Научная статья на тему 'Развитие системы профессионального кооперативного образования в условиях его информатизации'

Развитие системы профессионального кооперативного образования в условиях его информатизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удовик Елена Эдуардовна

В статье рассматриваются условия и содержание профессиональной подготовки в системе кооперативного образования с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы профессионального кооперативного образования в условиях его информатизации»

должна рассматриваться как единая дидактическая система, предполагающая реализацию как единства приемов и методов обучения, так и коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.

Литература

1. Типовые положения об образовательных учреждениях. - М.: АСТ, Астель, Транзиткнига, 2005. - 254 с. - (Образование в документах и комментариях).

2. Загвязинский В. И. О критериях оценки качества диссертационных исследований // Образование и наука. - 2008. - № 2. - С. 24

3. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Изд-во

ОМЕГА-Л, 2005. - 47 с.

4. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.

5. Полковников В. В. Метод «мозговой атаки» в развитии творчества учащихся с умственной (интеллектуальной) отсталостью в условиях начального профессионального образования. Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования: Материалы 5-й междунар. науч.-практ. конф. 12-13 дек. 2006 г. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2006. - Ч. V. - 340 с.

6. Полковников В. В. Критерий оценивания достижений обучающихся с нарушением интеллекта в учреждении начального профессионального образования. Актуальные проблемы специальной и лечебной педагогики: Материалы науч.-практ. конф. / Сост. И. С. Линькова, О. М. Наумова, Е. Ю Почтаре-ва, Н. В. Савина, С. В. Соловьева, Л. В. Токарская, Е. П. Шаньгина. - Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 2007. - 228 с.

7. Фельдштейн Д. И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.pirao.ru/

Е. Э. Удовик

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО ИНФОРМАТИЗАЦИИ

В статье рассматриваются условия и содержание профессиональной подготовки в системе кооперативного образования с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.

In this article the conditions and the contents of vocational training in system of cooperative education with the help of means of information-communication technologies are considered.

Современное общество массовой глобальной коммуникации характеризует повсеместное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как в качестве средств повышения эффективности профес-

сиональной и образовательной деятельности, так и в качестве объекта изучения и освоения для социальных, культурных, бытовых целей. Применение ИКТ обновляет методы и средства осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия между людьми и между отдельными социальными группами, предприятиями и производствами товаров и услуг, а также между образовательными учреждениями.

Особая значимость в современном информационном обществе информатизации образования, активное развитие этой области обусловлено прежде всего тем, что непрерывное технико-технологическое развитие и интенсивное использование средств ИКТ во всех сферах жизнедеятельности члена современного социума определяет необходимость постоянного и систематического совершенствования уровня подготовки специалистов любого профиля, и в частности специалистов системы кооперации.

В развитии кадрового потенциала, как и в любой другой отрасли, в системе кооперации осуществляется переход от традиционного обучения и периодического повышения квалификации к гибкой, непрерывной системе подготовки и переподготовки кадров на базе реализации возможностей ИКТ.

Современные условия информационного общества массовой глобальной коммуникации вызывают к жизни проблемы кадрового и научно-методического обеспечения деятельности организаций системы кооперации, связанные с необходимостью реализации непрерывного профессионального кооперативного образования в условиях использования средств ИКТ в образовательной и будущей профессиональной деятельности. Это связано с тем, что в настоящее время недостаточно специалистов новой формации, применяющих средства ИКТ для организации современного производства, создания в районных центрах, селах, городах и т. п. современных комплексов по оказанию социальной помощи, а также образовательных, бытовых и сервисных услуг, способных осуществлять информатизацию в кооперации и использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Поэтому, говоря о развитии системы профессионального кооперативного образования в качестве системы профессиональной подготовки, необходимо учитывать процессы его информатизации.

В современных исследованиях и разработках представлены основные содержательные и практико-ориентированные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, инженерных, управленческих кадров в условиях информатизации образования, сущностные положения которых можно адаптировать для решения проблемы обучения кадров системы кооперации.

