Научная статья на тему 'Жизнь в замещающей семье: к проблеме психологической готовности воспитанников детского дома'

Жизнь в замещающей семье: к проблеме психологической готовности воспитанников детского дома Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕПРИВАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / CHILDREN-ORPHANS / CHILDREN WHO HAVE REMAINED WITHOUT CARE OF PARENTS / DEPRIVATION / THE PSYCHOLOGICAL READINESS / A REPLACING FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трофимова Екатерина Владимировна, Хахлова Ольга Николаевна, Шафикова Гульназ Радмиловна

В статье рассматривается проблема психологической готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни в замещающей семье; приводится опыт разработки и реализации программы перехода воспитанников интернатных учреждений в замещающую семью, апробированной на базе республиканского детского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Трофимова Екатерина Владимировна, Хахлова Ольга Николаевна, Шафикова Гульназ Радмиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE IN THE REPLACING FAMILY: TO THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF PUPILS OF CHILDREN'S HOME

In article the problem of psychological readiness of children-orphans and children who have remained without care of parents, by a life in a replacing family is considered; experience of working out and realisation of the program of transition of pupils Internativity establishments in the replacing family, approved on the basis of republican children's home is resulted.

Текст научной работы на тему «Жизнь в замещающей семье: к проблеме психологической готовности воспитанников детского дома»

ль

Е.В. Трофимова, О.Н. Хахлова, Г.Р. Шафикова

ЖИЗНЬ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ: К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА4

Ключевые слова: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; депривация, психологическая готовность, замещающая семья.

Аннотация: В статье рассматривается проблема психологической готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни в замещающей семье; приводится опыт разработки и реализации программы перехода воспитанников интернатных учреждений в замещающую семью, апробированной на базе республиканского детского дома.

В ряде научных исследований и публикаций в последние годы рассмотрен ряд проблем воспитания и развития детей-сирот: преодоление трудностей социализации, профессионального и личностного самоопределения (Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, В.И. Кливер, Л.И. Кочкина, О.Н. Посысоев, М.И. Рожков и др.); социальная адаптация (В.И. Каверина, Б.А. Куган, Ю.В. Яблоновская); реабилитация (А.В. Гордеева,

В.В. Морозов); коррекция (А. Ярулов); гуманизация воспитания в условиях интернатных учреждений (Н.П. Иванова, В.В. Беляков, Е.В. Виноградова, И.А. Горчакова, Е. Худенко и др.); построение гуманистических воспитательных систем (Т.Т. Бурлакова, П.Т. Ширяев, А.Н. Овчинников и Т.А. Рязанцева и др.). В исследованиях Л.К. Сидоровой, Г.В. Семьи, И.Н. Андреевой, Б.Н. Лазарева, Н.Ф. Плясова, Г.И. Плясовой и других ученых представлен опыт работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приведены программы их подготовки к семейной жизни.

Проблемам научно-методического обеспечения семейного жизнеустройства ребенка-сироты уделяется достаточно внимания, но до сих пор отсутствует государственная комплексная программа по переходу ребенка в замещающую семью. В социальнопедагогической, психологической литературе достаточно обстоятельно рассмотрены вопросы подготовки замещающих родителей, разработаны программы и методические рекомендации для специалистов по семейному устройству (комплексная подготовка потенциальных приемных родителей), однако недостаточно полно реализуются системный подход к проблеме подготовки ребенка к переходу в замещающую семью и научно-методические разработки по сопровождению данного процесса. Исследование опыта семейного устройства в Смоленской, Белгородской, Томской, Костромской областях, а также в Пермском крае и Республике Башкортостан показало, что целостная программа подготовки ребенка к передаче в принимающую семью в большинстве учреждений пока не действует, работа по подготовке к семейному устройству ведется фрагментарно и ситуативно (в зависимости от появления конкретной перспективы принимающей семьи для ребенка).

4

Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ в рамках НИП «Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к переходу в замещающие семьи» № 11-36-00330а2.

