ль
Е.В. Трофимова, О.Н. Хахлова, Г.Р. Шафикова
ЖИЗНЬ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ: К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА4
Ключевые слова: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; депривация, психологическая готовность, замещающая семья.
Аннотация: В статье рассматривается проблема психологической готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни в замещающей семье; приводится опыт разработки и реализации программы перехода воспитанников интернатных учреждений в замещающую семью, апробированной на базе республиканского детского дома.
В ряде научных исследований и публикаций в последние годы рассмотрен ряд проблем воспитания и развития детей-сирот: преодоление трудностей социализации, профессионального и личностного самоопределения (Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, В.И. Кливер, Л.И. Кочкина, О.Н. Посысоев, М.И. Рожков и др.); социальная адаптация (В.И. Каверина, Б.А. Куган, Ю.В. Яблоновская); реабилитация (А.В. Гордеева,
В.В. Морозов); коррекция (А. Ярулов); гуманизация воспитания в условиях интернатных учреждений (Н.П. Иванова, В.В. Беляков, Е.В. Виноградова, И.А. Горчакова, Е. Худенко и др.); построение гуманистических воспитательных систем (Т.Т. Бурлакова, П.Т. Ширяев, А.Н. Овчинников и Т.А. Рязанцева и др.). В исследованиях Л.К. Сидоровой, Г.В. Семьи, И.Н. Андреевой, Б.Н. Лазарева, Н.Ф. Плясова, Г.И. Плясовой и других ученых представлен опыт работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приведены программы их подготовки к семейной жизни.
Проблемам научно-методического обеспечения семейного жизнеустройства ребенка-сироты уделяется достаточно внимания, но до сих пор отсутствует государственная комплексная программа по переходу ребенка в замещающую семью. В социальнопедагогической, психологической литературе достаточно обстоятельно рассмотрены вопросы подготовки замещающих родителей, разработаны программы и методические рекомендации для специалистов по семейному устройству (комплексная подготовка потенциальных приемных родителей), однако недостаточно полно реализуются системный подход к проблеме подготовки ребенка к переходу в замещающую семью и научно-методические разработки по сопровождению данного процесса. Исследование опыта семейного устройства в Смоленской, Белгородской, Томской, Костромской областях, а также в Пермском крае и Республике Башкортостан показало, что целостная программа подготовки ребенка к передаче в принимающую семью в большинстве учреждений пока не действует, работа по подготовке к семейному устройству ведется фрагментарно и ситуативно (в зависимости от появления конкретной перспективы принимающей семьи для ребенка).
4
Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ в рамках НИП «Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к переходу в замещающие семьи» № 11-36-00330а2.
В Республике Башкортостан, а именно в г.Уфе, апробирована комплексная программа подготовки воспитанников детского дома к жизни в замещающей семье. В целом данная программа способствовала компенсации депривационных нарушений у ребенка и актуализации личностных ресурсов для его развития и эффективного функционирования в качестве члена семьи. Программная концепция формирования новой идентичности ребенка лежит в основе деятельности специалистов детских интернатных учреждений и служб семейного устройства как в условиях интерната, в процессе подготовки к жизни в принимающей семье, так и в рамках ее психолого-педагогического сопровождения. [Семья - это группа людей, совместно проживающих, ведущих общее хозяйство, связанных определенными психологическими, нравственными и правовыми отношениями, и несущих друг за друга ответственность перед обществом. Характер данных социальных функций предопределяет содержание, формы взаимодействие членов семьи, которыми они овладевают в процессе совместного проживания. Воспитанников детских домов, не имевших опыт или имеющих негативный опыт семейной жизни необходимо специально готовить к жизни в семье, чтобы они могли выполнять ее функции.]
