Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЁНКА К УСТРОЙСТВУ В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ'

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЁНКА К УСТРОЙСТВУ В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
314
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ДОМ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ЖИЗНИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черникова Нина Александровна, Шубина Анна Сергеевна

Статья посвящена проблеме подготовки воспитанников интернатных учреждений к жизни в приемной семье. Рассмотрены содержательные и организационные аспекты программы подготовки. Приведены критерии оценки эффективности реализации программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черникова Нина Александровна, Шубина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF THE CHILD'S TRAINING TO BE PLACED IN A SUBSTITUTE FAMILY

The article is devoted to the problem of preparing boarding school children for life in a foster family. The content and organizational aspects of the training program are considered. Criteria for evaluating the effectiveness of the program are given.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЁНКА К УСТРОЙСТВУ В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ»

11. Коновалова, О.Ю. Языковая игра в современной русской разговорной речи: монография [Текст] / О.Ю. Коновалова. -Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. - 196 с.

12. Матвеева, Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика [Текст] / Т.В. Матвеева. - М.: Алгоритм. 2003. - 432 с.

13. Мороз, В.В. Развитие креативности студентов: монография [Текст] / В.В. Мороз. -Оренбург: ОГУ, 2011. - 183 с.

14. Нухов, С.Ж. Языковая игра в словообразовании (на материале лексики английского языка) [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.04 / С.Ж. Нухов; Московский государственный педагогический университет. -М., 1997. - 39 с.

15. Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры [Текст] / В.З. Санников. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 552 с.

16. Сковородников, А.П. Языковая игра [Текст] / А.П. Сковородников // Культура русской речи: Энцикл. словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М., 2003. - С. 796-803.

17. Шаховский, В. И. Лингвистическая теория эмоций: монография [Текст] / В.И. Шаховский. -М.: Гнозис, 2008. - 414 с.

18. Данилевская Н. В. Языковая игра // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта; Наука, 2006. С. 657-658.

19. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2011. 390 с.

20. Мороз В. В. Развитие креативности студентов: монография. Оренбург: ОГУ, 2011. 183 с.

21. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Языки славянской культуры, 2002. 552 с.

22. Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций: монография. М.: Гнозис, 2008. 414 с.

23. Ханпира Э.И. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. - М.: Наука, 1972. - 245-317 с.

Научный руководитель: В.В. КАРНЮШИНА, к.филол.н., доцент кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации БУ «Сургутский государственный педагогический университет»

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЁНКА К УСТРОЙСТВУ В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ

Черникова Нина Александровна

кандидат пед. наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград Шубина Анна Сергеевна кандидат психол. наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград

CONTENT OF THE CHILD'S TRAINING TO BE PLACED IN A SUBSTITUTE FAMILY

Chernikova Nina

candidate of pedagogical sciences, associate professor Volgograd state social and pedagogical University

Volgograd Shubina Anna

candidate of psychological sciences, associate professor Volgograd state social and pedagogical University

Volgograd

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.1.59.288

Аннотация

Статья посвящена проблеме подготовки воспитанников интернатных учреждений к жизни в приемной семье. Рассмотрены содержательные и организационные аспекты программы подготовки. Приведены критерии оценки эффективности реализации программы. Abstract

The article is devoted to the problem of preparing boarding school children for life in a foster family. The content and organizational aspects of the training program are considered. Criteria for evaluating the effectiveness of the program are given.

Ключевые слова: детский дом, приемная семья, подготовка ребенка к жизни в приемной семье. Keywords: children's home, foster family, preparing a child for life in a foster family.

Эффективные механизмы

деинституционализации привели к существенному сокращению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных интернатных учреждениях. Оставшиеся детские дома реорганизованы в учреждения нового типа, призванные создать для детей условия максимально приближенные к семейным. Однако в государственных учреждениях по данным за 2019 год остается 43,7 тыс. детей, нуждающихся в семейном жизнеустройстве [4].

