Научная статья на тему 'Современное состояние и особенности формирования информационных ресурсов в экономике республики Таджикистан'

Современное состояние и особенности формирования информационных ресурсов в экономике республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
704
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / РЫНОК ИНФОРМАЦИИ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИЯ / INFORMATION RESOURCE / GLOBALIZATION PROCESS / INFORMATION MARKET / COMMUNICATION / INFORMATION ECONOMY / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобоев Зокирчон Мухамадчонович

В современных условиях рынок информационных ресурсов функционирует практически во всех странах мира. Одной из главных движущих сил глобализационных процессов является производство и распространение информационных ресурсов и информационных технологий. В научной статье рассматриваются результаты формирования и развития рынка информационных ресурсов в Республике Таджикистан и неравномерность развития этого рынка по регионам республики. А также доказано, что у современного Таджикистана имеются все шансы для того, чтобы при помощи инновационной активности достичь самого высокого уровня экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state and peculiarities of the formation of the information resources market in the economy of the Republic of Tajikistan

In modern conditions, the market of information resources is functioning practically in all countries of the world. One of the main driving forces of globalization processes is the production and distribution of information resources and information technologies. The scientific article deals with the results of the formation and development of the market of information resources in the Republic of Tajikistan, the uneven development of the information resources market in the regions of the republic. And it is also proved that modern Tajikistan has all chances to achieve the highest level with the help of innovative activity.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и особенности формирования информационных ресурсов в экономике республики Таджикистан»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 https://naukovedenie.ru/

Том 9, №6 (2017) https ://naukovedenie. ru/vo l9-6.php

URL статьи: https://naukovedenie.ru/PDF/68EVN617.pdf

Статья опубликована 25.01.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Бобоев З.М. Современное состояние и особенности формирования информационных ресурсов в экономике Республики Таджикистан // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №6 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/68EVN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 33

Бобоев Зокирчон Мухамадчонович

Таджикский государственный университет права бизнеса и политики, Таджикистан, Худжанд1

Аспирант E-mail: [email protected]

Современное состояние и особенности формирования информационных ресурсов в экономике Республики Таджикистан

Аннотация. В современных условиях рынок информационных ресурсов функционирует практически во всех странах мира. Одной из главных движущих сил глобализационных процессов является производство и распространение информационных ресурсов и информационных технологий.

В научной статье рассматриваются результаты формирования и развития рынка информационных ресурсов в Республике Таджикистан и неравномерность развития этого рынка по регионам республики. А также доказано, что у современного Таджикистана имеются все шансы для того, чтобы при помощи инновационной активности достичь самого высокого уровня экономического развития.

Ключевые слова: информационный ресурс; глобализационный процесс; рынок информации; коммуникация; информационная экономика; инновация

Республика Таджикистан является одним из субъектов мировой экономики и в условиях мировой глобализации принимает качественные признаки этого процесса. Одной из главных движущих сил глобализационных процессов является производство и распространение информационных ресурсов и технологий. В связи с этим формируется и развивается рынок информационных товаров.

Следует отметить, что рынок информационных ресурсов имеет давнюю историю, но его качественные изменения происходили в 1960-х гг., потому что в эти годы возникла вычислительная техника для обработки и передачи информации. Основным источником информации являлись в основном государственные информационные службы, научные и учебные учреждения, а также различные общественные институты, которые занимались сбором информации в интересующих их областях. Потребителями информации в основном были специалисты сферы науки и техники, которым предоставлялись библиография, рефераты

1 735700, Республика Таджикистан, г. Худжанд, 17 мкр., дом 1

и аналитическая информация. Обмен информацией или её приобретение осуществлялись на некоммерческой основе.