Анализ литературы по рассматриваемой проблеме показывает, что в содержании данной подготовки одни исследователи делают акцент на создание и коррекцию образа семьи у ребенка, формирование мотивации детей к переходу в семью, развитие коммуникативных навыков и ценностных ориентаций [1]; другие - обращают внимание на формирование социально-психологических установок и «Я-концепции» внутрисемейных отношений [2]. На основе данных подходов нами выделено содержание психологической готовности воспитанников детских домов к проживанию в семье, включающее когнитивную, эмоциональномотивационную и поведенческую сферы психики человека - те личностные новообразования каждого возраста, которые позволяют успешно интегрироваться в культуру семьи, найти взаимопонимание с ее членами и определить свое место в ней. В подростковом возрасте содержание данных компонентов имеет следующую структуру:
1. Когнитивный компонент
Осознание и принятие своего семейного прошлого.
Восприятие себя членом семьи, включение членов семьи в свои жизненные планы.
Образ семьи, отвечающий современным представлениям.
Модель своей будущей семьи, будущего супруга.
Представления о дальнейшем образовании, трудоустройстве, месте жительстве, сети социальной поддержки; представления согласно возрасту о моральных нормах взаимоотношений между людьми (конвенциональный уровень нравственного сознания).
«Я-концепция», самооценка, ощущения самоценности, принятие своей судьбы и осознание своей позиции в обществе.
2. Эмоционально-мотивационный компонент
Эмоциональное благополучие, стабильность.
Познавательная потребность и потребность в достижениях.
Отношение к жизни в семье, желание жить и воспитываться в семье, мотивация к жизни в семье.
Мотивация на обзаведение собственной семьей и воспитание собственных детей.
Чувства по отношению к воспитателям, к родственникам.
Психологическая дистанция - стремление к доверительным, близким отношениям с воспитателями, к разделению с ними своих успехов и неудач.
Стремление к освоению умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Желание наладить совместную деятельность.
3. Поведенческий компонент
Навыки совместного проживания.
Навыки выражения чувств и потребностей, в том числе по отношению к семейному устройству.
Круг интересов, социальная активность, открытость к взаимодействию с миром, владение в соответствии с возрастом нормами и формами социального взаимодействия.
Поведенческая стабильность.
Навыки регуляции эмоциональных состояний.
Навыки рефлексии, самоконтроля и самоорганизации.
В содержании каждого элемента - критерия были выделены низкий, средний и высокий показатели (для количественной обработки данных переведены соответственно в баллы - 0, 1 и 2). Далее, в ходе пилотажного исследования на подростках, живущих в семье (50 человек) были определены количественные значения низкого, среднего и высокого уровней по каждому компоненту и в общем по готовности. Эти данные стали основой для анализа эмпирических данных, полученных на выборке подростков - воспитанников детского дома (21 человек); база исследования - Республиканский детский дом №1 имени Ш. Худайбердина г.Уфы.
Для исследования описанных выше компонентов использованы беседа с подростком, беседа с воспитателем подростка, а также подобран комплекс диагностических методик, включавший рисуночные тесты «Обычная семья» и «Автопортрет» [3], дилеммы Кольберга, опросник социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда, Т.В. Снегирева, опросник интерперсонального диагноза Лири [4].
Исследование личности подростков в начале опытно-экспериментальной работы показало, что у испытуемых без специально организованной работы готовность к жизни в семье формируется до среднего уровня (данные по средним значениям имеют разброс от 0,08 до 1,75 балла, что свидетельствует о дисгармоничном развитии феномена). Наиболее высокие результаты получены по когнитивному компоненту, а наиболее низкие - по поведенческому компоненту (табл.1).