Воспитание детей в интернатных учреждениях способно обеспечить физическую безопасность детей и необходимые для жизни бытовые условия, но при этом в детских домах не создаются условия для эффективной социализации воспитанников. На сегодняшний день традиционные детские дома в нашей стране реорганизуются в учреждения нового типа, задача которых - создать условия максимально приближенные к семейным и подготовить ребенка к жизни в семье. Несмотря на то, что в учреждениях нового типа декларируется иные по сравнению с детским домом условия жизни, исследования и проводимые экспертизы показывают, что имеет место сохранение ряда черт, присущих детским домам [2]. Так жизнь воспитанников по-прежнему остается внешне регламентированной, а выбор занятий носит зачастую формальный характер, бытовые, экономические и прочие жизненно важные навыки приобретаются фрагментарно, а главное - не формируются надежные и прочные привязанности, которые должны стать основой построения отношений с окружающими людьми в будущем.

В профессиональном стандарте «Специалист по работе с семьей» в описаниях ряда трудовых действий акцент делается на профилактику социального сиротства и оказание помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [1]. Исходя из этого одним из вариантов деятельности, в полной мере отражающим предписания профессионального стандарта, является необходимость подготовки ребенка и замещающей семьи к ситуации семейного жизнеустройства.

Адаптация ребенка в приемной семье осложняется целым рядом факторов, наиболее значимые из которых - это длительность институционального стажа ребенка (как долго он проживал в интернатном учреждении), опыт неблагополучия и насилия в кровной семье. Травматические переживания, вынесенные ребенком из родной семьи и детского дома, оказывают влияние на становление его отношений с приемными родителями. Чувства многих воспитанников интернатных учреждений при передаче их в приемную семью далеко не однозначно положительные: многие дети испытывают страх несоответствия ожиданиям новых родителей, боятся покидать учреждение со знакомым им распорядком и правилами жизни, переживают о том, что они предают родных

родителей, тревожатся о потере свободы и независимой жизни.

В то время как содержание подготовки принимающей семьи на сегодняшний день разработано в большей степени, формирование готовности ребенка к жизни в приемной семье реже находит отражение в научных и прикладных исследованиях. В связи с этим актуальной является разработка примерной программы подготовки ребенка к устройству в приемную семью.

Описанная далее программа была разработана и апробирована специалистами ГОУ Волгоградского ППМС-центра при участии специалистов ГОУ «Котовский детский дом», ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, ГОУ «Серафимовичский детский дом», при научно-методической поддержке ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический

университет». Содержательной основой программы является подход В.Н. Ослон о подготовке воспитанников детских домов к жизни в семье.

Рассмотрим основные содержательные приоритеты, заложенные в основу программы.

Содержание программы является

универсальным для подготовки ребенка к любой форме жизнеустройства: это объясняется сходными проблемами адаптации, которые имеют место у детей и родителей в разных типах замещающих семей. Программа может применяться для двух целевых групп воспитанников интернатных учреждений:

- непосредственно готовящимися к передаче в приемную семью;

- проживающими в интернатном учреждении, но не имеющими пока реальной перспективы семейного жизнеустройства, для формирования представлений о семейной жизни и готовности к созданию собственной семьи в отдаленной перспективе.

Целью реализации программы является психолого-педагогическая подготовка ребёнка к семейному жизнеустройству, профилактика вторичного сиротства.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

- выявить уровень готовности ребенка к семейному жизнеустройству, изучить содержание его представлений о семье;

- способствовать формированию у ребенка позитивного образа будущей семьи;

- сформировать представления ребенка о семейных правилах, традициях, границах во взаимодействии;

- способствовать освоению ребенком эффективных способов взаимодействия с приемными родителями и другими членами семьи;

- сформировать у ребенка навыки распознания и понимания эмоциональных

состоянии других людей, эмоциональной саморегуляции.

