Научная статья на тему 'Содержание концепта «Родина» в языковой картине мира младших школьников'

Содержание концепта «Родина» в языковой картине мира младших школьников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1072
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / РОДИНА / ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЗНАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / МЕНТАЛИТЕТ / CONCEPT / HOMELAND / LANGUAGE / LINGUISTIC SPHERE / ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS / AGE OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS / CONSCIOUSNESS / THINKING / MENTALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Океанский Вячеслав Петрович, Красильникова Мария Юрьевна, Лежнева Наталья Александровна

Целью статьи является получение информации о содержании концепта «Родина», которое актуально для младших школьников, и определение значимости ядерных смыслов этого концепта в языковой картине мира исследуемой группы. Объектом нашего исследования стали учащиеся 1 4 классов г. Шуя Ивановской области. С помощью методов анкетного опроса, интервьюирования и ассоциативного эксперимента авторы выявляют особенности стереотипных представлений о Родине в языковом сознании учащихся начальной школы и определяют процентное соотношение основных содержательных единиц концепта «Родина» в языковом сознании учащихся младшей школы. Новизна вполне очевидно раскрывается в результатах социолингвистического эксперимента, позволивших выявить динамические изменения содержания концепта «Родина» в языковых формах, применяемых учащимися начальной школы. Также новым является само обращение к столь юной аудитории. Сопоставление в рамках точечного социологического исследования на тему «Нет в мире краше Родины нашей» различных лексико-семантических репрезентаций концепта «Родина» в сознании младших школьников позволило выявить различный характер объективации его концептуальных признаков, обнаруживших зависимость от возрастных, социальных и ментальных параметров языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The meaning of the concept "homeland" in the linguistic sphere of elementary school students

The purpose of this article is to obtain information about the meaning of the concept "Homeland", which is actual for the elementary school students, and determining the importance of the main meanings of this concept in the linguistic sphere of the test group. The object of our research was the students of 1st 4th grades Shuya, Ivanovo region. Using the methods of a questionnaire survey, interviewing and association experiment the authors identify particular stereotypes about the homeland in the linguistic consciousness of elementary school students and determine the percentage of the basic meaningful concept of "Homeland" in the linguistic consciousness of students from elementary school. The novelty of this research is clear from sociolinguistic experiment, that reveals dynamic changes in the meaning of the concept of "Homeland" in the linguistic forms, used by elementary school students. Also these researches are new because we deal with the linguistic sphere of elementary school students. The sociological researches of the topic “Homeland” which includes the section “There is no more beautiful country in the world then Russia” revealed that the attitude to this topic depends on the age, social and mental language skills.

Текст научной работы на тему «Содержание концепта «Родина» в языковой картине мира младших школьников»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-12 УДК 811: 008

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА «РОДИНА»

В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Океанский В.П., Красильникова М.Ю., Лежнева Н.А.

Целью статьи является получение информации о содержании концепта «Родина», которое актуально для младших школьников, и определение значимости ядерных смыслов этого концепта в языковой картине мира исследуемой группы. Объектом нашего исследования стали учащиеся 1 - 4 классов г. Шуя Ивановской области.

С помощью методов анкетного опроса, интервьюирования и ассоциативного эксперимента авторы выявляют особенности стереотипных представлений о Родине в языковом сознании учащихся начальной школы и определяют процентное соотношение основных содержательных единиц концепта «Родина» в языковом сознании учащихся младшей школы.

Новизна вполне очевидно раскрывается в результатах социолингвистического эксперимента, позволивших выявить динамические изменения содержания концепта «Родина» в языковых формах, применяемых учащимися начальной школы. Также новым является само обращение к столь юной аудитории.

Сопоставление в рамках точечного социологического исследования на тему «Нет в мире краше Родины нашей» различных лексико-семантических репрезентаций концепта «Родина» в сознании младших школьников позволило выявить различный характер объективации его концептуальных признаков, обнаруживших зависимость от возрастных, социальных и ментальных параметров языка.

Ключевые слова: концепт, Родина, язык, языковая картина мира, младший школьник, младший школьный возраст, сознание, мышление, менталитет.