Формирование когнитивного компонента готовности у воспитанников детского дома базируется на опыте жизни в кровной семье, например, в представлениях об укладе, ролевой структуре семьи чаще всего упоминаются собственные негативные представления: «Мама в семье должна не пить и не уходить никуда. Папа только деньги приносить должен и пиво пить, когда отдыхает. А дети помогать родителям должны и не убегать». Но при этом образ кровных родителей идеализируется, как и модель своей будущей семьи. Подростки плохо представляют свои обязанности в семье, не знают о нормах распределения полоролевых отношений, что сочетается с неустойчивой самооценкой воспитанников, которая сильно зависит от мнения окружающих, статуса в группе (даже на диагностике многие из них постоянно задавали вопрос психологу о правильности своих ответов, ожидая его одобрения). Также у воспитанников фиксировался низкий уровень притязаний, а отсюда - затруднения в представлениях о своем будущем и перекладывание ответственности за него, отсутствие личных жизненных планов (о выборе будущей профессии говорили семь детей из общего числа - двадцать один). На этом фоне фиксировалось и положительное - адекватное осознание и принятие подростками своего семейного прошлого, осознание включенности в общество как ценность (хотя это сочеталось с дисгармоничной «Я-концепцией», доминированием роли «сироты» над позициями «Я - член общества», «Я - друг» и пр.). Подобная противоречивость данных свидетельствует о внутренней конфликтности детей и о защитных механизмах поведения. Это во многом мешало подросткам в социальном ориентировании, которое на начало эксперимента фиксировалось как ситуативное, а нравственные представления - как недифференцированные (они соответствовали нормам дошкольного возраста; подростки ограничивались полюсами «хороший - плохой», «правильно - неправильно»).
Средний уровень развития был зафиксирован при диагностике эмоциональномотивационного компонента готовности к жизни в семье, показания же колебались от 0,83 до 1,5 баллов. Минимальные значения получены по критериям «отношение к жизни в семье», «мотивация на обзаведение собственной семьей» и «психологическая дистанция», что обусловлено тем, что воспитанники детского дома, как правило, не желают жить в приемной семье, потому что надеются на возвращение в кровную семью (в случае, если родственники навещают детей), либо не хотят менять условия жизни (посещение кружков и секций, друзья и т.п.), либо опасаются, что прежние родственные и дружеские связи не сохранятся.
Таблица №1
Результаты исследования психологической готовности подростков - воспитанников детского дома
к жизни в семье (средние значения)
Критерии Результаты
Начало Конец разница
Когнитивный компонент 1,44 1,63 0,19
1.1. Принятие семейного прошлого 2 2 -
1.2. Восприятие себя в семье 1,08 1,33 0,25
1.3. Образ семьи 1,33 1,66 0,33
1.4. Модель своей будущей семьи 1,5 1,6 0,1
1.5. Представления об образовании 1,75 1,75 -
1.6. «Я-концепция» 1 1,42 0,42
Эмоциональный компонент 1 1,56 0,56
2.1. Эмоциональное благополучие 0,92 1,66 0,74
2.2. Познавательная потребность 1,17 1,5 0,33
2.3. Отношение к жизни в семье 0,83 1,58 0,75
2.4. Мотивация на обзаведение семьей 0,83 1,58 0,75
2.5. Отношение к взрослым 1,5 1,5 -
2.6. Психологическая дистанция 0,83 1,17 0,34
2.7. Направленность на самостоятельность 1,33 1,75 0,42
2.8. Потребность в совместной деятельности 1,33 1,75 0,42
Поведенческий компонент 0,97 1,41 0,49
3.1. Навыки совместной деятельности 1,17 1,33 0,16
3.2. Навыки выражения чувств и потребностей 1,08 1,75 0,67
3.3. Характер взаимодействия 1,25 1,66 0,42
3.4. Поведенческая стабильность 0,75 1,16 0,42
3.5. Саморегуляция состояний 0,75 1 0,25
3.6. Самоорганизация 0,83 1,58 0,75
Итог 1,14 1,53 0,39
У подростков отмечается неудовлетворенная потребность в ласке и внимании, но стратегии восполнения этого дефицита разные: «прилипание» к взрослым, демонстративное непослушание и др. У них повышен уровень тревожности, эмоциональный фон поведения нестабильный, не удовлетворены потребности совместной деятельности и самостоятельности. Это, по-видимому, связано с условиями жизни в детском доме, предполагающими строгую регламентацию поведения и общения детей. Удовлетворительные результаты получены по критерию отношения подростков к взрослым, которые рассматриваются вос-
питанниками как друзья, симпатичные люди. У большинства испытуемых отсутствовали конфликты с воспитателями, что нельзя отнести к заслуге детей, так как по критерию «навыки совместного проживания» у них был зафиксирован результат среднего уровня. Адекватное отношение к взрослым - это результат работы педагогического коллектива, который смог наладить с детьми личностный уровень общения.