Вместе с тем в этих исследованиях не рассматриваются основные задачи подготовки специалистов и работников кооператива и его предприятий в следующих областях: выполнения комплекса мероприятий по совершенствованию и использованию информационного ресурса локальных и глобальной сетей; обеспечения автоматизации процессов информационной деятельности и информационного взаимодействия между работниками кооператива; создания, поддержания в рабочем состоянии и совершенствования информаци-

онной среды предприятий кооператива с учетом решения задач и выполнения функций каждого структурного подразделения; организации информационного взаимодействия между работниками кооператива при использовании информационного ресурса локальных и глобальной сетей и осуществления информационной деятельности работников кооператива или его предприятий. Кроме того, в современных подходах к подготовке кадров для системы кооперации не учитываются в должной мере требования к профессиональным качествам персонала современного кооператива или его предприятий, а именно: необходимые знания и опыт работы по специальности в условиях реализации возможностей ИКТ; навыки продуцирования специализированной, в том числе рекламной, информации в соответствии со спецификой предприятия; умение осуществлять информационную деятельность и информационное взаимодействие и т. д.

Анализ современного состояния подготовки кадров (в том числе, непрерывной) для системы кооперации, рассмотрение соответствующих ГОС ВПО, а также учебно-методического обеспечения этой подготовки позволяют утверждать, что в настоящее время она осуществляется по двадцати двум специальностям, среди которых определенное место уделяется информатике и обучению использования информационных систем для экономических специальностей, бухучета, автоматизации управления предприятием и пр. Вместе с тем в этом процессе недостаточно учитывается специфика кооперации, а при изучении дисциплин, отражающих вопросы использования ИКТ в профессиональной деятельности специалистов кооператива, не принимаются о внимание перспективные направления профессионального кооперативного образования в условиях современного информационного общества периода массовой коммуникации. Так, современное состояние использования дистанционных форм и методов подготовки кадров показывает, что в настоящее время дистанционное обучение реализуется в основном как одна из форм заочного обучения, при котором доставка учебно-методического обеспечения осуществляется по электронной почте, а взаимодействие с обучаемым происходит эпизодически с помощью средств телекоммуникаций в синхронном или асинхронном режимах. При этом недостаточно задействованы возможности средств автоматизации при реализации дифференцированных форм, методы обучения и контроля знаний, индивидуализации обучения в условиях информационной среды, обеспечивающей доступ к информации, ее использование и управление процессом обучения и контроля знаний. Интерактивное взаимодействие преподавателя и учащегося реализуется очень ограничено (эпизодически, консультационно). Отбор учебно-методических материалов является прерогативой преподавателя, а контроль усвоенного учебного материала производится лишь периодически, средства автоматизации диагностики причин ошибок не используются.

Таким образом, для развития системы профессионального кооперативного образования в аспекте непрерывной подготовки кадров для системы кооперации с учетом особенностей производственной деятельности в кооперации в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельно-

сти необходимо создание условий (научно-педагогических, программно-методических, материально-технических):

• для реализации специфики профессиональной деятельности с использованием средств ИКТ в аспекте дифференциации производственного процесса работников кооператива адекватно профилям их специальностей и видам конкретного труда в связи с ориентацией их деятельности на выполнение частных, порой несходных специализированных функций, дополняющих друг друга, при условии объединения в едином производственном процессе различных видов конкретного труда;

• осуществления социальной миссии, возлагаемой на работников кооперации (удовлетворение потребностей сообщества, в котором функционирует кооперация, и человека в нем, в том числе в области решения социальных проблем), которая рассматривается как главная цель, предназначение, философия и смысл существования системы кооперации и образующих ее организаций и является основополагающим фактором развития кооперативного движения;

• выполнения работниками кооперации просветительской миссии (просвещение членов сообщества, в котором функционирует кооперация) в области культурных, образовательных потребностей члена современного общества периода информатизации и глобализации;

• создания единой информационной среды взаимодействия (профессионального, образовательного, социально-ориентированного), управления кооперативом и его подразделениями (в городе, районе, регионе и т. д.), в том числе для планирования, проектирования и разработки автоматизированных систем информационного обеспечения производственного процесса кооператива с учетом требований современного информационного общества массовой глобальной коммуникации;

• реализации экономической заинтересованности членов кооператива в получении финансовой прибыли, развитии всех производственных процессов и различных видов конкретного труда, совершенствовании профессионального уровня работников кооперативного сообщества.

В связи с вышеизложенным определим содержание подготовки специалистов кооперации в условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации.

1. Общие представления о процессах информатизации современного общества, жизнедеятельности его членов в условиях информатизации и глобальной массовой коммуникации.

Состояние, проблемы, перспективы информатизации общества в стране и за рубежом. Социально-экономические, научно-технические предпосылки информатизации общества. Информационная деятельность и информационное взаимодействие, реализованные на базе средств ИКТ. Реализация возможностей средств ИКТ в научной, социальной, производственной, учебной, бытовой сферах, организационном управлении и ведении делопроизводства.

2. Роль кооперации в современных условиях общества массовой глобальной коммуникации.