THE MEANING OF THE CONCEPT "HOMELAND" IN THE LINGUISTIC SPHERE OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

Oceansky V.P., Krasilnikova M.Y., Lezhneva N.A.

The purpose of this article is to obtain information about the meaning of the concept "Homeland", which is actual for the elementary school students, and determining the importance of the main meanings of this concept in the linguistic sphere of the test group. The object of our research was the students of 1st - 4th grades Shuya, Ivanovo region.

Using the methods of a questionnaire survey, interviewing and association experiment the authors identify particular stereotypes about the homeland in the linguistic consciousness of elementary school students and determine the percentage of the basic meaningful concept of "Homeland" in the linguistic consciousness of students from elementary school.

The novelty of this research is clear from sociolinguistic experiment, that reveals dynamic changes in the meaning of the concept of "Homeland" in the linguistic forms, used by elementary school students. Also these researches are new because we deal with the linguistic sphere of elementary school students.

The sociological researches of the topic "Homeland" which includes the section "There is no more beautiful country in the world then Russia" revealed that the attitude to this topic depends on the age, social and mental language skills.

Keywords: concept, homeland, language, linguistic sphere , elementary school students, age of elementary school students, consciousness, thinking, mentality.

Всестороннее изучение родного языка в совокупности ментального, аксиологического и концептуального аспектов становится в настоящее время актуальной задачей многих гуманитарных дисциплин, о чем свидетельствует весьма обширный корпус исследований [1, 3, 4, 5, 8, 9, 10,11 и др.]. Эта тенденция свидетельствует о непреходящей роли культурных ценностей в процессе развития человечества в целом и отдельных человеческих общностей, в частности. Изучение концептуальной составляющей языка обусловлено осознанием того места, которое занимает языковая картина мира в структуре национального менталитета.

В череде наиболее значимых концептуальных единиц русской национальной языковой картины мира особое место занимает концепт «Родина», прорастающий корнями в историю развития русского народа, отражающий особенности национального мировоззрения, специфику национального сознания и характера.

Нашей основной задачей стало изучение содержания, способов репрезентации и закономерностей функционирования концепта «Родина» в языковом сознании современных младших школьников, которые являются полноправными носителями национальной языковой картины мира. Несмотря на слабую степень развития формально-логического мышления, которая характеризует детский возраст от 6 до 10 лет [6], мы нашли для себя возможным проанализировать содержание и определить роль концепта «Родина» в языковой картине мира учащихся младшей школы на основе культурологического подхода, предусматривающего проведение исследований по принципу «от общего - к частному».

Предметом нашего исследования стали языковые представления и стереотипы, ценностные ориентации и мировоззренческие установки, культурные ассоциации и образы, репрезентующие концепт «Родина» в сознании учащихся начальной школы.

Выборочная совокупность - учащиеся 1 - 4 классов Средней школы № 2 им. К. Д Бальмонта (г. Шуя), дети 6 - 10 лет, посещающие Центр детского творчества г. Шуя, дети 6 - 10 лет, посещающие Детскую школу искусств г. Шуя, дети 6 - 10 лет, посещающие Детскую художественную школу г. Шуя (230 чел.).

В процессе изучения смыслового содержания концепта «Родина» в русском языковом сознании на материале современной отечественной лингвистики и лингвокультурологии [4, 5, 8, 9, 10, 11] структурные компоненты изучаемого концепта оказалось возможным выстроить таким образом:

• Родина как место рождения и проживания - актуализация признаков малой родины, в том числе топонимических «родная земля/край»;

• Родина как географическая среда обитания - актуализация природно-ландшафтных признаков Родины;

• любовь к Родине (Родина как дом, мать) - актуализирует эмоционально-чувственный и ценностный блоки признаков, характеризующих личностный уровень отношения к Родине;

• качественный уровень концепта (красота Родины) - актуализация качественных характеристик Родины: хорошая/красивая/ великая/святая/ богатая;

• Родина как государство - актуализирует все номинации Родины как страны: Россия/ держава/ отечество/ Русь.

