Научная статья на тему 'Содержание информации и информационный ресурс как экономическая категория'

Содержание информации и информационный ресурс как экономическая категория Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1121
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / информационный ресурс / информация и знание / информационная экономика / человеческий капитал / информационное общество / риск / менеджмент / information / informational resource / information and knowledge / informational economy / human capital / informational society / risk / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобоев Зокирджон Мухамаджонович

В современных условиях в мировой экономике усиливается процесс глобализации какобъективная мирохозяйственная тенденция интернационализации хозяйственной жизни,который принимает прежде всего формы развития информационных технологий. Впоследнее время можно часто слышать, что главным экономическим ресурсом являетсячеловеческий капитал. Действительно, информация и ее креативные возможности явля-ются важным ресурсом. В статье доказывается, что у современного Таджикистанаимеются все шансы, чтобы при помощи креативных ресурсов достичь самого высокогоуровня экономического развития. Также значительное внимание уделяется новым эконо-мическим категориям, таким как информации, информационные ресурсы, информацион-ный рынок и вытекающие из них информационный товар и рынок. Для выявления сутиэкономики знаний и информации, а также информационного общества, имеющих фунда-ментальное значение, важно раскрытие сущности информации как экономическогоресурса и категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF INFORMATION AND INFORMATIONAL RESOURCE AS ECONOMIC CATEGORY

Under modern conditions in world economics the process of globalization has been intensifying as an objective world economy tendency towards internationalization of economic life; it assumes, first of all, the forms of development of informational technologies. For the latest years one can often hear that it is human capital which turns into the principal economic resource. And really, information and its creative potentialities are an important resource. The author proves that the contemporary Tajikistan enjoys all chances to achieve the highest standard economic development by means of creative resources. Considerable attention is paid to such new economic categories as information, informational resources, informational market; all these three factors giving an impulse for informational commodity and market. Disclosure of the essence of information as economic resource and category is important for elicitation of a gyst of the economy of knowledge and information; informational society referring hereto as well.

Текст научной работы на тему «Содержание информации и информационный ресурс как экономическая категория»

УДК 338 ББК 65.291.573

СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

THE CONTENT OF INFORMATION AND INFORMATIONAL RESOURCE AS ECONOMIC CATEGORY

Бобоев Зокирджон Мухамаджонович,

аспирант кафедры экономической теории Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Таджикистан, г. Худжанд)

Boboev Zokirjon Muhamadjonovich,

post-graduate of the department of economic theory under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand)

E-MAIL: zokir_0719@mail.ru

Ключевые слова: информация, информационный ресурс, информация и знание,

информационная экономика, человеческий капитал, информационное общество, риск, менеджмент

В современных условиях в мировой экономике усиливается процесс глобализации как объективная мирохозяйственная тенденция интернационализации хозяйственной жизни, который принимает прежде всего формы развития информационных технологий. В последнее время можно часто слышать, что главным экономическим ресурсом является человеческий капитал. Действительно, информация и ее креативные возможности являются важным ресурсом. В статье доказывается, что у современного Таджикистана имеются все шансы, чтобы при помощи креативных ресурсов достичь самого высокого уровня экономического развития. Также значительное внимание уделяется новым экономическим категориям, таким как информации, информационные ресурсы, информационный рынок и вытекающие из них информационный товар и рынок. Для выявления сути экономики знаний и информации, а также информационного общества, имеющих фундаментальное значение, важно раскрытие сущности информации как экономического ресурса и категории.

Key words: information, informational resource, information and knowledge, informational economy, human capital, informational society, risk, management

Under modern conditions in world economics the process of globalization has been intensifying as an objective world economy tendency towards internationalization of economic life; it assumes, first of all, the forms of development of informational technologies. For the latest years one can often hear that it is human capital which turns into the principal economic resource. And really, information and its creative potentialities are an important resource. The author proves that the contemporary Tajikistan enjoys all chances to achieve the highest standard economic development by means of creative resources. Considerable attention is paid to such new economic categories as information, informational resources, informational market; all these three factors giving an impulse for informational commodity and market. Disclosure of

- 41 -

Бобоев З.М. Содержание информации и информационный ресурс как экономическая категория

the essence of information as economic resource and category is important for elicitation of a gyst of the economy of knowledge and information; informational society referring hereto as well.

