Научная статья на тему 'Содержание непрерывной подготовки кадров системы коперации в области использования средств информационных и комуникационных технологий'

Содержание непрерывной подготовки кадров системы коперации в области использования средств информационных и комуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬНО-БЛОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удовик Е. Э.

В статье рассматриваются вопросы непрерывной подготовки кадров для системы кооперации на примере курса «Потребительская кооперация в условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации» для учащихся сельских школ, студентов системы среднего и высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание непрерывной подготовки кадров системы коперации в области использования средств информационных и комуникационных технологий»

"Культурная жизнь Юга России"

№ 3 (28), 2008

полнить изучаемое произведение с максимальной отдачей;

- на прослушивании неожиданно меняется привычный порядок исполняемых произведений.

Поскольку жизнь нередко преподносит исполнителю неожиданности перед выходом на сцену, то подобное моделирование, на наш взгляд, можно считать оправданным.

Как справедливо отмечает ученица и последовательница К. С. Станиславского Л. П. Новицкая, «только тренажем можно добиться умения наблюдать и контролировать у себя зажим и свободу мышц» (2). Развивать и закреплять приемы самоконтроля необходимо в течение всей жизни, и не только музыкантам. «Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической, бессознательной при-ученности» (3).

Нами разработан и апробирован на занятиях ряд упражнений и тренингов для развития само-

контроля учащихся (студентов) ансамблевых специальностей (4).

Довести свое мастерство до искусства и суметь продемонстрировать его на публике - вот цель, которая вдохновляет как исполнителя, так и его педагога-наставника на поиск все новых и усовершенствование уже найденных средств развитого самоконтроля.

Литература

1. Статьи и высказывания о Ф. И. Шаляпине. М., 1960. С. 384.

2. Новицкая Л. П. Уроки вдохновения. М., 1984. С. 227.

3. Станиславский К. С. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1954. С. 134-135.

4. Булатова О. Р. Роль педагога ансамблевых специальностей в развитии самоконтроля учащихся // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: сб. науч. трудов. Вып. 4. Т. 2. Краснодар, 2006. С. 236-237.

0. R. BULATOVA. PROFESSIONALISM OF A CONCERT-PERFORMING MUSICIAN: PROBLEM OF SELF-CONTROL

This article is dedicated to the problem of performance. The author stipulates that it is necessary for the musician to develop self-control and he gives some examples of self control development.

Key words: musician, performance, anxiety, self-control, teacher.

Е. Э. УДОВИК

СОДЕРЖАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СИСТЕМЫ КООПЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются вопросы непрерывной подготовки кадров для системы кооперации на примере курса «Потребительская кооперация в условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации» для учащихся сельских школ, студентов системы среднего и высшего профессионального образования.

Ключевые слова: информационные коммуникационные технологии, модульно-блочное обучение.

В настоящее время для подготовки профессиональных и высококвалифицированных кадров сферы кооперации функционирует система непрерывного кооперативного образования.

В условиях информационного общества глобальной коммуникации необходимо говорить о непрерывной подготовке кадров для системы кооперации в области использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности (И. В. Роберт, О. А. Козлов, О. А. Тарабрин и др.). Мы определили ее как процесс и совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, образующих определенную целостность и единство (цели подготовки, ее содержание, средства, формы и методы обучения, воспитания и развития студентов начального, среднего, высшего уровня профессионального образования и повышения квалифи-

кации специалистов системы кооперации). Эта система реализуется в условиях специальностей различного профиля, способных осуществлять информатизацию в кооперации и применять средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной профессиональной деятельности.

Рассмотрим содержание непрерывной подготовки кадров для системы потребительской кооперации на примере курсов «Потребительская кооперация в условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации» для учащихся сельских школ, студентов системы среднего и высшего профессионального образования в аспекте реализации принципов непрерывной подготовки кадров для системы кооперации в области использования ИКТ в профессиональной деятельности. Отметим, что при разработке дан-

№ 3 (28), 2008 "Культурная жизнь Юга России"

— 55

ных курсов был выбран блочно-модульный подход, который имеет следующие преимущества при построении программ учебных курсов: каждое направление обучения выделено в отдельный блок, включающий определенное число модулей, отражающих конкретные темы, подлежащие изучению; содержание блоков может быть скорректировано в зависимости от конкретных условий; обеспечивается открытость программы для внесения новых направлений обучения - блоков и корректировка содержания обучения - модулей.

