Научная статья на тему 'ОБРАЗ СЕМЬИ РЕБЕНКА-СИРОТЫ КАК КРИТЕРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К УСТРОЙСТВУ В ПРИНИМАЮЩУЮ СЕМЬЮ'

ОБРАЗ СЕМЬИ РЕБЕНКА-СИРОТЫ КАК КРИТЕРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К УСТРОЙСТВУ В ПРИНИМАЮЩУЮ СЕМЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
380
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ПРИНИМАЮЩАЯ СЕМЬЯ / ОБРАЗ СЕМЬИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СЕМЕЙНОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плащинская Н.С.

В статье представлен литературный обзор в исследовании образа семьи у детей и подростков. Образ семьи у детей-сирот является критерием их психологической готовности к семейному жизнеустройству. Рассматривается методический аспект проблемы формирования позитивного адекватного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ СЕМЬИ РЕБЕНКА-СИРОТЫ КАК КРИТЕРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К УСТРОЙСТВУ В ПРИНИМАЮЩУЮ СЕМЬЮ»

Список литературы:

1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.

2. Буркова Т.В. Грамматико-орфографические упражнения на уроках русского языка в начальной школе. - Магадан: Издательство СВГУ, 2008. -139 с.

3. Варганова Л.Д. Орфографическое программирование как способ подготовки к формированию орфографической зоркости // Начальная школа. -2005. - № 6. - С. 16-22.

4. Иванова М.В. Развитие орфографической зоркости и младших школьников // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 61-63.

5. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1982. - 306 с.

6. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.М. Методика начального обучения русскому языку. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.

7. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского. - М.: Просвещение, 1979. - 239 с.

8. Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости // Начальная школа. - 1989. - № 6. - С. 71-73.

9. Селезнева М.С. Работа по развитию орфографической зоркости // Начальная школа. - 1997. - № 1. - С. 81-83.

10. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. - М.: Просвещение, 1993. - 383 с.

ОБРАЗ СЕМЬИ РЕБЕНКА-СИРОТЫ КАК КРИТЕРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К УСТРОЙСТВУ В ПРИНИМАЮЩУЮ СЕМЬЮ

© Плащинская Н.С.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск

В статье представлен литературный обзор в исследовании образа семьи у детей и подростков. Образ семьи у детей-сирот является критерием их психологической готовности к семейному жизнеустройству. Рассматривается методический аспект проблемы формирования позитивного адекватного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова дети-сироты, принимающая семья, образ семьи, психологическая готовность, семейное жизнеустройство.

Социальная «ситуация развития» для ребенка-сироты превращается в «ситуацию невозможности» [12, с. 24]. Однако сегодня жизненные перспективы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенно расширились благодаря социально-психологическому феномену принимающей1 (замещающей) семьи, предполагающему возможность профессионального подбора и дальнейшего сопровождения родителей и ребенка [13, с. 6]. Использование термина «принимающая семья» вместо приемная или замещающая мы считаем принципиально важным, поскольку это определяет стратегию подготовки ребенка-сироты к семейному жизнеустройству.

Профессиональный подбор семьи и семейное жизнеустройство ребенка-сироты осуществляется в рамках реализации ключевого принципа Национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 гг. - «семейное устройство воспитанников» [1]. На уровне деятельности интернатных учреждений создаются условия приближенные к семейным, а проживание детей организовывается по принципам семейного воспитания [2]. На практике реализация направления «развитие семейных форм устройства» включает подготовку детей-сирот к устройству в принимающую семью.