В современных условиях в мировой экономике усиливается процесс глобализации как объективная мирохозяйственная тенденция интернационализации хозяйственной жизни, который принимает прежде всего формы развития информационных технологий. В результате чего качественно меняются различные формы взаимодействия агентов международных экономических отношений и формируется глобальная целостность хозяйственной системы мира, в которой каждый ее элемент превращается в часть общемирового организма. В рамках этого процесса ряд наиболее развитых стран мира находится в стадии перехода к экономике знаний и к новому типу общества - информационному. В связи с этим, исследование новых экономических категорий, таких как информация, информационные ресурсы, информационный рынок и вытекающих из них понятий «информационный товар и рынок», стало актуальным. Особенно для выявления сути экономики знаний и информации, а также информационного общества фундаментальное значение имеет раскрытие сущности информации как экономического ресурса и экономической категории.

В экономической литературе отсутствует однозначное определение понятия “информация”. Потому что в зависимости от объекта и сферы применения данная категория приобретает ряд особенностей, свойственных именно этой области применения. Тем не менее, категория «информация» имеет ряд общих признаков, позволяющих определить суть этого понятия и охарактеризовать его важные стороны. История человечества свидетельствует, что потребность человека в информации существовала всегда. Потому что всегда существовало взаимодействие человека и общества с окружающим миром. Термин «информация» происходит от латинского понятия informatio - сообщение о чем-л.[4], т.е. разъяснение, осведомление, изложение. В литературе встречаются различные определения термина «информация» (см. таблицу 1).

Материалистическая философия понятие «информация» трактует как отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Информация в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. является формой предоставления сообщения. Более интересно общее понятие «информация», предложенное А.Г. Фонотовым, что она представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени и ту меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы [7]. В связи с этим, с практической точки зрения информацию можно трактовать как снижение уровня неопределенности и даже ее устранение.

Таблица 1. Различные дефиниции термина «информация»

№ пп Источники, авторы Определение

1. ЮНЕСКО Определяется как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества.

- 42 -

Boboev Z.M. The Content of Information and Informational Resource as Economic Category

2. Толковый словарь русского языка Ожегова СИ. и Шведовой Н.Ю «Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством».

3. Философский подход Определяется как специфический атрибут объективного мира, создающий условия, необходимые для обеспечения устойчивости и развития систем различной природы.

4. Черпаевский Д.С. Синергетика и информации. М.: Едиторнан УРСС, 2004. Определяется как знания, сведения, алгоритм, сигнал, объективное содержание, связь между различными взаимосвязанными объектами, вектор и структура системы, а также состояние памяти этой системы.

5. Сундеева Ю. А. В экономическом плане информация - это сложный конгломерат, включающий в себя биологический, экономический, социальный и технический аспекты: это конгломерат, включающий в себя биологический, экономический, социальный и технический смысл:

6 Фонотов А.Г Информация представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени.

Составлена по: Беляев Д. А Информация как moeap//http://itue.ru/?p=120; Цуканова О.А., Смирнов С.Б. Экономика защиты информации. Учебное пособие. - СПб.: СПб ГУИТМО, 2007. 59: Черпаевский Д.С. Синергетика и информации. -М.: Едиторнан УРСС, 2004.; Сундеева Ю. А., Информационные ресурсы и их роль в развитии производительных сил общества (Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук). -Саратов, 2008. -С.9.

