УДК 377 + 371
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННОЕ УБЕЖДЕНИЕ СТУДЕНТА ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»
THE CONTENT OF THE CONCEPT "MORAL BELIEFS OF A STUDENT OF COLLEGE OF COMMERCE AND ECONOMY"
© О С. Ильичева Самарский торгово-экономический колледж; Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© O.S. Ilyichova Samara College of Commerce and Economy; Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье выявляются различия между нравственными и гуманистическими убеждениями; раскрывается содержание понятия «нравственное убеждение студента торгово-экономического колледжа».
The article reveals the differences between moral and humanistic beliefs; the content of the concept of "moral beliefs of a student of college of commerce and economy" is interpreted.
Ключевые слова: студент; нравственность; гуманизм; убеждение.
Keywords: student; morals; humanism; belief.
Проблема нравственного воспитания учащейся молодежи - важная социально-педагогическая проблема, решение которой способствует согласию и единению людей, «различающихся по своим взглядам, но не различающихся по человеческому достоинству» [11, с. 43], консолидации общества. Среди многих путей решения данной проблемы мы выделяем такой путь, как формирование нравственных убеждений студентов торгово-экономического колледжа.
Исследование проблемы формирования нравственных убеждений студентов колледжа предполагает раскрытие содержания понятия «нравственное убеждение студента торгово-экономического колледжа», чему должно предшествовать, на наш взгляд, выявление различий между нравственными и гуманистическими убеждениями.
Мы раскрываем такие различия, исходя из различия терминов «нравственный» и «гуманистический».
Осмыслим термин «нравственный», который является производным от слова «нравственность», и термин «гуманистический», являющийся производным от слова «гуманизм». При этом мы не осуществляем в полном объеме категориального анализа понятий «нравственность» и «гуманизм».
Заявив, что термин «нравственный» является производным от слова «нравственность», а термин «гуманистический» производным от слова «гуманизм», мы тем самым вошли в область этической науки, объектом которой является мораль (или нравственность). Написав «или», мы имеем в виду, что существует две точки зрения ученых относительно того, являются ли мораль и нравственность идентичными понятиями или это различные понятия.
Согласно одной точке зрения, мораль и нравственность являются синонимами (А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян [6], О.Г. Дробницкий [7], А.И. Титаренко [26]). Согласно другой точке зрения, мораль и нравственность являются различными феноменами (А.С. Арсеньев [1, с. 253-254], В.П. Бездухов [4], Н.Н. Лебедева [16 , с. 3335], О.К. Позднякова [20], А.В. Бездухов и Р.Н. Гуртовская [3], С.В. Пупков [21]).
Мы придерживаемся точки зрения ученых, которые различают мораль и нравственность.
Различение понятий «нравственность» и «гуманизм» и производных от них слов «нравственный» и «гуманистический» должно привести к тому, что нравственные
убеждения и гуманистические убеждения являются различными понятиями.
Это действительно так. Более того, мы утверждаем, что понятие «нравственное убеждение» шире по своему содержанию понятия «гуманистическое убеждение». Данное утверждение основывается на том, что, во-первых, нравственность человека есть мир его ценностей, а мир морали есть мир ее ценностей, одной из которых является ценность гуманизма. Во-вторых, понятия морали, в том числе и понятие «гуманизм», обладают значением ценностей. Существенной характеристикой моральных понятий добра и зла, долга, совести, достоинства и т.д., как подчеркивают Л.М. Архангельский и Т. Джафарли, является то, что они обладают значением важнейших ценностей [2, с. 155]. В-третьих, категории этики, объектом которой является мораль, также обладают значением ценностей. Этические категории, как подчеркивают Л.М. Архангельский и Т. Джафарли, правомерно рассматривать в общем ряду моральных ценностей, поскольку их ценностные характеристики не противоречат их статусу узловых научных понятий [2, с. 157]. В-четвертых, если рассматривать гуманизм в ряду нравственных ценностей, то он как ценность по определению входит в структуру нравственных ценностей. Более того, как подчеркивает О.К. Позднякова, термин «ценностный» сопряжен с пространством ценностей, а термин «нравственный» сопряжен с пространством нравственности. Последнее пространство по своему содержанию значительно богаче, чем первое [20, с. 30]. В-пятых, в пространстве морали, которое есть отношения между людьми [6, с. 20], находятся и ценности морали. В-шестых, ценности, согласно М.С. Кагану, являются одним из «полюсов» ценностного отношения [10, с. 50], которое, в свою очередь, есть аспект нравственного отношения. В-седьмых, понятие «нравственная ценность» шире по своему содержанию понятия «гуманистическая ценность».
