Научная статья на тему 'Содержание и структура сетевого договора'

Содержание и структура сетевого договора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕСУРСЫ / СЕТЕВОЙ ДОГОВОР / РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / EDUCATIONAL ACTIVITY / RESOURCES / NETWORK CONTRACT / IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суровцова Марина Николаевна

Показаны возможные схемы сетевого взаимодействия между образовательной организацией и иными юридическими лицами. Аргументируется вывод о том, что считать содержанием сетевого договора, и дан образец структуры договора. Предлагается определение предмета сетевого договора. Обосновывается вывод, что сетевой договор является организационным, смешанным и содержит элементы агентского договора и договора возмездного оказания услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents and structure of the network contract

Article 15 of the Federal law of 29.12.2012 N 273-FZ "About education in the Russian Federation" (further the Law on education), the called "Network form of implementation of educational programs", contains the norms allowing the educational organizations on the basis of the network contract to involve other organizations in implementation of educational programs. The problem is that standards of article 15 of the law on education, though contain a list of the data which are subject to inclusion in the network contract, but do not call its subject and the legal purpose of the network transaction. At the same time, as appears from the report of Federal Service for Supervision in Education and Science of the Russian Federation, the conclusion of the network contract got wide circulation in all education and the greatest number of the violations revealed by Rosobrnadzor concerns registration of the relations by means of the network contract. It is thought, time to discuss that it represents the network contract in what cases it can consist and what its contents came. Follows from the text of norm of part 1 of article 15 of the Law on education that the network relations can arise only between the educational organization and the organization possessing "the resources necessary for implementation of training, holding an educational and work practice and implementation of other types of educational activity provided by the appropriate educational program". The contents of the term "resources" in the concept "the resources necessary for implementation of training, holding an educational and work practice and implementation of other types of educational activity provided by the appropriate educational program", in the Law on education do not reveal. Let's address its lexical interpretation. The big encyclopedic dictionary offers the following explanation of the word "resources": "resources (from fr. ressource supportive application) money, values, stocks, opportunities, sources of means, income (e.g., natural resources, economic resources)". The contents of the term "Educational program" reveal normal parts 1 of paragraph 9 of article 2 of the Law on education as "a complex of the main characteristics of education". "Educational programs determine the content of education" (p.1 by Art. 12 of the Law On education). Educational programs have to include such characteristics as the volume, content, the planned results, organizational and pedagogical conditions which have to be presented in the form of the curriculum, schedule educational diagram, working programs of subjects, courses, disciplines (modules), other components and also estimated and methodical materials (p.1 item 9 of Art. 2 of the Law on education). All educational programs are divided into two types: the main and additional. Types of the main programs: 1) main general education programs and 2) main professional educational programs. Types of additional educational programs: 1) additional general education programs and 2) additional professional programs.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура сетевого договора»

Вестник Томского государственного университета. Право. 2018. № 29

УДК 347.440.66

DOI: 10.17223/22253513/29/17

М.Н. Суровцова

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СЕТЕВОГО ДОГОВОРА

Показаны возможные схемы сетевого взаимодействия между образовательной организацией и иными юридическими лицами. Аргументируется вывод о том, что считать содержанием сетевого договора, и дан образец структуры договора. Предлагается определение предмета сетевого договора. Обосновывается вывод, что сетевой договор является организационным, смешанным и содержит элементы агентского договора и договора возмездного оказания услуг. Ключевые слова: образовательная деятельность, ресурсы, сетевой договор, реализация образовательных программ.

Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] (далее - Закон об образовании), именуемая «Сетевая форма реализации образовательных программ», содержит нормы, позволяющие образовательным организациям на основании сетевого договора привлекать иные организации к реализации образовательных программ.

Проблема заключается в том, что нормы ст. 15 Закона об образовании, хотя и содержат перечень сведений, подлежащих включению в сетевой договор, но не называют его предмет и правовую цель сетевой сделки. Вместе с тем, как следует из отчета Федеральной службы РФ по надзору в сфере образования и науки, заключение сетевого договора приобрело широкое распространение во всех сферах образования, и наибольшее количество нарушений, выявленных Рособрнадзором, касается оформления отношений посредством сетевого договора1. Думается, пришло время обсудить, что представляет собой сетевой договор, в каких случаях он может заключаться и каково его содержание.

