Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕКТА КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ'

СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕКТА КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контрабанда / наркотические средства / психотропные вещества и их аналоги / объект преступления / безопасность / здоровье населения / порядок управления / smuggling / narcotic drugs / psychotropic substances and their analogues / object / safety / public health / management procedure

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никишин Дмитрий Леонидович

Рассматривается один из элементов состава контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, который анализируются в рамках родового, видового и непосредственного объекта. В частности, исследуются особенности содержания общественной безопасности и здоровья населения в связи с внешними и внутренними угрозами наркотизации общества. Выделяются дополнительные, факультативные объекты контрабанды, обосновывается внесение дополнений в законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTENANCE OF THE OBJECT OF SMUGGLING OF NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND THEIR ANALOGUES

Various types of objects of smuggling of narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues are considered, which are analyzed at different levels and in a horizontal plane. In particular, the article examines the features of public safety and public health in connection with external and internal threats to the narcosis of society. Additional, optional objects of contraband are identified, and amendments to the legislation are justified.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕКТА КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ»

УДК 343.57

СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕКТА КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ

СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ

Д.Л. Никишин

Рассматривается один из элементов состава контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, который анализируются в рамках родового, видового и непосредственного объекта. В частности, исследуются особенности содержания общественной безопасности и здоровья населения в связи с внешними и внутренними угрозами наркотизации общества. Выделяются дополнительные, факультативные объекты контрабанды, обосновывается внесение дополнений в законодательство.

Ключевые слова: контрабанда, наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги, объект преступления, безопасность, здоровье населения, порядок управления.

Перемещение предметов через таможенную границу касается, в первую очередь, внешнеэкономической деятельности государства, определяющего свои интересы и приоритеты в сохранении национальных материальных ресурсов и их экспорте. Разумеется, для вывоза и ввоза наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов установлены внутригосудартвенные ограничения и запреты, а также таможенные тарифные и нетарифные правила. Данные возможности должны позволять мобильно и оперативно адаптировать систему таможенного управления к динамично меняющимся товарным отношениям, связанным с трансграничным перемещением и увеличением миграционных процессов.

Кроме того, Федеральный закон от 8.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. От 1.05.2019) [1] предусматривает свободу международного транзита через территорию России товаров и транспортных средств (ст. 31) с соблюдением требований регулирования, необходимых для обеспечения обороны страны и безопасности государства, тогда как, ст. 28 Федерального закона от 8.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещает транзит наркотических средств, психотропных веществ и их исходных продуктов через территорию Российской Федерации [2].

Существенное значение в рассматриваемом контексте имеют не только национальные экономические и политические подходы к определению правил перемещения товаров и услуг через таможенную границу, но и международные обязательства стран в связи с заключением соглашений [3, с. 27].

Обращение к практике ООН дает основание полагать, что международное сообщество предъявляет особые требования к мерам безопасности при транснациональном перемещении наркотических средств и психотропных веществ, так как страны должны стремиться «к обеспечению сотрудничества между коммерческими перевозчиками и соответствующими органами в пунктах въезда и выезда и других зонах таможенного контроля с целью недопущения несанкционированного доступа к транспортным средствам и

95

грузу» [4]. Таким образом, свобода экономических отношений подчинена не только интересам безопасной транспортировки, но и прохождения таможенного контроля.

Кроме того, Россией заключен ряд двусторонних соглашений, направленных на установление особых мер безопасности в области таможенного контроля за перемещением наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Так, например, Соглашением от 10.12.2019 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Парагвай о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, таможенные органы государств «незамедлительно передают друг другу по собственной инициативе или по запросу всю необходимую информацию о совершенных или подготавливаемых действиях лиц, которые привели или могут привести к совершению таможенного правонарушения, в отношении перемещения наркотических средств и психотропных веществ» (п. «е» ст. 6)

[5].

Так, приговором от 31.10.2017 по делу № 1-434/2017 Домодедовского городского суда Московской области виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а, г» ч. 4 ст. 228.1; п. «а» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ, признан ФИО. Судом установлено, что, являясь участником организованной преступной группы, он получил в почтовом отделении почтовое отправление из г. Сьюдад-дель-Эсто Республики Парагвай, в котором ухищренным способом под видом бытовой посылки во внутренней полости DJ-пульта управления были помещены наркотические средства - кокаин, общей массой 972,47 грамм.

