Научная статья на тему 'Содержание и значение профессиональной психолого-педагогической подготовленности участкового уполномоченного полиции к профилактической работе с населением'

Содержание и значение профессиональной психолого-педагогической подготовленности участкового уполномоченного полиции к профилактической работе с населением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермаков Андрей Геннадьевич

В статье рассмотрена профессиональная психолого-педагогическая подготовленность к профилактической деятельности, значение профилактической работы участкового уполномоченного полиции с населением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и значение профессиональной психолого-педагогической подготовленности участкового уполномоченного полиции к профилактической работе с населением»

УДК 37.013.77

СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НАСЕЛЕНИЕМ

А.Г. Ермаков*

В статье рассмотрена профессиональная психолого-педагогическая подготовленность к профилактической деятельности, значение профилактической работы участкового уполномоченного полиции с населением.

Ключевые слова: профессионально-психологическая подготовленность; профессионально-

педагогическая подготовленность; значение профилактической работы.

THE MAINTENANCE AND VALUE OF PROFESSIONAL PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL READINESS OF THE DISTRICT MILITIA OFFICEROF POLICE TO PREVENTIVE WORK WITH THE POPULATION

A.G.Ermakov

In article professional psihologo-pedagogical readiness to preventive activity, value of preventive work of the district militia officer of police with the population is considered.

Keywords: is professional-psychological readiness; is professional-pedagogical readiness; value of preventive work.

В системе органов внутренних дел служба участковых уполномоченных наиболее приближена к населению по роду своей деятельности. Министр внутренних дел Р.Г. Нургалиев на всероссийском совещании с руководителями региональных органов внутренних дел отметил, что участковые являются, по сути, фундаментом правоохранительной системы. И формальный подход в их работе просто недопустим [3, с. 2]. Именно с участкового уполномоченного начинается реализация всего многообразия правоохранительной практики, важное место в которой отводится профилактической работе с населением, поскольку наибольшее количество противоправных действий совершается непосредственно

в местах проживания граждан. Одним из важных направлений деятельности участкового является работа по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений. Принятый 7 февраля 2011 года Федеральный закон «О полиции» возлагает обязанности на сотрудников органов внутренних дел по проведению профилактической работы с использованием методов, соответствующих запросам современного общества. Эти обстоятельства требуют высокого уровня профессиональной подготовленности участковых уполномоченных как в правовых аспектах, так и в психолого-педагогических.

* Ермаков Андрей Геннадьевич, соискатель кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: 600aa98@mail.ru

Профилактика противоправных действий и профилактическая работа в целом является составной частью профессиональной деятельности каждого сотрудника органов внутренних дел, однако по объему и приоритетности данный вид деятельности более характерен для службы участковых уполномоченных как наиболее приближенной к населению. Профилактическая работа, осуществляемая участковым, - это особая область социального регулирования, процесс развития правосознания, правопослушности граждан, изменение антиобщественных взглядов, привычек устоявшихся в обществе, использование при этом методов психолого-педагогических и административных воздействий, при которых реализуются требования соответствующих законодательных и нормативных актов. Своим острием она направлена против криминогенных факторов. Однако в объект профилактического воздействия входят, в известном смысле, и отдельные граждане, систематически совершающие правонарушения либо аморальные поступки, что свидетельствует, как показывает практика, о реальной возможности нарушения ими правовых запретов и впредь.

Осуществление профилактической работы органами внутренних дел и непосредственного исполнителя этой деятельности - службой участковых уполномоченных на современном этапе развития общества и существующей законодательной базы по направлению профилактики противоправных деяний, наиболее эффективно и возможно с использованием методов психологопедагогического воздействия. Метод убеждения в виде психолого-педагогического воздействия эффективен до тех пор, пока поведение вероятного правонарушителя не изменится в лучшую сторону, или его реакция на психолого-педагоги-ческое воздействие, оказанное со стороны правоохранительных органов, не перейдет границы для возможного применения принудительных мер.

Педагогические основы метода убеждения составляют главные положения педагогики, в данном случае, определяющие деятельность участковых уполномоченных полиции по профилактике преступлений и правонарушений, а психологические основы определяют в первую очередь необходимые знания психологического воздействия при общении с различными категориями насе-

ления обслуживаемого участка. В свою очередь, знание психолого-педагогических аспектов позволяет оптимизировать педагогическое обеспечение деятельности участковых уполномоченных полиции, под которым понимается: совокупность психолого-педагогических знаний, убеждений и установок участковых уполномоченных полиции, их профессионально значимые умения, навыки, привычки, обеспечивающие возможность глубокого проникновения в суть явлений и человеческого поведения. Профессиональная психолого-педагогическая подготовленность участковых составляет ту научную базу, которая позволяет им эффективно взаимодействовать с людьми, адекватно реагировать на различные, порой непредсказуемые обстоятельства, в том числе и чрезвычайные [1, с. 34].