Из текста нормы ч. 1 ст. 15 Закона об образовании следует, что сетевые отношения могут возникнуть только между образовательной организацией и организацией, обладающей «ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой». Содержание термина «ресурсы»

1 Сведения о типовых нарушениях взяты из документа, именуемого «Информация о количестве проведенных контрольно-надзорных мероприятий и выявленных нарушениях в 3 квартале 2017 года». URL: http:// www.obrnadzor.gov.ru (дата обращения: 12.10.2017).

в понятии «ресурсы, необходимые для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой», в Законе об образовании не раскрывается. Обратимся к его лексическому толкованию.

Большой энциклопедический словарь дает следующее объяснение слова «ресурсы»: «Ресурсы (от франц. ressource - вспомогательное средство) -денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (напр., природные ресурсы, экономические ресурсы)» [2].

Содержание термина «образовательная программа» раскрывается в норме ч. 1 п. 9 ст. 2 Закона об образовании как «комплекс основных характеристик образования». «Образовательные программы определяют содержание образования» (ч. 1 ст. 12 Закона об образовании) и должны включать такие характеристики, как объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия, которые должны быть представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ч. 1 п. 9 ст. 2 Закона об образовании).

Все образовательные программы разделены на два типа: основные и дополнительные. К основным программам относятся основные общеобразовательные программы и основные профессиональные образовательные программы. Виды дополнительных образовательных программ: дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы1.

Лексическое толкование термина «ресурсы» и систематическое толкование норм ст.ст. 2 и 12 Закона об образовании позволяют прийти к следующим выводам: во-первых, сетевая форма образования может быть применена всеми образовательными организациями независимо от уровня образования; во-вторых, использование ресурсов иной организации возможно путем привлечения педагогических кадров и (или) ее материально -технической базы (имущества).

С учетом наших выводов попытаемся сконструировать вероятные схемы юридических связей привлечения образовательной организацией ресурсов иной организации. Нам видится три варианта возможных ситуаций.

Вариант 1 - привлечение к участию педагогических работников другой образовательной организации для проведения занятий по отдельным дисциплинам (например, лекций, открытых уроков и т.п.). Эти отношения вряд ли требуют заключения сетевого договора. Отношения между образовательной организацией и педагогическим работником могут быть выстроены на основании трудового или гражданско-правового договора.

1 Существует большое количество образовательных программ, их можно подразделить на тип, род, вид и подвид. Перечень образовательных программ содержится в ст. 12 Закона об образовании. В настоящей статье приводятся только типы и виды образовательных программ.

Вариант 2 - использование материальных ресурсов (имущества) другой организации. Такие отношения укладываются в схему гражданско-правовых отношений безвозмездного пользования имуществом или отношений аренды. В оформлении отношений посредством сетевого договора нет никакой необходимости. Более того, заключение образовательной организацией сетевого договора с бюджетной организацией, государственным или муниципальным унитарным предприятием, если предметом этого договора является передача имущества во временное владение или пользование, можно рассматривать как совершение притворной сделки с целью обойти запрет, содержащийся в нормах Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [4].

Вариант 3 - непосредственное участие нескольких организаций в образовательном процессе с использованием педагогических и материальных ресурсов (имущества) иной организации. Эта схема отношений, по нашему мнению, наиболее вероятна для сетевого обучения, поэтому дальнейшее исследование будет проводиться в этом направлении.

В соответствии с нормой ч. 1 ст. 15 Закона об образовании субъектами правоотношения сетевого обучения выступают образовательная организация и иная организация (или организации). Перечень организаций, привлекаемых к участию в сетевом обучении, является открытым. Это могут быть научные и медицинские организации; организации культуры, физкультур-но-спортивные и иные организации. Термин «иные организации», употребляемый в этой норме, по нашему мнению, требует уточнения. Дело в том, что право на осуществление образовательной деятельности предоставлено организациям, наделенным статусом юридические лица и имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности (см. ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 31 Закона об образовании). В этой связи представляется целесообразным в текст нормы ч. 1 ст. 15 Закона образовании внести соответствующие изменения, заменив словосочетание «и иные организации» словосочетанием «и иные юридические лица, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности».

