, Том 9 / 2021, No 1, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-1-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN121.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Качимская А.Ю., Смык Ю.В. Содержание потенциала психологической безопасности педагогов в условиях дистанционного обучения // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №1, https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN121.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kachimskaya A.Yu., Smyk Iu.V. (2021). The content of the potential of psychological safety of teachers in the context of distance learning. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN121.pdf (in Russian)
Качимская Анна Юрьевна
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия Доцент кафедры «Психологии образования и развития личности» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1227-5063 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=340400
Смык Юлия Викторовна
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия Доцент кафедры «Психологии образования и развития личности» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6567-5151 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=439044
Содержание потенциала психологической безопасности педагогов в условиях дистанционного обучения
Аннотация. В статье представлено исследование потенциала психологической безопасности педагога, приобретающего особую значимость и иное содержание в условиях перехода образовательных организаций на дистанционное обучение. В дистанционных взаимоотношениях в диаде «учитель - ученик» со стороны учителя оказались востребованными принципиально новые компетенции, требующие изучения.
Цель данного исследования состояла в изучении содержания потенциала психологической безопасности педагогов в условиях дистанционного обучения через его субъективную оценку учащимися. Методологическая основа исследования выстраивалась авторами на представлениях о личности А.В. Петровского, понимаемую им через «пространство межиндивидуальных связей». Это позволило авторам в структуре потенциала психологической безопасности педагога рассматривать три блока: Я-личность, Я-профессионал, Я-коммуникатор.
Результаты проведенного исследования позволяют авторам утверждать, что процесс организации безопасного дистанционного образовательного пространства со стороны педагога строится на ресурсе Я-профессионал. Именно этот блок потенциала психологической безопасности педагога оказался максимально востребован в опосредованных условиях взаимодействия учителя и ученика в дистанционном формате урока. В то время как коммуникативные характеристики учителя (блок «Я-коммуникатор») субъективно
оценивались школьниками в дистанте существенно ниже, чем в условиях классно-урочного обучения. А в условиях офлайн обучения коммуникативный блок считался максимально ресурсным в обеспечении психологической безопасности со стороны педагога. Так же несколько нивелируется роль личности учителя (его личностных характеристик) в условиях дистанционного учебного взаимодействия.
Таким образом, результаты исследования показали, что безопасность образовательного дистанционного пространства не может выстраиваться через личностные и коммуникативные ресурсы педагога, а требует серьезных профессиональных педагогических навыков и, вероятно, специальной подготовки педагогов.
Ключевые слова: потенциал психологической безопасности педагога; безопасность образовательной среды; дистанционное обучение; Я-личность; Я-профессионал; Я-коммуникатор; психологическая безопасность личности
Введение
Процесс обеспечения психологической безопасности личности в образовании представляет собой сложную многокомпонентную систему, включающую всех субъектов образовательных отношений.
Педагог выступает здесь в особой роли - интегратора усилий взрослых участников образовательных отношений. В профессиональном стандарте «Педагог» 1, описывающем требования, предъявляемые к деятельности учителя, указаны действия педагога, нацеленные на проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды и регулирования поведения обучающихся для ее обеспечения. Иными словами, педагог должен уметь организовывать психологически безопасные образовательные отношения путем регуляции собственного поведения и поведения других участников образовательных отношений.
Ресурсом такого умения является, по нашему мнению, потенциал психологической безопасности педагога. Он рассматривается нами как системная характеристика личности учителя, актуализирующая реализацию его личностных, профессиональных и коммуникативных ресурсов, сознательно используемых педагогом для проектирования психологически безопасной образовательной среды.
Особую значимость потенциал психологической безопасности педагога приобретает в условиях перехода образовательных организаций на дистанционное и, так называемое, «смешанное» обучение. В дистанционных взаимоотношениях в диаде «учитель - ученик» оказались востребованными принципиально новые компетенции, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Опыт последних лет свидетельствует, что педагоги, в большинстве случаев, продемонстрировали недостаточную готовность к реализации дистанционного обучения и, в первую очередь, со стороны обеспечения психологической безопасности. В этом отношении педагоги оказались не вооружены, ни личным опытом, ни методическими инструкциями относительно того, как именно организовывать психологически комфортное и безопасное взаимодействие «на расстоянии». Следствием этого явилось увеличение случаев психологического выгорания педагогов, конфликтов, как межличностных, так и внутриличностных, психологического дискомфорта.