Профессионально-психологическая и профессионально-педагогическая подготовлен-

ности, как компоненты профессионального мастерства участкового уполномоченного, обусловлены тем, что его работа предполагает развитое умение разбираться в людях и причинах их поступков, искусство общения, работы с людьми, воздействий на них [4, с. 178].

Профессионально-психологическая под-

готовленность профессионала — это его подготовленность к пониманию и учету психологических аспектов при осуществлении своей профессиональной деятельности, к преодолению психологических трудностей на пути решения профессиональных задач [2], умение выдерживать уравновешенность, сохранять самообладание при конфликтах, управлять собственным эмоциональным состоянием, сказывающимся на характере речевого и невербального поведения, умение психологически анализировать сложившуюся ситуацию, произошедшее событие, оказывать правомерное психологическое воздействие. Профессионально-психологическая подготовленность профессионала органически дополняет его специально-юридическую обученность и способствует приобретению подлинного профессионального мастерства.

Психолого-педагогическая подготовленность сотрудника правоохранительных органов, как важная, неотъемлемая часть его профессионального мастерства, объективно обусловлена тем, что

вся юридическая деятельность, борьба за укрепление законности правопорядка погружены в жизнь общества и его граждан, в кипение страстей, неутолимую жажду удовлетворения потребностей (зачастую деформированных), в столкновение целей и намерений разных людей, в конфликты, обостренные взаимоотношения — во все то, что включает реальная живая жизнь, социальная и психологическая действительность. Все это не какая-то часть, «кусочек» в работе, а ее сущность. Мало даже знать психологические аспекты правовой сферы и факторы, многогранно и сильно влияющие на состояние законности и правопорядка, надо уметь реально учитывать, и это непросто.

Значение профилактической работы участкового уполномоченного с населением заключается в снижении уровня преступности путем своевременного распознавания, устранения или ослабления объективных факторов, способствующих совершению противоправных действий, и ограничении возможности их возникновении в будущем.

К элементам педагогической подготовленности относятся: умение формировать правосознание, правовую грамотность, нравственные нормы, оказывать педагогическое и правовое влияние; умение работать с семьями группы риска, подростками группы риска и их окружением, педагогами, занимающимися воспитанием подростков, особенно несовершеннолетних правонарушителей, лицами, досрочно освобожденными, гражданами, в отношении которых наложены ограничения судом, а также из мест лишения свободы, гражданами, состоящими на профилактическом учете.

Очень часто при выполнении своих профессиональных обязанностей профессионалу необходимо не только быть уверенным в правомерности своих требований, но еще добиваться их выполне-

Литература

ния, подчинения, понимания людьми справедливости и гуманности требований, тем самым повышая престиж правоохранительной деятельности. Процессы развития нашего общества требуют отказа от одностороннего увлечения силовыми методами и овладения более цивилизованными психологическими, педагогическими, методами работы с гражданами. Понятно, что практические умение разобраться во всей гамме психологических оттенков и зависимостей своей работы, использовать правильные формы педагогических воздействий, характеризует реальную подготовленность участкового уполномоченного к проведению профилактической работы, их профессиональное мастерство.

Участковые уполномоченные решают множество задач, и, без сомнения, осуществляемая ими профилактическая работа насыщена педагогической составляющей. Она характерна воспитательно-профилактическим содержанием основных служебных направлений работы участкового уполномоченного полиции: правовым воспитанием населения,

проведением профилактических мероприятий, рассмотрением жалоб и заявлений граждан, работой с подучетными лицами, использованием помощи общественности и др.

Повышение уровня профессиональной психо-лого-педагогической подготовленности и коммуникативной компетентности участковых уполномоченных полиции, как наиболее приближенной категории сотрудников среди служб органов внутренних дел к населению, в современных условиях, содержит в себе огромный потенциал улучшения показателей в решении профессиональных задач, укреплении и поддержании правопорядка, а также осуществлении профилактической работы.

1. Косиковский А. Р. Педагогическая направленность профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 202 с.

2. Прикладная юридическая психология. Библиотека «Полка букиниста» [Электронный ресурс]. 1ЖЬ: http://polbu.ru (дата обращения 03.06.2011).

3. Реформа МВД прежде всего коснется службы участковых // Российская газета. -2010. -26 нояб.

4. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: курс лекций. - М.: Ассоц. авт. и изд. «ТАНДЕМ»,

Изд-во «ЭКМОС», 2000. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.