Затем в середине 60-х г. возникли первые автоматизированные информационные системы, так называемые «Информационно-поисковые системы» (ИПС). Тогда в связи тем, что первые ЭВМ обладали крайне ограниченными возможностями (малый объем памяти), кроме просмотра записи и использования информации на магнитных лентах, одновременно первичные документы хранились по-прежнему в библиотеках и архивах. Но ИПС выдавали адрес хранения первичного документа, т. е. его место в хранилище. ИПС выполняли автоматизированным путем лишь часть функций информационного обслуживания. Но информационно-поисковые системы сыграли свою положительную роль в предпосылках для дальнейшего развития автоматизации информационных процессов. В дальнейшем, с возникновением фактографических информационных систем возросли объемы памяти и быстрота действий вычислительной техники. Теперь потребители таких систем имеют возможность получить ответ на свой вопрос, не обращаясь к первоисточникам. В фактографических системах организовывались базы данных, хранились различные виды информации (библиографические описания документов и рефератов и др.).

Таким образом, с расширением сферы распространения информационных ресурсов и повышения их значения в экономике, происходил процесс коммерциализации этой сферы и становления рынка информационных ресурсов. По мере расширения рынка электронной информации постепенно уменьшилась доля государственных служб на информационном рынке. Если доля государственных служб на мировом рынке информационных ресурсов в 1977 г. составляла 58 %, то эта доля в 2006 г. составила всего 13 %. За анализируемый период доля коммерческих институтов в обеспечении информационных ресурсов увеличилась с 22 до 80 %. Доля некоммерческих и смешанных институтов на рынке информационных ресурсов имеет тенденцию снижения.2

Таким образом, коммерциализация и развитие рынка информационных ресурсов приобрели всеобщий характер, особенно после 90-х г. прошлого столетия. Но вместе с тем следует отметить, что определенная доля государственных информационных служб на рынке информационных ресурсов и в дальнейшем будет сохраняться. Так как, в новом веке роль и значение государства в экономике возрастают, и государственная информационная служба должна полноценно и достоверно обеспечивать органы власти информацией. Это очень важно для принятия стратегически важных государственных решений в области экономики.

В результате становления и развития рынка информационных ресурсов, и конкретно-электронной информации, в дальнейшем углубилось разделение труда, происходила специализация организаций и учреждений, которые занимаются информационным обслуживанием и продажей информационных товаров и услуг. В связи с этим можно выделить три группы институтов рынка информационных ресурсов.

Первая группа - это центры-генераторы, которые непосредственно производят информацию. К этой группе относятся организации и учреждения различных форм собственности, которые специализируются на производстве, обработке, формировании баз данных, а также поддержании их в актуальном состоянии.

Вторая группа - это центры распределения. Сюда входят субъекты - поставщики информации, которые занимаются продажей информационных ресурсов потребителям, т. е.

2 Лиходедов Н. П., Толстых Л. Е. Мировые информационные ресурсы для бизнесменов и специалистов. СПб.: Элмор, 1997 - С. 45.

они осуществляют информационное обслуживание на основе баз данных, которые поставляют им центры-генераторы на коммерческой основе.

Третья группа - это различные коммерческие информационные агентства, которые одновременно выполняют не только функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, но и занимаются куплей-продажей информационных ресурсов.

В настоящее время, с созданием национальных и мировых сетей передачи информации и данных, расширяется мировой и национальный рынок информационных ресурсов. Ускорение этих процессов происходило с ростом возможностей вычислительной техники, возникновением принципиально новых информационных технологий, которые коренным образом улучшили качество информационных товаров и информационного обслуживания. Особенно с появлением возможности диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных (режим on-line) расширились возможности и экономическое значение информационных ресурсов. Потому что современные информационные технологии и расширение номенклатуры, и качества информационных ресурсов повысили производительность труда не только в информационной сфере, но и в различных отраслях экономики.

В современных условиях рынок информационных ресурсов функционирует практически во всех странах мира, но по степени развитости и эффективности во всех странах он различается. Развитые страны уже вступили в информационную эру и имеют явную ориентацию на переход к стадии постиндустриального общества. Они активно используют в своей деятельности последние достижения науки и техники, и информационных технологий. Развивающиеся страны, в частности Республика Таджикистан, с ними только соприкоснулись, а страны «средней индустрии» находятся между первыми и вторыми. Развитые страны осознанно и настойчиво прилагают усилия, чтобы удержать лидерство на мировой арене. Они продолжают ощущать достоинства и преимущества нового, информационного типа экономики.

Республика Таджикистан только вступает на порог индустриализации и информатизации. Институциональные основы для этого перехода сформированы. Так, например, Закон Республики Таджикистан «Об информации» устанавливает «общие правовые нормы получения, использования, распространения и хранения информации, закрепляет право субъекта информационных отношений на информацию во всех сферах общественной и государственной жизни Республики Таджикистан, а также систему информации, ее источники, определяет статус участников информационных отношений, регулирует доступ к информации и обеспечивает ее защиту, защищает личность и общество от ложной информации».3 После 2000 года в республике, можно сказать, начала формироваться эклектичная экономика с элементами инфраструктуры всех или нескольких технологических укладов и чертами смешанной экономики. Это породило массу текущих и отдаленных противоречий в организации и обеспечении функционирования всех этих укладов, и экономической системы в целом. Но эти противоречия обострятся, если государство и предприятия частного сектора будут прикладывать меньше целенаправленных усилий и средств на развитие прогрессивных технологий, нового технологического способа производства. Можно утверждать, что в современной экономике республики наблюдаются практически все технологические уклады, в том числе и информационный сектор или уклад. Это неизбежно порождает самые разнообразные противоречия на всех уровнях управления и организации национальной экономики.

Закон Республики Таджикистан «Об информации». Душанбе, 10 мая 2002 г., № 55.

Следует отметить, что основными негативными факторами, оказывающими влияние на становление и развитие рынка информационных ресурсов в Таджикистане после распада СССР, были следующие: разрушение собственной технико-технологической базы; нехватка центров глобальных телекоммуникаций и их невысокое качество; в целом низкая обеспеченность участников рынка электронными средствами обработки данных. Кроме того, неадекватная трудовая квалификация занятых в сфере производства и распространения информационных ресурсов и в смежных с этой средой областях составляла особую проблему. И эти проблемы существуют поныне, поэтому без решения этих проблем невозможно удовлетворить потребности агентов рыночного обмена в скорости и надежности передачи и распределения (купли-продажи) информационных ресурсов. Это, прежде всего, относится к сферам экономических отношений, особенно к кредитно-финансовой сфере, исключительная важность которой в развитии рыночной экономики не оспаривается. Вообще без технически надежной информационной инфраструктуры невозможно эффективная интеграция банковской системы республики в общемировую систему.

В настоящее время можно наблюдать явные позитивные сдвиги в банковском секторе, связанные, например, с внедрением системы электронных платежей, о которых пойдет речь далее. Однако современные реалии таковы, что это, как правило, прерогатива ряда городов, прежде всего Душанбе, Худжанда, Курган-Тюбе. В этой связи можно говорить об «островном» характере развития информационной экономики в республике. По нашему мнению, более точным и полным определением данного явления будет уточнение понятия об информационной асимметрии, которая в свою очередь имеет несколько форм проявления4.

Проблемы и особенности становления информационной экономики в республике, которые были отмечены выше, имеют объективно обусловленную технико-экономическую базу. В Таджикистане зачатки формирования информационного типа экономики начали складываться не с базовых секторов экономики. Но в большинстве стран это осуществлялось на основе реструктуризации национальной экономики, которая была направлена на информатизацию экономики. В республике до 2000-х г. происходила технологическая деградация, и теперь в экономической системе страны сформировалась технологическая многоукладность.