1 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. № 544.
https:// mir-nauki. com
Вопросы организации психологической безопасности в условиях дистанционного обучения остаются малоизученными [1]. Однако деятельность педагога как организатора психологического комфорта в учебном процессе раскрывается в работах И.А. Баевой [2; 3], Н.Г. Рассохи [4], Т.С. Кабаченко [5] и др. В ряде исследований зарубежных авторов описано значение сотрудничества педагогов в целях проектирования психологически комфортного образовательного пространства [6-8]. Л.М. Митина и В.Н. Барцевич [9] установили, что уровень личностно-профессионального развития учителей оказывает влияние на психологическую безопасность учащихся. Зверева М.А. [10] утверждает, что эмоциональный комфорт, получение помощи, обеспечение и сохранения достоинства являются важными критериями безопасности образовательной среды, зависящими от педагога. В работах Ю.Н. Крайновой [11] описаны основные составляющие эмоциональной компетентности педагога как значимого компонента психологической безопасности образовательной среды. Непризнание педагогами референтной значимости школы как угроза психологической безопасности рассматривается в исследовании В.И. Рерке и И.С. Бубновой [12]. Г.С. Корытова и Е.Ю. Закотнова [13] изучают педагогические факторы риска, негативно сказывающиеся на психологической безопасности обучающихся. Все эти и ряд других теоретических и прикладных исследований объединяет идея значимости роли педагога и его целенаправленных усилий в процессе построения психологически комфортной и безопасной образовательной среды для всех ее субъектов, т. е. речь идет о потенциале психологической безопасности педагога и его реализации в образовательном процессе.
Проблема данного исследования обусловлена, во-первых, недостаточной разработанностью характеристик и показателей потенциала психологической безопасности педагога как системной характеристики его личности в условиях дистанционного обучения и, во-вторых, необходимостью нахождения способов реализации потенциала психологической безопасности педагога в дистанционном формате учебного взаимодействия.
Цель данного исследования состоит в изучении содержания потенциала психологической безопасности педагогов в условиях дистанционного обучения через его субъективную оценку учащимися.
Методологической основой нашего исследования выступают классические положения отечественных психологов о развивающейся личности, интегрирующей в себе социальные свойства и погруженной в пространство индивидуальной жизни субъекта. Необходимость такого подхода продиктована принятием во внимание деятельностного пути развития и самореализации личности педагога. Считаем, что потенциал психологической безопасности педагога представляет собой постоянно обогащаемую, развиваемую и совершенствуемую в процессе личностного и профессионального становления систему компетенций или качеств.
В этой связи для построения модели потенциала психологической безопасности педагога нами использовалась модель личности, предложенная А.В. Петровским, и его способ понимания личности, где сферой определения и существования личности становится «пространство межиндивидуальных связей» [14]. Личность педагога проявляет себя, развивает свой личностный и профессиональный потенциал только во взаимодействии с ребенком и другими участниками образовательных отношений.
Цель исследования
Методология и методы исследования
https:// mir-nauki. com
Опираясь на концепцию А.В. Петровского, мы выделили три блока характеристик, образующих структуру потенциала психологической безопасности педагога. Первый блок -личностные качества педагога, через которые он проявляет собственное «Я», свою индивидуальность в межличностных отношениях. Второй блок - профессиональные характеристики педагога, накопленные им как профессиональный опыт, позволяющие быть готовым к самостоятельному разрешению различных педагогических ситуаций. Третий блок -коммуникативные качества педагога, связанные с возможностью влиять на других, проявляемые в отношении к другим. Графическая модель потенциала психологической безопасности педагога представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Модель потенциала психологической безопасности педагога (рисунок авторов)
Потенциал психологической безопасности педагога можно рассматривать как компонент его профессионализации, а его проявления в процессе педагогической деятельности есть индикатор комфортности образовательной среды для учащихся.