Законодатель не ограничивает количество лиц, привлекаемых образовательной организацией к сетевой форме образования. Теоретически допустима ситуация, при которой образовательная организация на каждом этапе образовательной деятельности приглашает новых участников отношений. В этом случае роль образовательной организации в процессе образования, по сути, будет сведена к организаторским функциям, что вряд ли приемлемо. Полагаем, что количество возможных участников сетевого образования должно быть ограничено на законодательном уровне разумными пределами. Предлагается разрешить образовательной организации привлекать к участию в сетевой форме реализации образовательных программ не более одного-двух юридических лиц.

В соответствии с нормой ч. 2 ст. 15 Закона об образовании основанием возникновения правоотношения сетевого обучения является договор. Его правовая природа в законе не определена.

Как известно, для заключения договора необходимо определить его предмет. На наш взгляд, законодатель не дает четкого ответа, что является предметом сетевого договора. В юридической литературе в качестве предмета предложено рассматривать «действия по организации совместной образовательной деятельности нескольких организаций путем распределения между ними обязанностей об объеме и порядке осуществления образовательной деятельности, а также о виде и объеме предоставления ресурсов», а сам договор определить как договор «о совместной непредпринимательской деятельности» [4. С. 177-179]. Это предложение нам представляется спорным. Прежде всего вызывает возражение определение предмета сетевого договора в качестве «действий по организации совместной образовательной деятельности нескольких организаций», поскольку, как мы полагаем, оно противоречит лицензионному и образовательному законодательству. Обоснования для вывода следующие. Как известно, образовательная организация вправе осуществлять образовательную деятельность с момента получения ею лицензии. О готовности соискателя лицензии осуществлять образовательную деятельность свидетельствует соблюдение им лицензионных требований. В частности, соискатель обязан подтвердить наличие у него имущества, необходимого для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам. Он обязан также предоставить разработанные и утвержденные образовательные программы, а также выполнить иные лицензионные требования. Выдача одной лицензии одновременно нескольким юридическим лицам на том основании, что образовательная организация может осуществлять деятельность только при наличии ресурсов иной организации, законодательством не предусмотрена [5]. Процедуры приостановления, аннулирования лицензии предусмотрены только в отношении лицензиата, независимо от количества юридических лиц, приглашенных им для участия в образовательном процессе.

Сложно также согласиться с тем, что сетевой договор можно определить как договор «о совместной непредпринимательской деятельности», так как между сетевым договором и договором о совместной деятельности имеются значительные различия. Договор о совместной деятельности предполагает объединение вкладов для осуществления совместной деятельности, является основанием для формирования общего имущества участников обязательства, возникшего из договора о совместной деятельности. Сетевой договор не предполагает объединения вкладов, тем более не является основанием формирования общего имущества, он заключается с целью использовать «ресурсы иной организации». По договору о совместной деятельности момент начала деятельности совпадает с моментом заключения договора. Сетевой договор может быть заключен на любой стадии образовательного процесса.

Ввиду изложенного сетевой договор вряд ли можно отнести к договорам о совместной деятельности, а предметом договора признать «действия по организации совместной образовательной деятельности нескольких организаций».

При определении предмета сетевого договора, скорее всего, следовало бы учитывать три важных обстоятельства: во-первых, иное юридическое лицо приглашается потому, что у образовательной организации отсутствуют необходимые ресурсы для осуществления именного этого вида деятельности; во-вторых, сотрудничество юридических лиц носит временный характер; в-третьих, любая деятельность требует ее организации. С учетом сказанного полагаем, что предметом сетевого договора будет «организация и осуществление обучения по отдельной дисциплине с использованием педагогических кадров и имущества привлекаемого к обучению юридического лица».

К другим существенным условиям договора, по всей видимости, следовало бы отнести условие о сроке, учитывая его временный характер.

Законодатель не определил, осуществляется ли взаимодействие участников на возмездной или безвозмездной основе. Полагаем, что сетевой договор является возмездным, и в договор стоит включить условие о цене.