По поведенческому компоненту готовности у подростков был зафиксирован самый низкий результат (0,97 балла): у воспитанников не было длительных привязанностей, слабо проявлялись сотрудничество, поведенческая стабильность и саморегуляция, а конфликтные ситуации воспитанники привыкли решать с помощью агрессии или защитных механизмов. При этом дети демонстрировали поведенческую гибкость и адаптацию, но низкую самостоятельность и организованность. Например, им необходимо постоянно напоминать о необходимости опрятности и аккуратности. Таким образом, в самом начале опытной работы было установлено, что выделить отдельные приоритеты в развитии готовности подростка - воспитанника детского дома к жизни в семье затруднительно; необходимо вести комплексную работу.
Следует обозначить три направления работы психолога в учреждении интернатного типа: преодоление негативных влияний интернатного быта и среды детей и подростков, оставшихся без попечения родителей; корректировка искажений личностного становления; психологическая подготовка детей к жизни в семье.
Конечная цель работы по подготовке воспитанников детского дома - формирование социально-психологической готовности ребенка к передаче в замещающую семью, при этом целевые умения программы - ставить себя на место другого человека; обозначать границы общения; раскрываться в общении; проявлять свои чувства, в том числе страхи, связанные с изменением ситуации жизни; управлять своим поведением; выполнять различные роли,связанные с семейным взаимодействием.
Программа подготовки воспитанников детского дома к жизни в замещающей семье состоит из трех основных блоков - диагностического, тренингового и воспитательного. В диагностическом блоке представлены методики диагностики основных компонентов социально-психологической готовности, описание их применения и интерпретации. Тренинговый блок включает цикл занятий для разновозрастных групп детей. Развивающие занятия проводятся специалистом по семейному устройству (психологом, педагогом, социальным педагогом) в рамках психологической поддержки, во внеурочное время; основная форма проведения занятий - игровая. Предлагаемый вариант игровых занятий включал серию игр с детьми шести- - четырнадцатилетнего возраста, направленных на достижение следующих задач: создавать ощущение единения с другими людьми; вселять надежду на успех; помогать принимать решения самостоятельно и в группе; учить сочувствию; развивать открытость и способность выражать свое отношение к другим; формировать позитивный образ будущей семьи и семейных отношений; формировать и развивать эффективные способы коммуникации ребенка с приемными родителями и социумом.
Занятия проводились два раза в неделю в течение 30-120 минут (временной интервал может быть увеличен или уменьшен в зависимости от конкретной возрастной группы). Для тренингов было выбрано помещение, позволяющее обеспечить работу «в кругу», двигательные упражнения, возможность работы в удобных позах и т.п. (можно использовать актовый, спортивный зал). Любое занятие состоит из трех основных частей - разминки (вводной части), основной и завершающей частей. В начале каждого занятия специалисту важно почувствовать группу, диагностировать состояние детей, чтобы скорректировать план работы на день. В этом помогают вопросы к участникам: «как вы себя чувствуете?», «что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами», «что запомнилось из предыдущего занятия?» и т.п. В качестве разминки используются и различные упражнения, помогаю-
щие участникам переключиться со своих забот на работу в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно не обсуждаются. Технология подготовки и сопровождения детей к семейному устройству разрабатывается системно и включает работу с эмоциональной, познавательной и поведенческой сферами личности. Для каждого ребенка подбирается индивидуальная программа и наиболее подходящий метод.