Специалистами в области семейного устройства разработаны программы и технологии семейного жизнеустройства детей-сирот. В рамках деятельности КГКУ «Сосновоборский детский дом» (Красноярский край) мы реализуем технологию Т.В. Базаровой (2009) предложенную благотворительным детским фондом «Виктория». Результаты ее реализации в учреждении, показали, что при глубокой методической проработке направления, можно выделить проблему, которая влияет на качество подготовки ребенка к устройству в семью. Ее сущность определяется наличием противоречия, которое состоит в следующем: существует «разрыв» между реальной социальной ситуацией развития ребенка-сироты и ожидаемой, в связи, с чем осуществление детьми проб по формированию образа семьи является затруднительным. Так, реальностью является воспитание в условиях семейной депри-вации, неопределенный с точки зрения социальной роли статус «воспитанник детского дома», наличие у ребенка-сироты травматического опыта связанного с семьей, а ожиданием сформированный адекватный позитивный образ семьи, наличие альтернативной системы ценностей (Ю.Б. Евдокимова, 2004) и представлений о новой социальной роли «сын», «дочь». Здесь, на память приходит выражение Д. Завиржека (2004) «... Интернаты не учат, как жить в жизни, они только учат, как жить в интернате» [7, с. 191].

1 Термин «принимающая семья» включает в себя все формы семейного устройства детей-сирот: усыновление, опека / попечительство, принимающая семья. Согласно юридической практике, любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называются замещающей. Однако очевидно, что новая семья может принять ребенка, но не может заметить кровную семью. Детский фонд «Виктория» предлагает использовать вместо термина «замещающая семья» - термин «принимающая семья» [13, с. 8].

При этом необходимо отметить, что адекватный позитивный образ семьи у ребенка-сироты, является критерием готовности к семейному жизнеустройству [18, с. 108]. Однако у детей-сирот, воспитывающихся в условиях интерната, он чаще всего сводится к представлениям о составе семьи, перечислению традиций, норм и правил. Кроме того, у детей, лишенных родительской ласки отмечается переживание психологической травмы (В.В. Ковалев (1979), Н.Д. Лакосина и Г.К. Ушаков (1984)) и появление посттравматического синдрома (С.А. Сидельников, М.Р. Дышекова, М.Ю. Часыгова (2013)) связанного с отобранием из семьи [8, 10, 16].

Описанная проблематика подвела нас к тому, чтобы исследовать содержание понятия «образ семьи» у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в литературе, с целью внесения корректив в содержание и направления работы в рамках подготовки ребенка к устройству в принимающую семью. Цель данной статьи осветить понятие «образ семьи» у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и уточнить его содержание.

Так, в начале обсуждения, следует отметить, что в социальной практике общества понятие «образ семьи» открывает возможности для анализа типичности, интегративности и устойчивости данного социального института [9]. Анализ образа семьи и его содержание широко представлено в работах следующих отечественных авторов: Н.И. Демидова (2003), Ю.Б. Евдокимова (2004), Т.В. Кузнецова (1998), Т.М. Мишина (1983), В.Н. Ослон (2006), А.В. Рыжкова (2009), А.С. Шубина (2009), Р.А. Яббарова (2011), которые послужили методологической основой для рассмотрения заявленной проблемы.

На наш взгляд первым этапом в обсуждении сущности и содержания образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является уточнение этого понятия. Так, А.С. Шубина (2009) отмечает, образ семьи является важнейшим компонентом картины мира у детей-сирот, которое опосредует их отношение к ситуации семейного жизнеустройства. По мнению автора, от того, насколько семья и ее образ являются личностно значимыми, какова мера их принятия детьми и степень родственности в картине мира, может зависеть степень созидательной активности детей при включенности в замещающую семью и при создании собственной семьи [17]. По нашему мнению, это заключение автора определяет актуальность исследуемой проблемы.

В работе Т.М. Мишиной (1983) образ семьи - своеобразное семейное самосознание, важнейшей функцией которого, является регуляция поведения семьи на основе согласования позиций отдельных ее членов [11]. По мнению А.В. Рыжковой (2009) образ семьи - видовое понятие по отношению к понятию «образ мира», поэтому ему свойственны такие качества, как кате-гориальность и прогностичность, что необходимо для формирования у ребенка идеальных представлений о семье и собственных ожиданий [15]. Де-

мидова Н.И. (2003) отмечает, что «образ семьи» и «представления о семье» используются у соотечественников как идентичные понятия, хотя, по мнению автора, представления не раскрывают всего богатства образа, отражая лишь когнитивный его аспект [4]. Так, классики в исследовании проблем семьи Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис (2008) также выделяют следующую цепочку связей: «внутренний образ семьи - представление семьи о себе - семейные представления». «Представление семьи о себе - это сложное образование, формирующееся на протяжении длительного времени под влиянием самых различных факторов» [20, с. 109].