Наше исследование проводилось в течение 2019-2020 гг. в образовательных организациях г. Иркутска, реализующих полное дистанционное обучение (в период пандемии 2019-2020 учебный год) и «смешанный» тип обучения, при котором, дисциплины инвариантной части учебного плана преподаются «офлайн», а предметы вариативной части -онлайн (2020-2021 учебный год). В исследовании принимали участие школьники седьмых-девятых классов в составе 1987 человек.
Для оценки потенциала психологической безопасности педагога нами использовался авторский опросник. В структуре опросника нами выделены три блока характеристик потенциала психологической безопасности педагога: (1) педагог-личность (понимающий, открытый и искренний, высокомерный, раздражительный и т. п.); (2) педагог-профессионал (объясняет скучно, неинтересно, понятно и т. п.); (3) педагог-коммуникатор (проявляет симпатию, безразличен к учащимся, тактичный и т. п.).
Каждый респондент имел возможность отметить не менее трех и не более пяти негативных характеристик в блоке и равное количество позитивных характеристик потенциала психологической безопасности педагога в каждом измеряемом блоке. Проявление педагогом потенциала психологической безопасности определялось на основе преобладания положительных оценок школьников во всех трех блоках опросника. В дальнейшем, первичные
ПОТЕНЦИАЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГА
https:// mir-nauki. com
оценки школьников, показатели абсолютных частот распределения, были преобразованы в показатели относительных частот значения признака.
В наших предыдущих наших исследованиях было выявлено, что в трехкомпонентной структуре потенциала психологической безопасности педагога, представленного: (1) личностными качествами; (2) профессиональными характеристиками и (3) коммуникативными качествами, для школьников в условиях офлайн обучения наибольшую субъективную значимость имеет коммуникативный компонент потенциала педагога [15]. Данный компонент проявляется в отношении педагога к школьникам и связан с возможностью учителя оказывать влияние на обучающихся.
В таблице 1 представлены обобщенные данные субъективной оценки школьниками компонентов потенциала психологической безопасности педагога.
Анализ табличных данных позволяет говорить о различной выраженности компонентов в структуре потенциала психологической безопасности педагога. Так, в частности, среди личностных качеств педагога (см. первый столбец таблицы) наибольшую значимость для самих учащихся имеют: на негативном «полюсе» - «требовательный» и «склонен к нравоучениям»; «эрудированный» и «энергичный и активный» - на позитивном «полюсе». Высокая выраженность негативных личностных качеств потенциала безопасности педагога не позволяет учащимся переживать ощущение психологической защищенности и комфорта в ходе дистанционных занятий. Однако, по мнению самих школьников, проявление педагогом его позитивных личностных характеристик, наоборот, способствуют созданию на дистанционном уроке атмосферы психологического благополучия.
В сравнении с данными, полученными в ходе исследования данного компонента потенциала безопасности педагога в условиях так называемого «очного» обучения, личностные качества в условиях дистанта выражены в субъективных оценках школьников в значительно меньшей мере. Это позволяет нам предположить, что роль личности учителя в условиях дистанционного учебного взаимодействия ниже в субъективных оценках самих обучающихся, нежели при непосредственном обучении в учебном классе.
Такая ситуация вполне закономерна, поскольку в дистанционном формате учебного взаимодействия личность учителя дистанцирована от учащихся и не оказывает непосредственного влияния. Значимость данного компонента потенциала психологической безопасности педагога при дистанционном обучении невелика, по оценкам самих школьников.
Второй компонент потенциала - профессиональные характеристики педагога (см. второй столбец таблицы) в субъективных оценках учащихся выражен в значительно большей мере, чем в данных, полученных при оценке этого же компонента в офлайн формате обучения.
На первый план выходят следующие профессиональные качества: «объясняет слишком сложно», «объясняет непонятно» и «объясняет скучно». В сравнении с обучением в очном режиме, выраженность данных негативных характеристик педагогов в оценке школьников значительно увеличилась. В числе позитивных качеств педагога обучающиеся отмечают наиболее значимыми: «объясняет понятно, логично, доступно» и «умеет снять напряжение и усталость на уроке».