• долг перед Родиной -раскрывает гражданственный уровень в структуре концепта «Родина».

• уникальность Родины (гордость за Родину) - актуализируется лексемами, выражающими неповторимость Родины.

Содержательную основу исследования составили 3 смысловых блока, направленные на изучение различных смысловых групп концепта «Родина» в

структуре языкового сознания младших школьников и отношения респондентов к исследуемой проблеме.

Блок 1 - вопросы данного блока направлены на выявление языковых представлений и стереотипов, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, репрезентующих концепт «Родина» в сознании учащихся начальной школы.

Блок 2 - направлен на исследование культурных ассоциаций и образов, связанных в сознании младших школьников с образом Родины.

Блок 3 - направлен на изучение иерархической структуры концепта «Родина» в сознании младших школьников.

В анкетном опросе использовались следующие виды вопросов:

1. Открытые (подразумевается самостоятельный ответ).

2. Поливариантные (набор вариантов ответа с любым их сочетанием).

3. Шкальные (ранжирование в соответствии с параметрами определенной шкалы).

В своем исследовании мы попытались синтезировать элементы простого анкетирования и интервьюирования, а также ранжированного ассоциативного эксперимента. Для ассоциирования предлагались вопросы:

1. Что такое Родина? (Какие слова приходят тебе на ум в связи со словом родина?)

2. Какая она, твоя Родина? (Опиши свою Родину).

3. Что значит для тебя «БОЛЬШАЯ РОДИНА»?

Для выявления личностных и качественных составляющих концепта «Родина» в сознании младших школьников были предложены следующие вопросы:

4. Ты любишь свою Родину?

5. За что ты любишь свою Родину?

Для изучения степени актуальности патриотических и гражданских смыслов концепта «Родина» в сознании учащихся младших классов (частично

затронутых вопросом №3) мы сформулировали такой вопрос:

6. Что нужно (должен делать человек), чтобы помочь своей Родине? Уникальность Родины в сознании респондентов исследуется нами с

помощью анализа ответов на вопрос:

7. У каждого человека есть своя Родина. Что особенного в твоей Родине?

Ранжирование смыслов концепта «Родина» в сознании респондентов мы исследовали с помощью анализа частотности совпадающих выделенных смыслов.

В период с 01.01.2013г. по 01.06.2013г. был проведен опрос респондентов в школах и учреждениях дополнительного образования города Шуя. На рисунке 1 представлены данные количественного и возрастного состава исследуемой группы.

Рис. 1. Возрастной состав респондентов

В процессе интерпретации выделялись и подсчитывались наиболее часто совпадающие слова и выражения, характеризующие представления о Родине, выборочно рассматривались ассоциаты, объективированные в форме пространных речевых единиц.

В ходе проведенного исследования ответы на вопросы нашей анкеты распределились таким образом:

Таблица 1

Ответы на вопрос «Что такое Родина?»

Ответ Частотность % Рейтинг %

Место рождения 60 26

Место проживания 20 9

Место учебы 30 13

Шуя (родной город) 51 22

Россия 12 5

Место, где говорят по-русски 15 7

Родина - это мать 41 18

Таким образом, наиболее значимой в сознании школьников смысловой группой концепта «Родина» является «место рождения и проживания/родной город/ место учёбы», она выражает словарное значение родины, как «места рождения кого-либо» (в этом смысле схожа с понятием «малая родина»), а также архетипическое значение «Родина-мать». Местом рождения и проживания для испытуемых чаще всего становится родной город (Шуя). Частота ответов типа: Родина - это место, где ты учишься, говорит о значимости учебы, как основного вида деятельности респондентов.

Таблица 2

Ответы на вопрос «Какая она, твоя Родина?»

