УДК [371.3+81’242+373.3+81.37](045)
МАКАРОВА Ольга Васильевна, аспирант кафедры педагогики и психологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, методист начального образования Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Автор 7 научных публикаций, в т.ч. двух учебно-методических пособий
ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ «РОДИНА» И «ОТЕЧЕСТВО»
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлены результаты констатирующего эксперимента по выявлению у младших школьников особенностей смысловых образований и значений слов «Родина» и «Отечество», уточнен состав лексики, составляющий основу концепта «родина», выявлены словоупотребительные умения учеников. Данные результаты могут быть интересны специалистам, изучающим проблемы взаимосвязи образов и речевой деятельности младших школьников.
Концепт, смысловые образования, системы значений, Родина, Отечество, речевое развитие, младший школьник
Сегодня на школу возложена обязанность создавать условия для обеспечения духовнонравственного развития обучающихся, направляя образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны1. Следовательно, одной из главных задач начальной школы является формирование образа Родины у младших школьников, а результатом работы - понимание детьми того, что есть Родина. Процесс обучения направлен на то, чтобы наполнить сознание детей сведениями, понятиями, образами, характеризующими нашу Родину, создание условий для формирования эмоционально-ценностного отно-
© Макарова О.В., 2011
шения к ней, т.е. формирования концепта «родина».
Доказанным в психологии является факт взаимосвязи языкового опыта и образов: поскольку каждый принимает речь в своих собственных словах2, придавая им собственное значение - личный языковой опыт индивидуален, следовательно, и образы, возникающие в процессе осмысления той или иной категории вещей у разных людей - разные. У младшего школьника этот опыт еще и ограничен. Этот факт послужил разрешительной основой нашего исследования для определения того, что стоит в речемыслительной деятельности младших школьников за словом «родина».
Цель нашего исследования - проявления в речи младших школьников смысловых образований и систем значений, связанных со «стимуль-ным словом-символом «родина»3. В эксперимент было вовлечено 411 учеников 1-4 классов
- всего 16 классов.
В ходе эксперимента уточнялся состав лексики, составляющий основу концепта «родина» (слова, словосочетания, грамматические конструкции и структуры), выявлялись словоупотребительные умения учеников (уместность и контекстная точность употребляемых слов и словосочетаний, образность высказываний, проявление эмоциональности и чувств).
Для решения вышеозначенного были избраны следующие методы:
• адаптированное специализированное интервьюирование первоклассников с записью материала на диктофон4;
• анкетирование учащихся 2-4 классов;
• изучение продуктов деятельности учащихся: анализ рисунков, мини-сочинений о Родине5 ;
• аналитическая обработка материалов, включающая учет количественных и качественных показателей;
• целенаправленные наблюдения и анализ уроков русского языка, литературного чтения и окружающего мира.
Точкой отсчета в нашем исследовании стали данные опытно-исследовательской работы по старшему дошкольному возрасту, проведенные специалистами кафедры дошкольного образования Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Анализ результатов диагностирования будущих первоклассников свидетельствует о наличии необходимой стартовой базы для дальнейшего совершенствования знаний о Родине в виде представлений.
Анализ полученных данных по младшим школьникам позволил выявить следующие факты.
При подсчете общего количества реакций на слово-стимул «родина» обнаружился факт значительного роста смысловых образований и систем значений с первого по второй класс, в дальнейшем наблюдается даже некоторый регресс, с последующим возвращением количественного уровня почти на тот же рубеж (см. таблицу).
Анализ и интерпретация результатов позволили выявить, что 30,9% первоклассников испытывают затруднения при определении значения слова «Родина» в речевой деятельности. Дети отвечают, что «не слышали таких слов», «не знают, что это такое», затрудняются ответить. Однако разбор рисунков обнаружил, что представлениями о Родине обладают все дети
- в большинстве работ представлены сюжеты малой родины: двор, улицы города, свой дом, высотное здание, изображения памятника, погибшим на Великой Отечественной войне, и лишь небольшая часть (около 1%) - рисунки Москвы и Кремля.
Ассоциации, связанные с названием Родины, у первоклассников выражены через следующие словесные формулировки: «... это Россия» (28,2% ответов детей), 34% называют родной город или его части - «Архангельск», «Солом-бала», «Заостровье»; 3,6% - государство и город («моя Родина называется Россия и Архангельск»). Практически каждый пятый первоклассник (23,6%) путает название государства и города или областного центра. Каждый десятый (10,6%) не смог ответить на вопрос.
Смысловые образования и значения лексемы «Родина» в письменных работах учеников 2-4 классов проявляются в следующих формулировках: «там, где мы живем», «место, где ты родился» (ответы учеников 2 и 3 классов), «где
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО РЕАКЦИЙ НА СЛОВО СИМВОЛ «РОДИНА»
Классы Количество реакций на слово-стимул «родина»
1 49
2 137
3 103
4 136
мой язык, [мой народ, мой дом]», «наша русская земля» (3 класс), «земля какой-то страны, государства», «страна, гражданином которой я являюсь» (4 класс).
При выявлении тождества лексем «Родина» и «Отечество» явственно в ответах детей
3 и 4 классов прослеживаются два основных значения - «малая» и «большая» родина. Однако особенность их употребления состоит в ограниченном применении указанных значений, что связано, вероятнее всего, с недопониманием их смысла. Это подтверждается формулировками ответов: «одна большая Родина, но разная малая», «Отечество одно, а родина разная», «Отечество - одна страна, а родины -разные», - 37,5% детей убеждены, что лексема Родина имеет значение «малая родина», а «Отечество» - «большая Родина». О том, что глубокого понимания значений «малая» и «большая» родина нет, свидетельствуют и тот факт, что 33,7% работ детей путают понятия «страна», «государство» и «концы света», «стороны света». При ответе на вопрос: «Света живет на юге России, а Таня живет на севере России. Можно ли сказать, что они живут со Светой в одной стране? Что у них одна Родина?». Дети отвечают: «.живут в разных концах света, значит, нельзя сказать, что родина одна», «разные страны, а родина она», «Родины у них разные, потому что разные стороны света», «они живут в разных странах». Эта ошибка была распространенной в 2 и 3 классах, но и в 4 классах тоже имела место.