Итак, в контексте проблемы подготовки ребенка к устройству в принимающую семью, «образ семьи» представляет собой «образ мира» в миниатюре, который невозможно описать только с позиции знаний о нем. Мир это нечто большее, включающее отношение к нему, выражающееся в определенных чувствах, эмоциях, ожиданиях и системе ценностей личности. При этом выделенный авторами когнитивный аспект представляет собой один из критериев психологической готовности ребенка к устройству в принимающую семью, который в свою очередь должен быть дополнен мотивацион-ным (комплекс мотивов и ожиданий в отношении к устройству) и эмоциональным (эмоции и чувства, отягощенные травматическим опытом) компонентом.

Неоспоримым является тот факт, что жизнь в родной семье - это наиболее мощное переживание, которое определяет всю дальнейшую судьбу человека. И то, как человек оценивает себя, окружающих, мир в целом - определяется установками его родной семьи [14, с. 124]. Родительские установки - это система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним. Выделяются различные типы родительских установок. Наиболее актуальными, по мнению Л.Г. Поповой и Е.В. Левицкой (2002), являются: принятие и любовь, явное отвержение, чрезмерная опека [14, с. 124].

Понимание и учет влияния родительских установок и рода вообще на формирование образа семьи у ребенка, является вторым важнейшим этапом обсуждения заявленной нами проблемы. Так, Н.И. Демидова (2003) в своей работе, посвященной исследованию формирования «образа семьи» у старших дошкольников отмечает, что подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. При этом родительская семья становится источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, следование образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания. В результате чего, происходит запечатление образов родителей, прародителей, братьев, сестер, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значи-

мыми взрослыми, подражание их действиям, словам, чувствам, отождествление себя с близкими людьми.

Автор формулирует, очень важный на наш взгляд тезис о том, что семья вводит ребенка во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Цитируя автора, отметим, что: «... этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качества» семьи (ее состава, ценностных ориентаций, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата, межпоколенных связей) и ее возможностей в решении задачи воспитания ребенка как будущего семьянина» [14].

В работах ученых в области психогенетики и генеалогии также отмечено, что родовая программа есть алгоритм удовлетворения индивидуальной потребности, предписанный родом [5, с. 40]. Шутценбергер А.А. (2009) в своем знаменитом труде «Синдром предков», ссылаясь на труды З. Фрейда о бессознательном, отмечает: «. Если психические процессы одного поколения не передавались бы другому, не продолжались бы в другом, каждому пришлось бы вновь учиться жизни, что исключило бы всякий прогресс и развитие <...> Каким бы сильным ни было подавление, тенденция никогда не исчезает до такой степени, чтобы не оставить после себя какой-нибудь субститут, который, в свою очередь, становится отправной точкой некоторых реакций.» [19, с. 198].

Итак, в формировании образа семьи как критерия психологической готовности ребенка-сироты к устройству в принимающую семью необходимо учитывать его личную родовую историю, насколько это возможно. Ребенок должен понимать, а главное иметь свое «место» в родовой системе кровной и принимающей семьи. При этом кандидаты в родители также должны занимать определенное «место» в родовой системе приемного ребенка.

Несмотря на то, что родительские установки (Л.Г. Попова, Е.В. Левицкая, 2002) и программа «наследия предков» (Н.И. Демидова, 2003) многое определяют в формировании образа семьи у ребенка, исследование авторов показали, что на формирование его личности оказывает влияние не только отношение к нему и действия значимых взрослых, но и собственная активность ребенка. А именно, как он сам осмысливает семейную ситуацию, отношение к себе родителей, свое отношение к ним [14, с. 126]. Рассмотрения этого факта является третьим этапом обсуждения проблемы образа семьи.