Курс «Потребительская кооперация...» для учащихся 10-х классов сельских школ является факультативным и включается в учебные планы в качестве дисциплины регионального компонента.

Основная цель данного предмета - формирование у школьников представлений о потребительской кооперации в условиях информационного общества и об использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности кооператоров.

Данный курс формирует у школьников общие представления:

- о роли потребительской кооперации и жизнедеятельности членов потребительских кооперативов в условиях информатизации;

- о ее организационно-правовой основе и нормативно-правовом и законодательном обеспечении использования средств ИКТ в профессиональной деятельности специалистов потребительской кооперации;

- о социальной миссии потребительской кооперации и о реализации возможностей ИКТ в процессе удовлетворения культурных, просветительских потребностей сообщества, в котором функционирует потребительская кооперация;

- о системе кооперативного образования и подготовке кадров для работы в сфере потребительской кооперации в условиях использования ИКТ;

- об использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста потребительской кооперации;

- об автоматизации информационного обеспечения этой деятельности и организационного управления производственным процессом в организации потребительской кооперации;

- о возможных негативных последствиях использования средств ИКТ в деятельности членов кооператива и их предотвращении.

Кроме того, курс позволяет учащимся:

- овладеть способами автоматизированного поиска информации о потребительских кооперативах, представленной в виде текста, графики, различных графических форм, динамических, статических рисунков, символов, фотографий и т. д.;

- научиться ведению баз и банков данных (по социальной помощи различным категориям населения, по различным профессиям работников кооператива, по профилям специальностей работников кооператива и т. д.);

- использовать средства ИКТ в презентационной деятельности для рекламы предоставляемых кооперативом услуг, а также для развития производственных процессов в кооперативе и получения финансовой прибыли.

Курс «Потребительская кооперация.», ориентированный на среднее профессиональное образование (СПО), является предметом по выбору студентов и включается в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Содержание курса дополнено блоками, направленными на формирование у студентов определенных знаний и умений. Они должны иметь представление: о единой информационной среде кооперации, обеспечивающей условия осуществления информационного взаимодействия между ее членами; об экспертизе информационных систем, используемых сотрудниками в профессиональных целях; об интеллектуальной собственности и патентно-правовой культуре, представленной в электронном виде; об общих подходах к формированию и функционированию распределенных коллективов разработчиков данной продукции адекватно профилям деятельности организаций; об использовании средств ИКТ для развития производственных процессов в условиях рыночной экономики с целью достижения наибольших результатов производственно-хозяйственной деятельности при наименьших затратах трудовых, финансовых и материальных ресурсов.

Студенты должны знать: возможности использования средств ИКТ в процессе удовлетворения культурных, просветительских потребностей сообщества, в котором функционирует потребительская кооперация, в презентационной деятельности для рекламирования кооперативом услуг и товаров и т. д.; особенности и условия обеспечения информационного взаимодействия между членами потребительских кооперативов; методы управления профессионально-ориентированными информационными системами для специальностей, требующих использования средств ИКТ; основные принципы организации баз и банков данных, содержащих информацию, профессионально-значимую для работы в потребительской кооперации (по социальной помощи различным категориям населения, по различным профессиям работников кооператива, по профилям их специальностей и т. д.); общие подходы к разработке социально-организованных мероприятий, обеспечивающих предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ; особенности содержательной, эргономической и технологической экспертизы профессионально-ориентированных информационных систем для осуществления их отбора с целью использования в деятельности организаций потребительской кооперации (в производственной деятельности, в досуговых и просветительских целях и т. д.); общие подходы к разработке нормативно-правового обеспечения использования средств ИКТ; существующие подходы к коммерциализации объектов интеллектуальных новшеств в этой сфере.