Представляет интерес еще один факт. Лексему «Отечество» 15% детей связывают с высоким стилем употребления: «Отечество -твой народ или страна», «.страна, которую любишь и уважаешь», «Страна [дом, место, др.], которую защищают», «им [Отечеством] мы гордимся».
Каждый шестой ученик 2-4 классов (15,7%) не смог представить смысловых образований или систем значений слов «Родина» и «Отечество».
Ассоциации, связанные с названием Родины, у учеников 2-4 классов в письменной речи нашли отражение в следующих умозаключениях: названы государство и город (село) - «Россия, Архангельск», «Российская Федерация,
остров Бревенник» и т.п. В 16,9% представленных работ указано только название государства - Россия, Российская Федерация (42,2%). В 28,7% ответов записан город (село) («Архангельск», «Санкт-Петербург», «Самара», «п. За-островье»). В 12,2% работ название родины представлено в виде художественных образов («русский север», «русское отечество») или вообще отсутствует. Каждый третий ученик независимо от возраста допустил орфографические ошибки при написании слова «Россия» не менее одного раза.
В ходе исследования весь представленный материал распределен нами на тематические группы, указана частотность употребления слов и конструкций (в %):
- наименования административных единиц и учреждений: родной город, село, родной край, родные места, двор (35,3% ответов детей);
- слова, называющие людей: мама, мать, предки, родные, отцы и деды, родственники, родители, друзья, близкие, знакомые, русские писатели, поэты, художники, богатыри (14,7%);
- события и традиции: Великая Отечественная война, защита Родины, служение Отечеству, подвиги на войне, защита Отечеством своих граждан, праздники (14,5%);
- лексика, передающая чувства - гордость за Родину; любят, думают о величии Родины, Родина очень дорога, нравится жить в России, прелестная, красивая, лучшая держава, могучая страна (12,7%);
- лексика, связанная с описанием природы: летний дождь, теплый ветер, ромашки, березовая роща, сосновый бор; зеленые луга, бездонное голубое небо, густые леса, зеленая травка под солнцем, зеленые поля, яркое и теплое солнце, голубое небо, березы, снежная зима, короткое лето; как поют птицы, как пахнут цветы; дворовый кот (9,8%);
- топонимы: Архангельск, Москва, Северная Двина (9%);
- общественно-политическая лексика: страна, где родился и живу, своя Родина, Отечество, Россия, герб, флаг, гимн (4%).
Проведенный эксперимент позволил определить особенности смысловых образований и значений слов «Родина» и «Отечество», составляющих ядро концепта «родина»:
- соотношение между словом и его значением не является величиной постоянной. В процессе развития это соотношение изменяется. Количество реакций (по классам) на слово-стимул «родина» позволяет сделать вывод о неравномерности развития значений слова и его скачкообразности. Значительный рост значений лексемы «Родина» обнаружен при переходе во второй класс. Однако практически нет увеличения количества смысловых образований и систем значений между 2 и 4 классами, при этом изменяется глубина понимания лексемы «Родина», а соответственно, становятся глубже и распространеннее образы, связанные с Родиной;
- усложнения грамматических структур для описания детьми своей Родины (и в устной, и в письменной речи) от класса к классу имеют место благодаря тому, что в программу по русскому языку входит тема «Синтаксис», но усложнения весьма незначительны - ученики 2-4 классов выражают свои мысли на письме через простые односоставные предложения с одним, редко двумя, определениями, а ученики
первого класса в устной беседе дают односложные или нераспространенные ответы;
- практически весь собранный материал имеет вид житейских понятий6, что проявляется через ограниченность, неточность, а иногда и неверный подбор слов, словосочетаний и образных конструкций, характеризующих образ Родины. Это дает нам основание утверждать, что необходима целенаправленная работа в образовательной практике по формированию элементарных понятий, связанных с лексемой «Родина»;
- выделено семь тематических групп неравномерной наполняемости и частотности употребления.
Все перечисленное дает основание утверждать, что смысловые образования и системы значений младших школьников, выраженные через речевую деятельность, не обладают точностью и глубиной, в них незначительны проявления образно-перцептивной, понятийной и ценностной составляющих концепта «родина». Тем не менее имеются все основания утверждать, что предпосылки к их развитию существуют.
Примечания
1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. М., 2010. (Стандарты второго поколения). С. 9.
2 ЗимняяИ.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989. С. 8.
3 ПоповА.И. Развитие образа Родины у младших школьников: дис. ... канд. псих. наук. Волгоград, 2005.
4Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология: Методы исследования. М., 1997. С. 223-247.
5 Педагогика: учеб. пособ. для студ. педагог, учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.И. Шиянов. М., 1998. С. 105-106.
6 ВыготскийЛ.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова. М., 1982. С. 186.
Makarova Olga
FEATURES OF SEMANTIC FORMATIONS AND MEANINGS OF THE WORDS «HOMELAND» AND «FATHERLAND»
IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN
The article gives the results of an experiment conducted among junior schoolchildren aimed at revealing peculiarities of meaning formations and meanings of the words «homeland» and «fatherland» which constitute the core of the concept «homeland».
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Луговская И.Р., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики, ректор Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова