Научная статья на тему 'Содержание курса основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе'

Содержание курса основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
241
40
Поделиться
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСЛАВИЕ / ИСЛАМ / БУДДИЗМ / ИУДАИЗМ / СВЕТСКАЯ ЭТИКА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мальцева Евгения Викторовна

Предлагаемая статья посвящена вопросу о направлении современного школьного образования. Отмечается его утилитаризм и необходимость личностного подхода к образованию. Одним из средств может служить новый комплексный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Раскрывается содержание шести модулей входящих в программу курса.

The content of the course of bases of religious cultures and civil ethics in public school

The given article is devoted to the problem of the directions in the contemporary high education. Its utilitarism and necessity of individual approach to the education are considered. Anew complex subjekt «The bases of religious cultures and civil ethics» can be one of the means.the content of six mod parts included to the course is explained.

Текст научной работы на тему «Содержание курса основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе»

Список литературы

1. Агаджанян Н. А. Человек : экология, культура, образование : моногр.. М. : РУДН, 2003. 200 с.

2. Гомбоева Н. Г. Климат и здоровье населения Забайкалья. Чита, 2001. 112 с.

3. Киселёв В. Я. Физическая культура и спорт в Забайкалье: история и современность. Чита, 2008. 108 с.

4. Лях В. И., Зданевич А. А. Программы общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2008. 127 с.

5. Государственный Архив Забайкальского Края (ГАЗК).

6. Ф. 17. Д. 209. 27 л.

7. ГАЗК. Ф. Р.-17, Д. 210. Л. 64.

8. ГАЗК. Ф. Р.-17, Д. 1717. Л. 11.

УДК 370 ББК Ч 426.99

П. С. Матвеев

Содержание курса основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе

Предлагаемая статья посвящена вопросу о направлении современного школьного образования. Отмечается его утилитаризм и необходимость личностного подхода к образованию. Одним из средств может служить новый комплексный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Раскрывается содержание шести модулей входящих в программу курса.

Ключевые слова: личность, духовно-нравственное воспитание, религиозная культура, православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

P. S. Matveev

The content of the course of bases of religious cultures and civil ethics in public school

The given article is devoted to the problem of the directions in the contemporary high education. Its utili-tarism and necessity of individual approach to the education are considered.

Anew complex subjekt «The bases of religious cultures and civil ethics» can be one of the means.the content of six mod parts included to the course is explained.

Key words: hersonality, moral up-bringing, religious culture, the tyhes of all the religions, civil ethics.

Современная школа, носящая название общеобразовательной, в своем реальном положении все более утрачивает свое общеобразовательное содержание. Последние десятилетия школа приобретает более профессиональную направленность. Ее основной задачей

становится подготовка специалиста для рынка труда. Изучение основ широкого спектра фундаментальных наук постепенно сводится к получению информации из различных областей знания и жизненных сфер для их утилитарного применения. Более массовый характер

приобретает создание специализированных школ и профильных классов. Ребенок, обучаясь в школе, ориентируется не на развитие своей личности, а в большей степени будущую профессию и карьерный рост. Большая часть учеников старших классов на вопрос: зачем я хожу в школу? отвечает, для того чтобы получить потом высшее образование и иметь хорошую работу. В этом смысле надо сказать, что, несмотря на все декларации о переменах в образовании, основные установки остаются вполне в духе советской идеологии. Смотря на советских детей, писатель Евгений Замятин писал в 1932 г., что советская школа - это, прежде всего, школа чисто утилитарная. Задача этой школы не столько накопление теоретических знаний, сколько обучение труду. Практическая работа в сельском хозяйстве или на заводе занимает в ней основное место. Для студентов высших технических учебных заведений двухмесячные циклы изучения теории чередуются с двухмесячными циклами заводской практики. Если к советской молодежи можно применить слово «мечтают», то огромное большинство мечтает о том, чтобы стать химиками, инженерами, командирами индустрии. В университеты, в педагогические, в медицинские учебные заведения идут неохотно, туда попадают главным образом те, кто не выдержал экзамен в технические институты. При перемене профессиональной ориентации на другие области деятельности современная школа остается не менее утилитарной. В результате реформ начала 90-х гг. ХХ в. возникла ситуация многообразия образовательных систем, что в итоге создало реальную угрозу развала единого образовательного пространства страны. Благодаря принятым в тот период мерам удалось предотвратить крах российского обра-