Как известно, если процессы товародвижения зависят от уровня развитости транспортных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, воздушных дорог), то формирование рынка информационных ресурсов предполагает интенсивный информационный обмен посредством использования каналов связи, главным образом телекоммуникаций, телефонной связи. Это относится, конечно, и к сети Интернет, но большинство потребителей глобальной компьютерной сети по-прежнему используют именно телефонные линии для соединения с провайдерами. Современная отечественная статистика регистрирует 40% -ную обеспеченность заселенной части республики автоматизированной системой набора телефонного номера и телефонную плотность, составляющую около 21 номера на 100 жителей. Но это означает, что более 60 % населенных пунктов республики, главным образом на сельских территориях, вообще не имеют возможности для выхода по автоматической связи. К этому ещё была ограниченность поступления электрической энергии, недостаточность её обеспеченности (5-6 часов в сутки) в сельской местности, что более еще снижает эти показатели. При этом качество связи, как правило, является низким. Кстати, существует тесная связь между

4 Ваниянц С. В. Преодоление информационной асимметрии как одно из условий развития полноценного рынка информации. Региональный аспект // Сборник научных трудов межвузовской научно-практической конференции «Экономические и социально-гуманитарные проблемы развития Северо-Кавказского региона в новом тысячелетии». - Пятигорск: ПФ МГУК, 2000. С. 22.

величиной телефонной плотности и уровнем экономического развития страны. Эксперты отмечают, что 1 % увеличения телефонной плотности дает 0,1 % увеличения ВНП на душу населения.5

В связи с региональной неравномерностью развития рынка информационных ресурсов в республике, можно разделить регионы по статусу на информационно богатых и информационно бедных. Так, при средней по республике телефонной плотности в 22 номера на 100 жителей, на г. Душанбе в 2015 г. приходилось 64 номера, на Худжанд - 52, а на среднестатистический сельский населенный пункт - 13,3, а в целом ряде регионов свыше половины кишлаков вообще не имеют ни одного телефона. Таким образом, высокий уровень концентрации всех современных средств коммуникации приходится на г. Душанбе и г. Худжанд, и на несколько промышленных центров, из чего можно заключить, что информационная дифференциация регионов очень высока. На основе вышеприведенных данных подсчитано, что обеспеченность г. Душанбе только обычной телефонной связью превышает более чем в 3,1 раза среднюю по республике, в то время как обеспеченность среднего сельского населенного пункта равняется 41,3 %.

В 2015 г. в республике насчитывалось 450 тыс. телефонов (стационарных и мобильных), из которых 280 тыс. аппаратов (т. е. 62,2 %) приходилось на Согдийскую и Хатлонскую область, и ГБАО. Характерно, что число пользователей Интернетом в Содийской области превысило в 2015 г. 1,4 млн человек, т. е. составило 66 % от общего числа пользователей в республике.

Однако следует подчеркнуть, что разрыв в количестве пользователей Интернета в разных регионах республики, ставший ныне наиболее важным индикатором информатизации общества, продолжает возрастать. Только за 2010-2015 гг. количество пользователей Интернет возросло в Согдийской области в 3,6 раза, в Душанбе - в 3 раза, тогда как во многих других регионах республики оно остается в зачаточном состоянии. Не удивительно, что в Интернете господствующее положение занял русский язык. В 2015 г. лишь 3 % сайтов электронной торговли давали информацию на таджикском языке. Количество компьютерных подключений к Интернету на каждые 1000 жителей в г. Душанбе и в Согдийской области в 2015 г. было в 12 раз выше, чем во всех остальных регионах. Это дает огромные преимущества и возможности г. Душанбе и Согдийской области в эффективном использовании накопленного объема информационных ресурсов в интересах экономического развития.

Иными словами, республика все более резко разделяется на регионы, где достижения науки и лучший опыт уже находятся на службе экономики, и регионы, особенно горные, которые лишены такой возможности. Многолетнее отставание в этой сфере от развитых регионов вызывает все более серьезную тревогу.

