Научная статья на тему 'Содержание понятия "нормативно-правовая компетентность учителя"'

Содержание понятия "нормативно-правовая компетентность учителя" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2001
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ДОКУМЕНТЫ УЧИТЕЛЯ / REGULATORY AND LEGAL COMPETENCE / STRUCTURAL COMPONENTS / TEACHER'S DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ничагина Анна Владимировна

В статье раскрыто понятие «нормативно-правовая компетентность учителя» с педагогиче-ской точки зрения, выделены основные теоретико-методологические подходы к проблеме опре-деления нормативно-правовой компетентности, включающей в себя взаимосвязанные компо-ненты: мотивационный, содержательный, деятельностный и личностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS OF THE CONCEPT " TEACHER’S REGULATORY AND LEGAL COMPETENCE

He article reveals the concept «teacher’s regulatory and legal competence» from the pedagogical point of view. The main theoretical and methodological approaches to the problem of determining the regulatory and legal competence are identified. It is considered the competence includes the following interrelated components: motivational, contents, activity and persona

Текст научной работы на тему «Содержание понятия "нормативно-правовая компетентность учителя"»

А.В. Ничагина

(Санкт-Петербург)

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ»

CONTENTS OF THE CONCEPT « TEACHER'S REGULATORY AND

LEGAL COMPETENCE»

В статье раскрыто понятие «нормативно-правовая компетентность учителя» с педагогической точки зрения, выделены основные теоретико-методологические подходы к проблеме определения нормативно-правовой компетентности, включающей в себя взаимосвязанные компоненты: мотивационный, содержательный, деятельностный и личностный. Ключевые слова: нормативно-правовая компетентность, структурные компоненты, документы учителя.

The article reveals the concept «teacher's regulatory and legal competence» from the pedagogical point of view. The main theoretical and methodological approaches to the problem of determining the regulatory and legal competence are identified. It is considered the competence includes the following interrelated components: motivational, contents,, activity and personal. Keywords: regulatory and legal competence, structural components, teacher's documents.

Вопросы управления в сфере образования приобрели в педагогической теории и практике особое значение. В первую очередь это связано с переходом каждой школы на новые образовательные стандарты. При этом современный учитель должен иметь представления об основах нормативно-правовой деятельности и уметь ориентироваться в различных документах.

Актуальность этого положения подтверждается современными требованиями в области образования:

- на основании пункта 6, 7 статьи 47 ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» каждый педагогический работник должен быть готов к осуществлению не только воспитательной, учебной, методической, организаторской, диагностической, но и управленческой деятельности [10];

- пунктом 3.1. Приказа Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» уста-

новлено, что каждый педагог обязан: знать стандарты общего образования, нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы; уметь строить свою профессиональную деятельность в соответствии с нормативными актами; понимать документацию других специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) [8].

- в соответствии с пунктом 3.1. Приказа Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» педагог, осуществляющий профессиональную деятельность, должен опираться на стандарты; знать нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; учитывать основы законодательства о правах ребенка и законы в сфере образования [7].

Уточним сущность и содержание понятия «нормативно-правовая компетентность» в современных условиях с педагоги-

ческой точки зрения с целью дальнейшей актуализации учебного материала при подготовке бакалавров.

При изучении данного феномена исходим из того, что нормативно-правовая компетентность учителя является составной частью управленческой компетентности по управлению ресурсами, людьми (обучающимися), информацией, деятельностью или управлению качеством [1, 3, 6].

Анализ научных источников показал, что близкими в понятийном отношении к термину «нормативно-правовая компетентность» являются понятия «правовая культура» и «нормативно-правовая (документаци-онная) деятельность». Однако между ними существуют различия.

Понятие «культура субъекта» представляет сочетание общей и специфической культуры человека, или понимается как воспроизведение имеющегося опыта, или как мера или способ жизнедеятельности субъекта, или как способ творческой самореализации личности и др. [2].

Правовая культура в общем виде понимается как компонент профессионально-управленческой культуры и определяется как свободное владение системой правовых знаний, умений и навыков, позволяющих понимать действующие законы, юридические нормы, умело разбираться в них и применять в профессиональной деятельности [11].