Необходимость введения в сетевой договор иных условий, предусмотренных в норме ч. 3 ст. 15 Закона об образовании, в частности о статусе обучающихся, правилах приема на обучение в сетевой форме, выдаваемых документах, академической мобильности обучающихся, нам представляется сомнительной.

Аргументы в пользу такого вывода следующие. Образование представляет собой единый цикл целенаправленной деятельности, его отдельной стадией выступает сетевая форма обучения. Служебная роль сетевой формы обучения состоит в том, чтобы повысить качество образования, а не изменить статус обучающегося. Если обучающийся желает изменить свой статус, он вправе поступить в иную образовательную организацию и пройти в новой образовательной организации весь курс обучения (или его часть).

С учетом сказанного полагаем, что в сетевом договоре должны быть предусмотрены условия о предмете договора, цене договора и сроке его действия. Все перечисленные условия, по нашему мнению, должны рассматриваться как существенные условия сетевого договора.

Проведенное исследование позволяет составить представление о структуре сетевого договора.

По нашему мнению, сетевой договор будет иметь классическую структуру и состоять из следующих разделов.

Преамбула договора (субъекты договора и их реквизиты (сведения о документах, определяющих правовой статус сторон)).

I. Предмет договора.

II. Цена договора.

III. Срок действия договора.

IV. Права и обязанности сторон договора.

V. Изменение и расторжение договора.

VI. Ответственность сторон договора.

В договоре может быть предусмотрен VII раздел, именуемый «Дополнительные условия». Вопрос о необходимости данного раздела стороны могут решать самостоятельно. Наконец, VIII раздел, именуемый «Юридические адреса сторон», должен содержать реквизиты сторон.

Для полноты исследования представляется целесообразным обратиться к видовым признакам сетевого договора, так как это имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Среди признаков сетевого договора, пожалуй, прежде всего следует обозначить признак направленности договора на организацию образовательной деятельности. Этот признак позволяет отнести сетевой договор к организационным договорам.

В то же время сетевой договор имеет некоторые черты сходства с агентским договором и договором возмездного оказания услуг.

Сходство сетевого договора с агентским договором обнаруживается в том, что сетевые отношения выстраиваются по поручению одной из сторон (образовательной организации), другая сторона (иное юридическое лицо) действует на возмездной основе и обязуется совершать юридические и фактические действия. Различие состоит в том, что в сетевом договоре действия совершаются не за счет образовательной организации, как это предусмотрено в положениях об агентском договоре, а за счет другой стороны - юридического лица.

Схожесть сетевого договора с договором об оказании возмездных услуг выражается в том, что привлекаемое юридическое лицо действует по заданию образовательной организации и обязуется по ее поручению оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а образовательная организация - оплатить эти услуги. Различие проявляется в том, что услуга оказывается не образовательной организации, являющейся стороной договора, а третьему лицу - обучающемуся.

Таким образом, договор о сетевой форме реализации образовательных программ (сетевой договор) нельзя безоговорочно отнести ни к одной группе поименованных гражданско-правовых договоров. По всей видимости, его можно рассматривать как смешанный договор, содержащий элементы агентского договора и договора возмездного оказания услуг. В то же время сетевой договор можно охарактеризовать как организационный, консенсуальный, двусторонний и возмездный.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, сетевую форму образования целесообразно рассматривать лишь как стадию единого цикла образовательного процесса.

Во-вторых, сетевые отношения возникают только в том случае, когда в образовательный процесс вовлекаются педагогические кадры иного юридического лица и используется его имущество, поэтому отношения между образовательной организацией и иным юридическим лицом по использованию ресурсов последнего не всегда должны оформляться сетевым договором.

В-третьих, для предотвращения случаев изменения функциональной направленности деятельности образовательной организации число лиц, привлекаемых в сетевое образование, целесообразно ограничить.

В-четвертых, количество существенных условий договора стоит ограничить по сравнению с условиями, содержащимися в Законе об образовании, и отнести к ним условия о предмете, цене и сроке действия договора.