Повышение экономической роли информационных ресурсов на современном этапе научно-технического прогресса - стратегическая задача республики. Об этом говорится и в Послании Президента Республики Таджикистан от 23.04.2014. Характеризуя ситуацию в стране в тот момент, в частности отмечается, что «министерствам промышленности и новых технологий, финансов, юстиции, экономического развития и торговли, а также Государственному комитету по инвестициям и управлению государственным имуществом необходимо представить обоснованные предложения по выводу национальных компаний на международные финансовые рынки... Другой важнейший фактор, придающий серьёзный импульс дальнейшему социально-экономическому развитию страны, - это реализация

5 Нисневич Ю. А. Информационная политика как комплексная проблема актуализации государственного управления // Научно-техническая информация. - Сер. 1. 1998. №1. - С. 14.

проектов строительства коммуникационной инфраструктуры внутреннего и общерегионального значения»6.

В условиях, когда технологическая структура экономики находится на низком уровне, соответственно, изменилась и структура занятых в национальной экономике, и, параллельно, состав безработных. В переходной экономике республики не просто возросла численность безработных, но и постепенно «улучшился» ее качественный состав: быстрее всего росла доля резерва квалифицированных работников. Так, в середине 90-х годов удельный вес безработных в Таджикистане, имеющих высшее и среднее специальное образование, составил 41,2 % от их общего числа, в то время, как доля безработных с начальным образованием не достигала и 5 %. При этом в наиболее экономически развитых регионах республики выбраковывание образованных работников происходило гораздо интенсивнее, чем в среднем по стране. В г. Душанбе доля безработных с высшим и средним специальным образованием составляла 35 %, со средним - 44,3 %, а с начальным и без такового - всего 0,7. Это касается и миграционного потока.

Таким образом, вопреки мировым тенденциям, в экономике республики оказываются невостребованными наиболее образованные, высококвалифицрованные работники, на подготовку которых были затрачены финансовые ресурсы с целью обеспечения социально-экономического прогресса. При этом речь идет не только и не столько о финансовых потерях как таковых, сколько об упущенной выгоде в макроэкономическом масштабе и при создании информационного сектора экономики. Данный процесс можно охарактеризовать следующим образом: технологически деградирующее производство требует адекватной рабочей силы, отторгая наиболее образованные кадры.

Инфраструктура, обеспечивающая в республике развитие средств телекоммуникации, компьютерных сетей, спутниковой связи, только начинает формироваться. Так, например, по официальным данным, к началу 2015 г. на долю современных высокоскоростных цифровых телефонных станций приходилось лишь 15,5 % емкости АТС. Доля самих цифровых станций к началу этого года составляла 10-12 % от общего числа АТС, причем их возможности по предоставлению новых услуг используются слабо, т. к. станции не соединены между собой. Даже в Душанбе, по оценкам специалистов, уровень внедрения современных цифровых телефонных сетей составлял к началу 2015 г. менее 15 %. В то же время в промышленно развитых странах используются цифровые телефонные сети. От бывшего СССР Таджикистану досталась довольно развитая по объемным показателям сеть телефонной связи, но построена она по устаревшей аналоговой технике. Наша страна международными каналами связи обеспечена на ближайшие 10 лет. На внутренних линиях замена аналоговых систем цифровыми происходит крайне медленно. Это означает, что вхождение в глобальное информационное сообщество сопряжено для республики с целым рядом технологических трудностей.

Возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам, например, её сортировка, классификация, представление в нужной форме, явилась весьма существенным подспорьем для развития научно-технического прогресса. Фантастические сдвиги в этой области, происходящие на глазах ныне живущего поколения, затрагивают уже не только сферу науки, бизнеса, культуры, но и повседневную жизнь каждого человека. Например, сегодня в США 43,5 % взрослого населения работают за компьютером от 4 до 7 дней в неделю. 7

6 Послание Президента республики Таджикистан в Маджлиси Оли от 23.04.14 С. 12.