2) Длительность курса и частота занятий. Минимальная длительность реализации программы составляет 10 недель, за исключением случаев более ранней перспективы устройства ребенка в семью. Оптимальная частота занятий - 2 встречи в неделю: такой режим работы дает ребенку возможность интегрировать получаемый опыт в свою повседневную жизни и погрузиться в процесс занятий. Предложенные рекомендации являются обобщенными, на практике количество и режим проведения занятий определяются способностью ребенка формировать полноценную

Таблица 1

Преимущества и ограничения групповой и индивидуальной форм работы с детьми при подготовке

привязанность, осваивать новые представления и навыки, а также зависят от прошлого опыта жизни ребенка в семье, срока институционализации и текущего психологического самочувствия.

3) Форма работы (групповая или индивидуальная) может выбираться

специалистами, исходя из особенностей эмоционального состояния ребенка, его возможностей коммуникации. В таблице 1 описаны преимущества и ограничения групповой работы, ориентируясь на которые можно решать вопрос о целесообразности работы в группе для каждого ребенка.

Работа в группе Преимущества Ограничения

Возможность поделиться опытом и идеями, использовать ресурс коллектива Возможность реализовать активные методы работы (ролевые игры, работу со случаями и пр.) Возможность освоения коммуникативных умений (слушать другого, принимать его точку зрения и пр.) Риск эмоционального заражения, распространения непродуктивных идей и психологических состояний среди участников Риск оставления без внимания проблем конкретных участников Риск недостаточной проработки проблем отдельных участников из-за их стеснения перед группой, неготовности раскрыться

Индивидуальная работа Возможность более близкого знакомства с человеком за счет создания атмосферы доверия Возможность выбора удобного для человека темпа работы, методов и средств работы Риск быстрой потери интереса ребенка к индивидуальной работе Риск сложности работы для специалиста, который становится единственным источником взаимодействия и новых сведений для ребенка Сложно развить компенсаторные механизмы, так как занятия строятся в основном на учете особенностей ребенка

Оптимальным решением может стать сочетание групповой и индивидуальной работы с ребенком на разных этапах его подготовки к жизни в приемной семье. В некоторых случаях предпочтение отдается работе с парой детей, что позволяет совмещать преимущества

индивидуальной и групповой работы [5].

В рамках данной программы мы видим следующие возможности сочетания

индивидуальных и групповых форм работы при решении разных задач подготовки к жизни в приемной семье (рис. 1).

Рисунок 1. Выбор формы работы с детьми на разных этапах реализации программы

Состав группы: группа может включать максимально до 10 человек, при этом качественно

состав детей рекомендуется делить по возрастному принципу на три независимые группы: дошкольники, младшие школьники, подростки.

Реализация программы подразумевает прохождение ряда этапов подготовки ребёнка к устройству в приёмную семью.

Оценка готовности ребенка к устройству в приемную семью, изучение особенностей преставления ребенка о семье. Включает в себя составление социального паспорта, медицинское и психо лого-педагогическое обследование ребенка. Особенно важно на данном этапе выявить переживания, связанные с жизнью ребенка в кровной семье, представления о семейной жизни в целом, ожидания и опасения относительно жизни в приемной семье. Данный этап завершается психолого-педагогическим и медико-социальным консилиумом.

Формирование готовности ребенка к жизни в семье Теоретическим основанием, определяющим содержание подготовки ребенка к жизни в семье, является подход Й. Лангмейера и З. Матейчека к пониманию формирования и компенсации депривационных нарушений ребенка. Согласно данному подходу базовым уровнем нарушений является сенсорный, а затем над ним

надстраиваются когнитивный, эмоциональный и социальный уровни нарушений. Таким образом, содержание подготовки воспитанника

интернатного учреждения к жизни в семье можно представить в виде пирамиды, базовым уровнем которой является восстановление у ребенка способности к привязанности на сенсорном уровне, а вершиной - готовность к исполнению семейных ролей на социальном уровне [3].

Непосредственная подготовка к устройству в семью. Этот этап предполагает знакомство ребенка с потенциальными приемными родителями, организацию посещений ребенком будущей приемной семьи в формате гостевого режима, психологическое сопровождение ребенка (индивидуальные психологические консультации), знакомство ребенка с традициями, правилами, режимом жизни в семье, подготовку ребенка к уходу из интернатного учреждения.

На третьем этапе подготовки можно выделить два содержательных блока: мотивационный и организационный.