В Республике Башкортостан, а именно в г.Уфе, апробирована комплексная программа подготовки воспитанников детского дома к жизни в замещающей семье. В целом данная программа способствовала компенсации депривационных нарушений у ребенка и актуализации личностных ресурсов для его развития и эффективного функционирования в качестве члена семьи. Программная концепция формирования новой идентичности ребенка лежит в основе деятельности специалистов детских интернатных учреждений и служб семейного устройства как в условиях интерната, в процессе подготовки к жизни в принимающей семье, так и в рамках ее психолого-педагогического сопровождения. [Семья - это группа людей, совместно проживающих, ведущих общее хозяйство, связанных определенными психологическими, нравственными и правовыми отношениями, и несущих друг за друга ответственность перед обществом. Характер данных социальных функций предопределяет содержание, формы взаимодействие членов семьи, которыми они овладевают в процессе совместного проживания. Воспитанников детских домов, не имевших опыт или имеющих негативный опыт семейной жизни необходимо специально готовить к жизни в семье, чтобы они могли выполнять ее функции.]

Анализ литературы по рассматриваемой проблеме показывает, что в содержании данной подготовки одни исследователи делают акцент на создание и коррекцию образа семьи у ребенка, формирование мотивации детей к переходу в семью, развитие коммуникативных навыков и ценностных ориентаций [1]; другие - обращают внимание на формирование социально-психологических установок и «Я-концепции» внутрисемейных отношений [2]. На основе данных подходов нами выделено содержание психологической готовности воспитанников детских домов к проживанию в семье, включающее когнитивную, эмоциональномотивационную и поведенческую сферы психики человека - те личностные новообразования каждого возраста, которые позволяют успешно интегрироваться в культуру семьи, найти взаимопонимание с ее членами и определить свое место в ней. В подростковом возрасте содержание данных компонентов имеет следующую структуру:

1. Когнитивный компонент

Осознание и принятие своего семейного прошлого.

Восприятие себя членом семьи, включение членов семьи в свои жизненные планы.

Образ семьи, отвечающий современным представлениям.

Модель своей будущей семьи, будущего супруга.

Представления о дальнейшем образовании, трудоустройстве, месте жительстве, сети социальной поддержки; представления согласно возрасту о моральных нормах взаимоотношений между людьми (конвенциональный уровень нравственного сознания).

«Я-концепция», самооценка, ощущения самоценности, принятие своей судьбы и осознание своей позиции в обществе.

2. Эмоционально-мотивационный компонент

Эмоциональное благополучие, стабильность.

Познавательная потребность и потребность в достижениях.

Отношение к жизни в семье, желание жить и воспитываться в семье, мотивация к жизни в семье.

Мотивация на обзаведение собственной семьей и воспитание собственных детей.

Чувства по отношению к воспитателям, к родственникам.

Психологическая дистанция - стремление к доверительным, близким отношениям с воспитателями, к разделению с ними своих успехов и неудач.

Стремление к освоению умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Желание наладить совместную деятельность.

3. Поведенческий компонент

Навыки совместного проживания.

Навыки выражения чувств и потребностей, в том числе по отношению к семейному устройству.

Круг интересов, социальная активность, открытость к взаимодействию с миром, владение в соответствии с возрастом нормами и формами социального взаимодействия.

Поведенческая стабильность.

Навыки регуляции эмоциональных состояний.

Навыки рефлексии, самоконтроля и самоорганизации.

В содержании каждого элемента - критерия были выделены низкий, средний и высокий показатели (для количественной обработки данных переведены соответственно в баллы - 0, 1 и 2). Далее, в ходе пилотажного исследования на подростках, живущих в семье (50 человек) были определены количественные значения низкого, среднего и высокого уровней по каждому компоненту и в общем по готовности. Эти данные стали основой для анализа эмпирических данных, полученных на выборке подростков - воспитанников детского дома (21 человек); база исследования - Республиканский детский дом №1 имени Ш. Худайбердина г.Уфы.

Для исследования описанных выше компонентов использованы беседа с подростком, беседа с воспитателем подростка, а также подобран комплекс диагностических методик, включавший рисуночные тесты «Обычная семья» и «Автопортрет» [3], дилеммы Кольберга, опросник социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда, Т.В. Снегирева, опросник интерперсонального диагноза Лири [4].

Исследование личности подростков в начале опытно-экспериментальной работы показало, что у испытуемых без специально организованной работы готовность к жизни в семье формируется до среднего уровня (данные по средним значениям имеют разброс от 0,08 до 1,75 балла, что свидетельствует о дисгармоничном развитии феномена). Наиболее высокие результаты получены по когнитивному компоненту, а наиболее низкие - по поведенческому компоненту (табл.1).