Ответ Частотность % Рейтинг %

Красивая 60 40

Большая 30 20

Заботливая 15 10

Богатая 12 8

Святая 3 2

Великая 15 10

Надежная 15 10

Как видно из диаграммы, наиболее актуализированным признаком Родины (60%) для учащихся младшей школы стала красота Родины, которая описывается с помощью таких лексем, которые указывают на её ландшафтное своеобразие: «поле/лес/ река/ озеро/ берёза»; и составляют основу группы смыслов концепта «Родина», обозначаемой нами как «Родина как географическая среда обитания». Дополняет содержание этой группы и указание на богатство роди-ны(12%) - на её природные ресурсы,

Кроме того, множество ответов на этот вопрос актуализируют пространственные смыслы исследуемого концепта, выражаясь в значениях «большая / родные просторы» и др. - 30%. Эта качественная характеристика может быть дополнена и категорией «Великая» (15%), что одновременно подчёркивает и широту пространства России, и её высокий статус.

Восприятие Родины как дома для своего многочисленного народа объективируется в сознании испытуемых посредством определения «надежная» (15%) и наряду с упоминанием такого признака Родины, как забота о своих жителях (15%) становится значимым смысловым элементом концепта, соотносящим эти признаки с восприятием Родины как матери.

Таблица 3

Ответы на вопрос «Что значит для тебя «БОЛЬШАЯ РОДИНА»

(Какие слова означают это понятие)?»

Ответ Частотность % Рейтинг %

Страна, в которой мы живем 60 47

Россия 40 32

Место, где все говорят на одном языке 12 9

Отчизна 8 6

Москва 5 4

Флаг 1 1

Держава < 1 < 1

Из ответов на этот вопрос видно, что в понятие «Большая Родина» респонденты включают в первую очередь такие лексемы как «страна/ Россия», также испытуемые отмечают важность государственной символики и столицы, встречаются ответы типа: Флаг - это символ нашей страны; Москва - это столица нашей Родины. Итак, большая Родина в сознании младших школьников обладает некоторыми чертами государственности, однако эти характеристики не являются для них самыми значимыми. Важно, что многие испытуемые (12%) для обозначения своего понимания большой Родины называют единый язык, что является доказательством осознания учащимися объединяющей роли языка. Хотя, стоит отметить, что в качестве характеристики «Большой Родины» язык отмечается, в основном, учащимися 3-х и 4-х классов, что говорит о большей сформированности гражданственного сознания у этих детей по сравнению с учениками 1-х и 2-х классов.

Таблица 4

Ответы на вопрос «Любишь ли ты Родину?»

Ответ Частотность % Рейтинг %

Да 98,8 98,8

Не знаю 1 1

Нет < 1 < 1

Этот вопрос был направлен на выявление степени осознания респондентами обязательности любви к Родине. В результате большинство испытуемых (98,8%) ответили на этот вопрос утвердительно, 1% - затруднились ответить и лишь 0,2% опрошенных (1 чел.) - отрицательно. Такие результаты говорят о высокой степени осознания и личной «прочувствованности» любви к Родине.

Таблица 5

Ответы на вопрос «За что ты любишь свою Родину?»

Ответ Частотность % Рейтинг %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Просто люблю 80 79

За то, что Родина любит меня 8 8

На родине хорошо и спокойно 10 10

За то, что она красивая 3 3

Этот вопрос был призван раскрыть лексико-семантические репрезентации такого признака концепта «Родина» как «личностные чувства». Мы видим, что эти признаки объективируются в сознании младших школьников чувствами бескорыстной любви (80%), взаимной любви (8%), чувствами радости и спокойствия (10%) и чувствами личного переживания её красот (3%).

Таблица 6

Ответы на вопрос «Что нужно (должен делать человек), чтобы помочь своей Родине?»

Ответ Частотность % Рейтинг %

Любить (уважать и ценить) Родину 60 47

Беречь Родину 40 32

Защищать Родину 12 9

Много работать 8 6

Хорошо учиться 5 4

Этот вопрос направлен на выявление лексико-семантических репрезентаций смысловой группы «долг перед Родиной», а ответы на него показывают осознание младшими школьниками необходимости что-либо предпринимать для блага Родины. Примечательно, что большинство ответов на этот вопрос пересекаются с предыдущим вопросом о личностных чувствах, т.е. большинство