Уголовная ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусмотрена в настоящее время в ст. 229.1 главы 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК РФ). Данное законодательное решение представляется достаточно обоснованным. Незаконный характер оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов определяет родственный характер всех наркопреступлений, их степень общественной опасности для охраняемых уголовном право социальных благ [6, с. 54]. Поэтому наказание, закрепленное в санкции ч. 1 ст. 229.1 УК РФ, сопоставимо со смежными уголовно-правовыми антинаркотическим нормами и предусматривает лишение свободы на срок от трех до семи лет с возможностью кумулятивного назначения кумулятивного штрафа.

Следует отметить, что до 7 декабря 2011 г. рассматриваемый вид контрабанды оценивался законодателем в качестве вида преступной экономической деятельности [7]. Подразумевалось, что он связан с недекларированием или недостоверным декларированием товаров, сокрытием их от таможенного досмотра и уклонением от уплаты таможенных платежей. Действительно, латентная прибыль, которую незаконно извлекает организованная преступность, является достаточно масштабной. По данным

некоторых исследователей, 1 доллар, вложенный в наркобизнес, приносит 12 240 долларов прибыли, в связи с чем, такая торговля «является экономически выгодной деятельностью и все больше приобретает межрегиональный, международный, организованный характер, усиливается актуальность противодействия правоохранительных органов наркобизнесу как внутри страны, так и за ее пределами» [8, с. 31].

Однако, очевидно, что несмотря на огромный ущерб для экономики страны, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, в первую очередь, посягает на безопасность здоровья населения. Защищенность нормального физического и психического развития людей от немедицинского потребления запрещенных веществ является одним из важных условий обеспечения благополучия демографической ситуации и высокого уровня жизни.

Таким образом, достаточно обоснованным является отнесение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, к посягательствам на общественную безопасность, которая является частью национальной безопасности России [9, с. 34; 10, с. 234]. В этой связи состояние защищенности жизненно важных интересов прогрессивного развития невозможно без здравоохранительного потенциала права, способного определить правила поведения в гармоничных интересах личности, общества и государства.

Высокая латентность наркобизнеса, наличие устойчивых каналов транснационального оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, направленных на расширение девиантной среды наркоманов, формирование и поддержание зависимости от наркопотребления, развития перекрестной толерантности, наглядно демонстрирует тесную важность взаимосвязи между интересами обеспечения общественной безопасности и здоровья населения.

В этой связи забота о сохранении здоровья населения выступает системообразующим элементом социально ориентированной государственной политики государства. В рассматриваемых условиях контрабанда обладает повышенной опасностью, так как связана с ввозом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, не находящихся традиционно на территории России в физической форме. В большинстве случаев речь идет о новых, синтетических, высококонцентрированных препаратах. Как правило, они относятся к группе дизайнерских наркотиков опиоидной группы, производные фентанила. Однако их воздействие на организм в десятки раз сильнее, чем героин.

Вместе с тем, современная наркоиндустрия постоянно расширяет сферу своего влияния. На смену наркотическому спайсу приходит менее опасный снюс [11, с. 558], действие которого может значительно меняться в зависимости от физиологических особенностей организма [12].

Для того чтобы правильно квалифицировать преступление, важно установить его непосредственный объект, так как именно по его признакам

сконструированы конкретные уголовно-правовые нормы Особенной части УК РФ. Нельзя не отметить, что непосредственный объект контрабанды наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов имеет свою специфику.

В первую очередь данное обстоятельство касается его сложной структуры, содержащей помимо основного объекта также дополнительный -интересы порядка перемещения предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу. Причинение вреда охраняемым уголовным правом интересам порядка управления в рассматриваемой сфере представляется очевидным. Это касается не только наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, ввозимых на территорию России посредством использования транспортных средств, но и пересылки. Тем более, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 8.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» пересылка наркотических средств и психотропных веществ запрещена за исключением случаев специального разрешения Правительства Российской Федерации.

Признаки квалифицированного состава контрабанды наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, закрепленные в п. «а» ч. 2 ст. 229.1 УК РФ, дают основания для выделения факультативного объекта рассматриваемого посягательства - интересы государственной власти. Наказание, предусмотренное за совершение преступления, увеличено и составляет в пределах от пяти до десяти лет с возможностью назначения кумулятивного штрафа.

