организовать самостоятельную работу иностранных учащихся по ранее изученным грамматическим и лексическим темам, но провести презентацию нового материала. Так, например, использование мультимедиа-технологий (видео, анимации и звукового сопровождения) поможет преподавателю РКИ сделать более доступным объяснение таких сложных грамматических тем русского языка, как предложно-падежная система, глаголы движения и виды глагола.
Преподаватель может задать любую форму представления и последовательность изложения учебного материала (сложные грамматические конструкции и лексика), что позволяет использовать идентичный материал для аудитории с различным уровнем подготовки и для различных видов учебной деятельности, и таким образом сформировать для иностранных учащихся индивидуальные образовательные маршруты.
Однако не следует смешивать понятия системы дистанционного обучения и системы компьютерного обучения. Системы компьютерного обучения являются подмножеством систем дистанцион-
ного обучения, так как они решают небольшой круг задач, что и дистанционные системы.
Таким образом, при дидактически и методически правильной организации самостоятельной работы иностранных учащихся с использованием дистанционной формы обучения успешно реализуется индивидуальный подход, учитывающий их возможности, способствующий снятию психологических трудностей в освоении учебного материала и позволяющий интенсифицировать процесс обучения, что имеет решающее значение на современном этапе.
Список литературы
1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. — СПб., 1999.
2. Пономарева, Е.В. Разработка электронного интернет-учебника по теоретической механике для технических вузов: дис. ... канд. пед. наук: 01.02.01 / Е.В. Пономарева. — Астрахань, 2003.
3. Орлова, Т.К. Проблемы организации самостоятельной работы по русскому языку иностранных студентов на этапе довузовской подготовки / Т.К. Орлова // Сб. материалов научно-практической конференции «Теоретический и прикладной аспекты преподавания русского языка в техническом вузе». — М., 2006.
УДК 371.6
Е.Э. Удовик, канд. экон. наук, доцент
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Российский университет кооперации» Краснодарский кооперативный институт (филиал)
развитие системы профессионального кооперативного образования в условиях его информатизации
Особую значимость в современном информационном обществе приобретает информатизация образования. Активное развитие информатизации образования обусловлено, прежде всего, тем, что непрерывное технико-технологическое развитие и активное использование средств ИКТ во всех сферах жизнедеятельности члена современного социума определяет необходимость постоянного и систематического совершенствования уровня подготовки специалистов любого профиля и, в частности, специалистов системы кооперации.
В развитии кадрового потенциала, как и в любой другой отрасти, в системе кооперации осуществляется переход от традиционной подготовки и периодического повышения квалификации к гибкой, непрерывной системе подготовки и переподготовки кадров на базе реализации возможностей ИКТ.
В современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации существуют проблемы кадрового и научно-методического обеспечения деятельности организаций системы ко-
операции, связанные с необходимостью реализации непрерывного профессионального кооперативного образования в условиях использования средств ИКТ в образовательной и будущей профессиональной деятельности. Это связано с тем, что недостаточно специалистов новой формации, способных применять средства ИКТ для организации современного производства, создания в районных центрах, селах, городах и т. п. современных комплексов по оказанию социальной помощи, а также образовательных, бытовых и сервисных услуг, способных осуществлять информатизацию в кооперации и применять средства ИКТ в своей профессиональной деятельности.
В этой связи развитие системы профессионального кооперативного образования как системы профессиональной подготовки необходимо рассматривать в условиях его информатизации.
В современных исследованиях и разработках представлены основные содержательные и практико-ориентированные направления подго-
109
товки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, инженерных, управленческих кадров в условиях информатизации образования, основные положения которых можно адаптировать для решения проблемы подготовки кадров системы кооперации в условиях информатизации современного общества.
В этих исследованиях не рассматриваются основные задачи подготовки специалистов и работников кооператива и его предприятий в следующих областях: выполнения комплекса мероприятий по совершенствованию и использованию информационного ресурса локальных и глобальной сетей; обеспечения автоматизации процессов информационной деятельности и информационного взаимодействия между работниками кооператива; создания, поддержания в рабочем состоянии и совершенствования информационной среды предприятий кооператива с учетом решения задач и выполнения функций каждого структурного подразделения; организация информационного взаимодействия между работниками кооператива при использовании информационного ресурса локальных и глобальной сетей и осуществление информационной деятельности работников кооператива или его предприятий. Кроме того, в современных подходах к подготовке кадров для системы кооперации в должной мере не учитываются требования к профессиональным качествам персонала современного кооператива или его предприятий, а именно: необходимые знания и опыт работы по специальности в условиях реализации возможностей ИКТ; умение осуществлять продуцирование специализированной, в том числе рекламной, информации в соответствии со спецификой предприятия; умения осуществлять информационную деятельность и информационное взаимодействие и т. д.