В системе понятийно-терминологического аппарата правовой культуры субъекта базовым понятием является термин «компетентность».

При рассмотрении понятия «компетентность» будем придерживаться понимания того, что компетентность включает в себя способность и готовность личности к деятельности. От способностей будет зависеть скорость, качество и уровень сформирован-ности компетентности, а от готовности - овладение системой теоретических знаний и соответствующих умений и навыков.

Под нормативно-правовой деятельностью учителя понимается процесс использования в педагогической деятельности официальных документов, обеспечиваю-

щих обучение и воспитание учащихся в современных условиях [9].

Структура компетентности субъекта достаточно проработана в науке. В психолого-педагогических исследованиях данная проблема изучается на основе областей деятельности субъекта (Н.В. Кузьмина), процессуальных и результативных показателей (А.К. Маркова), структурных компонентов деятельности (В.А. Сластенин), различных аспектов профессиональной подготовки (В.В. Сериков), характеристики педагогической деятельности в целом (Н.Н. Лобанова) и др. [5].

Анализ различных точек зрения ученых указывает на наличие основных компонентов:

1) мотивационный - позитивное отношение к деятельности, потребность в самообразовании и самосовершенствовании;

2) содержательный (базовый) - владение теоретическими знаниями, обеспечивающее осознанность деятельности;

3) деятельностный (практический) - реализация знаний на практике;

4) личностный - профессионально-личностные качества личности, потребность в саморазвитии.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что нормативно-правовая компетентность учителя - это способность и готовность его к нормативно-правовой (до-кументационной) деятельности, выраженная в личностно осознанном позитивном отношении, в наличии глубоких, прочных знаний и умений, направленных на решение профессиональных задач.

С учетом изложенного выше рассмотрим нормативно-правовую компетентность учителя в единстве структурных компонентов.

Мотивационный компонент характеризуется двумя критериями:

1. Позитивное отношение к нормативно-правовой деятельности, то есть учитель с интересом изучает разнообразные нормативные акты, ищет новые формы и методы работы с ними, стремится найти в современных документах ответ на интересующий его вопрос.

2. Потребность в самообразовании и самосовершенствовании, то есть ощущение необходимости в овладении новыми знаниями, новой информацией, в итоге чего учитель испытывает удовлетворенность от своих достижений.

Содержательный компонент образует совокупность профессионально значимых знаний, необходимых для организации и проведения документационной деятельности, то есть знания:

- нормативно-правовой базы педагогического работника и образовательной организации в целом;

современных тенденций обновления образования в России;

своих прав и обязанностей; технологии проведения педагогической деятельности на основе законодательства об образовании и др.

Деятельностный компонент основан на комплексе профессионально значимых умений, необходимых для документационной деятельности, то есть умения:

- собирать, изучать, анализировать документы, необходимые в работе учителя (нормативно-правовые акты, программные документы и др.);

- находить нужную информацию в тексте документа;

- составлять и оформлять документы в соответствии с требованиями;

- решать педагогическую задачу, ссылаясь на статью (пункт) нормативно-правового акта;

- осуществлять обработку документов и контроль за их исполнением и др.

Личностный компонент основан на умении адекватно оценивать сильные и слабые стороны своей личности и характеризуется следующими показателями:

- осознание учителем норм, правил, модели своей деятельности,

- самооценивание отдельных сторон своего труда,

- положительное оценивание самого себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, создание позитивной «Я-концепции»,

- оценивание себя со стороны всех участников образовательных отношений (учеников и их родителей, коллег и руководства).

С целью оценки мотивационного компонента нормативно-правовой компетентности мы применяли опросник по изучению профессиональной направленности личности учителя (Г.М. Коджаспирова). Возможность его использования в нашем исследовании была связана с тем, что направленность учителя проявляется в потребностях, интересах, убеждениях, значимых мотивах деятельности (А.К. Маркова). Среди представленных в опроснике критериев нас в большей степени заинтересовал критерий «направленность на предмет», то есть в нашем случае на предмет изучения, организации и проведения документационной деятельности, что определено нами как критерий мотивационного компонента -положительная мотивация к проведению нормативно-правовой деятельности.