В результате обучения студенты должны уметь: производить автоматизированный поиск информации о потребительских кооперативах, представленной в виде текста, графики, динамических, статических рисунков, символов, фотографий и т. д.; осуществлять информационное

"Культурная жизнь Юга России"

56 —

№ 3 (28), 2008

взаимодействие между членами потребительских кооперативов в условиях функционирования глобальной и локальных сетей; вести базы и банки данных (по социальной помощи различным категориям населения, по различным профессиям работников организации, по профилям специальностей работников кооператива и т. д.); использовать средства ИКТ в презентационной деятельности для рекламы предоставляемых кооперативом услуг и товаров; уметь защищать перспективные средства и технологии кооперативного производства на основании авторского и патентного права; применять объекты интеллектуальной собственности, оформленные в электронном виде, в области данного производства.

В ходе обучения предусмотрены лекционные, практические, индивидуальные и групповые занятия, семинары, самостоятельные, контрольные и зачетные работы.

Рассмотрим содержание данного курса, предназначенного для использования в процессе подготовки студентов всех специальностей высших учебных заведений потребительской кооперации. Основной его целью является формирование знаний, умений и навыков в области использования средств ИКТ разнообразных видов потребительских кооперативов, профилей специальностей и особенностей конкретного труда в кооперативе в современных условиях информационного общества.

Представим содержательные блоки, определяющие программу курса.

Блок 1. Общие представления о процессах информатизации современного общества, о жизнедеятельности его членов в условиях глобальной массовой коммуникации.

Модуль 1. Состояние, проблемы и перспективы информатизации общества в стране и за рубежом, ее социально-экономические, научно-технические предпосылки. Информационное взаимодействие, реализованное на базе средств ИКТ.

Модуль 2. Использование возможностей средств ИКТ в научной, социальной, производственной, учебной, бытовой сферах, организационном управлении и ведении делопроизводства.

Модуль 3. Понятие информации как философской категории. Ее виды, объекты, процессы в природе, обществе, технике, а также роль в различных областях жизни современного общества. Средства осуществления информационной деятельности.

Блок 2. Роль потребительской кооперации в современных условиях общества массовой глобальной коммуникации.

Модуль 1. Общие представления о жизнедеятельности потребительских кооперативов в условиях информатизации. Их разновидности, формы, классификация и особенности функционирования.

Модуль 2. Специфика профессиональной деятельности кооператоров. Реализация возможностей средств ИКТ с ее учетом. Развитие производственных процессов и различных видов

конкретного труда членов организации на базе средств ИКТ.

Блок 3. Единая информационная среда системы потребительской кооперации как условие информационного взаимодействия, основанного на реализации возможностей средств ИКТ.

Модуль 1. Функции и назначение единой информационной среды потребительской кооперации, ее единая содержательно-информационная база.

Модуль 2. Информационное взаимодействие между членами кооператива и информационная деятельность по использованию распределенного ресурса информационных сетей - локальных и глобальной.

Модуль 3. Разработка структуры и содержания распределенного ресурса локальных и глобальной информационных сетей адекватно культурным, этническим, географическим и прочим региональным особенностям.

Модуль 4. Организационно-методические подходы к формированию и функционированию распределенных коллективов-разработчиков информационной продукции адекватно профилям деятельности кооператива.

Блок 4. Социальная миссия потребительской кооперации в условиях современного общества информатизации и глобализации.

Модуль 1. Реализация возможностей ИКТ в процессе удовлетворения культурно-просветительских потребностей сообщества, в котором функционирует потребительская кооперация.

Модуль 2. Базы и банки данных по социальной помощи различным категориям населения, обеспечению пайщиков и всего населения товарами, по заготовке сельхозпродуктов, сырья и дикоро-сов, производству и доставке нужных населению товаров, культурно-просветительской и другой деятельности.

Модуль 3. Особенности организации информационного взаимодействия между членами и информационной деятельности по использованию распределенного ресурса локальных и глобальной информационных сетей в просветительской и досуговой деятельности.

Блок 5. Экспертиза информационных систем производственного, образовательного, просветительского и досугового назначения, используемых членами кооператива.