Анализ современного состояния подготовки кадров, в том числе непрерывной, для системы кооперации, рассмотрение ГОС ВПО, в соответствии с которыми осуществляется подготовка кадров для системы кооперации, а также учебно-методическое обеспечение этой подготовки позволяют утверждать, что в настоящее время она осуществляется по двадцати двум специальностям, среди которых определенное место уделяется информатике и обучению использования информационных систем для экономических специальностей, бухучета, автоматизации управления предприятием и пр. В процессе подготовки специалистов для системы кооперации недостаточно учитывается специфика кооперации, а при изучении дисциплин, отражающих вопросы использования ИКТ в профессиональной деятельности специалистов кооператива, не учитываются перспективные направления профессионального кооперативного образования в условиях современного информационного общества периода массовой ком-
110
муникации. Так, рассмотрение современного состояния использования дистанционных форм и методов подготовки кадров в контексте решения проблем системы кооперации показывает, что в настоящее время дистанционное обучение в основном реализуется как одна из форм заочного обучения, при котором доставка учебно-методического обеспечения осуществляется по электронной почте, а взаимодействие с обучаемым осуществляется эпизодически с помощью средств телекоммуникаций в синхронном или асинхронном режимах. При этом в процессе дистанционного обучения кадров системы кооперации недостаточно реализуются возможности средств автоматизации при реализации дифференцированных форм, методы обучения и контроля знаний, индивидуализации обучения в условиях информационной среды, обеспечивающей доступ к информации, ее использование и управление процессом обучения и контролем знаний. Интерактивное взаимодействие преподавателя и учащегося реализуется очень ограничено (эпизодически, консультационно). Отбор учебно-методических материалов является прерогативой преподавателя, а контроль усвоенного учебного материала производится эпизодически, средства автоматизации диагностики причин ошибок не используются.
Таким образом, необходимо создание условий (научно-педагогических, программно-методических, материально-технических) для развития системы профессионального кооперативного образования в аспекте непрерывной подготовки кадров для системы кооперации с учетом особенностей производственной деятельности в кооперации в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности:
• для реализации специфики профессиональной деятельности с использованием средств ИКТ в аспекте дифференциации производственного процесса работников кооператива адекватно профилям их специальностей и видам их конкретного труда в связи с ориентацией деятельности работников кооперации на выполнение частных, зачастую несходных специализированных функций, дополняющих друг друга, при условии объединения работников в едином производственном процессе различных видов конкретного труда;
• для реализации социальной миссии, возлагаемой на работников кооперации (удовлетворение потребностей сообщества, в котором функционирует кооперация, и человека в нем, в том числе в области решения социальных проблем), которая рассматривается как главная цель, предназначение, философия и смысл существования системы кооперации и образующих ее организаций, и является основополагающим фактором развития кооперативного движения;
• для выполнения просветительской миссии, возлагаемой на работников кооперации (просвещение членов сообщества, в котором функционирует кооперация), в области культурных, образовательных потребностей члена современного общества периода информатизации и глобализации);
• для создания единой информационной среды взаимодействия (профессионального, образовательного, социально-ориентированного), управления кооперативом и его подразделениями (в городе, районе, регионе и т. д.), в том числе для планирования, проектирования и разработки автоматизированных систем информационного обеспечения производственного процесса кооператива с учетом требований современного информационного общества массовой глобальной коммуникации;
• для реализации экономической заинтересованности членов кооператива в получении финансовой прибыли, в развитии всех производственных процессов и различных видов конкретного труда, в совершенствовании профессионального уровня работников кооперативного сообщества.
Следует определить содержание подготовки специалистов кооперации в условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации.
1. Общие представления о процессах информатизации современного общества, о жизнедеятельности его членов в условиях информатизации и глобальной массовой коммуникации.
Состояние, проблемы, перспективы информатизации общества в стране и за рубежом. Социальноэкономические, научно-технические предпосылки информатизации общества. Информационная деятельность и информационное взаимодействие, реализованные на базе средств ИКТ. Реализация возможностей средств ИКТ в научной, социальной, производственной, учебной, бытовой сферах, в организационном управлении и ведении делопроизводства.
2. Роль кооперации в современных условиях общества массовой глобальной коммуникации.
Общие представления о жизнедеятельности кооперативов в условиях информатизации и коммуникации. Разновидности кооперативов, их формы и классификация. Особенности функционирования кооперативов. Специфика профессиональной деятельности специалистов кооператива. Реализация возможностей средств ИКТ в деятельности кооператива с учетом его специфики. Развитие производственных процессов и различных видов конкретного труда членов кооперативов на базе средств ИКТ.
3. Единая информационная среда системы кооперации как условия информационного взаимо-
действия, основанного на реализации возможностей средств ИКТ.
