Научная статья на тему 'Содержание, основные направления и формы деятельности учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг'

Содержание, основные направления и формы деятельности учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1092
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В РККА И РККФ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В АРМИИ И НА ФЛОТЕ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ РАБОТА В СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ И ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / THE GREAT PATRIOTIC WAR / POLITICAL AND EDUCATIONAL WORK IN THE RED ARMY AND THE RED CROSS / CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK IN THE ARMY AND NAVY / CULTURAL AND LEISURE WORK IN THE SOVIET ARMED FORCES AND THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION. REFERENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Осташкин Валерий Николаевич

В статье рассматриваются лишь некоторые аспекты деятельности учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг., которая носила многосторонний и многогранный характер. Это часть той политической работы, которую организовывали и проводили командиры, штабы, политорганы, партийные и комсомольские организации с целью разъяснения характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение хода войны, ознакомление c международным и внутренним положением Советского Союза, пропаганда героических подвигов на фронте и в тылу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Осташкин Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content, main directions and forms of activity of cultural institutions in the years the Great patriotic war of 1941-1945

The article considers only some aspects of the activities of cultural institutions during the great Patriotic war of 1941-1945, which had a multi-sided and multi-faceted nature. This is part of the political work that commanders, staffs, political organizations, party and Komsomol organizations organized and carried out in order to explain the nature and goals of the war, expose the essence of fascism, cover the course of the war, familiarize themselves with the international and internal situation of the Soviet Union, and promote heroic deeds at the front and in the rear.

Текст научной работы на тему «Содержание, основные направления и формы деятельности учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»

Содержание, основные направления и формы деятельности учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Осташкин Валерий Николаевич

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры «Психологии, социологии, государственного и муниципального управления" Гуманитарного института РУТ (МИИТ), ostashkin.valeriy@mail.ru

В статье рассматриваются лишь некоторые аспекты деятельности учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг., которая носила многосторонний и многогранный характер. Это часть той политической работы, которую организовывали и проводили командиры, штабы, политорганы, партийные и комсомольские организации с целью разъяснения характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение хода войны, ознакомление c международным и внутренним положением Советского Союза, пропаганда героических подвигов на фронте и в тылу. Ключевые слова: Великая Отечественная война, политико-просвети-тельная работа в РККА и РККФ, культурно-просветительная работа в армии и на флоте, культурно-досу-говая работа в Советских Вооруженных Силах и Вооруженных Силах Российской Федерации.

Народы Содружества Независимых Государств и вместе с ними вся мировая прогрессивная общественность готовятся торжественно отметить 75-ю годовщину Победы советского народа над гитлеровской Германией и её союзниками в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Особенностью нынешней подготовки к 75-летию Победы являются чрезвычайное обострение международной обстановки и усиление холодной войны Запада против России. Многолетний антисоветизм западной пропаганды сегодня перерос в злобную русофобию, началось прямое экономическое давление, психологическая обработка российского населения и использованием прозападных сил в самой России.

В последние годы на Западе усиленно навязывается общественному мнению психологическая установка о том, что якобы Советский Союз такой же агрессор, как и Германия, и несет равную ответственность за развязывание второй мировой войны. Якобы "Сговор Сталина с Гитлером в августе 1939 г. развязал вторую мировую войну". Сейчас, в преддверии 75-летия Победы советского народа над гитле-

ровской Германией и её союзниками, в Польше, Латвии, Литве, Эстонии, на Украине и других странах бывшего социалистического содружества идет снос памятников советским воинам, павшим за их освобождение. Верхом наглости и цинизма стало заявление лидера правящей польской партии "Право и справедливость" Ярослава Качинь-ского, что Германия и Россия должны заплатить Польше компенсацию за ущерб, нанесенный во время Второй мировой войны. В Госдуме и Совете Федерации РФ назвали подобные требования безнравственными, напомнив политику, что советский народ понес огромные потери, освобождая Польшу от нацизма, а после войны вкладывал средства в восстановление страны.

Сегодня развернута работа по выполнению "Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", объявленная Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493. Предыдущие три такие Программы дали некоторые результаты, но сейчас необходимы новые материалы, аргументы об источниках победы над гитлеризмом. Среди них достойное место могут занять знания о деятельности учреждений культуры в годы войны т.к. она стали непосредственными участниками огромной идеологической работы, направленной против немецко-фашистских захватчиков.

Великая Отечественная война затронула все стороны общественной жизни, в том числе и культурно-просветительную работу, которая стала важным фактором в достиже-

нии победы. К началу войны уже существовала разветвленная система культурно-просветительного обслуживания населения и войск. В стране этими вопросами занимался Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения), а в армии -Главное политическое управление Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Главное политическое управление Рабоче-Крестьянского Красного Флота.