В-пятых, договор о сетевой форме реализации образовательных программ с учетом его направленности может быть отнесен к организационным договорам. В то же время он является смешанным договором и содержит элементы агентского договора и договора возмездного оказания услуг.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53, ч. 1. Ст. 7598.

2. Большой энциклопедический словарь. URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/53137/ (дата обращения: 04.05.2018).

3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

4. Малеина М.Н. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ // Lex Russica. 2016. № 7. С. 177-183.

5. О лицензировании образовательной деятельности : постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 18.01.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.05.18).

Surovtsova Marine N., Tomsk Institute of Economics and law (Tomsk, Russian Federation) CONTENTS AND STRUCTURE OF THE NETWORK CONTRACT

Keywords: educational activity, resources, network contract, implementation of educational programs.

DOI: 10.17223/22253513/29/17

Article 15 of the Federal law of 29.12.2012 N 273-FZ "About education in the Russian Federation" (further - the Law on education), the called "Network form of implementation of educational programs", contains the norms allowing the educational organizations on the basis of the network contract to involve other organizations in implementation of educational programs.

The problem is that standards of article 15 of the law on education, though contain a list of the data which are subject to inclusion in the network contract, but do not call its subject and the legal purpose of the network transaction. At the same time, as appears from the report of Federal Service for Supervision in Education and Science of the Russian Federation, the conclusion of the network contract got wide circulation in all education and the greatest number of the violations revealed by Rosobrnadzor concerns registration of the relations by means of the network contract. It is thought, time to discuss that it represents the network contract in what cases it can consist and what its contents came.

Follows from the text of norm of part 1 of article 15 of the Law on education that the network relations can arise only between the educational organization and the organization possessing "the resources necessary for implementation of training, holding an educational and work practice and implementation of other types of educational activity provided by the appropriate educational program". The contents of the term "resources" in the concept "the resources necessary for implementation of training, holding an educational and work practice

and implementation of other types of educational activity provided by the appropriate educational program", in the Law on education do not reveal. Let's address its lexical interpretation.

The big encyclopedic dictionary offers the following explanation of the word "resources": "resources - (from fr. ressource - supportive application) - money, values, stocks, opportunities, sources of means, income (e.g., natural resources, economic resources)".

The contents of the term "Educational program" reveal normal parts 1 of paragraph 9 of article 2 of the Law on education as "a complex of the main characteristics of education". "Educational programs determine the content of education" (p.1 by Art. 12 of the Law On education). Educational programs have to include such characteristics as the volume, content, the planned results, organizational and pedagogical conditions which have to be presented in the form of the curriculum, schedule educational diagram, working programs of subjects, courses, disciplines (modules), other components and also estimated and methodical materials (p.1 item 9 of Art. 2 of the Law on education).

All educational programs are divided into two types: the main and additional. Types of the main programs: 1) main general education programs and 2) main professional educational programs. Types of additional educational programs: 1) additional general education programs and 2) additional professional programs.

References

1. Russian Federation. (2012) On education in the Russian Federation: federal law of December 29, 2012 № 273-FZ. Sobraniye zakonodatel'stva RF - Legislative Bulletin of the Russian Federation. 53(1). Art. 7598. (In Russian).

2. Vedu.ru. (n.d.) Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar' [Big Encyclopedic Dictionary]. [Online] Available from: https://www.vedu.ru/bigencdic/53137/. (Accessed: 4th May 2018).

3. Russian Federation. (2013) On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for the provision of state and municipal needs: Federal Law No. 44-FZ of April 5, 2013 (as amended on 04.23.2018). Sobraniye zakonodatel'stva RF - Legislative Bulletin of the Russian Federation. 14. Art. 1652. (In Russian).

4. Maleina, M.N. (2016) Dogovor o setevoy forme realizatsii obrazovatel'nykh programm [Agreement on the network form of educational programs implementation]. Lex Russica. 7. pp. 177-183.

5. Russian Federation. The Government of the Russian Federation. (2013) On licensing educational activities: Decree No. 966 of the Government of the Russian Federation of October 28, 2013 (as amended on January 18, 2018). [Online] Available from: http://www.pravo.gov.ru. (Accessed: 22nd May 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.