Общие представления о жизнедеятельности кооперативов в условиях информатизации и коммуникации. Разновидности кооперативов, их формы и классификация. Особенности функционирования кооперативов. Специфика профессиональной деятельности специалистов кооператива. Реализация возможностей средств ИКТ в деятельности кооператива с учетом его специфики. Развитие производственных процессов и различных видов конкретного труда членов кооперативов на базе средств ИКТ.

3. Единая информационная среда системы кооперации как условие информационного взаимодействия, основанного на реализации возможностей средств ИКТ.

Функции и назначение единой информационной среды кооперации. Содержательно-информационная база единой информационной среды кооперации. Информационное взаимодействие между членами кооператива и информационная деятельность по использованию распределенного информационного ресурса локальных и глобальной информационной сетей в производственной, просветительской и досуговой деятельности. Разработка структуры и содержания распределенного информационного ресурса локальных и глобальной информационных сетей адекватно культурным, этническим, географическим и прочим региональным особенностям. Организационно-методические подходы к формированию и функционированию распределенных кол-лективов-разработчиков информационной продукции в соответствии с профилями деятельности кооператива.

4. Социальная миссия кооперации в условиях современного общества информатизации и глобализации.

Реализация возможностей ИКТ в процессе удовлетворения культурных, просветительских потребностей сообщества, в котором функционирует кооперация. Базы и банки данных по социальной помощи различным категориям населения, обеспечению пайщиков и всего населения товарами, заготовке сельхозпродуктов, сырья и дикоросов, производству и доставке нужных населению товаров, культурно-просветительной и др. деятельности. Особенности организации информационного взаимодействия между членами кооператива и информационной деятельности по использованию распределенного информационного ресурса локальных и глобальной информационной сетей в просветительской и досуговой деятельности.

5. Экспертиза информационных систем производственного, образовательного, просветительского и досугового назначения, используемых членами кооператива.

Содержательная, эргономическая и технологическая экспертиза информационных систем для осуществления их отбора с целью использования в профессиональных и образовательных, а также досуговых и просветительских целях. Эргономическая и технологическая экспертиза информационных систем финансового и экономического профиля, используемых в производственной деятельности кооператива.

6. Автоматизация информационного обеспечения профессиональной деятельности специалистов и организационного управления производственным процессом кооператива.

Использование средств автоматизации ведения делопроизводства в кооперативе и его управленческой деятельности (общая обработка документов и их оформление; локальное хранение документов; дистанционная и совместная работа членов кооператива над документом; электронная почта; ведение специализированных баз и банков данных). Ведение и использование баз и банков данных по различным профессиям работников кооператива. Использование средств автоматизации для осуществления экономических, финансовых, хозяйственных мероприятий. Применение и ведение автоматизированных банков данных, содержащих финансовые, инструктивные, нормативные, программно-технические, отчетные и другие материалы.

7. Предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в деятельности членов кооператива.

Разработка социально-организованных мероприятий и формирование нормативно-методических материалов, обеспечивающих предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ. Разработка инструктивных, нормативно-методических материалов по безопасному использованию средств ИКТ в различных профилях и профессиях работников кооператива.

8. Нормативно-правовое и законодательное обеспечение использования средств ИКТ в образовательной и профессиональной деятельности специалиста кооперации.

Разработка организационно-методического обеспечения социальной защиты прав разработчиков информационной продукции, обеспечивающей производственную деятельность кооператива. Средства и технологии кооперативного производства как объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели). Методы, виды, процесс проектирования. Применение метода проектов для создания интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде. Патентно-информационное обеспечение в сфере кооперации. Правовые аспекты защиты объектов интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде. Гражданское правовое регулирование отношений в области интеллектуальной деятельности в системе кооперации. Понятие интеллектуальной собственности в сфере кооперации. Объекты кооперативной собственности, представленные в электронном виде. Авторское право на интеллектуальную собственность. Предмет охраны интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде, в сфере кооперации по авторскому праву. Формирование нормативно-методических материалов по предотвращению возможных негативных последствий использования средств ИКТ в разнопрофильной производственной деятельности членов кооператива. Разработка финансовой и экономической документации по защите интеллектуальной собственности членов кооператива, представленной в электронном виде. Методики оценки интеллектуальной собственности. Принципы и методы ценообразования на кооперативную продукцию, разработанную на базе информационных технологий. Авторское вознаграждение. Материальное стимулирование создания и использования объектов интеллектуальной собственности, представленных в электронном виде. Налогообложение в сфере интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.