Действительно, совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения придает деянию повышенную степень общественной опасности, так как субъект преступления наделен определенными властными полномочиями в организационно-распорядительной или административно-хозяйственной сфере, а также представительскими функциями со стороны государства. Данные обстоятельства, очевидно, позволяют, с большей эффективностью использовать компетенции в сфере порядка управления, таможенного регулирования и пограничного контроля для создания конфликта интересов и сокрытия преступной деятельности [13, с. 42; 14, с. 191].

С другой стороны особый характер общественной опасности контрабанды наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов должностным лицом с использованием своего служебного положения связан с кризисом доверия власти, подрывом ее авторитета в связи с совершением преступления. Безусловно, подобные исключительные факты вызывают повышенный общественный резонанс, связаны с непрогнозируемой психологической деформацией служащего и низким уровнем правового сознания [15, с. 131].

Также следует обратить внимание на положения п. «в» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ, закрепляющего квалифицированный вид контрабанды наркотических

средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенный с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. Как представляется, установление повышенных мер уголовной ответственности за указанное посягательство связано с появлением в составе факультативного объекта, связанного с интересами защиты здоровья не просто человека, а лица, осуществляющего один из наиболее социально значимых видов деятельности в сфере обеспечения внешней безопасности государства.

Учитывая характер и степень общественной опасности, санкция рассматриваемой статьи закрепляет максимальные виды и размеры наказаний, предусмотренные УК РФ, - лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненное лишение свободы.

Несмотря на подобную строгость, не вполне можно согласиться с мнением А. Коробеев и А. Ролик, которые считают, что под насилием в рассматриваемом случае понимается лишь насилие, опасное для жизни [16, с. 36]. Как представляется, в рассматриваемом случае следует учитывать не только степень общественной опасности применения насилия к представителю власти, но и характер посягательства на здоровье населения, который связан с созданием угрозы причинения вреда физическому и психическому здоровью неопределенной группы лиц в связи с негативными последствиями немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

В качестве системообразующего признака преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, не учтенного в ст. 229. 1 УК РФ, можно отметить также совершение преступления с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»). Это обстоятельство, закрепленное в п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, отражает признаки факультативного объекта преступления, связанного уголовно-правовой охраной порядка обращения информационных и электронных ресурсов.

Совершение контрабанды наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием указанных средств является достаточно распространенным. Организованная преступность активно использует достижения технического прогресса в своем преступном бизнесе, обладает разветвленной межконтинентальной технологической и логистической сетью контрабанды [17, с. 15]. Более того, расширение незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов тесно связано с развитием средств электронной оплаты и электронного денежного оборота [18, с. 39].

Так, приговором от 13 февраля 2020 г. по делу № 1 -44/2020 Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 229.1 УК РФ, признан П.А.С. Судом установлено, что виновный, находясь у себя дома, при помощи ноутбука в сети Интернет заказал у неустановленного следствием лица, находящегося на

территории Китайской Народной Республики, и оплатил посредством электронного кошелька наркотические средство - синтетические каннабиноиды группы соединений ММВ(К)-В7-Р массой 9,51 грамма. Организовав таким образом незаконное перемещение наркотических средств на территорию Российской Федерацию из через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС ,он оформил получение их в почтовом отделении на имя своей матери, неосведомленной о незаконном характере перемещаемых постовых отправлений.

Таким образом, можно отметить, что содержание объекта контрабанды наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов тесно связано с обеспечением, во-первых, ценности установленного законодательством порядка перемещения предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и Государственную границу; а, во-вторых, защиты здоровья населения от немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. При этом здоровье населения оценивается законодателем как наиболее весомое благо, находящееся под основной защитой уголовного права в рассматриваемом случае. Учитывая данные обстоятельства, достаточно обоснованным выглядит отнесения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов к преступлениям против общественной безопасности, посягающим на состояние защищенности и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства в условиях существующего правопорядка.

Факультативными объектами контрабанды наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, в соответствии со смыслом уголовного законодательства, могут выступать интересы государственной власти и физическая неприкосновенность лиц, осуществляющих таможенный или пограничный контроль. Охрана публичных интересов государства в связи с ввозом, вывозом или транзитом предметов на территории России является достаточно ценным интересом правового регулирования. Предоставление государственным служащим социально-правовых гарантий, с одной стороны, способствует поддержанию авторитета самого государства, с другой -обосновывает повышенные требования к нравственно-психологической устойчивости личности в условиях экстремальных условий, повышенных физических и психических нагрузок, возникающих ситуаций, свидетельствующих о возможности конфликта интересов.