Результаты исследования и обсуждение
Таблица 1
Результаты субъективного оценивания школьниками потенциала психологической безопасности педагогов в условиях дистанционного обучения, %
Педагог-личность Педагог-профессионал Педагог-коммуникатор
Выраженность негативных характер эистик
Требовательный 62 Объясняет слишком сложно 89 Грубый и категоричный 61
Склонен к нравоучениям 61 Объясняет непонятно 87 Резкий в общении 61
Высокомерный 58 Объясняет скучно 86 Безразличен к учащимся 56
Раздражительный 58 Объясняет нудно, неинтересно 81 Относится с неприязнью 55
Равнодушный 55 Вызывает и поддерживает интерес 77 Унижает достоинство ученика 45
Непонимающий 52 Демонстрирует неуважение к другим предметам и учителям 68 Несправедлив по отношению к ученикам 42
Выраженность позитивных характе ристик
Эрудированный 68 Объясняет понятно, логично, доступно 89 Акцентирует внимание на успехах учеников 68
Энергичный и активный 66 Умеет снять напряжение и усталость на уроке 87 Склонен к поощрениям учеников 63
Пунктуальный 63 Находит индивидуальный подход к ученику 84 Проявляет симпатию к учащимся 63
Обладает чувством юмора 63 Замечает учебные успехи учеников 78 Тактичный, вежливый 57
Открытый и искренний 52 Не обращает внимания на мелкие недочеты 78 Отзывчивый, всегда поддерживает 54
Понимающий 51 Внимателен, всегда замечает удачный ответ 63 Справедливый и объективный 54
Составлено авторами на основе данных исследования
По отзывам подростков, в ходе дистанционного урока нарушается психологическая безопасность в том случае, если педагог активно демонстрирует негативные профессиональные характеристики. При этом сами школьники указывают, что, вероятно, это связано с недостаточной компьютерной компетентностью учителей, с неумением педагогов свободно использовать различные электронные образовательные платформы, что заставляет учителей переживать чувство профессиональной беспомощности. Однако понимание причин сложности и непонятности учительских объяснений учебного материала не снижает переживание психологической незащищенности школьниками.
Такая высокая субъективная значимость второго компонента потенциала психологической безопасности педагога в условиях дистанционного обучения позволяет нам заключить, что именно он максимально востребован в опосредованных условиях взаимодействия учителя и ученика в дистанционном формате урока.
Коммуникативные качества педагога - третий компонент потенциала безопасности, субъективно оцениваются школьниками в дистанте существенно ниже, чем в условиях непосредственного классно-урочного обучения. В число наиболее значимых попадают: «грубый и категоричный» и «резкий в общении», а также «акцентирует внимание на успехах учеников» и «склонен к поощрениям учеников».
Именно коммуникативные характеристики учителя в условиях офлайн обучения оценивались школьниками как максимально ресурсные в обеспечении психологической безопасности со стороны педагога. В дистанционных же условиях данный компонент потенциала психологической безопасности снизил свою значимость в субъективных оценках учащихся. Опосредованное взаимодействие с учителем снизило травмирующее воздействие негативных коммуникативных качеств и, одновременно, ресурс его позитивных качеств.
Заключение
Нами предпринята попытка осмысления субъективной оценки школьниками компонентов в структуре потенциала психологической безопасности педагога, работающего в дистанционном формате. В ходе эмпирического исследования выяснено, что субъективная значимость компонентов потенциала безопасности при онлайн и офлайн обучении не одинакова, по мнению обучающихся
В условиях дистанционного учебного взаимодействия для школьников на первый план выходит профессиональный компонент потенциала педагога. Именно его учащиеся оценивают максимально высоко, как в перечне негативных характеристик, так и в его позитивных аспектах. Закономерной представляется мысль о том, что в процессе проектирования психологической безопасности в дистанционном уроке педагог, в первую очередь, должен задействовать ресурс своих профессиональных знаний и умелостей для создания психологической защищенности и комфорта.
Активизируя в процессе дистанционного обучения профессиональный ресурс, педагог позволяет учащимся раскрыть их собственные адаптационные и личностные ресурсы, сделать новый, во много тревожный и неудобный для них формат обучения безопасным и комфортным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шабас С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов дистанционного дошкольного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020 №3. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/53PSMN320.pdf (дата обращения: 10.02.2021).
2. Баева И.А. Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки. СПб.: ЛОИРО. 2014. 269 с.
3. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации // Казанский педагогический журнал. 2017. №6 (125). С. 12-17. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30611526 (дата обращения: 08.02.2021).