В экономической науке формой предоставления информации выступают: документы, программные продукты, технологии, научные знания и т.д., которые практически не поддаются формализации, поэтому выступают в форме специфических институциональных фактов рыночной экономики, таких как цена, процентные ставки, курс валют и т.п. Информация в экономике существует в разнообразных формах: она материализуется в различных предметах (в средствах и предметах труда), а также в неовеществленной форме, в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей. Однако понятия «знания» и «информация» необходимо различать, поскольку знания являются переработанной информацией: они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы "как?", "почему?" и т.п., в то время как информация дает ответ на вопросы "что?", "кто?", "когда?", "где?" [2, с.56] Отличительная черта экономической информации состоит в том, что она определяет характер связи с процессами управления коллективами людей, организацией. Она сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Следует отметить, что влияние информации на процесс воспроизводства носит двоякий характер: а) знания и информация являются обязательным первоначальным элементом научнотехнологических изысканий; б) информационный ресурс используется точно так же, как факторы производства (труд, капитал, земля и др). Следовательно, качественный уровень деятельности агентов экономики или хозяйствующих субъектов в системе кругооборота

- 43 -

Бобоев З.М. Содержание информации и информационный ресурс как экономическая категория

экономики определяется характером информационных потребностей и обеспеченности. В связи с этим одним из важных аспектов является превращение информации в ресурс или фактор производства. Оценка информации как экономического ресурса началась в середине 50-х годов прошлого века. В связи с технологической революцией внимание к этим вопросам все более обострялось, и со второй половины 70-х годов XX века многие ученые заговорили о становлении "информационного" общества как о действительности [4]. В этот период сформировалась экономическая школа информационного общества, связанная с концепцией Дж. К. Гэлбрейта, сформулированной в его работе «Новое индустриальное общество», а также «постиндустриальная» идея, изложенная в работе Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество». (1973). По мнению Д. Белла, основной концепцией постиндустриального общества является «оценка нового социума как резко отличающегося от общества, господствовавшего на протяжении последних столетий: отмечается прежде всего снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры» [5]. Таким образом, информационное общество - это такое общество, в котором информация имеет фундаментальное значение. В нём в изобилии циркулирует информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. В этом обществе информация быстро распространяется и доступна заинтересованным потребителям (людям и хозяйствующим субъектам) и выдается им в привычной для них форме.

Для расширения сути информационного ресурса, а также для исследования и оценки информационных ресурсов, используемых в экономике, необходимо выявить их структуру или состав. Структуру информационных ресурсов можно охарактеризовать следующим образом: документы (первичные) - книги, периодические издания и депонированные рукописи; библиографические базы, базы данных, информационные центры и архивы; фактографические, статистические и бухгалтерские базы данных; опубликованные и неопубликованные первичные документы, библиотечные фонды, фонды центров информации, архивы и другие учреждения; услуги, предложенные на информационном рынке; аналитическая и обзорная продукция, прогнозы и рейтинги, предоставляемые международными и отечественными организациями; программные продукты или средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей; компьютерные сети связи, интернетные сайты и т.д. Эти ресурсы являются базовыми ресурсами в процессе управления, организации риск-менеджмента, разработки стратегических проектов различных уровней экономики и хозяйствующих субъектов. Подытожив все вышесказанное, можно сказать, что информационные ресурсы представляют собой знания, подготовленные людьми для экономического и социального использования и воздействующие на вовлечение всех видов ресурсов в экономику страны.

Информационные ресурсы оказывают ощутимое влияние на результативность функционирования предприятий. В настоящее время трансформация социальноэкономической жизни, происходящая в республике, с очевидностью показывает, что два родственных субъекта экономики, имеющие одинаковые размеры факторов производства -земли, труда и капитала, могут резко различаться в получении результатов производства из-за различного уровня организации производственного процесса и управленияе информацией как ресурсом производства. Поэтому хозяйствующим субъектам экономики

- 44 -

Boboev Z.M. The Content of Information and Informational Resource as Economic Category

республики необходимо осознать, что в современных условиях информация является важным ресурсом и фактором производства и эффективного функционирования. Информация является важным фактором роста национальной экономики и конкретного предприятия. В экономике информация выполняет следующие основные функции:

- расширение сферы знаний и их качества, обогащение трудового коллектива новыми знаниями обогащает способности производительной силы труда, а также формирует условия и предпосылки для производства новой информации;

- ускорение внедрения новых инновационных идей в производство - материализует их, последовательно проходя стадии от научной мысли до материального воплощения.