7 Statistical Abstract of the United States, 1999, p. 582.

В Республике Таджикистан по разным оценкам к концу 2015 г. оснащенность компьютерами достигла, от 30 до 45 единиц в расчете на 1000 жителей. В США этот показатель уже в 1995 г. составлял 350 ед., т. е. налицо в лучшем случае 9-кратный разрыв, а по данным журнала «Эксперт» - почти 14-кратный.8

Что касается спутниковой связи - еще одного важного компонента формирования и развития рынка информационного ресурса - то, вопреки мировым тенденциям, в республике с начала 90-х гг. наметилась тенденция не к наращиванию, а, наоборот, к снижению ее удельного веса в общей протяженности магистральных междугородных телефонных каналов страны.

В целом телекоммуникации в республике, как никакая другая сфера, нуждаются в массированных инвестициях для ускорения развития, от уровня которого зависит фактически вся национальная экономика. По данным журнала «Коммерсант», в начале 90-х годов телекоммуникационная отрасль республики была оснащена оборудованием, отстающим от западного на 15-20 лет, поскольку в 70-х годах промышленность СССР не освоила выпуск ни цифровых АТС, ни оптоволокна для дальней связи. Сегодня все оборудование для международных и междугородных телефонных станций завозится из-за рубежа. Импорт основных средств связи за 2008-2015 г. возрос в среднем в 7,2 раза, а импорт телевизионной передающей аппаратуры - в 27 раз.

Без прорыва в области телекоммуникаций невозможно развитие компьютерных сетей, являющихся одним из главных условий успешного функционирования рынка информационных ресурсов.

Следует отметить, что закономерности и специфика формирования рынка информационных ресурсов наиболее ярко прослеживаются при анализе инновационного процесса, поскольку инновации и информационные ресурсы соотносятся как часть и целое. Не случайно инновации, доминирующие с экономико-прагматической точки зрения как неотъемлемая составляющая информационного ресурса, в течение всей эпохи научно -технического прогресса (НТП) остаются в центре внимания макроэкономических исследований, посвященных оптимизации и динамике рыночной системы хозяйствования. Особенно актуализировалось данное направление научных исследований в условиях рыночной трансформации экономики, поскольку повышение эффективности производства посредством привлечения информационных ресурсов в целом, а также интенсификации инновационных достижений, в частности, представляет собой один из главных инструментов преодоления неустойчивости экономики и вывода её на траекторию устойчивого экономического роста.

С переходом на новый этап научно-технического развития экономики требуется усилить инновационную активность и новый подход к нововведениям, которые соединяют научные знания и технику с рынком. Всем известно, что на современном этапе развития инновации являются главным в теоретических сценариях и практической реализации научно-технической революции, заметно отодвинув в сторону инвестиции, господствовавшие много лет как главный фактор экономического роста.

Заметное повышение роли нововведений вызвано тем, что изменился характер конкуренции, которая проявилась в переходе от привычной к динамичной. Эти изменения во многом определили особенности взаимодействий инноваций с рынком в современных условиях.

Однако на современном этапе инновационная активность предприятий в республике невелика. Удельный вес предприятий промышленности, разрабатывающих и внедряющих

8 Эксперт. 1999. 26 апреля. №16. С. 60.

новые продукты и процессы, которые носят усовершенствованный характер, составляет 7,3 %. Это значительно меньше (например, в Португалии эти показатели составляют 26 %, Греции -29 %, которые отличаются минимальными показателями по инновационной активности среди стран ЕС. Эти показатели намного выше в лидирующих государствах (например, в Нидерландах - 62 %, в Австрии - 67 %, в Германии - 69, в Дании - 71 % и в Ирландии - 74 %) достигают в 10-12 раз.