4. Рассоха Н.Г. Психологическая безопасность личности в образовательной среде школы // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (СПб., 27-28 ноября 2003 г.) // Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 179-181.
5. Кабаченко Т.С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия // Психологический журнал.1986, Т.7, N4.
6. Bas S., Tabancali E. Correlations between teachers' personality, psychological safety perception and teacher Voice // Eurasian journal of reseach. 2020. Vol. 85. P. 185-204. DOI: 10.14689/ejer.2020.85.9.
7. Jiang J., Vauras M., Volet S., Salo A. Teacher Beliefs and Emotion Expression in Light of Support for Student Psychological Needs: A Qualitative Study // Education Sciences. 2019. Vol. 9(2). Article number 68. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci9020068.
8. Pengpid S., Peltzer K. Associations of number of victimizations with mental health indicators and health-risk behaviours among a nationally representative sample of in-school adolescents in Curaçao // Child Abuse & Neglect. - 2021. - Vol. 111. - article number 104831. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2020.104831.
https:// mir-nauki. com
9.
10. 11. 12.
13.
14.
15.
Митина Л.М., Барцевич В.Н. Психологическая безопасность учащихся в системе взаимодействия "учитель-ученик" // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. №2. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18279768 (дата обращения: 02.02.2021).
Зверева М.А. Критерии безопасности образовательной среды // Инновационная наука. 2017. №4-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-bezopasnosti-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 02.02.2021).
Крайнова Ю.Н. Роль педагога в обеспечении психологической безопасности образовательной среды // Воспитание школьников. 2019. № 8. С. 63-69. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41807949 (дата обращения: 08.02.2021).
Рерке В.И., Бубнова И.С. Психологическая безопасность образовательной среды школы: изучение и прогноз // КПЖ. 2016. №3 (116). - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25844225 (дата обращения: 09.02.2021).
Корытова Г.С., Закотнова Е.Ю. Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды: факторы риска, угрозы и условия // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. №9 (162). - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24309344 (дата обращения: 09.02.2021).
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Изд-во политической литературы, 1982. 256 с.
Качимская А.Ю., Смык Ю.В. Субъективное восприятие школьниками психологической защищенности в пространстве межличностных отношений с педагогом // Science for Education Today. 2020. №1. С. 97-111. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42525588 (дата обращения: 10.02.2021).
Kachimskaya Anna Yuryevna
Irkutsk state university, Irkutsk, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1227-5063 PHH^ https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=340400
Smyk Iuliia Victorovna
Irkutsk state university, Irkutsk, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6567-5151 PHH^ https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=439044
The content of the potential of psychological safety of teachers in the context of distance learning
Abstract. The article presents a study of the potential of the psychological safety of a teacher, which acquires special significance and other content in the context of the transition of educational organizations to distance learning. In the distance relationships in the «teacher - student» dyad, on the part of the teacher, fundamentally new competencies that require study were in demand.
The purpose of this study was to study the content of the potential of psychological safety of teachers in the context of distance learning through its subjective assessment by students. The methodological basis of the research was built by the authors on the ideas about the personality of A.V. Petrovsky, understood by him through the «space of interindividual connections». This allowed the authors to consider three blocks in the structure of the teacher's psychological safety potential: I-personality, I-professional, I-communicator.
The results of the study allow the authors to assert that the process of organizing a safe distance educational space on the part of the teacher is based on the I-professional resource. It is this block of the teacher's psychological safety potential that turned out to be in maximum demand in the indirect conditions of interaction between a teacher and a student in a distance lesson format. At the same time, the communicative characteristics of the teacher (block «I-communicator») were subjectively assessed by schoolchildren in the distance, significantly lower than in the conditions of classroom teaching. And in the conditions of offline learning, the communicative block was considered the most resourceful in ensuring psychological safety on the part of the teacher. The role of the teacher's personality (his personal characteristics) in the conditions of distance learning interaction is also somewhat leveled.
Thus, the results of the study showed that the safety of educational distance space cannot be built through the personal and communicative resources of a teacher, but requires serious professional pedagogical skills and, probably, special training of teachers.
Keywords: the potential of a teacher's psychological safety; the safety of the educational environment; distance learning; I am a person; I am a professional; I am a communicator; psychological safety of a person