Из приведенных выше суждений о соотношении нравственности и гуманизма как ценности, как понятия морали и как категории этики видно, что нравственность по своему содержанию шире гуманизма. Это означает, что и нрав-
ственные убеждения по своему содержанию шире гуманистических убеждений. Следует также подчеркнуть, что термины «нравственный» и «гуманистический» как бы предполагают друг друга. Мы полагаем, что гуманистические убеждения конкретизируют нравственные убеждения в части, относящейся к их направленности на другого человека, который «существует как цель сама по себе» [12, с. 89].
Итак, мы обосновали, что нравственные убеждения шире по своему содержанию гуманистических убеждений.
В то же время различение нравственности и гуманизма не дает целостного представления о различиях между нравственными и гуманистическими убеждениями.
При различении нравственных и гуманистических убеждений мы используем теоретический прием, суть которого заключается в различении нравственных и гуманистических ценностей.
Нравственные ценности, как подчеркивает В.П. Бездухов, автоматически не становятся гуманистическими ценностями. В этой связи важно различать ценности «для себя» и ценности «для другого». Последние и приобретают статус гуманистических, а слово «гуманистический» означает «направленный на человека» как ценность, как цель педагогической деятельности, то есть ценности ради другого, реализованные в деятельности и общении в рамках гуманистического подхода к личности [4, с. 10].
Экстраполируя идеи ученого на наше исследование, скажем, что нравственные убеждения также автоматически не становятся гуманистическими убеждениями. Нравственные убеждения, как и нравственные ценности, должны пробрести статус гуманистических убеждений.
Выявив различия между нравственными и гуманистическими убеждениями, раскроем содержание понятия «нравственное убеждение студента торгово-экономического колледжа». В этой связи необходимо определиться с понятием «убеждение». Анализ философских словарей, словарей русского языка, различных психологических словарей и педагогической энциклопедии указывает на наличие различ-
ных точек зрения относительно определения этого понятия.
1. Убеждение - вера в то, что выдвигаемая идея или система идей должна быть принята в силу имеющихся оснований [29].
2. Убеждение - процесс, посредством которого взгляды и поведение человека без принуждения подвергаются словесному воздействию других людей [30].
3. Убеждение - понятие, имеющее три основных значения: 1) мировоззренческий принцип индивида - политический, этический, религиозный, философский, в правильность которого он верит и на основе которого действует; 2) коммуникативный процесс, в ходе которого убеждающий (пропонент, держатель тезиса) передает оппоненту социальную информацию и стремится породить у него веру в ее правильность; 3) в аналитической эпистемологии и социологии научного знания нередко используется термин «У» (belief) в определении термина «знание» (knowledge) («знание есть оправданное убеждение») или им вообще заменяется термин «знание», чтобы снять вопрос о его оценке на истинность [31].
4. Убеждение - твердый взгляд на что-нибудь, сложившийся на основе каких-нибудь идей [27].
5. Убеждение - способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис [14].
6. Убеждение - это: 1) осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать согласно своим ориентациям ценностным; 2) используемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению [25].
7. Убеждение - прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения [19].
8. Убеждения - это осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями [23].
9. Убеждение (моральное) - это рациональная основа деятельности личности, позволяющая ей совершать тот или иной поступок сознательно; оно указыва-
ет на глубоко укоренившиеся в сознании человека моральные представления (нормы, принципы, идеалы) [24].
Анализ представленных выше определений данного понятия показывает, что убеждение понимается, как вера, процесс, мировоззренческий принцип, знание, взгляд, осознанная потребность личности, мнение, рациональная основа деятельности личности.
Близкую к представленным выше определениям понятия «убеждение» точку зрения мы находим у Н.А. Менчинской, Э.И. Моносзона, В.М. Коротова и др. Так, Н.А. Менчинская отмечает, что убеждения как часть мировоззрения основаны на твердой уверенности в истинности сформированных взглядов и на полной готовности реализовать их в практике своей деятельности, в поведении [17, с. 305]. Э.И. Моносзон пишет, что убеждения -это более высокая ступень осознанности (чем у взглядов. - О.И.) окружающего мира, уверенность человека в правильности своих взглядов и идеалов, требующая постоянной готовности вести бескомпромиссную борьбу за их осуществление [18, с. 114]. В.М. Коротов подчеркивает, что убеждение есть устойчивый и непременно развивающийся взгляд личности на происходящее в окружающем мире, непрерывный процесс работы сознания, нарастающий итог осмысления жизненного опыта [13, с. 57].
Особое значение для нас имеют определения понятия «нравственное убеждение». Так, Т.С. Лапина отмечает, что нравственное убеждение как сплав нравственных представлений, взглядов и выношенных индивидом его глубоко личных отношений к моральным установлениям и к общественной нравственной практике синтезирует рациональное и эмоциональное; оно лежит в основе экспектаций человека по отношению к нравственности других людей [15, с. 120-121].