В начальный период войны основным содержанием работы учреждений культуры (домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален) было разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза, пропаганда героических подвигов на фронте и в тылу. Несмотря на все трудности военного времени, значительно расширилась сфера деятельности работников культуры. Культурно-просветительная работа выходила за привычные рамки учреждений культуры и проводилась на переднем крае, в цехах, в бомбоубежищах, на станциях метро, в агитпунктах вокзалов, на платформах железнодорожных станций, в госпиталях, на призывных пунктах, практически во всех местах массового скопления населения.

Война диктовала свои условия проведения культурно-просветительной работы, в связи с чем как на фронте, так и в тылу изменялся режим работы учреждений культуры. Проводилась групповая и индивидуальная работа с населением и военнослужащими в перерывах между боями или между сменами на

заводах. Основными направлениями работы учреждений культуры в тылу стали агитация и пропаганда, проведение широкой справочной работы, развитие художественной самодеятельности, организация отдыха в условиях тяжелого физического труда.

С 29 июня 1941 г. ежедневно по всем радиостанциям СССР в 19 часов 15 минут транслировалась пятидесятиминутная передача «Слушай фронт». Сводки Совинформбюро широко использовались работниками культпросветучреждений для разъяснительной работы среди гражданского населения. Культработники шли на передовую, в цеха, в поля и там проводили разъяснительную работу, читку газет. Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Эренбург и др.

С началом войны возрос тираж центральных газет и журналов для отправки на фронт. В конце 1941 г. в армии было три центральные газеты (в Сухопутных войсках - «Красная звезда», в Военно-Морском Флоте -«Красный флот», в Военно-Воздушных Силах - «Красный сокол»), 13 фронтовых и 60 армейских газет общим тиражом 3 195 000 экз.

Большую культурно-просветительную работу проводили музеи. Первая выставка, посвященная войне, начала свою работу в Центральном доме Красной Армии 29 июня 1941 г., после первых семи дней войны, а 3 августа 1941 г. состоялась первая выставка трофеев Красной Армии. Государственный исторический музей в 1941 г. организовал 38 выставок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предприятий. Музейные сотрудники

Свердловска в 1941-1942 гг. провели 180 лекций, на которых присутствовало более 200 тыс. человек.

Героическим делом работников культуры было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников. Работники библиотек, картинных галерей и музеев, рискуя жизнью, организовывали их эвакуацию. Работая днем и ночью, они отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло ценность. Так были вывезены почти полностью экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. единиц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В. И. Ленина, свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Шла огромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры Ростова, Киева, Севастополя и других городов. Даже в блокадном Ленинграде спасение культурных ценностей Петергофа, Царского Села, Эрмитажа стало делом государственной важности. Бесценные произведения искусства закапывались в землю. Так, многотонная пятиметровая бронзовая статуя Екатерины Великой была осторожно закопана в саду, а после снятия блокады благополучно водружена на место.

С началом войны резко сократилось количество средств, выделяемых на культурно-просветительную работу. Во второй половине 1941 г. число гражданских клубных учреждений и библиотек сократилось наполовину, так как большинство этих зданий стали базой для военных госпиталей, жильем для эвакуированного населения. В начальный период войны наблюдался значительный отток профессиональных работников культуры на фронт,

в действующую армию, что негативным образом сказывалось на качестве организации культурно-просветительной работы в тылу.

Качественная перестройка жизни страны под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!» нашла свое отражение в приказе Наркомпроса РСФСР «О работе политико-просветительных учреждений в военное время». Деятельность каждого гражданского учреждения культуры была подчинена мобилизации людей на защиту Родины и решению насущных народнохозяйственных задач военного времени. С июля 1941 г. Нарком-прос дал указания отделам народного образования об обслуживании гражданскими библиотеками военных госпиталей, агитпунктов и местных частей ополчения. При многих клубных учреждениях и ряде библиотек были созданы агитационные коллективы, развернувшие большую агитационную и массово-политическую работу среди различных категорий трудящихся. Так, например, в 325 агитационных коллективах, созданных при избах-читальнях Алтайского края, систематическую массовую разъяснительную работу вели 5160 агитаторов. Клубы, избы-читальни, дома культуры и библиотеки становились боевыми центрами политической агитации.

Работники и актив клубов, библиотек и музеев разъясняли трудящимся характер, цели и задачи Великой Отечественной войны, основные вопросы политики Советского государства, меры Советского правительства, Государственного Комитета Обороны, направленные на укрепление обороноспособности

страны. Центральное место в агитационно-массовой работе культурно-просветительных учреждений занимала политическая информация, являвшаяся сердцевиной политической агитации военного времени.