зования, но это, вопреки ожидавшимся результатам, привело к консервации школьного образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы. При этом, даже в сфере трудовой деятельности, наблюдаются потери. Игумен Георгий (Шестун) отмечал, что Современное состояние российского общества таково, что многие уникальные профессии и специальности перестали быть востребованными на рынке труда, а значит, перестало быть нужным для современной экономики и огромное количество образованных, профессионально подготовленных людей. Для многих наших соотечественников такая ситуация оказалась неожиданной, а подчас и трагической. И далее он продолжает, что ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, наличия талантов и способностей. Современное образование становится безличным. Цель и смысл человеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной экономической и политической системе, что, естественно, приводит к конкретным педагогическим целям, среди которых определяющими являются социальная адаптация и профессионализация. В такой системе образования практически нет места общеобразовательной, или университетской, подготовке и духовно-нравственному воспитанию. Первое заменяется получением необходимой начальной грамотности и различными уровнями компетентности, второе - коммуникативными тренингами и технологиями общения. В итоге, такая ранняя специализация практически лишает учащихся в дальнейшем изменить профиль своего образования в случае ошибки в выборе рода профессиональной деятельности. Или, как минимум, создает для моло-

дых людей массу проблем в будущем. На ошибочность такого подхода к образованию указывал еще Н. И. Пирогов в своей известной статье «Вопросы жизни». Им была достаточно ясно определена иерархия педагогических ценностей. Вначале он задаётся вопросом: «К чему вы готовите вашего сына? - кто-то спросил меня.

- Быть человеком, - ответил я.

- Разве вы не знаете, - сказал спросивший, - что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.

Правда это или нет?» Отвечая на этот вопрос Н. И. Пирогов, делает вывод, что главной задачей воспитания является сделать нас людьми, т. е. тем чего не достигнет ни одна реальная школа в мире, заботясь сделать из нас с самого нашего детства негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов.

Человеку не суждено и не дано столько нравственной силы, чтобы сосредоточивать все свое внимание и всю свою волю в одно и то же время на занятиях, требующих напряжения совершенно различных свойств духа. Погнавшись за двумя зайцами, ни одного не поймаешь. И отсюда его буквально вопиющий голос о том, что не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще действовать; он, выходя позже, но управляемый внутренним, будет, может быть, не так ловок, не так сговорчив и уклончив, как воспитанники реальных школ; но зато на него можно будет вернее положиться; он не за свое не возьмется.

Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и

у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане.

Современная «Концепция духовнонравственного развития и воспитания гражданина России» констатировала, что современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни. Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. Все это ставит задачу перехода системы школьного образования на воспитание в соответствие с национальным воспитательным идеалом, укорененном в историческом опыте развития России, его духовно-нравственных, патриотических, культурных традициях.

Исходя из понимания реалий зафиксированных Концепцией, в россий-

ском образовании начали приниматься практические меры по усилению воспитательной составляющей педагогического процесса в средней общеобразовательной школе. Одним из элементов входящих в систему образования становится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». С предложением по этому вопросу к президенту России обратились представители традиционных конфессий. Идея была поддержана. Министром образования и науки было объявлено о введении с 1 апреля 2010 г. в ряде регионов России эксперимента, а при успешной реализации с 2012 г. во всех регионах России образовательного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2009 г. был утвержден план мероприятий по апробации в 20092011 гг. комплексного учебного плана для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

В качестве методологической основы для разработки всех учебных модулей выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики. Этот подход учитывает уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

Курс рассчитан на 34 часа. В рамках этого курса ученики по своему выбору или выбору их родителей смогут изучать один из шести модулей входящих в образовательный курс. Модули представлены Основами православной, исламской, буддистской, иудаистской культур, историей основных мировых религии, основами светской этики. Каждый из шести модулей состоит из четырех блоков.

4. класс, четвертая четверть (17 часов).

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов).

5. класс, первая четверть (17 часов).

Блок 3. Основы религиозных культур

и светской этики. Часть 2 (12 часов).