Так, результаты исследования Н.Н. Биктиной (2013) по проблеме восприятия родителей, детьми, оставшимися без попечения, свидетельствуют о том, что в их воображении предстает идеализированный образ родителя [3, с. 1716]. Автор, находит достоверные различия по критерию «положительные и от-

рицательные чувства», свидетельствующим об эмоциональном отношении к членам семьи у подростков экспериментальной (проживают в интернатном учреждении) и контрольной (проживают в семье) группы. Причину этого она связывает с тем, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, скучают по ним и происходит замещение негативных детско-родительских отношений [3, с. 1716].

Аналогичные результаты исследований получены Ю.Б. Евдокимовой (2004), которая предлагает рассматривать идеализированный образ родителя как фактор девиантного поведения подростков, воспитывающихся вне семьи. Так, в сознании ребенка, воспитывающегося в условиях семейной де-привации, реальные родители идеализируются, а значит, снижается критичность восприятия их образа жизни и поведения. Негативные переживания и воспоминания, связанные с родителями их поведением (пьянство, побои, конфликты) в сознании детей отступают на второй план, уступая место тоске по матери и стремлению вернуться к ней, во что бы то ни стало. Неадекватно завышенные представления социального сироты о своих родителях выполняют защитную функцию, компенсируя негативные родительско-детские отношения в бывшей семье. Однако это никак не снижает болезненность для ребенка темы семьи, что препятствует эффективному развитию личности ребенка и его успешной социализации [6]. Автор, предлагает решение описанной проблемы путем формирования у детей-сирот альтернативной системы ценностей, возможности выбора перспектив и целей собственной жизни, что в свою очередь делает возможным развитие у детей-сирот социально-позитивных моделей поведения [6].

Итак, отношение к кровным родственникам и ситуации проживания в детском доме оказывает существенное влияние на формирование образа семьи у ребенка-сироты и становлении его готовности стать «сыном» или «дочерью» для пока еще чужих людей. А именно, «образ приемного родителя» и «образ приемной семьи» у ребенка-сироты может конкурировать с «образом кровной семьи» и «образом кровного родителя».

Также, имея определенную систему ценностей, ребенок-сирота при поступлении в детский дом может трансформировать ее за счет требований к нему в связи с новой социальной ситуацией развития (влияние режима дня, норм и правил в интернатном учреждении). При этом ему присваивается статус «воспитанник детского дома», который недостаточно определен с точки зрения функций новой социальной роли. Педагогический коллектив интернатного учреждения для ребенка-сироты является с одной стороны «педагогом-учителем-воспитателем», с другой стороны «родителем» (чужой человек заплетает косички, спрашивает о настроении, кормит, лечит, «Кто я для него?», «Кто он для меня?»). Смешение функций диктуемых социальной ролью «воспитанник детского дома» и объективно утраченной роли «сына» или «дочери» и будущей «приемный сын» или «приемная дочь» приводят к

хаотичному и спутанному представлению о других членах семьи и взаимоотношениях с ними, так и о семье в целом.

Последним, четвертым этапом обсуждения заявленной проблемы является уточнение структуры образа семьи. Так, в исследовании Р.А. Яббаро-вой (2011) структура образа семьи у воспитанников школ-интернатов включает когнитивный, ценностный и мотивационный компоненты. Содержательно, когнитивный компонент характеризуется наличием знаний о составе семьи, о семейных ролях, обязанностях по ведению домашнего хозяйства; ценностный компонент включает понимание значимости семьи в жизни человека; мотивационный компонент характеризуется стремлением иметь семью и воспитывать в себе качества будущего семьянина [21].