Особое место в мобилизации усилий тружеников села на разгром врага занимали избы-читальни. Они были самыми распространенными клубными учреждениями сельской местности. К началу войны удельный вес изб-читален по отношению ко всем клубам системы Наркомпроса РСФСР составил 96,5 %. Эти учреждения культуры были превращены в центры идейной жизни деревни. Наряду с живым словом большое значение в военное время приобрела политическая наглядная агитация. Она являлась доходчивой формой политической работы среди широких слоев населения города и деревни, оперативно отражала события внутренней и международной жизни. Огромная заслуга в широком развитии наглядной пропаганды принадлежит советским художникам. В военное время большое развитие получила графика и прежде всего ее агитационные формы.

Громадную силу воздействия на массы имело изобразительное искусство. Организовывались выставки, стенды, монтажи. Работники культурно-просветительных учреждений широко использовали плакаты, лозунги, газетные и журнальные карикатуры и другие произведения изобразительного искусства в лекциях, докладах, политических информациях и беседах с трудящимися. В клубах, библиотеках и музеях оформлялись витрины, доски, щиты под названием «На фронтах

Отечественной войны», «В последний час» и др.

Значительное место занимала справочная работа. Для населения при домах культуры, клубах, избах-читальнях, библиотеках были созданы справочные столы, «уголки справок», в которых имелась большая справочная литература, географические карты с обозначением линии фронта. Активное участие в этой работе принимали квалифицированные специалисты. Каждый гражданин мог получить обстоятельный ответ на вопросы о международном положении, внутренней жизни страны, положении на фронтах. Посетителям оказывалась помощь в написании заявлений, жалоб, писем в действующую армию. В клубах часто проводились вечера вопросов и ответов, вывешивались стенды с различной информацией.

В условиях войны значительно повысилась роль музеев в политическом воспитании масс. Перестройка музеев сопровождалась изменением экспозиции за счет усиления их связи с требованиями военной жизни и широкой организации внемузейной деятельности. Днем и ночью не прекращалась работа по спасению музейных ценностей. Музейные фонды были эвакуированы из пятнадцати областей, двух краев и двух автономных республик. Из сорока одного пункта были вывезены фонды 66 музеев.

В сложнейших условиях быстрого наступления фашистских войск проходила эвакуация книжных фондов из прифронтовых районов. Днем и ночью не прекращался самоотверженный труд библиотекарей по спасению книг. В две очереди в июле и ноябре 1941 г. из библиотеки имени В. И. Ленина было

эвакуировано в тыл около 700 000 книг. Тематическая работа по сбережению и эвакуации фондов была проведена Государственной публичной библиотекой имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. В июле 1941 г. из Ленинграда были эвакуированы в город Мелекесс 2634 ящика c рукописями и ценнейшими книжными фондами. Благодаря заботам государства, героическим усилиям библиотекарей были спасены величайшие книжные богатства, входящие в сокровищницу нашей национальной и мировой культуры.

Библиотеки развернули военное просвещение среди тружеников города и села, способствовали выполнению военно-оборонных задач, укрепляли единство фронта и тыла. Агитационно-пропагандистская и массово-политическая работа, проводимая библиотеками, помогала в мобилизации духовных и физических сил народа для борьбы c врагом. Центральное место в работе библиотек заняла политинформация.

Большой популярностью среди читателей и населения пользовались такие формы агитационно-массовой работы, как громкие читки, беседы, доклады, лекции, консультации. Библиотеки развернули большую работу в этом направлении. Библиотекари читали сводки Совинформбюро, рассказывали о боевых эпизодах, помогали трудящимся изо дня в день следить за происходящими событиями, яснее понять ход Великой Отечественной войны, лучше выполнять свои гражданские обязанности, разоблачали всякие ложные слухи.

Читальные залы многих областных, городских и районных библиотек превратились в лектории. Библиотеки своими многочисленными

массовыми мероприятиями охватывали большое число людей. Так, мероприятия, проведенные библиотеками Москвы, в 1943 г. посетили 307 тыс. 402 человека, а 1944 г. - 1 млн. 130 тыс. человек. Одной из важнейших областей массовой работы библиотек была организация выставок, тематика которых была очень разнообразной и охватывала различные области науки, культуры, общественно-политической жизни страны, военные и производственные вопросы. Количество читающих было велико, несмотря на тяжелое военное время. В дни войны изменился состав читателей. В библиотеки пришли женщины, подростки, работающие на производстве, увеличилось число военнослужащих, специалистов, агитаторов, политработников. Изменились и интересы читателей. Война вызвала огромный спрос на антифашистскую литературу. Особенно резко возрос спрос на книги по военному, военно-инженерному делу, по противовоздушной и противохимической обороне, по изучению отдельных видов вооружения, медицине, книги о русских полководцах, героях Гражданской войны. Резко возрос спрос на сельскохозяйственную литературу, публицистические статьи, очерки, стихи.