Оценивая уровень развития содержательного и операционного компонентов, мы проанализировали отчеты по педагогической (учебной) практике. В ходе прохождения практики первокурсникам предлагались задания с целью анализа отдельных аспектов нормативной деятельности, например:

Задание № 1. Ознакомьтесь с общеобразовательной организацией через работу с сайтом школы в сети Интернет (тип и вид организации, проблемы и перспективы, психолого-гигиеническая оценка условий обучения и воспитания, особенности управления).

Задание № 2. Изучите и проанализируйте документацию педагога (через беседу с учителем): нормативно-правовые акты; учетно-отчетные документы; учебно-методические документы; организационные документы.

Задание № 3. Ознакомьтесь с особенностями организации службы по охране здоровья детей, проанализируйте структуру медицинских карт учащихся (через беседу с учителем/медицинским работником).

Задание № 4. Изучите специфику организации учебно-воспитательной (УВ) рабо-

ты учителя начальных классов: наблюдение уроков и внеклассных мероприятий; работа с родителями.

Задание № 5. Изучите специфику организации УВ работы учителя, которая взаимосвязана с другими этапами общего образования.

Анализ отчетов позволил оценить знания первокурсников о современных тенденциях обновления НОО и определить у них готовность работать с нормативно-правовой базой школы и документами педагогического работника.

Для изучения личностного компонента было проведено анкетирование и ранжирование. Основной целью являлось определение уровня самосознания обучающихся: осознание своей готовности к документа-ционной деятельности; понимание соответствия своих качеств требованиям нормативно-правовой деятельности.

В анкете был представлен обширный перечень личностных и профессиональных качеств педагога начального образования. Студентам предлагалось выбрать и оценить те качества учителя, которые, по их мнению, у них развиты для осуществления докумен-тационной деятельности. Шкала оценивания позволила установить, какие качества личности учителя в большей степени развиты, а какие в меньшей. При помощи методики ранжирования мы выявили комплекс развитых личностных и профессиональных качеств, а также составили «идеальный» портрет учителя.

Описание диагностических методик и основные результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

- Актуальные проблемы реализации ФГОС НОО учителем (СПб., 2017);

- Организация делопроизводства в начальной школе (София, 2017);

- Владение понятийным аппаратом ФГОС как современная проблема педагогики (Ульяновск, 2017);

- Современные тенденции обновления стандарта второго поколения в начальной школе (СПб., 2017) и др.

На основании выделенных структурных компонентов нами осуществляется теоретическая и практическая подготовка будущих учителей начальных классов к нормативно-правовой (документационной) деятельности.

В ходе изучения курсов: «Нормативно-правовые основы деятельности педагога» (2 семестр); «Основы документационно-го обеспечения управления деятельностью педагога» (8 семестр) студенты овладевают компетенциями:

• общекультурными (ОК): способен использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);

• общепрофессиональными (ОПК): готов к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4).

В качестве примера представим модель документационного обеспечения педагогического работника (таблица 1), на основе

Виды документов Характеристика

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Международный уровень (международные акты) Документы связаны с защитой прав детей

Федеральный уровень (нормативно-правовые акты РФ) Законодательная основа функционирования системы образования, которую составляют федеральные нормативные правовые акты

Региональный уровень (акты региона или области) Значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ, в котором он проживает и работает

Таблица 1

Документационное обеспечение педагогического работника

Муниципальный уровень (нормативно-правовые акты города) Документы муниципальных образований (приказы, распоряжения и решения коллегии ведомственного органа управления)

Локальный уровень (акты образовательной организации) Документы внутренней работы организации. Уровень позволяет расписать нюансы управления конкретной организации

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПЕДАГОГА

Нормативно-правовые документы 1. Входящие: законы, постановления, положения и др. 2. Исходящие: справки, письма и др. 3. Локальные акты.

Учетно-отчетные документы 1. Планы: календарные (рабочие), перспективные. 2. Журналы учета видов работ. 3. Аналитические отчеты.

Учебно-методические документы 1. Методические разработки и рекомендации. 2. Программы. 3. Портфолио, исследования, презентации и др.

Организационные документы Расписание, графики, циклограммы, планы

Таблица 2

Основные нормативно-правовые акты педагога

Виды документов

наименование вида документа, заголовок к тексту дата утверждения, рег. № Введение документа в действие Особенности понятийного аппарата

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012 г. № 273-ФЗ С 1 сентября 2013 г. Понятийный аппарат состоит из 34 основных понятий (ст. 2)

Письмо Департамента МО РФ «Об обсуждении проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» 13.03.2009 г. № 03-451 4 февраля 2010 г Понятийный аппарат делится по пяти направлениям: - переход на ФГОС; - одаренные дети, - потенциал учителя; - инфраструктура школ; - здоровье школьников.

Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» 06.10.2009 г. № 373 С 1 января 2010 г. Делится по трем группам требований: - к результатам; - к структуре; - к условиям ООП

Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» 17.10.2013 г. № 1155. С 1 января 2014 г. В пункте 1.6 уточняется о преемственности ООП дошкольного и начального образования

Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении ФГОС основного общего образования» 17.12.2010 г. № 1897 С 1 сентября 2015 г. В статье 4 поясняется о преемственности ООП начального и основного общего образования

Письмо Минобрнауки РФ «О введении ФГОС ОВЗ» 11.03.2016 г. № ВК-452/07 С 1 сентября 2016 г. В преамбуле документа выделено 11 основных понятий

которой осуществляется нормативно-правовая (документационная) деятельность учителя.

В процессе работы с будущими учителями начальных классов, особое внимание уделили современной терминологии в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Для этого мы посчитали необходимым:

1. Уточнить нормативно-правовые документы, которые повлияли на понятийную систему начального общего образования (таблица 2).

2. Выполнить обзор современных понятий в соответствии с действующими нормативными актами [4].

Таким образом, проведенное теоретическое исследование обозначенной проблемы позволило:

- рассмотреть понятие «компетентность субъекта» как интегрированную профессионально-личностную характеристику, которая определяется способностью и готовностью личности к деятельности;

- обосновать сущность и содержание нормативно-правовой компетентности учителя, что понимается как способность и готовность его к нормативно-правовой (доку-ментационной) деятельности, выраженная в личностно осознанном позитивном отношении, в наличии глубоких, прочных знаний и умений, направленных на решение профессиональных задач;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- рассмотреть единство структурных компонентов нормативно-правовой компетентности учителя (мотивационного, содержательного, деятельностного и личностного).

Литература

1. Исламов А. Э. Управленческая компетентность будущего учителя // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 36. -С. 249-253. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21357999 (дата обращения: 28.03.18).

2. ЛушниковИ. Д. В поисках педагогических истин. - Вологда: ВИРО, 2006.- 204 с.

3. Никитовская Г. В. Управленческая компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя // Фундаментальные и прикладные науки сегодня: материалы XIII международной науч.-практич. конф. - 2017. -С. 53-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32440179 (дата обращения: 28.03.18).

4. Ничагина А. В. Обзор нормативной терминологии учителя начальных классов // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: материалы IV международной науч.-практич. конф. 30 ноября 2017 года, г. Новосибирск, № 4 (3). - Новосибирск: Си-бАК, 2017. - С. 53-58.

5. Ничагина А. В. Реализация принципа преемственности в развитии диагностической компетентности субъекта непрерывного образования: моногр. - СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-на, 2014. - 198 с.

6. Нуриахметова Н. F. Нормативно-правовая компетентность учителя как основа его организационно-управленческой деятельности // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/04/457

7. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/22428 (дата обращения: 28.03.18).

8. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standardsZ6 (дата обращения: 28.03.18).

9. Советова Е. В. Школа нового поколения. Административная работа. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 318 с.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Просвещение, 2015. - 160 с.

11. Фирсов Г. А. Формирование правовой культуры в учреждениях профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: ЦТНО ИТиИП РАО, 2006. - 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.