Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы профилактической работы участкового уполномоченного милиции с населением'

Психолого-педагогические основы профилактической работы участкового уполномоченного милиции с населением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ / НАСЕЛЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермаков Андрей Геннадьевич

В статье рассмотрены психолого-педагогическое содержание, методы и приемы профилактической работы участкового уполномоченного милиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермаков Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы профилактической работы участкового уполномоченного милиции с населением»

УДК 37.013.77

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО МИЛИЦИИ С НАСЕЛЕНИЕМ

Ермаков А. Г.,

соискатель кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России

Аннотация

В статье рассмотрены психолого-педагогическое содержание, методы и приемы профилактической работы участкового уполномоченного милиции.

The article describes the psychological and educational content, methods and techniques of prevention district commissioner police.

Ключевые слова: участковый уполномоченный, население, профилактическая работа, психологическая подготовленность, педагогическая подготовленность.

District commissioner, population, prevention, psychological preparedness, teacher preparedness.

Профилактическая работа участкового уполномоченного милиции - это процесс развития правосознания, правопослушности граждан, изменения их антиобщественных взглядов, привычек, утверждение правопорядка, нравственных норм устоявшихся в обществе, используя при этом методы психолого-педагогического и административного воздействия, при которых реализуются требования соответствующих законодательных и нормативных актов. В каждом конкретном случае содержание профилактики определяется особенностями личности и окружающей социальной микросредой, а так же характером мер, применяемых участковым уполномоченным милиции. Поскольку речь идет о работе с людьми, возникает необходимость в педагогически грамотно подготовленных сотрудниках, которые могут предупредить совершение противоправных действий на этапе их возникновения в намерении, методом объяснения, переубеждения, направления на социально одобряемый жизненный путь.

Профессиональная педагогическая подготовленность участкового уполномоченного милиции проявляется в педагогической грамотности действий, обеспечивающей и совершенный правоохранительный результат, а педагогическая безграмотность всегда сопровождается безрадостной картиной не только упущенных возможностей, но и создания себе новых проблем, которые дополнительно надо преодолевать [4, с. 349]. Профилактическая работа участкового уполномоченного милиции предполагает рассмотрение и принятие решений по жизненным ситуациям, которые орга-

нически включают в себя человека, человеческие поступки и отношения. В них невозможно разобраться, не учитывая сложности человеческой психологии и принимать педагогически верные решения.

Профессиональная психологическая подготовленность участкового уполномоченного милиции проявляется в понимании и учете психологических аспектов при осуществлении своей профессиональной деятельности, к преодолению психологических трудностей и пути решения профессиональных задач.

Профессионально-психологические и

профессионально-педагогические знания, умения и навыки, дополняют юридическую обученность, что способствует приобретению подлинного профессионального мастерства в профилактической деятельности участкового уполномоченного милиции.

Рассматривая профилактическую работу необходимо отметить, что противоправное действие легче предупредить, чем устранить его последствия. Последствия тяжелы и масштабны, ибо их негатив относится не только к нарушителю, несущему ответственность, не только к потерпевшему, жертве, но оно охватывает и большой круг лиц, которым тот и другой близки, дороги и которые тоже, по существу, становятся жертвами противоправного действия. Ибо оно вносит в их жизнь страдания, лишения, а порой радикальные и непоправимые перемены. Негативные последствия противоправного действия могут быть долговременны и испытываются затрагиваемыми им лица-

PEDAGOGY

ми порой всю жизнь. Особенно прискорбно, когда они совершаются впервые молодыми людьми, круто переворачивая нередко их психологию и судьбу [4, с. 89].

Но издавна существовали, а ныне значительно обогатились, социальные факторы, институты, которые расширили и усилили образовательное, воспитательное, обучающее, развивающее воздействие на граждан. Известна мудрость: человек воспитывается всей жизнью. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670) считал, что «человек - микрокосм (малый мир)» и «он обнимет собою в сжатой форме все, что расстилается во все стороны по великому миру (макрокосму)» [2, с. 281]. «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно» [5, с. 1415], отмечал выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский. Все окружающее человека оказывает на него образовательное, воспитывающее, обучающее и развивающее воздействие и влияние. Эти воздействия и влияния, и называют социально-педагогическими [4, с. 38].

Сегодня профилактика противоправных действий не может быть полем деятельности только юристов. Она должна раздвигать свои границы и включать, в частности, педагогическую профилактику. Главная причина встречающейся малой эффективности профилактики — в ее административно-правовой ограниченности, слабой подготовленности ее субъектов к комплексному, педагогически эффективному построению [4, с. 89]. Профессор А.И. Алексеев, положивший в 1984 году начало серьезному педагогическому исследованию предупреждения противоправных действий, отмечает, что «есть основания говорить не о каких-то педагогических фрагментах, нюансах процесса предупреждения преступности или скоротечной моде на педагогические средства криминологической профилактики, а именно о ее педагогических основах» [1, с.4].