Библиотечные работники перенесли центр своей деятельности на предприятия, полевые станы, в бомбоубежища, воинские части, в госпитали, на мобилизационные пункты, на вокзалы, в части народного ополчения. Там они проводили беседы, организовывали чтение интересных газетных и журнальных статей; оформляли книжные выставки, стенды на актуальные темы.

Приближение книги к населению потребовало широкого развертывания сети передвижек. Передвижки создавались на предприятиях, в колхозах, госпиталях, воинских частях, на призывных пунктах, в домоуправлениях, в общежитиях. Так, например, самоотверженную работу вел коллектив сотрудников Государственной публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина. Библиотека лишилась освещения, отопления, из строя вышел водопровод, но ее сотрудники продолжали работу, развертывали выставки в госпиталях, воинских частях, на пунктах военного обучения.

Продвигая в массы литературу, знания и идеи, направленные на борьбу с немецким фашизмом, библиотекари помогали народу побеждать врага. В годы войны особое значение приобрела справочно-библио-графическая работа. Библиотеки давали ответы на различные запросы, касающиеся важнейших проблем военного времени. Значительную справочную работу вели университетские библиотеки различных областных центров, обслуживая эвакуированные в тыл научные учреждения, вузы и предприятия, а также районные и сельские библиотеки. Библиотекари являлись инициаторами и организаторами многих добрых дел среди читателей: в помощь Красной Армии собирали и отправляли на фронт теплые вещи, продовольствие, регулярно сдавали свою кровь раненым бойцам, вели обширную переписку с солдатами, матросами и командирами Красной Армии и Красного Флота, что повышало их моральную стойкость и боевой дух.

С огромной любовью трудились библиотекари в госпиталях, отда-

вая этому делу все свои силы и свободное время. Они выступали в качестве пламенных агитаторов и советчиков, вдумчивых педагогов и пропагандистов, часто круглосуточно дежурили у постелей раненых, являлись надежными помощниками врачей, когда одними медицинскими средствами было трудно вырывать человека у смерти.

Библиотечные работники организовывали с бойцами и командирами изучение немецкого, английского и французского языков, помогали повышать грамотность тем воинам, которые в этом нуждались. Во многих госпиталях для выздоравливающих инвалидов Великой Отечественной войны библиотекари создавали кружки по счетному делу, переплетные кружки и оказывали помощь в освоении новых профессий. Привлекая широкий читательский актив, библиотекари чинили белье для госпиталей, к каждому празднику преподносили подарки раненым.

Библиотечные работники с самого начала войны проявили себя преданными патриотами своей Родины. Это в огромной мере содействовало тому, что роль библиотек в решении важных вопросов, их авторитет среди широких масс с первых военных дней значительно повысились.

В годы Великой Отечественной войны на ослабевал интерес красноармейцев и краснофлотцев к профессиональному высокому искусству. 3 июля 1941 г. было принято решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Необходимо подчеркнуть, что вместе с Красной Армией и Красным Флотом артисты профессионалы и любители прошли весь путь войны.

Ставились "Русские люди" К.Симонова, "Парень из нашего города", "Жди меня" , комедии А.Н.Островского, "Недоросль" Фонвизина, "Женитьба Фигаро" Бомарше, оперы "Евгений Онегин" , "Борис Годунов".

Свыше 40 тысяч деятелей искусства побывали на фронтах за годы Великой Отечественной войны. В их числе были выдающиеся артисты И.Москвин, М.Жаров, И. Ильинский, А.Тарасова, А.Яблочкина, М.Царев, Н.Черкасов, Е.Гоголева.

Для выезда в Действующую армию и на флот создавались фронтовые театры. По сути, фронтовые театры переняли традиции передвижных театров, созданных ещё в Красной Армии в период гражданской войны. Первым фронтовым театром был театр "Искра", сформированный из актеров Театра имена Ленинского комсомола - они были добровольцами народного ополчения. Затем были созданы фронтовые филиалы Малого театра и театра имени Евг.Вахтангова, комсомольский театр ГИТИСа.

За годы войны в составе театров значилось около 40 тысяч человек. Не было такого места, куда они не приезжали на представление. На чем только они не передвигались: сани-розвальни, автобусы, грузовики, самолеты, пароходы, торпедные катера.

С первых же дней Великой Отечественной войны, не смотря на крайне сложную обстановку, усилиями политорганов Действующей армии были созданы небольшие концертные бригады, живые газеты, драматические коллективы, которые выезжали на фронт и выступали перед бойцами со стихами А. Суркова, К. Симонова, А. Твардовского, С. Маршака; отрывками из

рассказов, очерков, публицистических статей, печатавшихся в газетах и журналах (Л. Толстого, М. Шолохова, А. Чехова, М. Твена и др.). Значительное место в репертуаре самодеятельных коллективов занимало чтение отрывков из произведений Н. Островского «Как закалялась сталь», «Рожденные бурей», А. Твардовского «Василий Теркин». Неотъемлемой частью выступлений самодеятельных коллективов были водевили, драматические отрывки из пьес русской и зарубежной классики.