Формирование когнитивного компонента готовности у воспитанников детского дома базируется на опыте жизни в кровной семье, например, в представлениях об укладе, ролевой структуре семьи чаще всего упоминаются собственные негативные представления: «Мама в семье должна не пить и не уходить никуда. Папа только деньги приносить должен и пиво пить, когда отдыхает. А дети помогать родителям должны и не убегать». Но при этом образ кровных родителей идеализируется, как и модель своей будущей семьи. Подростки плохо представляют свои обязанности в семье, не знают о нормах распределения полоролевых отношений, что сочетается с неустойчивой самооценкой воспитанников, которая сильно зависит от мнения окружающих, статуса в группе (даже на диагностике многие из них постоянно задавали вопрос психологу о правильности своих ответов, ожидая его одобрения). Также у воспитанников фиксировался низкий уровень притязаний, а отсюда - затруднения в представлениях о своем будущем и перекладывание ответственности за него, отсутствие личных жизненных планов (о выборе будущей профессии говорили семь детей из общего числа - двадцать один). На этом фоне фиксировалось и положительное - адекватное осознание и принятие подростками своего семейного прошлого, осознание включенности в общество как ценность (хотя это сочеталось с дисгармоничной «Я-концепцией», доминированием роли «сироты» над позициями «Я - член общества», «Я - друг» и пр.). Подобная противоречивость данных свидетельствует о внутренней конфликтности детей и о защитных механизмах поведения. Это во многом мешало подросткам в социальном ориентировании, которое на начало эксперимента фиксировалось как ситуативное, а нравственные представления - как недифференцированные (они соответствовали нормам дошкольного возраста; подростки ограничивались полюсами «хороший - плохой», «правильно - неправильно»).

Средний уровень развития был зафиксирован при диагностике эмоциональномотивационного компонента готовности к жизни в семье, показания же колебались от 0,83 до 1,5 баллов. Минимальные значения получены по критериям «отношение к жизни в семье», «мотивация на обзаведение собственной семьей» и «психологическая дистанция», что обусловлено тем, что воспитанники детского дома, как правило, не желают жить в приемной семье, потому что надеются на возвращение в кровную семью (в случае, если родственники навещают детей), либо не хотят менять условия жизни (посещение кружков и секций, друзья и т.п.), либо опасаются, что прежние родственные и дружеские связи не сохранятся.

Таблица №1

Результаты исследования психологической готовности подростков - воспитанников детского дома

к жизни в семье (средние значения)

Критерии Результаты

Начало Конец разница

Когнитивный компонент 1,44 1,63 0,19

1.1. Принятие семейного прошлого 2 2 -

1.2. Восприятие себя в семье 1,08 1,33 0,25

1.3. Образ семьи 1,33 1,66 0,33

1.4. Модель своей будущей семьи 1,5 1,6 0,1

1.5. Представления об образовании 1,75 1,75 -

1.6. «Я-концепция» 1 1,42 0,42

Эмоциональный компонент 1 1,56 0,56

2.1. Эмоциональное благополучие 0,92 1,66 0,74

2.2. Познавательная потребность 1,17 1,5 0,33

2.3. Отношение к жизни в семье 0,83 1,58 0,75

2.4. Мотивация на обзаведение семьей 0,83 1,58 0,75

2.5. Отношение к взрослым 1,5 1,5 -

2.6. Психологическая дистанция 0,83 1,17 0,34

2.7. Направленность на самостоятельность 1,33 1,75 0,42

2.8. Потребность в совместной деятельности 1,33 1,75 0,42

Поведенческий компонент 0,97 1,41 0,49

3.1. Навыки совместной деятельности 1,17 1,33 0,16

3.2. Навыки выражения чувств и потребностей 1,08 1,75 0,67

3.3. Характер взаимодействия 1,25 1,66 0,42

3.4. Поведенческая стабильность 0,75 1,16 0,42

3.5. Саморегуляция состояний 0,75 1 0,25

3.6. Самоорганизация 0,83 1,58 0,75

Итог 1,14 1,53 0,39

У подростков отмечается неудовлетворенная потребность в ласке и внимании, но стратегии восполнения этого дефицита разные: «прилипание» к взрослым, демонстративное непослушание и др. У них повышен уровень тревожности, эмоциональный фон поведения нестабильный, не удовлетворены потребности совместной деятельности и самостоятельности. Это, по-видимому, связано с условиями жизни в детском доме, предполагающими строгую регламентацию поведения и общения детей. Удовлетворительные результаты получены по критерию отношения подростков к взрослым, которые рассматриваются вос-

питанниками как друзья, симпатичные люди. У большинства испытуемых отсутствовали конфликты с воспитателями, что нельзя отнести к заслуге детей, так как по критерию «навыки совместного проживания» у них был зафиксирован результат среднего уровня. Адекватное отношение к взрослым - это результат работы педагогического коллектива, который смог наладить с детьми личностный уровень общения.

По поведенческому компоненту готовности у подростков был зафиксирован самый низкий результат (0,97 балла): у воспитанников не было длительных привязанностей, слабо проявлялись сотрудничество, поведенческая стабильность и саморегуляция, а конфликтные ситуации воспитанники привыкли решать с помощью агрессии или защитных механизмов. При этом дети демонстрировали поведенческую гибкость и адаптацию, но низкую самостоятельность и организованность. Например, им необходимо постоянно напоминать о необходимости опрятности и аккуратности. Таким образом, в самом начале опытной работы было установлено, что выделить отдельные приоритеты в развитии готовности подростка - воспитанника детского дома к жизни в семье затруднительно; необходимо вести комплексную работу.

Следует обозначить три направления работы психолога в учреждении интернатного типа: преодоление негативных влияний интернатного быта и среды детей и подростков, оставшихся без попечения родителей; корректировка искажений личностного становления; психологическая подготовка детей к жизни в семье.

Конечная цель работы по подготовке воспитанников детского дома - формирование социально-психологической готовности ребенка к передаче в замещающую семью, при этом целевые умения программы - ставить себя на место другого человека; обозначать границы общения; раскрываться в общении; проявлять свои чувства, в том числе страхи, связанные с изменением ситуации жизни; управлять своим поведением; выполнять различные роли,связанные с семейным взаимодействием.

Программа подготовки воспитанников детского дома к жизни в замещающей семье состоит из трех основных блоков - диагностического, тренингового и воспитательного. В диагностическом блоке представлены методики диагностики основных компонентов социально-психологической готовности, описание их применения и интерпретации. Тренинговый блок включает цикл занятий для разновозрастных групп детей. Развивающие занятия проводятся специалистом по семейному устройству (психологом, педагогом, социальным педагогом) в рамках психологической поддержки, во внеурочное время; основная форма проведения занятий - игровая. Предлагаемый вариант игровых занятий включал серию игр с детьми шести- - четырнадцатилетнего возраста, направленных на достижение следующих задач: создавать ощущение единения с другими людьми; вселять надежду на успех; помогать принимать решения самостоятельно и в группе; учить сочувствию; развивать открытость и способность выражать свое отношение к другим; формировать позитивный образ будущей семьи и семейных отношений; формировать и развивать эффективные способы коммуникации ребенка с приемными родителями и социумом.

Занятия проводились два раза в неделю в течение 30-120 минут (временной интервал может быть увеличен или уменьшен в зависимости от конкретной возрастной группы). Для тренингов было выбрано помещение, позволяющее обеспечить работу «в кругу», двигательные упражнения, возможность работы в удобных позах и т.п. (можно использовать актовый, спортивный зал). Любое занятие состоит из трех основных частей - разминки (вводной части), основной и завершающей частей. В начале каждого занятия специалисту важно почувствовать группу, диагностировать состояние детей, чтобы скорректировать план работы на день. В этом помогают вопросы к участникам: «как вы себя чувствуете?», «что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами», «что запомнилось из предыдущего занятия?» и т.п. В качестве разминки используются и различные упражнения, помогаю-

щие участникам переключиться со своих забот на работу в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно не обсуждаются. Технология подготовки и сопровождения детей к семейному устройству разрабатывается системно и включает работу с эмоциональной, познавательной и поведенческой сферами личности. Для каждого ребенка подбирается индивидуальная программа и наиболее подходящий метод.