респондентов (« 90%) считают, что, прежде всего, Родину нужно любить и ценить, чуть меньше (65%) опрошенных говорят о необходимости беречь Родину, указывая при этом на то, что: «Родина - это наш дом, который нужно беречь». Значимым направлением деятельности во благо Родины оказывается для младших школьников и ее защита (54%), оно воплощается в высказываниях типа: «Когда я вырасту, пойду в армию и буду защищать нашу Родину» / «Родину нужно защищать от врагов, как ветераны». Довольно большое количество респондентов отмечают важность работы (11%) и учебы (8%) для блага Родины: «Нужно хорошо учиться, чтобы потом помогать Родине /Нужно хорошо учиться, чтобы Родине за нас было не стыдно / Нужно много работать, чтобы стать знаменитым и помогать Родине».

Таблица 7

Ответы на вопрос «У каждого человека есть своя Родина. Что особенного в

твоей Родине?»

Ответ Частотность % Рейтинг %

Родина самая любимая 100 30

Наша Родина самая большая 90 27

Наша Родина самая красивая 67 20

Родина единственная 50 15

Самая великая страна 30 9

Данный вопрос был направлен на выявление приоритетов в смысловой группе «Уникальность Родины». Из таблицы видно, что осознание уникальности Родины и гордости за нее репрезентуется в таких характеристиках как «любимая / большая/ красивая/ единственная / великая», выражаемых в превосходной степени.

Абсолютное большинство респондентов (100%) в описании уникальности Родины обратились к значимости любви, что соотносит этот понятийный уровень концепта «Родина» с группой «любовь к Родине», подчеркивая важность

эмоционально-чувственного восприятия в сознании младших школьников как одного из ведущих.

Другой характеристикой уникальности Родины в восприятии учащихся 1 - 4 классов является указание на еу размеры (90%), что вновь возвращает нас к важности пространственного компонента в исследуемом концепте.

Усилению значения такого качественного признака, как красота Родины, способствует закрепление этого качества в обозначении ее уникальности, что подчеркивается немалым количеством подобных ответов (67%).

Неповторимость Родины фиксируется в ряде ответов, которые объединяются в одном качественном признаке - «единственная». Пожалуй, это определение наиболее четко отражает ключевой смысл понятийной группы «Уникальность Родины». Важно, что в ответах респондентов это качество занимает существенное место (50%) и выражает важнейший смысловой компонент концепта «Родина» - ее неповторимость.

Кроме названных выше существенных качеств уникальности, имеющих эмоционально-чувственную природу, испытуемые называют и такую характеристику уникальности как «самая великая страна» (30%), обнаруживая дополнительный признак восприятия уникальности Родины младшими школьниками, близкий к понятийной группе «Родина как государство».

Проанализировав все полученные результаты, проведя их количественный подсчет и сравнение, мы получили возможность выявить иерархическую структуру ключевых смыслов и ценностей, составляющих основу концепта «Родина», актуализированных в сознании младших школьников.

Рис. 2. Иерархическая структура ключевых смыслов и ценностей, составляющих основу концепта «Родина», актуализированных в сознании младших школьников

На графике видно, что среди всех смысловых ориентиров и ценностей, в наибольшей степени в сознании младших школьников находят отклик такие ядерные смыслы концепта «Родина» как «Место рождения и проживания», «географическая среда обитания», «Любовь к Родине». Чуть меньше 30% откликов приходится на обозначение уникальности Родины. В то время, как смыслы, лежащие в области государственной идеологии занимают позиции ниже 20%. Однако общая картина распределения приоритетов отличается от результатов, получаемых в каждом классе.

Так, в сознании учащихся 1-х классов (6-7 лет) преобладают те смыслы, которые в лингвокультурологии закрепляются за наивной картиной мира - это фиксация окружающего пространства и его эмоционального восприятия, то есть ответы данной группы респондентов демонстрируют приоритет интуитивного и эмоционально-чувственного восприятия над рациональным.