Результаты исследований А.С. Шубиной (2009) в этой части проблемы указывают на то, что образ семьи в картине мира детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлен двумя доминирующими моделями. Модель образа обычной семьи отличается фрагментарностью, ригидностью, реалистичностью и обусловлена личным опытом жизни детей в кровной семье. Модель образа идеальной семьи отличается обобщенностью, целостностью, индивидуализированностью и обусловлена компенсаторными механизмами реагирования детей на сложившуюся жизненную ситуацию [17]. И к моменту окончания школы, образ семьи представляет собой хаотический синтез эгоцентрически направленных функционально-ролевых ожиданий и ценностных ориентаций, с одной стороны, и неосознанных целевых установок - с другой [9].

Итак, характер структуры образа семьи у детей-сирот можно описать как проявление крайностей от сверхположительного и идеализированного до сверхнегативного. На практике мы сталкиваемся с тем, что ребенок-сирота стремиться к воспроизведению тенденций родительской семьи. Дети также могут сравнивать жизнь и образ семьи в детском доме (интернатное учреждение семейного типа) и принимающей семье, и проявлять желание вернуться в первый, т.к. «там дарят подарки и дают много конфет». С другой стороны ожидания от устройства в принимающую семью могут быть настолько идеализированными, что сталкиваясь с реальностью, дети разочаровываются в ней. Поэтому необходимо обратить внимание не только на знание ребенка-сироты о семье, но и на его ожидания и систему ценностей, которая уже претерпела определенные изменения и видоизменилась со времени его поступления в детский дом.

Итак, подготовка ребенка-сироты к устройству в принимающую семью предполагает:

1) формирование психологической готовности к устройству в принимающую семью (когнитивный, эмоциональный, мотивационный и поведенческий компоненты);

2) формирование адекватного положительного образа семьи и внутрисемейных отношений;

3) формирование и развитие эффективных способов коммуникации ребенка с приемными родителями и социумом [13, с. 29];

4) определение «места» ребенка-сироты в родовой системе кровной и принимающей семьи.

Итак, анализ литературных данных показал, что проблема подготовки ребенка к устройству в принимающую семью в части формирования адекватного положительного «образа семьи» исследуется уже не одно десятилетие и представляет актуальность. На уровне государства она решается за счет правовых мер, в интернатных учреждениях за счет реализации программ подготовки ребенка к устройству в принимающую семью.

Обобщая данные литературного анализа по проблеме исследования и проектируя коррективы в содержании и направлениях работы по подготовке ребенка-сироты к устройству в принимающую семью, считаем необходимым принять во внимание следующее:

1. Когнитивный, эмоциональный, мотивационный компоненты образа семьи есть компоненты психологической готовности ребенка-сироты к устройству в принимающую семью.

2. «Место» ребенка-сироты в родовой системе кровной и принимающей семьи определяет благополучие детско-родительских и внутрисемейных отношений.

3. Возможность трансформации системы ценностей ребенка-сироты при поступлении в детский дом на альтернативную, с сохранением ценности кровной семьи, определяет ценность и принимающей семьи для ребенка.

4. Новый социальный статус для ребенка-сироты в связи со сменой социальной ситуации развития при поступлении в интернатное учреждение - «воспитанник детского дома» оказывает влияние (затрудняет) понимание и осознание себя в роли «сына», «дочери».

5. Критерием адекватного положительного «образа семьи» является его индивидуальное содержание.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электрон. ресурс]. -Режим доступа: http://base.garant.ru/70183566/.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 г. № 481 [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.usynovite.ru/docu-ments/federal/regulations/postanovleniya/11.02.20162/.

3. Биктина Н.Н. Восприятие родителей детьми, оставшимися без их попечения [Текст] / Н.Н. Биктина // Фундаментальные исследования. - 2013. -№ 11 (8). - С. 1714-1719.

4. Демидова Н.И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников: дис. канд. пед.наук: 13.00.01. - Москва, 2003. - 182 с.

5. Докучаев В.В. Основы родологии [Текст] / В.В. Докучаев, Л.Н. Докучаева. - 2-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2014. -212 с.