В данной программе мы представили варианты именно групповой работы, но при необходимости специалист может параллельно вести и индивидуальную деятельность с ребенком. Нами были использованы следующие методы: недирективная игровая терапия, индивидуальные занятия в игровой комнате; диспут, дискуссия, арт-креативные методы, мозговой штурм; составление «книги жизни», «карты социальных контактов», «семейного альбома». Помимо названных, могут быть рекомендованы к использованию такие психологические методы, как занятия с использованием песочницы; мозартика; работа с использованием сенсорной комнаты
Благодаря проделанной работе, существенное улучшение результатов зафиксировано по эмоционально-мотивационному и поведенческому компонентам, что связано с формой организации работы на занятиях. У ребят в процессе занятий была возможность делиться своими переживаниями и воспоминаниями о жизни в кровной семье, говорить о причинах их изъятия из семьи, осознавать и переживать чувство вины перед родителями (либо гнев на них). Видимо, оттого что образ кровной семьи стал менее идеализированным, ребята начали рассуждать о том, чего им не хватало в кровной семье. Пока большинство ребят, говоря о родительской заботе, оперируют материальными категориями («кормить», «зарабатывать на одежду», «помогать делать уроки», «не разрешать гулять поздно» и т.п.), но при описании традиционной семьи некоторыми из них уже упоминались родительский пример, любовь между членами семьи; отец и мать как источник защиты и заботы. Почти все воспитанники в будущем хотят создать свою семьи, но об особенностях этой семьи чаще говорят «не как у меня дома». Только 35 % детей (семь человек) хотят жить в приемных семьях (Для сравнения: на констатирующем этапе стать приемными воспитанниками хотели 20 % ребят (четыре человека)).
Проведенные занятия помогли ребятам утвердиться в своем социальном статусе; у большинства воспитанников (80 %, или шестнадцать человек) снизился уровень эмоционального напряжения, эмоциональный фон поведения стал более спокойным. Ребята начали выражать словами свои чувства («Да, я не хочу идти на занятие и в компьютерный класс не хочу. Мне грустно, потому что бабушка не пришла. Я волнуюсь».) В оценке своих возможностей ребята стали чаще опираться на собственное мнение («Я могу лучше других, у меня получается...»), ранее замкнутые ребята стали более открытыми, более внимательными к переживаниям других людей, к их настроению (и к причинам: «Вы грустная сегодня и неинтересно Вам. Опять заболели?»).
Следует отметить, что наиболее значительные сдвиги достигнуты в развитии поведенческого компонента, а именно в навыках совместной деятельности детей: они научились решать вместе общую задачу, договариваться, уступать, объяснять, прислушиваться к мнению друг друга, брать на себя ответственность за группу. Также сформировался навык сотрудничества со взрослыми: ребята стали чаще обращаться с просьбами, делиться впечатлениями и секретами, спрашивать совета и разъяснений; в решении конфликтных ситуаций у подростков стало проявляться стремление договориться, разрешить конфликт «мирным путем»; при этом они прибегали к формам саморегуляции, с которыми ознакомились на проведенных занятиях. При этом отметим, что хотя подростки по-прежнему с трудом дифференцируют нравственные категории, но теперь в их поведении фиксируются такие важные личностные проявления, как ответственность, эмпатия, поддержка, твердость, самокритичность, организованность и дисциплинированность.
Итак, можно констатировать: выполняемый проект обладает большой социальной значимостью, его реализация обнаруживает позитивную динамику по всем компонентам и составляющим готовности; такие показательные индикаторы, как принятие своего семейного прошлого, представления о своем будущем, отношения со взрослыми, саморегуляция собственных состояний подростка - воспитанника детского дома нуждаются в более детальной, углубленной проработке специалистами, а проведенные групповые мероприятия подтверждают актуальность проблемы и верность выбранного направления решения, позволяя в последующем осуществлять коррекцию разрабатываемой технологии.
1. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью : метод. пособие [Текст] / Г.Т. Базарова и др. - М. : изд-во «Проспект», 2009. - 232с.
2. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья [Текст] / В.Н. Ослон. - М. : Генезис, 2006.- 386с.
3. Практикум по возрастной психологии [Текст] / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2005. - 688с.
4. Тимченко, А.В. Практическая психология. Инструментарий [Текст] / А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь, В.Н. Швыд-ченко . - Ростов н/Д. : Феникс, 2002. - 608с.