Пожалуй, по мнению автора, самым любимым музыкальным направлением в годы Великой Отечественной войны, стала лирическая песня. Их пела вся страна: "Вечер на рейде" В.Соловьева-Седого, "Темная ночь Н.Богословского, "Священная война" А.Александрова, "В лесу прифронтовом" М.Блантера, "Огонек", "В землянке" , "Катюша" и др.

Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны была "Священная война" - настоящий гимн советского народа в войне против немецко-фашистских захватчиков. Через два дна с начала войны, 24 июня 1941 г. в газетах "Красная звезда" и "Известия" было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Уже на следующий день композитор А.В.Александров написал к ней музыку. Ещё через день она была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт. Среди исполнителей особо необходимо подчеркнуть ту любовь, которую проявляли бойцы к народным певицам Л.Руслановой, Кл.Шульженко,

которые своим творчеством олицетворяли тех женщин - матерей, жен и дочерей, которых защищали солдаты и матросы, офицеры и генералы на Действующем фронте.

В репертуаре вокальных и хоровых коллективов преобладали русские народные песни, песни, созданные в годы Великой Отечественной войны. Коллективы самодеятельности выступали как в клубах и воинских частях, так и на вокзальных агитпунктах, в госпиталях, цехах заводов, подшефных колхозах, залах дворцов и домов культуры. Боевые стихи, патриотические песни, вдохновенные рассказы о героических подвигах фронтовиков, скетчи и интермедии, райки и сценки, разоблачающие звериную сущность гитлеризма и призывающие к беспощадной борьбе с врагом, вдохновляли советских людей на ратные подвиги и героический труд во имя разгрома врага. Интересы защиты страны требовали быстрейшей мобилизации тружеников тыла на выполнение фронтовых заказов, государственных планов. Этим целям были подчинены выступления самодеятельных коллективов, в программах которых значительное место занимала производственная тематика. Агитбригады строили свои выступления на местном материале, хлестко бичевали людей, недобросовестно относящихся к труду, способствовали повышению авторитета представителей советской власти.

В работе армейских учреждений культуры изменилась ее организационная и содержательная сторона. На базе окружных и гарнизонных домов Красной Армии была создана сеть передвижных культурно-просветительных учреждений (в 1941 г.

- во фронтах, с февраля 1942 г. - в корпусах и армиях). В дивизиях, бригадах, отдельных полках стали работать войсковые походные клубы с необходимым набором технических средств пропаганды (киноаппарат, библиотечка, периодическая печать, музыкальные инструменты, игры). В полках 33-й армии Западного фронта впервые заработали клубы-землянки, а в подразделениях переднего края -агитземлянки.

Советские художники по своему участвовали в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами. В течение войны было организовано много выставок. Среди них две всесоюзные "Великая Отечественная война" и "Героический фронт и тыл" и двенадцать республиканских.

Великая Отечественная война определила, наиболее массовым видом наглядной агитации были плакаты. За годы войны издательства выпустили более 800 названий военных плакатов общим тиражом 34 млн экз.

Большой популярностью пользовались такие плакаты, как «Родина-мать зовет!» (художник И. Тоидзе), «Воин Красной Армии, спаси!» (художник В. Корецкий), «Бей насмерть!» и «Клянемся мстить гитлеровским захватчикам!» (художник Н. Жуков), плакаты В. Климашнева и многие другие. Особенно массовое распространение получил плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Тираж его составил 14 млн. экз. Он висел всюду, включая кабины самолетов и каюты кораблей.

Клубы и дома Красной Армии выпускали «Окна сатиры», «Окна бойца», оформляли передвижные выставки картин, рисунков, плакатов. Дом Красной Армии Брянского

фронта в январе-апреле 1943 г. организовал выставки на темы «Жизнь и деятельность В. И. Ленина», «Героический путь Красной Армии», «Изучай оружие врага».

Силами дома Красной Армии Центрального фронта и армейских домов Красной Армии, клубами частей и соединений было подготовлено большое количество фотовитрин и выставок, плакатов и рисунков на темы «Воин, отомсти!», «Зверские преступления немецких захватчиков над пленными красноармейцами» и др. Во многих городах и населенных пунктах были вывешены на видных местах щиты - плакаты с материалами, рассказывающими о преступлениях, совершаемых фашистскими захватчиками. На одном из щитов, оборудованном работниками дома Красной Армии 48-й армии Центрального фронта, сообщалось: «Здесь была д. Прудки, но немецкие фашисты превратили ее в пепел. 190 жителей расстреляны и повешены фашистскими людоедами. 120 девушек и молодых ребят гитлеровцы угнали на каторгу в Германию. Боец! Такую расправу фашистские звери готовят всем, кто томится под их властью. Отомсти за кровь своих братьев и сестер... Будь беспощадным и грозным судьей!»