Профилактическая деятельность участкового уполномоченного милиции, как самого непосредственного исполнителя, представляет собой не только набор действий, приемов, методов и средств, она выступает как определенная педагогическая система, поскольку в основе деятельности заключены жизненные ситуации, чело-

веческие отношения. Структурные элементы педагогической системы находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Представить себе систему можно с точки зрения превентивной педагогики - отрасли педагогики, исследующей проблемы педагогической профилактики правонарушений и преступлений и разрабатывающей эффективные педагогические меры по ее осуществлению. Превентивная педагогика видит свое назначение в содействии предупреждению правонарушений путем устранения педагогических причин именно педагогическими средствами: обучающими, воспитывающими, развивающими, образовательными. Ее цель - устранять объективные предпосылки правонарушающего поведения, позитивно влиять на людей, для формирования их правовой психологии и правовой культуры поведения путем соответствующего воспитания, обучения, развития и образования.

Соответственно целям определяются задачи педагогической профилактики: выявление лиц, склонных к правонарушениям; педагогическая диагностика особенностей поведения этих лиц и его прогнозирование; выявление и анализ педагогических причин, условий и факторов, способствующих правонарушениям; определение путей и педагогических мер воздействия в интересах предупреждения правонарушений [3, с. 61].

Назначение педагогической профилактики рассматривает превентивная педагогика, как содействие предупреждению преступлений устранением педагогических (социально-педагогических, психолого-педагогических) причин, а также иных педагогическими средствами. Педагогические причины неэффективно разрушать чуждыми га природе способами. Нельзя приказать человеку думать иначе. Педагогическая профилактика решает свои задачи специальными обучающими, воспитывающими и развивающими педагогическими средствами и методами, свойственными педагогической деятельности и адекватными тем деформациям в обученности, воспитанности и развитости профилактируемых граждан и групп, которые являются причинами отклоняющегося поведения и его потенциями. Достигается это, главным образом, не прямым разрушением деформаций, а позитивными обучающими, воспитывающими и развивающими воздействиями, вытесняющими первые.

119

Современная наука №1 (1) 2010

Подводя итог сказанному выше возможно заключить, на современном этапе развития общества, что важное значение приобретает психологопедагогическая составляющая профилактической работы участкового уполномоченного милиции, категории сотрудников наиболее приближенных к населению. В настоящее время, профилактическая работа предполагает психолого-педагогическое взаимодействие с гражданами, воздействие на лиц, склонных к совершению противоправных деяний, путем воспитания, юридического просвещения, убеждения и перенаправления на законопослушное поведение. В этой связи можно сделать обоснованный вывод о том, что, осуществляя функции педагогики в своей профилактической деятельности, участковый уполномоченный милиции должен в первую очередь сам соответствовать статусу педагога. Для этого, им должны быть присущи такие качества, как постоянная

педагогическая потребность в образовании и самообразовании, образованность, воспитанность, профессиональная подготовленность, компетентность, правовая и профессиональная культура, а так же применение в работе психологически эффективных действий и приемов — более тонких и менее прямолинейных, но не менее результативных. К психологическим действиям можно отнести: оценку обстановки, ситуации, психологический анализ проблемы, выбор лини поведения, предупреждение и преодоление конфликтов во взаимоотношениях. К психологическим приемам относятся такие как: оказание доверия, использование чувства стыда, невнимательности, игре на самолюбии, раздражение оппонента, излишняя подозрительность, или показательная вера в правдивости переданной информации оппонентом для дальнейшего выявления более важной информации.

Библиография

1. Алексеев А. И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел: Учебное пособие. - М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1984. - 92 с.

2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1982. -Т.1. — 656 с.

3. Косиковский А. Р. Педагогическая направленность профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции: дис ... канд. пед. наук - М., 2006. — 199 с.

4. Столяренко А. М. Юридическая педагогика. Курс лекций. - М.: Экмос, 2000. - 496 с.

5. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1975. - 272 с.

Bibliography

1. Alekseev A.I. Pedagogical framework for the prevention of crimes by the internal affairs: Textbook. -М.: VNII MVD of the USSR, 1984. - 92 p.

2. Comenius J.A. Selected pedagogical works: In 2 t. - М.: Pedagogy, 1982. -V. 1. - 656 p.

3. Kosikovsky A.R. Teaching of preventive activities precinct police commissioners: dis ... candidate,

ped. Science - М., 2006. - 199 p.

4. Stolyarenko A.M. Legal Pedagogy. Lectures. - М.: Ekmos, 2000. - 496 p.

5. Sukhomlinsky V.A. On education. - М.: Politizdat, 1975. - 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.