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфес-сионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Первый блок «Россия - наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который призван задать направление всему курсу. Его особенность

состоит в том, что на нем присутствует весь класс. Здесь учащиеся еще не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый курс все вместе. Логика урока такова: они - один класс, и у них один курс, одна школа, одна страна - Россия. Содержание урока говорит о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое культура, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Этот урок должен показать, и эта мысль будет определять все последующее изучение курса, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы - народ России - едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

Второй блок рассчитан на 16 часов и будет изучаться до конца учебного года. С этого момента учащиеся разделяются в соответствии с избранными модулями. Задача второго блока - дать целостное представление о том, что представляет из себя культура православия, ислама, буддизма, иудаизма, что такое светская этика; ознакомить с личностями основателей мировых религий; раскрыть основные нравственные ценности, составляющие существенную часть всякого мировоззрения; показать образ жизни людей разных традиций. Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

Темы третьего блока продолжают начатое в предыдущем блоке, дополняя их культурно-историческим контекстом. При этом необходимо согласова-

ние разных модулей в плане изучения общих, базовых для разных религиозных культур нравственных ценностей. Это позволит объединению школьников, изучающих разные модули, в единый классный коллектив, а содержание разных модулей в единый курс. На этой базе происходит переход к изучению заключительного 4 блока «Духовные традиции многонационального народа России»

В этом блоке учебно-воспитательный процесс переходит в активную, творческую фазу. В рамках блока учащиеся занимаются подготовкой и презентацией индивидуальных и коллективных творческих проектов. В процессе подготовки этих проектов школьники должны обобщить ранее изученный учебный материал, перевести его в активную, деятельностную форму. Также здесь школьники получают возможность ознакомиться с содержанием других модулей курса, познакомиться с иными духовными традициями, сравнить их между собой и, в итоге, составить целостное представление о многообразии культур народов России. В этом блоке курс выходит за рамки школьных уроков, получив завершение в празднике, посвящённом Дню народного единства, в котором принимают совместное участие семьи и школы. В качестве тем, предлагаемых учащимся для творческих работ, могут быть следующие: « Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благопо-

лучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т. д.

Заключительный урок - праздник проводится по теме: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

Как показано выше основную часть курса составляют шесть модулей с вариативным содержанием. Остановимся кратко на каждом из них.

Модуль «Основы православной культуры» в своем содержании ориентирован, прежде всего, на проблемы жизни и внутреннего мира ребенка. Модуль открывается вопросом о православии и культуре. Далее рассматривается Особенность и сущность православия через изучение молитвы. В содержание входит ознакомление с библейскими книгами Ветхого и Нового Завета. Значительное место в содержании отводится проповеди Иисуса Христа, Его крестной жертве и Воскресению. Далее речь идет о внутреннем мире человека, его душе, о совести и раскаянии. В этой связи изучаются заповеди Моисея. При этом, из имеющихся десяти для изучения используются всего 6, касающиеся нравственной стороны жизни человека. Этические нормы изучаются в области милосердия и рассмотрение сущности подвига, развиваются в заповедях блаженства. В содержание модуля входят темы раскрывающие мотивацию добро-делания: о том, зачем творить добро, о чуде и Божием суде. Модуль знакомит учащихся с некоторыми особенностями православного образа жизни, его отношении к природе, труду, защите Отечества, семье, о монастыре. Обращается внимание на искусство и архитектуру православия.

Модуль по «Основам исламской культуры» предлагает для изучения учащимися следующие темы. Модуль открывается Введением в исламскую культуру и определением что такое культура и религия. Довольно значительное место занимает в модуле личность основателя ислама пророка Мухаммеда. Раскрывается его личность как образец человека и учителя нравственности, его человеческие качества и сущность его проповеднической миссии. В содержание модуля входит ознакомление с основными письменными источниками ислама - Кораном и Сунной. Основное место в содержании модуля занимают изучение основных принципов ислама и исламской этики, его основные ценности: сотворение добра и отношение к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие, ценность образования и польза учения, здоровье. Подчеркивается роль семьи и ее нравственные основы. Центральное место здесь занимает исполнение мусульманином своих обязанностей. Помимо вопросов этики в содержание модуля включаются вопросы мусульманского образа жизни: календаря, летоисчисления, народных праздников и обычаев, роль мечети и ее устройство, особенности исламского искусства, а также место ислама в истории России.

Модуль «Основы буддийской культуры» открывается введением в духовную культуру и выяснением сущности культуры и религии. Затем изучается личность основателя буддизма Гаутамы Будды, его учение и созданный на этой основе буддийский канон. В содержание модуля входит изучение буддийской картины мира и место в ней человека; основы буддийской этики ее основные ценности: добро и зло, ненасилие и доброта, любовь к человеку и ценность жизни, милосердие и сострадание, цен-

ность семьи, отношение к природе. Нашли свое отражение в содержании модуля буддийские календарные обычаи и праздники, архитектура и искусство, буддийская символика и святыни. Отражено также место буддизма в истории России. В этой связи отметим, что модуль представляет буддизм только в его ламаистской традиции распространенной в России и не освещает те его направления, которые распространены в других странах.