Объективированные в языке младших школьников смысловые составляющие концепта «Родина» приобретают новые, по сравнению с учащимися 1-х классов, черты среди учащихся второго класса и приближаются к общей кар-

тине восприятия Родины: значительно увеличился процент значимости географических (ландшафтных) ориентиров; наблюдается осознание уникальности Родины; вырастает процент восприятия Родины как государства и осознания долга перед Родиной.

Смыслы, лежащие в плоскости «место рождения и проживания», а также «географическая среда обитания» остаются на лидирующих позициях и в языковом сознании респондентов 9 - 10 лет. Примерно на тех же позициях остаются шкалы «любовь к Родине», «уникальность родины» и «качества Родины». Но самым важным изменением является резкий рост шкалы «Родина-государство» и шкалы «Долг перед Родиной», что свидетельствует о возрастании роли словесно-логического, понятийного постижения мира, спровоцированном, скорее всего, содержанием дидактических текстов, транслирующих ценности «Большой Родины» в сознание учащихся.

На наш взгляд, данные, полученные нами в ходе проведенного исследования, в усредненном виде отражают понимание элементов общенационального концепта «Родина» современными младшими школьниками, которое характеризуется некоторыми существенными признаками. Так, ядром структуры исследуемого концепта для младших школьников становится «место рождения и проживания, малая родина», что отражает близость языковой картины мира этой группы к наивной картине мира. Важное место в описании смыслов Родины занимают, также, уровни эмоционального восприятия, что подтверждает приоритетное значение для этого возраста наглядно-образного и эмоционально-чувственного аспектов мышления над формально-логическим.

Однако, обнаруженная нами динамика в изменении трактовки различных смысловых блоков концепта «Родина» позволяет сделать предположение о том, что в результате перехода от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, а также включения детей в педагогический дискурс, происходит переоценка важности некоторых смысловых ориентиров в картине мира ребенка. В нашем случае этот процесс отражается в увеличении степени

актуализации смыслового блока «Родина-государство», непрерывно наблюдаемом на протяжении всего обучения в младших классах. В этой связи правомерно предположить, что эволюция концептуальных признаков «Родины» в языковой картине мира младших школьников представляет собой процесс постепенного роста значимости официальных (идеологических, гражданственных) ценностей в структуре исследуемого концепта. Также, обнаруженная эволюция позволяет предположить, что при грамотной организации обучения и воспитания, учитывающей вызовы времени и особенности возраста, в сознании учащихся может сложиться такой образ Родины, который будет в равной мере охватывать все концептуальные уровни этого понятия, что в последствии приведет к формированию личностей, осознающих ценность родной культуры, родного языка, личную гражданскую ответственность перед Отечеством и, кроме того, толерантных к иным культурам и их носителям.

Работа подготовлена при финансовой поддержке государства в лице Министерства образования и науки Российской Федерации.

Список литературы

1. Гимаев Я. А. Актуализация концепта РОДИНА в школьных учебниках по литературе и в массовом сознании учащихся: автореф. дис. ... кандидата филологических наук. М.: Московский государственный областной университет, 2010.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х тт. М., 1998. Т. 4.

3. Ермакова Н.В. Параллелизм концепта «ДЕНЬГИ» в русской и французской паремиологии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. № 10(18). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/10/ermakova.pdf (дата обращения 19.08.2013)

4. Есмурзаева Ж. Б. Концепт РОДИНА в педагогическом дискурсе на рубеже XX-XXI вв.: автореф. дис. ...канд. филол. н. Омск: «ОмГУ» им. Ф. М. Достоевского, 2010.

5. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

6. Особенности мышления младших школьников. URL: http://psyera.ru/4600/osobennosti-myshleniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения 17.06.2013)

7. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. / Ю.Н.Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. Т. I. От стимула к рекции: Ок. 7000 стимулов. М.: АСТ-Астрель, 2002. 784 с.

8. Сандомирская И. Книга о родине: опыт анализа дискурсивных практик. Wien, 2001. 281 с.

9. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2001. 990 с.

10. Телия В. Н. Концептообразующая флуктуация константы «родная земля» в наименовании «родина» // Язык и культура: факты и ценности: к 70-летию Ю. С. Степанова. М.: Языки славянской культуры, 2001.