Показ фактов зверств гитлеровцев, разъяснение задач воинов средствами наглядной агитации оказывало на них огромное мобилизующее воздействие.

Расширялась практика использования передвижных культурно-просветительных учреждений, апробированная в годы Гражданской войны. С началом наступления в действующей армии налаживается работа по использованию передвижных агитационных центров.

С февраля 1942 г. начинают создаваться агитпоезда при политуправлениях фронтов, а с марта 1943 г. стал работать агитпоезд Главного политического управления. С марта 1943 г. в штат домов Красной Армии были введены агитмашины (агитпо-возки, агитсани). Устройство их было несложным. На автомобиле (телеге) устанавливался фургон со щитами, на которых размещались материалы наглядной агитации, сгруппированные по определенным темам, например: «Герои Великой Отечественной войны», «Все для фронта, все для победы», «Зверства немецко-фашистских оккупантов», «Уголок юмора» и т. д. В агит-машине имелись патефон, баян, книги, брошюры, политическая карта мира, свежие газеты, журналы, конверты, а также бумага для писем. К фургону был прибит ящик для красноармейской почты. Внутри фургона был оборудован столик, на котором солдат мог написать письмо. В экипаж агитмашины входили водитель-кинорадиомеханник, лектор - старший машины, небольшая концертная группа. С лета 1943 г. стали создаваться агиткатера. Практика использования передвижных агитационных пунктов включала в себя даже создание агитационных эскадрилий. Зачастую вместе с передвижными агитационными пунктами работали агитационно-художественные бригады, создаваемые армейскими учреждениями культуры, гражданскими домами культуры и театрами.

Огромную работу осуществляли центральные армейские учреждения культуры. Центральный дом Красной Армии направил два своих оркестра с концертами на фронт. Центральный театр Красной Армии

создал три концертные группы. Краснознаменный ансамбль песни и пляски под руководством А. В. Александрова организовал четыре концертные бригады. Художники студии военных художников им. М. Б. Грекова занимались созданием наглядной агитации, работали в Действующей армии и отправляли передвижные художественные выставки на фронт.

В армиях и на фронтах по решению военных советов создавались красноармейские ансамбли песни и пляски, а в дивизиях - агитационно-художественные бригады. С 1942 г. в состав каждой армии входили армейские ансамбли песни и пляски. Окружные драматические театры приграничных округов с началом войны были преобразованы во фронтовые драмтеатры, которые кроме постановки спектаклей занимались культурным обслуживанием войск в составе концертных бригад.

Наибольшим успехом у фронтовиков пользовались кинопоказы. Деятелями кино в годы Великой Отечественной войны были выпущены около 500 киножурналов и 34 полнометражных фильма. За время войны состоялось более шести миллионов киносеансов. Самыми популярными фильмами на фронте были "Два бойца" Л.Лукова, "Секретарь райкома" И.Пырьева, "Парень из нашего города" А.Столпера, "Нашествие" А.Рома, «Они защищали Родину», «Зоя» Л.Арнштама, «Радуга» М.Донского, «Чапаев» братьев Г. и С.Васильевых, «Мы из Кронштадта» Е.Дзи-гана, «Народные мстители» В.Беляева, «Валерий Чкалов» М.Калатозова. Перед сеансом зачастую проводились политбеседы.

Для руководства культурно-просветительной работой на фронт

направлялись самые подготовленные кадры из числа учителей школ, преподавателей вузов, ученых-обществоведов. Так, на Волховском фронте в домах культуры Красной Армии служили полковник Чагин -профессор, доктор философских наук, капитан Базанов - кандидат исторических наук, поэт Всеволод Рождественский, другие образованные и талантливые люди.

Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных артистов дворца культуры Московского автозавода (директор Л. А. Хайло) и Московского дома культуры им. Горького (директор В. В. Симбухов-ский) стали действовать уже в 1941 г. Особое внимание в их программах уделялось произведениям малых форм: коротким сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отражалось героическое прошлое русского народа. Фронтовые концертные бригады были сформированы из артистов Малого, Художественного театров, театра им. Е. Вахтангова. Артисты В. Пашенная, В. Рыжова, И. Москвин, А. Тарасова, В. Качалов, певицы Л. Русланова, К. Шульженко провели тысячи выступлений в тылу и на фронте. В партизанских отрядах также создавалась своя художественная самодеятельность. Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа.

В 1943-1944 гг. был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало 500 тыс. человек. В репертуаре сельских коллективов были частушки, любимые народные песни, такие как «Катюша», «Вечер

на рейде» В. Захарова, «В лесу прифронтовом» Б. Мокроусова, «Землянка» К. Листова и др. А в 1945 г. был организован второй Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в нем участвовало около 900 тыс. человек. С успехом прошли смотры в областях, находившихся ранее под оккупацией: Брянской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Псковской и др.

Война нанесла большой ущерб учреждениям культуры. На оккупированной территории гитлеровцы варварски уничтожили и разграбили 427 музеев, 44 тыс. зданий театров, клубов и других учреждений культуры. Пострадали книжные фонды библиотек. Только в массовых библиотеках страны было расхищено и уничтожено 100 млн. книг.

О том, насколько за годы войны изменилась сеть учреждений культуры, можно судить по следующим цифрам. С 1941 по 1945 г. количество дворцов, домов культуры, клубов сократилось с 118 до 95 тыс.; массовых библиотек - с 95,4 до 47,44 тыс.; единиц книжного фонда

- с 185 до 109 млн экз. книг; музеев

- с 991 до 787; киноустановок - с 28 тыс. до 14,5 тыс. (табл. 1.1). Но по мере освобождения территорий от немецкой оккупации в стране развертывалась работа по восстановлению объектов культуры, причем она часто осуществлялась по инициативе самого населения.

В ноябре 1944 г. СНК РСФСР принял Постановление «О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры». Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете клуб, в

каждом районном центре - дом культуры. Постановлением СНК в феврале 1945 г. был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках. В автономных республиках были образованы управления по делам культурно-просветительных учреждений, а на местах - отделы куль-тпросветработы при исполкомах местных Советов. Все это улучшало государственное руководство системой культурных учреждений. Одной из главных задач государственных органов являлось обеспечение работ по восстановлению учреждений культуры. Предстояло также расширить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры.

Таблица 1

Сеть учреждений культуры в 1941 и 1945 гг.

Таблица 2

Формы и методы культурно-просветительной работы в годы Великой Отече-

Учреждения культуры 1941 г. 1945 г.

Дома, дворцы культуры и клубы 118 032 94 437

Массовые библиотеки 95 401 (185 млн экз.) 47 440 (100 млн экз.)

Музеи 991 787

Киноустановки 28 000 14 479

При проведении культурно-просветительной работы в разные периоды войны использовались разные методы. В табл. 1.2 приведены наиболее популярные формы и методы культурно-просветительной работы в различные периоды Великой Отечественной войны.

Формы и методы культурно-просветительной работы На фронте

До вой ны нач ало сере-дина конец В тылу

Лекции + + + +

Доклады

Тематические вечера - - + +

Читательские конференции - - - +

Вечера вопросов и ответов - - - +

Литературные суды - - - -

Диспуты - - - -

Вечера техники - - -

Атеистические вечера - - - -

Экскурсии - - - +

Кинофестивали - + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Встречи + + + +

Концерты + + + +

Другие формы

В ходе такой работы решались следующие основные задачи: разъяснение справедливого характера войны советского народа против гитлеровской Германии, воспитание патриотизма и высоких морально-

политических качеств, разоблачение агрессивных целей захватчиков и их реакционной человеконенавистнической идеологии, показ кровавых злодеяний, чинимых на временно оккупированной территории, сплочение воинов разных национальностей.

По мере изгнания с советской земли фашистских захватчиков все шире развертывалась идейно-воспитательная и культурно-просветительная работа в районах, освобожденных от врага. Цель ее состояла в мобилизации трудящихся на ликвидацию тяжелых последствий фашистской оккупации, в организации всенародной помощи фронту, Красной Армии. Активное участие в решении этих задач принимали армейские культурно-просветительные учреждения.

Еще гремела артиллерийская канонада, а на площадях и улицах освобожденных городов и сел проводились митинги, организовывались радиопередачи, оформлялись газетные витрины, расклеивались плакаты, демонстрировались кинофильмы, выступали коллективы художественной самодеятельности, читались лекции, проводились беседы.

В 1943 г. только клуб 388-й стрелковой дивизии организовал в 52 населенных пунктах Смоленской области 94 киносеанса, 140 концертов художественной самодеятельности для населения, распространил 700 брошюр, 1 200 журналов, свыше 10 тыс. газет и листовок. Лекторы дома Красной Армии 2-го Белорусского фронта в августе-октябре 1944 г. провели более 200 бесед и докладов, которые прослушали свыше 70 тыс. жителей освобожденных сел и городов.

Вместо заключения. Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-просветительных учреждений. Они стали дополнительным оружием в борьбе с врагом. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации своей деятельности в военные годы. Опыт, накопленный учреждениями культуры в годы Великой Отечественной войны, до сих пор имеет непреходящее значение.

Литература

1. О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попытка фальсификации истории в ущерб интересам России. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 года № 549.

2. Большая Российская энциклопедия: 30 т. Т."Россия".-М.: Большая Российская энциклопе-дия,2004.

3. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Энциклопедия.-М.,1985.

4. Памяти павших. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 2-е издание. Председатель объединенной редакции Сорокин А.И. -М.,2005.

5. Сталин И.В. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. Изд.5-е. - М.,1947.

6. Великая Победа над фашизмом (Вклад братских народов союзных республик СССР в завоевание Победы в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.).-М.,2015.

7. Наша Победа. Цифры и факты. Материалы в помощь ветеранскому активу. -М.,2017.

8. Обострение борьбы с фальсификаторами истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на современном этапе. Материалы научно-практической конференции .- М.: Издательство ООО "РИТМ", 2017.

9. Информационный сборник. В помощь ветеранскому активу к 75-летию Великой Победы. - М.,2019.

10. Вайсеро К.И., Осташкин В.Н. Социально-культурная деятельность: учебник. - М.:Моск.гор.ун-т управления Правительства Москвы, 2009.

11. Куманев Г.А. Подвиг и подлог. Изд.3-е, испр. и доп.-М.,2007.

12. Мазурицкий М.П. Массовые учреждения культуры в период Великой Отечественной войны.-М.,1992.

13. Осташкин В.Н. Культурно-до-суговая работа в русской армии второй половине XIX века: дисс. ... д-ра ист.наук. - М.,1997.

14. Осташкин В.Н. История социально-культурной деятельности. Часть II (1917-2013 гг.): учеб. пособие. - М.: Моск.гор.ун-т управления Правительства Москвы, 2014.

15. Савченко А.М. Введение в историю культурно-просветительной работы в СССР. - М.,1988.

16. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник.-М.:МГУКИ.2013.

Content, main directions and forms of activity of cultural institutions in the years the Great patriotic war of 1941-1945 Ostashkin V.N.

RUT (MIIT)

The article considers only some aspects of the activities of cultural institutions during the great Patriotic war of 1941-1945, which had

a multi-sided and multi-faceted nature. This is part of the political work that commanders, staffs, political organizations, party and Komsomol organizations organized and carried out in order to explain the nature and goals of the war, expose the essence of fascism, cover the course of the war, familiarize themselves with the international and internal situation of the Soviet Union, and promote heroic deeds at the front and in the rear.

Keywords: the Great Patriotic war, political and educational work in the red army and the red cross, cultural and educational work in the army and Navy, cultural and leisure work in the Soviet Armed Forces and the Armed Forces of the Russian Federation. References

1. About the Commission under the President of

the Russian Federation on counteraction an attempt to falsify history to the detriment of Russia's interests. Decree of the President of the Russian Federation of May 15, 2009 No. 549. The Central Archive of the Ministry of Defense of the USSR.

2. The Great Russian Encyclopedia: 30 t. T.

"Russia" .- M.: The Great Russian Encyclopedia, 2004.

3. The Great Patriotic War of 1941-1945. Encyclopedia.-M., 1985. CPSU on the Armed Forces of the Soviet Union: Documents 1917-1981.- M., 1981.

4. In memory of the fallen. The Great Patriotic

War of 1941-1945 2nd edition. Chairman of the Joint Editorial Sorokin A.I. - M., 2005.

5. Stalin I.V. The Great Patriotic War of the

Soviet Union 1941-1945 Edition 5th. - M., 1947.

6. The Great Victory over fascism (Contribution

of the fraternal peoples of the Union republics of the USSR to the victory in the Great Patriotic War of 1941-1945) .- M., 2015.

7. Our Victory. Figures and facts. Materials to

help the veteran asset. -M., 2017.

8. Aggravation of the fight against falsifiers of the

history of the Great Patriotic War of 19411945 at the present stage. Materials of the scientific and practical conference .- M.: Publishing house LLC "RITM", 2017.

9. Information collection. To help the veteran

asset to the 75th anniversary of the Great Victory. - M., 2019.

10. Vaysero K.I., Ostashkin V.N. Socio-cultural activity: a textbook. - M.: Moscow City University of Management of the Government of Moscow, 2009.

11. Kumanev G.A. Feat and forgery. 3rd ed. and add.- M., 2007.

12. Mazuritsky M.P. Mass cultural institutions during the Great Patriotic War.-M., 1992.

13. Ostashkin V.N. Cultural and leisure work in the Russian army in the second half of the 19th century: Diss. ... Dr. History. - M., 1997.

14. Ostashkin V.N. The history of socio-cultural activities. Part II (1917-2013): textbook. allowance. - M.: Moscow City University of Management of the Government of Moscow, 2014.

15. Savchenko A.M. Introduction to the history of cultural and educational work in the USSR. - M., 1988.

16. Yaroshenko N.N. History and methodology of the theory of socio-cultural activity: textbook.-M.: MGUKI. 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.