Модуль 1. Содержательная, эргономическая и технологическая экспертиза информационных систем для их отбора с целью профессионального использования в образовательных целях.

Модуль 2. Содержательная, эргономическая и технологическая экспертиза информационных систем для осуществления их отбора с целью использования в досуговых и просветительских целях.

Модуль 3. Эргономическая и технологическая экспертиза информационных систем финансового и экономического профиля, используемых в производственной деятельности потребительского кооператива.

№ 3 (28), 2008

жизнь Юга России"

- 57

Блок 6. Автоматизация информационного обеспечения профессиональной деятельности специалистов и организационного управления производственным процессом потребительского кооператива.

Модуль 1. Применение средств автоматизации ведения делопроизводства в потребительском кооперативе и его управленческой деятельности (общая обработка документов и их оформление; локальное хранение документов; дистанционная и совместная работа членов кооператива над документом; электронная почта; ведение специализированных баз и банков данных). Ведение и использование баз и банков данных по различным профессиям работников потребительского кооператива.

Модуль 2. Использование средств автоматизации для проведения экономических, финансовых, хозяйственных мероприятий. Использование и ведение автоматизированных банков данных, содержащих финансовые, инструктивные, нормативные, программно-технические, отчетные и другие материалы.

Блок 7. Предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в деятельности членов потребительского кооператива.

Модуль 1. Подготовка социально-организованных мероприятий, обеспечивающих предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ.

Модуль 2. Формирование нормативно-методических материалов по предотвращению возможных негативных последствий использования средств ИКТ в производственной деятельности членов потребительского кооператива.

Модуль 3. Разработка инструктивных, нормативно-методических материалов по безопасному использованию средств ИКТ в различных профилях и профессиях работников потребительского кооператива.

Блок 8. Нормативно-правовое и законодательное обеспечение использования средств ИКТ в образовательной и профессиональной деятельности специалиста-кооператора.

Модуль 1. Разработка организационно-методического обеспечения социальной защиты прав разработчиков информационной продукции, используемой в производственной деятельности кооператива. Средства и технологии кооператив-

ного производства как объекты интеллектуальной собственности (ИС) - изобретения, полезные модели. Методы, виды, процесс проектирования. Применение метода проектов для создания ИС, представленной в электронном виде. Патентно-информационное обеспечение в сфере кооперации.

Модуль 2. Правовые аспекты защиты объектов ИС, представленной в электронном виде. Гражданское правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельности в кооперации. Понятие ИС в сфере кооперации. Объекты кооперативной собственности, представленные в электронном виде. Авторское право на ИС. Предмет охраны ИС, представленной в электронном виде, в сфере кооперации по авторскому праву.

Модуль 3. Формирование нормативно-методических материалов по предотвращению возможных негативных последствий использования средств ИКТ в разнопрофильной производственной деятельности членов кооператива.

Модуль 4. Разработка финансовой и экономической документации по защите ИС членов кооператива, представленной в электронном виде. Методики оценки интеллектуальной собственности. Принципы и методы ценообразования на кооперативную продукцию, разработанную на базе информационных технологий. Авторское вознаграждение. Материальное стимулирование создания и использования объектов ИС, представленных в электронном виде. Налогообложение в сфере интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде.

Таким образом, на примере курсов «Потребительская кооперация в условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации» для учащихся сельских школ, студентов системы СПО и ВПО представлено содержание непрерывной подготовки кадров для системы потребительской кооперации в области использования ИКТ в профессиональной деятельности.

Литература

1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М., 2005.

2. Роберт И. В. Современные информационные технологи в образовании. М., 2007.

3. Трайнев В. А, Трайнев И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации). М., 2007.

E. E. UDOVIK. THE CONTENTS OF UNREMITTING TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE SYSTEM OF COOPERATION IN THE FIELD OF INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES USE

This article is dedicated to unremitting training of specialists for the system of consumer cooperation on the example of the course «Concumer Cooperation in Conditions of Informational Society of Mass Global Communication» for the pupils of rural secondary school, the students of the system of secondary and higher professional education.

Key words: communicational technologies, block modular training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.