Учитывая необходимость комплексного противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также обеспечения защиты информационных и электронных ресурсов от использования в противоправных целях, обоснованным представляется дополнение ч. 2 ст. 229.1 УК РФ пунктом «в предусматривающего совершение тех же деяний с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»). Указанное нововведение отразит особый транснациональный характер общественной

опасности контрабанды наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также повышенную степень общественной опасности использования указанных информационно-электронных средств.

Изучение объекта контрабанды наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов дает основание полагать, что в отличие от других наркопрестулпений, рассматриваемое посягательство тесно связано с экономической, должностной и компьютерной преступностью. Указанное обстоятельство соответствует транснациональному и высокоорганизованному характеру международной преступности, обладающей разветвленной сетью соучастников, использующих коррупционные связи и информационно-коммуникационные ресурсы дистанционного управления

Список литературы

1. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 8.12.2003 № 164-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850

2. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8.12.1998 № 3-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

3. Егорова Т.И. Российское законодательство в сравнении с европейскими стандартами противодействия незаконному обороту наркотиков // Наркоконтроль. 2019. № 2. С. 27-30.

4. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Заключена в г. Вене 20.12.1988) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М.: БЕК, 1996. С. 71-82.

5. Соглашение от 10.12.2019 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Парагвай о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах // Справочно-правовая система «Гарант».

6. Егорова Т.И. Распределение ролей в организованном незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ (на примере контрабанды): статистика и правоприменительная практика // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2016. № 3 (36). С. 5458.

7. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.

8. Феткулов А.Х., Сейтхожин Б.У. Понятие и особенности наркобизнеса как одного из структурных элементов организованной преступной деятельности // Наркоконтроль. 2019. № 2. С. 31-35.

9. Егорова Т.И. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статьи 228-228.1 УК РФ). М.: Юрлитинформ, 2016. 183 с.

10. Плотникова Т.В., Харин В.В. Наркотизм как одна из актуальных угроз национальной безопасности России // Актуальные проблемы государства и права. 2019. Т. 3. № 10. С. 243-250.

11. Idris A. M., Ibrahim S. O., Vasstrand E. N., et al. The Swedish snus and the Sudanese toombak: are they different? // Oral Oncol.: journal. 1998. November. № 6. P. 558-566.

12. Замахина Т. Госдума повысила штрафы за продажу снюса и насвая // Российская газета. 2020. 21 июля.

13. Бугаевская Н.В., Егорова Т.И. Использование служебного положения при совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2019. Т. 1. № 8. С. 191-197.

14. Бугаевская Н.В. Совершенствование антикоррупционного законодательства: основные тенденции современного этапа // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2019. Вып. 1. Ч. II. С. 42-47.

15. Перемолотова Л.Ю. Влияние правового сознания на эффективность оперативно-розыскной деятельности // Юридическая мысль. 2019. № 1 (111). С. 131-137.

16. Коробеев А., Ролик А. Борьба с наркоконтрабандой: проблемы законотворчества и правоприменения // Уголовное право. 2014. № 6. С. 36-41.

17. Барашева Е.В., Лепа Т.П. Проблемы и перспективы трансграничного сотрудничества // Российско-китайские исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 15-22.

18. Земцова С.И. Криптовалюта как средство конспирации преступных действий при легализации наркодоходов, контрабанде и незаконном сбыте наркотических средств // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2020. № 1 (38). С. 39-45.

Никишин Дмитрий Леонидович, канд. юрид. наук, доцент кафедры, damir.nps19952@mail.ru, Россия, Рязань, Институт Академии ФСИНРоссии

MAINTENANCE OF THE OBJECT OF SMUGGLING OF NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC

SUBSTANCES AND THEIR ANALOGUES

D.L. Nikishin

Various types of objects of smuggling of narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues are considered, which are analyzed at different levels and in a horizontal plane. In particular, the article examines the features of public safety and public health in connection with external and internal threats to the narcosis of society. Additional, optional objects of contraband are identified, and amendments to the legislation are justified.

Key words: smuggling, narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues, object, safety, public health, management procedure

Nikishin Dmitry Leonidovich, candidate. the faculty of law. associate Professor of the Department, damir.nps19952@mail.ru, Russia, Ryazan, Institute of The Academy of the Federal penitentiary service of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.