Информация позволяет предприятиям [6]:

- выявить стратегические, тактические и оперативные цели предприятий;

- совершенствовать управление предприятиями и процессом производства, контролировать ход реализации целей и текущее состояние;

- принимать своевременные управленческие решения о снижении или нейтрализации различных экономических рисков;

- организовать эффективную координацию действий своих подразделений и контрагентов и тем самым снизить уровень транзакционных расходов;

- играет решающую роль в принятии решений в предпринимательстве и предпринимательской деятельности, тем самым обеспечивает финансовую устойчивость предприятий и т.д.

Таким образом, существует прямая зависимость между экономическими результатами и количеством информации, введенной в экономическую деятельность. В то же время, информация как фактор производства или информационный ресурс имеет ряд особенностей, которые отличают её от традиционных ресурсов. Во-первых, информация оказывает влияние на процесс производства и его эффективность без физического увеличения традиционных ресурсов, поскольку она действует на субъективный фактор производства — человека, его характер и способности. Другим словом, именно информационный ресурс, наряду с организационными способами, может значительно повысить эффективность экономической системы без какого-либо заметного увеличения потребления труда, земли и капитала [1]. Во-вторых, информация за счет сокращения времени производства и обращения ускоряет процесс воспроизводства, кругооборота капитала, ресурсов и доходов общества и тем самым увеличивает объем предложения товаров и услуг на рынке. Указанные положения позволяют сделать вывод, что информационный путь развития экономики обеспечивает синтез экстенсивной и интенсивной моделей экономического роста. Таким образом, информационный ресурс является экономической категорией, которая выражает экономические отношения по поводу использования совокупности данных (природного, правового, научного, социально-экономического и иного свойства) в воспроизводственных процессах, на стадиях кругооборота ресурсов и управления ими.

Список использованной литературы:

1. Иванов Е.Ю. Информация как категория экономической теории [электронный ресурс] / режим доступа http://rvles.ieie.nsc.ru/ parinov/ivanov/ivanov1.hm (дата обращения:10.01.2015).

- 45 -

Бобоев З.М. Содержание информации и информационный ресурс как экономическая категория

2. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. -199 с.

3. Мирсаидов А.Б. Основные этапы развития теории услуг// Экономика Таджикистана -№ 1. - 2013 - С. 68.

4. Словарь иностранных слов. - 13-изд, стереотип. -М.: Русский язык, 1986. - С. 201.

5. Сфера услуг: Экономика: учебное пособие / кол. авт. под ред. Т.Д. Бурменко. — М.: КНОРУС, 2006. - С. 78.

6. Управление развитием организации: 17-модульная программа для менеджеров. Модуль «Управление информационными ресурсами».-М.: Инфра-М, 1999. - 432 с.

7. Фонотов А. Г. Россия от мобилизационного общества к инновационному [электронный ресурс] / режим доступа http://science.csa.ru/Info/fonotov.html (дата обращения:15.11.2014).

Reference Literature:

1. Ivanov Ye. Yu. Information as a Category of Economic Theory [electronic resource] available regime http://rvles.ieie.nsc.ru/ parinov/ivanov/ivanov1.htm (date of addressing: 10.01.2015)

2. Klimov S.M. Intellectual Resources of Society. - SPb.: IVESEP Knowledge, 2002. - 199 pp.

3. Mirsaidov A.B. Principles Stages of Society Service Theory Development // Tajikistan Economics, #1. 2013. -p.68.

4. Foreign Words Dictionary. The 13-th edition:, stereotype. -M.: Russian Language. 1986. -

p.201.

5. Sphere of Service: Economics: manual / a team of authors under the editorship of T.D Burmenko. -M.: KNORUS, 2006. -p. 78.

6. Management with Organization Development: 17- module programme for managers. Module «Management with Informational Resources». - M. : Infra-M, 1999. - 432pp.

7. Fonotov A.G. Russia from Mobilizational Society up to Innovational one [electronic resource] / available regime http://science.csa.ru/Info/fonotov.html (date of addressing: 15.11.2014).

- 46 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.