Модуль «Основы иудейской культуры» аналогично предыдущим, открывается введением в духовную традицию и изучением понятий культура и религия. Исходя из особенностей иудейской религии, в модуле не освещается вопрос об основателе религии. В модуле изучается Тора, как главная книга иудаизма, основу которой составляет Пятикнижие Моисея и другие книги библейского ветхозаветного канона. Основные положения иудаизма излагаются в контексте древней истории еврейского народа-периода патриархов, жизни в Египте и исход из него, Синайского законодательства, истории пророков. В содержании модуля раскрывается фундаментальное значение для жизни иудеев храма и традиций субботы (шабат). В основные нравственные принципы вошли изучение различения добра и зла, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. С образом жизни иудеев связано изучение традиций повседневной жизни. Особое место занимает в содержании модуля вопросы устройства дома и семьи, введение ребенка в традицию иудейского уклада жизни: совершеннолетие и ответственное исполнение заповедей, знакомство с историей и традицией народа, знакомство с календарем и основными народными праздниками. Как и предыдущих модулях курса, в его содержание входит тема о месте иудаизма в России.

Модуль «Основы мировых религиозных культур» по своему содержанию несколько отличается от предыдущих модулей. Несколько большее место занимает вопрос о культуре и религии. Рассматриваются вопросы происхождения религии и появления наиболее распространённых религиозных традиций библейских и языческих. В содержание модуля включены вопросы религиозной архитектуры и искусства. Нравственную часть содержания предваряют вопросы добра и зла, греха и раскаяния. Наконец, существенной частью модуля являются темы касающиеся образа жизни, религиозных обычаев и обрядов, праздников и семейных ценностей. Завершают основную часть модуля темы о долге, свободе и ответственности, милосердии и отношении религии к социальным проблемам.

Особняком во всем курсе стоит модуль «Основы светской этики». Исходя из положения, что понятия «светский» и «атеистический» являются тождественными в курсе нет упоминания о связи этических норм с религией. Религии вообще не рассматриваются в этом контексте. Модуль знакомит учащихся с понятие светской этики. Истоки нравственных отношений модуль видит в родовых и семейных ценностях. В содержание модуля рассматриваются вопросы различных социальных групп и сословий: Образец богатыря, дворянства, леди и джентльменов. Рассказывается о нравственных образцах в культурах разных народов и нашего Отечества, о гражданской морали и защите Отечества, интеллигентности и трудовой этике. Содержанием модуля предусмотрено рассмотрение понятий о добре и зле, долге и совести, чести и достоинстве. Отдельные темы посвящены вопросам идеалов и смысла жизни. Заключительную часть модуля составляют практические

аспекты этикета, методов создания морального кодекса в классе и нравственного самосовершенствования.

Таково в самых общих чертах содержание основных модулей курса Основы религиозных культур и светской этики.

Таким образом, содержание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать созданию у ребенка собственной системы ценностей. Очень

важно, что в этот период ему предлагается ознакомиться с высшими ценностями, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человеческого общества. Содержание курса позволит ребенку выработать свою позитивную нравственную позицию, взглянуть на самого себя, как на личность.

Список литературы

1. Пирогов Н. И. Вопросы жизни. URL: http://ns.informika.ru/text/ magaz/higher/2_97/7razdel.html

2. Замятин Е. И. Советские дети. URL : http://lib.babr.ru/index.php?book=2877

3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. URL : http://www.prosv. ru/umk/ ork/info.aspx?ob_no=20300

4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. URL: http:// standart.edu.ru / catalog. aspx?CatalogId=985

5. Игумен Георгий (Шестун) Современные проблемы содержания образования. URL: http://www. portal-slovo.ru/pedagogy/37908.php

6. Кураев А. В. Основы православной культуры : учебник для 4-5 классов. М., 2010.

УДК 372.21 ББК Ч 411.38

О. Д. Очирова Педагогические условия формирования основ информационной культуры у дошкольников

В статье содержатся краткие теоретические сведения по проблеме формирования основ информационной культуры у детей. Определены возможности и особенности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения как средства формирования информационной культуры.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационная культура, компьютерные технологии.

О. D. Ochirova Pedagogical conditions of formation of pre-schoolers' information culture

The article deals with the brief theoretical data on the problem of the formation of bases of information culture at children. The possibilities and features of use of information and communication technologies in the educational process of preschool institutions and formation means of information culture are defined.

Key words: information and communication technologies, information culture, computer technologies.