Структура программы подготовки

воспитанников интернатных учреждений к жизни в приемной семье (тематический план) представлена ниже в таблице 2.

Таблица 2

Раздел программы Блок программы Темы занятий / направление деятельности специалистов Кол-во часов Форма работы

Диагностика готовности ребенка к жизни в семье Первичная диагностика Медицинское обследование ребенка По необходимости индивидуальная, групповая

Психолого-педагогическое обследование ребенка

Консилиум

Контрольная диагностика Медицинское обследование ребенка индивидуальная, групповая

Психолого-педагогическое обследование ребенка

Консилиум

Подготовка ребенка к жизни в семье Сенсорный ОО.Проработка травматичного опыта жизни в семье (индивидуально) По необходимос ти групповая, индивидуальная (по необходимости)

О.Реконструкция жизненного пути (индивидуально)

1.Формирование чувства защищенности 2

2.Осознание личных границ 2

3. Формирование стрессоустойчивости, эмоционального совладания 2

Когнитивн ый 4.Формирование позитивных представлений о себе 2 групповая

5.Формирование представлений о семье 2

Эмоциона льный 6. Развитие социальной перцепции 2 групповая

7. Развитие способности к эмпатии 2

Соци альн ый 8. Формирование семейной идентичности 2 групповая

9. Формирование представлений о семейных ролях и функциях 2

10. Формирование социально-бытовых представлений 2

Непосредственная подготовка к помещению в семью Мотивационны й 1.Заочное знакомство ребенка с членами семьи 4 индивидуальная

2. Очное знакомство ребенка с членами семьи 2

З.Совместные занятия (встречи) ребенка с членами семьи: 6

Организационн ый Организация гостевого режима Организация обследования ребенка Подготовка рекомендаций родителям по результатам обследования по необходимости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность реализации программы

оценивается согласно следующим критериям:

- ребенок представляет объективные причины изъятия его из родной семьи;

- у ребенка сформирован позитивный образ семьи, модель будущей семьи и семейных отношений, сформирована мотивация жизни в семье;

- семейные роли занимают в структуре идентичности ребенка значимое место;

- у ребенка сформированы представления о нормах жизни в семье, традициях, правилах и обязанностях;

- у ребенка сформированы коммуникативные умения, позволяющие выстраивать взаимодействие с приемными родителями и другими членами семьи;

- у ребенка развиты навыки эмоциональной саморегуляции, совладания со стрессом.

Для детей, имеющих конкретные перспективы устройства в приемную семью и знакомых с принимающими родителями, выделены дополнительные критерии оценки

психологической готовности ребёнка к устройству в принимающую семью:

- ребенок представляет особенности организации его контактов со значимыми для него людьми из прошлого (кровные родственники, сверстники из интернатного учреждения и т.д.);

- ребенок положительно относится к факту устройства в конкретную семью.

Литература

1. Профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» ноября 2013 г. №683н) [Электронный ресурс] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/704585 42/

2. Качаева И. Итоги - 2016: Реформы детских домов, поддержка приемных семей, усыновление подростков и особых детей [Электронный ресурс] // Измени одну жизнь: [сайт]. [20016]. URL: https://changeonelife.ru/2016/12/29/itogi-2016-reformy-detskih-domov-podderzhka-priemny-h-semej-usy-novlenie-podrostkov-i-osoby-h-detej/ (дата обращения: 21.02.2019).

3. Ослон В.Н. Рекомендации к программе по подготовке воспитанников детского дома к жизни в семье / В.Н. Ослон // Детский дом. - 2006. - № 1. -С. 31 - 41.

4. Число детей-сирот в России сократилось на 46% за четыре года [Электронный ресурс] // https://iz.ru/943158/2019-11-14/chislo-detei-sirot-v-rossii-sokratilos-na-46-za-chetyre-goda (дата обращения 28.08.2020).

5. Шмидт В. Программа подготовки детей и подростков из закрытых учреждений к жизни в семье / В. Шмидт // Школьный психолог. - 2005. -№ 13. - С. 24 - 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.