В.П. Бездухов и В.И. Гусаров подчеркивают, что нравственные убеждения выводят человека на определенную жизненную, социально-нравственную позицию, придают мировоззренческую, социальную и ценностную направленность. Нравственные убеждения предписывают человеку, каким быть [5, с. 16].
Опора на представленные выше точки зрения относительно определения учеными понятий «убеждение», «нравственное убеждение» позволяет нам раскрыть содержание понятия «нравственное убеждение студента торгово-экономического колледжа».
При раскрытии содержания данного понятия мы, сознательно абстрагируясь от собственно торгово-экономической деятельности, ее содержания, функций и т.д., учитываем, что «экономический капитал вырастает на базе социального, а не наоборот... Социальный капитал возвращает нас к А. Смиту не только с точки богатства народов, но и их нравов. Он выступает индикатором действительных изменений в обществе» [28, с. 634].
При раскрытии содержания данного понятия мы исходим из сущности благо-ориентированного и пользо-ориентиро-
ванного аспектов торгово-экономической деятельности [9].
С нашей точки зрения, нравственное убеждение студента торгово-экономического колледжа есть осознанная потребность, побуждающая студента как будущего субъекта торгово-экономической деятельности действовать в соответствии с освящающими выбор действий и поступков ценностями; уверенность в истинности своих взглядов относительно отношений равенства и воздающей справедливости в ситуации торгово-экономической деятельности; устойчивый и развивающийся взгляд на избранный нравственный ориентир - благо и польза для себя и для других; отношение к моральным установлениям торгово-экономической деятельности (благо, польза, равенство, воздающая справедливость) и к нравственности субъектов такой деятельности.
Литература
1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Академия, 2001.
2. Архангельский Л.М., Джафарли Т. Этические категории // Предмет и система этики. М. : Институт философии АН СССР ; София : Институт философии БАН, 1973. С. 152-178.
3. Бездухов А.В., Гуртовская Р.Н. Сущность и природа моральных ориентиров педагогической деятельности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 6. С.30-38.
4. Бездухов В.П. Культура и образование // Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю.Н. Кулюткин, В.П. Бездухов. Самара : СГПУ, 2002. С. 66-173.
5. Бездухов В.П., Гусаров В.И. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя. Самара : СГПУ, 2000.
6. Гусейнов А.А., АпресянР.Г. Этика : учеб. М. : Гардарики, 1998.
7. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М. : Наука, 1977.
8. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. Т. 3. Р - Я. М. : АСТ : Астрель : Харвест, 2006.
9. Ильичева О.С. Благо-ориентированный и пользо-ориентированный аспекты торгово-экономической деятельности как предмет педагогической рефлексии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара : СНЦ РАН, 2012. Т. 14, № 2(5). C. 11451149.
10. КаганМ.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997.
11. Калина И.И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования. М. : Дрофа, 2011.
12. Кант И. Критика практического разума. СПб. : Наука, 1995.
13. Коротов В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений. Самара : Самарский университет, 1994.
14. Краткий психологический словарь / авт.-сост.: С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. Ростов н/Д : Феникс, 2010.
15. Лапина Т.С. Проблема индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. М. : Наука, 1974. С. 106-143.
16. Лебедева Н.Н. Гармонизация педагогической системы ценностного самоопределения старших школьников. М. : Наука : Флинта, 2005.
17. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка : избр. тр. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998.
18. Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М. : Педагогика, 1978.
19. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М. : Оникс : Мир и образование : Астрель, 2011.
20. Позднякова О.К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя. М. : МПСИ, 2006.
21. Пупков С.В. Теоретические основы формирования нравственно-ценностной позиции студента - будущего социолога. М. : МПСИ, 2009.
23. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. II. М - Я / гл. ред. В.В. Давыдов. М. : Большая российская энциклопедия, 1999.
24. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М. : Политиздат, 1981.
25. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск : Харвест, 1998.
26. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания (Опыт философско-этического исследования). М. : Мысль, 1974.
27. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М. : Астрель : АСТ : Хранитель, 2007.
28. Федотова В.Г. Философско-методологические проблемы экономической науки // Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М. : Гардарики, 2006. С. 626-635.
29. Философия : энциклопед. слов. / под ред. А.А. Ивина. М. : Гардарики, 2004.
30. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М. : Инфра-М, 2007.
31. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / гл. ред. И.Т. Касавин. М. : Канон + : РООИ «Реабилитация», 2009.
Сведения об авторе
Ильичева Оксана Сергеевна, заместитель директора по учебно-производственной работе Самарского торгово-экономического колледжа, аспирант кафедры педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.
Телефон: 333-27-27.