Исследование и анализ сущности рынка инновационных услуг, которые являются необходимые элементы ускоренной динамики макроэкономики, приводят к тому, что нужно указать некоторые его особенности:

• во-первых, специфичен объект купли-продажи на данном рынке -информационный ресурс в виде инновационной услуги. Этот объект можно определить как результат научно-исследовательской деятельности в виде научной разработки или производства совершенного продукта на всех этапах процесса воспроизводства, уже находящихся в эксплуатации, но не получивших массового распространения и обладающих способностью интенсифицировать процесс воспроизводства;

• во-вторых, вторая особенность инновационной услуги, как составной части информационного ресурса в его товарной форме отражается в особенностях формирования спроса и предложения производимого товара, при этом все экономические субъекты становятся потенциальными потребителями инновационных услуг, при том, что потребители более полно, быстро и качественно удовлетворяют свои возрастающие потребности. Но существует такая проблема приобретения инновационной услуги, как её высокая стоимость, из-за которой не все могут приобретать эту услугу. Отсюда можно сделать выводы, что среди многих потенциальных потребителей есть только ограниченное количество реальных покупателей инновационных товаров, имеющие возможность удовлетворять свои потребности в нововведениях. Следовательно, наблюдается олигопольное состояние спроса на инновационные услуги;

• в-третьих, предложение инновационных услуг во многом зависит и от ситуации складывающееся в экономике в целом, а также от степени развития ряда отраслей и производств в структуре общественного воспроизводства. Предложение инноваций часто определяется научными организациями, экспериментальными парками, цехами и лабораториями, где трудятся изобретатели, т. е. производственными структурами, составляющие материально-техническую базу науки. Однако, нужно учитывать и тот факт, что в современных условиях разработка и реализация инноваций осуществляются не только наукоемкими отраслями, но и фирмами, и компаниями, которые занимаются традиционным производством с целью обеспечения дополнительных преимуществ на рынке перед конкурентами. Это отчасти объясняет значительное конкурентное предложение услуги инновационного характера на рынке;

• в-четвертых, указывая на особенности рынка инновационных услуг, нужно подчеркнуть и особенности механизма рыночных отношений между экономическими субъектами рынка инновационных услуг: высокий уровень монополистической обусловленности в процессе рыночного товарообмена; воздействие олигополистических структур на процесс ценообразования и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бачило И. Информационные ресурсы как объект права и объект отношений, регулируемых ГК РФ // Информационные ресурсы России. - 2005. - № 1.

2. Вайнштейн Г. Интернет как фактор общественных трансформаций // Мировая экономика и международные отношения. - 2002 - № 7.

3. Дятлов С. Информационные основы экономических отношений // Гуманитарные науки. 1998. № 2.

4. Евтух А. Информационная эпоха и актуальные проблемы экономики//Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 4.

5. Колин К. Информационные ресурсы в системе опережающего образования // Информационные ресурсы России. - 2005. - № 5.

6. Коробкин А. Информационные ресурсы: проблемы классификации // Информационные ресурсы России. - 2004. - № 5.

7. Семенов В. В. Информационно-аналитическое обеспечение системы управления предприятием, корпорацией: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М., 2003.

8. Таджикистан: 25 лет государственной независимости: статистический ежегодник. - Душанбе, 2016.

Boboev Zokirjon Muhamadjonovich

Tajik state university of law, business and policy, Tajikistan, Khujand

E-mail: [email protected]

Current state and peculiarities of the formation of the information resources market in the economy of the Republic of Tajikistan

Abstract. In modern conditions, the market of information resources is functioning practically in all countries of the world. One of the main driving forces of globalization processes is the production and distribution of information resources and information technologies.

The scientific article deals with the results of the formation and development of the market of information resources in the Republic of Tajikistan, the uneven development of the information resources market in the regions of the republic. And it is also proved that modern Tajikistan has all chances to achieve the highest level with the help of innovative activity.

Keywords: information resource; globalization process; information market; communication; information economy; innovation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.