Функции и назначение единой информационной среды кооперации. Содержательно-информационная база единой информационной среды кооперации. Информационное взаимодействие между членами и информационная деятельность по использованию распределенного информационного ресурса локальных и глобальной информационной сетей в производственной, просветительской и досуговой деятельности. Разработка структуры и содержания распределенного информационного ресурса локальных и глобальной информационных сетей адекватно культурным, этническим, географическим и прочим региональным особенностям. Организационно-методические подходы к формированию и функционированию распределенных коллек-тивов-разработчиков информационной продукции адекватно профилям деятельности кооператива.
4. Социальная миссия кооперации в условиях современного общества информатизации и глобализации.
Реализация возможностей ИКТ в процессе удовлетворения культурных, просветительских потребностей сообщества, в котором функционирует кооперация. Базы и банки данных по социальной помощи различным категориям населения, обеспечению пайщиков и всего населения товарами, заготовке сельхозпродуктов, сырья и дикоросов, производству и доставке нужных населению товаров, культурно-просветительной и другой деятельности. Особенности организации информационного взаимодействия между членами и информационной деятельности по использованию распределенного информационного ресурса локальных и глобальной информационной сетей в просветительской и досуговой деятельности.
5. Экспертиза информационных систем производственного, образовательного, просветительского и досугового назначения, используемых членами кооператива.
Содержательная, эргономическая и технологическая экспертиза информационных систем для осуществления их отбора с целью использования в досуговых и просветительских целях, а также в профессиональных и образовательных целях. Эргономическая и технологическая экспертиза информационных систем финансового и экономического профиля, используемых в производственной деятельности кооператива.
6. Автоматизация информационного обеспечения профессиональной деятельности специалистов и организационного управления производственным процессом кооператива.
Использование средств автоматизации ведения делопроизводства в кооперативе и его управленческой деятельности (общая обработка документов
111
и их оформление; локальное хранение документов; дистанционная и совместная работа членов кооператива над документом; электронная почта; ведение специализированных баз и банков данных). Ведение и использование баз и банков данных по различным профессиям работников кооператива. Использование средств автоматизации для ведения экономических, финансовых, хозяйственных мероприятий. Использование и ведение автоматизированных банков данных, содержащих финансовые, инструктивные, нормативные, программно-технические, отчетные и другие материалы.
7. Предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в деятельности членов кооператива.
Разработка социально-организованных мероприятий, обеспечивающих предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ. Формирование нормативно-методических материалов по предотвращению возможных негативных последствий использования средств ИКТ в производственной деятельности членов кооператива. Разработка инструктивных, нормативнометодических материалов по безопасному использованию средств ИКТ в различных профилях и профессиях работников кооператива.
8. Нормативно-правовое и законодательное обеспечение использования средств ИКТ в образовательной и профессиональной деятельности специалиста кооперации.
Разработка организационно-методического обеспечения социальной защиты прав разработчиков информационной продукции, обеспечивающей производственную деятельность кооператива.
Средства и технологии кооперативного производства как объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели). Методы проектирования. Виды проектирования. Процесс проектирования. Применение метода проектов для создания интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде. Патентно-информационное обеспечение в сфере кооперации. Правовые аспекты защиты объектов интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде. Гражданское правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельности в сфере кооперации. Понятие интеллектуальной собственности в сфере кооперации. Объекты кооперативной собственности, представленные в электронном виде. Авторское право на интеллектуальную собственность. Предмет охраны интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде, в сфере кооперации по авторскому праву. Формирование нормативнометодических материалов по предотвращению возможных негативных последствий использования средств ИКТ в разнопрофильной производственной деятельности членов кооператива. Разработка финансовой и экономической документации по защите интеллектуальной собственности членов кооператива, представленной в электронном виде. Методики оценки интеллектуальной собственности. Принципы и методы ценообразования на кооперативную продукцию, разработанную на базе информационных технологий. Авторское вознаграждение. Материальное стимулирование создания и использования объектов ИС, представленных в электронном виде. Налогообложение в сфере интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде.
УДК 811.161.1:378.091.31
А.Н. Ременцов, доктор пед. наук, профессор Е.В. Иванова, ст. преподаватель
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный институт» (Государственный технический университет)
к вопросу о применении форм невербальной коммуникации в целях интенсификации процесса обучения иностранных граждан общению на русском языке
Обучение иностранных граждан в российской высшей школе необходимо как с позиции государства (поскольку это геополитические вопросы), так и с позиции университетов, потому что оно является дополнительным (внебюджетным) финансированием и возможностью сохранения преподавательских кадров в условиях очень непростой демографической ситуации. Количество иностранных
112
учащихся, обучающихся в России, после некоторого спада в конце 90-х годов XX в., продолжает увеличиваться. Меняются качественные характеристики иностранных учащихся. Все более востребованы такие образовательные ступени, как магистратура и аспирантура. Но не меняется целеполагание — получение иностранными учащимися качественного образования на русском языке. И в этой ситуации