11. Телия В. Н. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М.: Наука, 1988.

References

1. Gimaev Ya. A. Aktualizatsiya kontsepta RODINA v shkol'nykh uchebnikakh po literature i v massovom soznanii uchashchikhsya [HOMELAND actualization of the concept in school textbooks in literature and in the mass consciousness of students]. M., 2010.

2. Dal V. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka [Dictionary of the Russian Language] in 4 vols. M., 1998. Vol. 4.

3. Ermakova N.V. Parallelizm kontsepta «DEN''GI» v russkoy i fran-tsuzskoy paremiologii [The parallelism of the concept of "money" in Russian and French paremiology]. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem, no. 10 (2012). http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/10/ermakova.pdf (accessed: August 19, 2013)

4. Esmurzaeva Zh. B. Kontsept RODINA v pedagogicheskom diskurse na rubezhe XX-XXI vv. [Concept HOMELAND in pedagogical discourse at the turn of XX-XXI centuries]. Omsk: «OmGU» im. F. M. Dostoevskogo, 2010.

5. Karasik V. I. Yazykovoy krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Linguistic circle: personality, concepts, discourse]. Volgograd: Peremena, 2002. 477 p.

6. Osobennosti myshleniya mladshikh shkol'nikov [Particularly thinking of elementary school students]. http://psyera.ru/4600/osobennosti-myshleniya-mladshih-shkolnikov (accessed: June 17, 2013)

7. Karaulov Yu.N., Cherkasova G.A., Ufimtseva N.V., Yu.A. Sorokin, Tarasov E.F. Russkiy assotsiativnyy slovar [ Russian associative dictionary]. In 2 volumes. Vol. I. M.: AST-Astrel, 2002. 784 p.

8. Sandomirskaya I. Kniga o rodine: opyt analiza diskursivnykh praktik [The Book of homeland: the experience of the analysis of discursive practices]. Wien, 2001. 281 p.

9. Stepanov Yu. S. Konstanty: slovar' russkoy kul'tury [Constants: Dictionary of Russian culture]. M.: Akad. proekt, 2001. 990 p.

10. Teliya V. N. Kontseptoobrazuyushchaya fluktuatsiya konstanty «rodnaya zemlya» v naimenovanii «rodina» [Concept forming fluctuation of the constant of the "native land" in the name of "homeland"]. Yazyk i kul'tura: fakty i tsennosti: k 70-letiyu Yu. S. Stepanova [Language and Culture: Facts and values: for the 70th anniversary of Y.S. Stepanov]. M.: Jazyki slavjanskoj kul'tury, 2001.

11. Teliya V. N. Rol chelovecheskogo faktora v yazyke. Yazyk i myshlenie [The role of the human factor in the language. Language and thought]. M.: Nauka, 1988.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Океанский Вячеслав Петрович, заведующий кафедрой культурологии и литературы, научный руководитель Центра кризисологических исследований, доктор филологических наук, профессор

Ивановский государственный университет, Шуйский филиал ИвГУ ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: ocean_65@mail. ru

Красильникова Мария Юрьевна, доцент кафедры культурологии и литературы, старший научный сотрудник Центра кризисологических исследований, кандидат культурологии

Ивановский государственный университет, Шуйский филиал ИвГУ ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: Avdotiya2005@yandex.ru

Лежнева Наталья Александровна, студентка 2 курса магистратуры

Ивановский государственный университет, Шуйский филиал ИвГУ ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: leznepuh@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Oceansky Vyacheslav Petrovich, Head of the Cultural Studies and Literature Department, the research supervisor of the Center Crisisological researches, Ph. D., professor

Ivanovo State University, Shuya branch

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: ocean_65@mail. ru

Krasilnikova Mariya Yurevna, assistant professor (docent) of the Cultural Studies and the literature department, the senior research of the Center Crisisological researches, the Cultural Studies applicant

Ivanovo State University, Shuya branch

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: Avdotiya2005@yandex.ru

Lezhneva Natalja Aleksandrovna, 2-year master's student

Ivanovo State University, Shuya branch

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: leznepuh@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.