6. Евдокимова Ю.Б. Идеализированный образ родителей как фактор де-виантного поведения подростков, воспитывающихся вне семьи: дис. канд. псих. наук: 19.00.13. - Москва, 2004. - 142 с.

7. Завиржек Д. Как выжить детям с ограниченными возможностями и детям этнических меньшинств в государственных учреждениях длительного пребывания [Текст] / Д. Задвижек // Журнал исследований социальной политики. - 2004. - № 2 (2). - С. 189-202.

8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. [Текст] / В.В. Ковалев. - М.: Медицина, 1979. - 608 с.

9. Кузнецова Т.В. Становление у старшеклассников адекватного образа семьи: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Орел, 1998. - 184 с.

10. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии [Текст] / Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков. - М.: «Медицина», 1984. -272 с.

11. Мишина Т.М. Исследование семьи в клинике коррекции семейных отношений [Текст] / Т.М. Мишина // Методы психодиагностики и коррекции в клинике / Под ред. М.М. Кабанова, А.Е. Личко, В.М. Смирнова. - Л.: Медицина, 1983. - С. 225-281.

12. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья» [Текст] / В.Н. Ослон. Монография. Библиотека «Профилактика социального сиротства». - Генезис, 2006. - 368 с. - («Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация).

13. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью: Методическое пособие [Текст] / Г.Т. Базарова и др. - М.: Изд-во «Проспект», 2009. -232 с.

14. Попова Л.Г. «Детское» и «взрослое» восприятие семейной ситуации [Текст] / Л.Г. Попова, Е.В. Левицкая // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 3. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. - С. 124-135.

15. Рыжкова А.В. Образ семьи у детей дошкольного возраста и их родителей: дис. канд. псих.наук: 19.00.13. - Москва, 2009. - 215 с.

16. Сидельников С.А., Дышекова М.Р., Часыгова М.Ю. Особенности посттравматического стрессового синдрома у детей [Текст] / С.А. Сидельников, М.Р. Дышекова, М.Ю. Часыгова // Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150). - 2013. Volume 3. Issue 2. - С. 236.

17. Шубина А.С. Образ семьи в картине мира, детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / А.С. Шубина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4. - С. 179-183.

18. Шубина А.С. Подготовка ребенка к устройству в замещающую семью как необходимое условие эффективного преодоления социального си-

ротства [Электрон. ресурс] / А.С. Шубина // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. Материалы I международной научно-практической конференции «Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения». 14-15 ноября 2013 года в Московском городском психолого-педагогическом университете. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/childdeprivation/ issue/69114.shtml.

19. Шутценбергер А.А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы [Текст] / А.А. Шутценбергер. - М.: Психотерапия, 2009. - 256 с.

20. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семья [Текст] / Э.Г. Эй-демиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.

21. Яббарова Р.А. Формирование образа семьи у младших школьников в условиях школы-интерната средствами народной педагогики: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. - Киров, 2011. - 157 с.

СЕМИНАР КАК ФОРМА И МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

© Судакова В.К.1

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Московской области «Серпуховский колледж», г. Серпухов

Статья посвящена проблеме организации учебно-воспитательного процесса. Главное внимание обращается на семинар как современную форму и метод обучения и воспитания учащихся.

Ключевые слова учебно-воспитательный процесс, формы обучения, методы обучения, семинар, познание, творчество, практика, проблема.

Современное общество предъявляет постоянно растущие требования к качеству образования. Учащиеся колледжа уже в том возрасте, когда особенности их психологического и умственного развития позволяют разнообразить формы и методы обучения, сделать более весомой долю самостоятельной, исследовательской, творческой работы. И потому, как «Нет лучшего метода сообщения уму знаний, чем методом преподнесения им в возможно более разнообразных формах. Когда проникшие в наш ум различными путями идеи объединяются в крепости ума, занимаемое ими положение ста-

1 Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.