В данной программе мы представили варианты именно групповой работы, но при необходимости специалист может параллельно вести и индивидуальную деятельность с ребенком. Нами были использованы следующие методы: недирективная игровая терапия, индивидуальные занятия в игровой комнате; диспут, дискуссия, арт-креативные методы, мозговой штурм; составление «книги жизни», «карты социальных контактов», «семейного альбома». Помимо названных, могут быть рекомендованы к использованию такие психологические методы, как занятия с использованием песочницы; мозартика; работа с использованием сенсорной комнаты

Благодаря проделанной работе, существенное улучшение результатов зафиксировано по эмоционально-мотивационному и поведенческому компонентам, что связано с формой организации работы на занятиях. У ребят в процессе занятий была возможность делиться своими переживаниями и воспоминаниями о жизни в кровной семье, говорить о причинах их изъятия из семьи, осознавать и переживать чувство вины перед родителями (либо гнев на них). Видимо, оттого что образ кровной семьи стал менее идеализированным, ребята начали рассуждать о том, чего им не хватало в кровной семье. Пока большинство ребят, говоря о родительской заботе, оперируют материальными категориями («кормить», «зарабатывать на одежду», «помогать делать уроки», «не разрешать гулять поздно» и т.п.), но при описании традиционной семьи некоторыми из них уже упоминались родительский пример, любовь между членами семьи; отец и мать как источник защиты и заботы. Почти все воспитанники в будущем хотят создать свою семьи, но об особенностях этой семьи чаще говорят «не как у меня дома». Только 35 % детей (семь человек) хотят жить в приемных семьях (Для сравнения: на констатирующем этапе стать приемными воспитанниками хотели 20 % ребят (четыре человека)).

Проведенные занятия помогли ребятам утвердиться в своем социальном статусе; у большинства воспитанников (80 %, или шестнадцать человек) снизился уровень эмоционального напряжения, эмоциональный фон поведения стал более спокойным. Ребята начали выражать словами свои чувства («Да, я не хочу идти на занятие и в компьютерный класс не хочу. Мне грустно, потому что бабушка не пришла. Я волнуюсь».) В оценке своих возможностей ребята стали чаще опираться на собственное мнение («Я могу лучше других, у меня получается...»), ранее замкнутые ребята стали более открытыми, более внимательными к переживаниям других людей, к их настроению (и к причинам: «Вы грустная сегодня и неинтересно Вам. Опять заболели?»).

Следует отметить, что наиболее значительные сдвиги достигнуты в развитии поведенческого компонента, а именно в навыках совместной деятельности детей: они научились решать вместе общую задачу, договариваться, уступать, объяснять, прислушиваться к мнению друг друга, брать на себя ответственность за группу. Также сформировался навык сотрудничества со взрослыми: ребята стали чаще обращаться с просьбами, делиться впечатлениями и секретами, спрашивать совета и разъяснений; в решении конфликтных ситуаций у подростков стало проявляться стремление договориться, разрешить конфликт «мирным путем»; при этом они прибегали к формам саморегуляции, с которыми ознакомились на проведенных занятиях. При этом отметим, что хотя подростки по-прежнему с трудом дифференцируют нравственные категории, но теперь в их поведении фиксируются такие важные личностные проявления, как ответственность, эмпатия, поддержка, твердость, самокритичность, организованность и дисциплинированность.

Итак, можно констатировать: выполняемый проект обладает большой социальной значимостью, его реализация обнаруживает позитивную динамику по всем компонентам и составляющим готовности; такие показательные индикаторы, как принятие своего семейного прошлого, представления о своем будущем, отношения со взрослыми, саморегуляция собственных состояний подростка - воспитанника детского дома нуждаются в более детальной, углубленной проработке специалистами, а проведенные групповые мероприятия подтверждают актуальность проблемы и верность выбранного направления решения, позволяя в последующем осуществлять коррекцию разрабатываемой технологии.

1. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью : метод. пособие [Текст] / Г.Т. Базарова и др. - М. : изд-во «Проспект», 2009. - 232с.

2. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья [Текст] / В.Н. Ослон. - М. : Генезис, 2006.- 386с.

3. Практикум по возрастной психологии [Текст] / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2005. - 688с.

4. Тимченко, А.В. Практическая психология. Инструментарий [Текст] / А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь, В.Н. Швыд-ченко . - Ростов н/Д. : Феникс, 2002. - 608с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.