Научная статья на тему 'Содержание и структура профессионально-педагогической активности студентов ‒ будущих учителей (исторический аспект)'

Содержание и структура профессионально-педагогической активности студентов ‒ будущих учителей (исторический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активность / социальная активность / профессионально-педагогическая активность / будущие учителя / студенты / activity / social activity / professional and pedagogical activity / future teachers / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецова Галина Николаевна, Швецова Майя Николаевна, Мальцева Елена Валентиновна

Введение. В настоящее время большую значимость приобретают вопросы, связанные с профессионально-педагогической активностью студентовбудущих учителей. Целью исследования является рассмотрение теоретико-методологических основ профессионально-педагогической активности студентов, готовящихся стать педагогами. Материалы и методы. В процессе организации исследования были использованы следующие теоретические методы: изучение и анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, синтез, обобщение, систематизация; классификация. Результаты, обсуждение. Проанализированы подходы к понятию «активность», «социальная активность», «активная жизненная позиция». Дается авторское определение феномена «активная жизненная позиция». Активность представлена на нескольких уровнях ее развития, авторы изучают каждый, показывая путь от простых форм активности организма к развитым формам социальной активности. Анализ социологической и психолого-педагогической литературы привел к выводу о том, что активность есть качество личности, отражающее готовность, стремление к действию. Раскрывается субъективное значение активности как явления психики, ее место в структуре личности человека. Анализируются подходы к активности как синониму деятельности в ее взаимосвязи с волей как качественной готовности к осуществлению деятельности. Заключение. Профессионально-педагогическая активность предстает в единстве ее компонентов: когнитивного, мотивационного, поведенческого, где мотивационный признается ведущим в процессе формирования ее у студентовбудущих учителей. Необходимость изучения структуры профессионально-педагогической активности обоснована тем, что знание частей исследуемого нами качества личности повышает эффективность управления ее развитием в педагогическом институте. Результаты исследования показали, что компоненты профессионально-педагогической активности тесно связаны в личности педагога и их совокупность представляет собой целостную систему, а исследуемое нами качество личности будущего педагога носит характер интегрального свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швецова Галина Николаевна, Швецова Майя Николаевна, Мальцева Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and structure of professional and pedagogical activity of students ‒ future teachers (historical aspect)

Introduction. Currently, issues related to the professional and pedagogical activity of studentsfuture teachers are becoming more important. The purpose of the study is to consider the theoretical and methodological foundations of professional pedagogical activity of students preparing to become teachers. Materials and methods. In the process of organizing the research, the following theoretical methods were used: the study and analysis of philosophical, sociological, psychological and pedagogical literature, synthesis, generalization, systematization; classification. Research results, discussion. Approaches to the concepts of “activity”, “social activity”, “active life position” are analyzed. The author’s definition of the phenomenon of “active life position” is given. Activity is represented at several levels of its development, the authors study each, showing the path from simple forms of body activity to developed forms of social activity. The subjective meaning of activity as a mental phenomenon and its place in the structure of a person’s personality are revealed. Approaches to activity as a synonym for activity, in its relationship with will, as a qualitative readiness to carry out activities, are analyzed. Conclusion. Professional and pedagogical activity appears in the unity of its components: cognitive, motivational, behavioral, where motivational is recognized as leading in the process of its formation among students future teachers. The need to study the structure of professional and pedagogical activity is justified by the fact that knowledge of parts of the personality quality we study increases the effectiveness of managing its development at a pedagogical institute. The results of the study showed that the components of professional and pedagogical activity are closely related in the personality of the teacher and their totality represents an integral system, and the personality quality of the future teacher studied by us has the character of an integral property.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура профессионально-педагогической активности студентов ‒ будущих учителей (исторический аспект)»

УДК 378.147.88

DOI 10.30914/2072-6783-2023-18-2-204-212

Содержание и структура профессионально-педагогической активности

студентов - будущих учителей (исторический аспект)

Г. Н. Швецова1, М. Н. Швецова2, Е. В. Мальцева1

1 Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация 2Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Введение. В настоящее время большую значимость приобретают вопросы, связанные с профессионально-педагогической активностью студентов - будущих учителей. Целью исследования является рассмотрение теоретико-методологических основ профессионально-педагогической активности студентов, готовящихся стать педагогами. Материалы и методы. В процессе организации исследования были использованы следующие теоретические методы: изучение и анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, синтез, обобщение, систематизация; классификация. Результаты, обсуждение. Проанализированы подходы к понятию «активность», «социальная активность», «активная жизненная позиция». Дается авторское определение феномена «активная жизненная позиция». Активность представлена на нескольких уровнях ее развития, авторы изучают каждый, показывая путь от простых форм активности организма к развитым формам социальной активности. Анализ социологической и психолого-педагогической литературы привел к выводу о том, что активность есть качество личности, отражающее готовность, стремление к действию. Раскрывается субъективное значение активности как явления психики, ее место в структуре личности человека. Анализируются подходы к активности как синониму деятельности в ее взаимосвязи с волей как качественной готовности к осуществлению деятельности. Заключение. Профессионально-педагогическая активность предстает в единстве ее компонентов: когнитивного, мотивационного, поведенческого, где мотивационный признается ведущим в процессе формирования ее у студентов - будущих учителей. Необходимость изучения структуры профессионально-педагогической активности обоснована тем, что знание частей исследуемого нами качества личности повышает эффективность управления ее развитием в педагогическом институте. Результаты исследования показали, что компоненты профессионально-педагогической активности тесно связаны в личности педагога и их совокупность представляет собой целостную систему, а исследуемое нами качество личности будущего педагога носит характер интегрального свойства.

Ключевые слова: активность, социальная активность, профессионально-педагогическая активность, будущие учителя, студенты

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Швецова Г. Н., Швецова М. Н., Мальцева Е. В. Содержание и структура профессионально-педагогической активности студентов - будущих учителей (исторический аспект) // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Т. 18. № 2. С. 204-212. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-2-204-212

Content and structure of professional and pedagogical activity

of students - future teachers (historical aspect)

G. N. Shvetsova1, M. N. Shvetsova2, E. V. Maltseva1

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation 2Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation

Abstract. Introduction. Currently, issues related to the professional and pedagogical activity of students - future teachers are becoming more important. The purpose of the study is to consider the theoretical and methodological foundations of professional pedagogical activity of students preparing to become teachers. Materials and methods. In the process of organizing the research, the following theoretical methods were used: the study and analysis of philosophical, sociological, psychological and pedagogical literature, synthesis, generalization, systematization; classification. Research results, discussion. Approaches to the concepts of "activity", "social activity", "active life position" are analyzed. The author's definition of the phenomenon of "active life position" is given. Activity is represented at several levels of its development, the authors study each, showing the path from simple forms of body activity to developed forms of social activity. The subjective meaning of activity as a mental phenomenon

and its place in the structure of a person's personality are revealed. Approaches to activity as a synonym for activity, in its relationship with will, as a qualitative readiness to carry out activities, are analyzed. Conclusion. Professional and pedagogical activity appears in the unity of its components: cognitive, motivational, behavioral, where motivational is recognized as leading in the process of its formation among students - future teachers. The need to study the structure of professional and pedagogical activity is justified by the fact that knowledge of parts of the personality quality we study increases the effectiveness of managing its development at a pedagogical institute. The results of the study showed that the components of professional and pedagogical activity are closely related in the personality of the teacher and their totality represents an integral system, and the personality quality of the future teacher studied by us has the character of an integral property.

Keywords: activity, social activity, professional and pedagogical activity, future teachers, students The authors declare no conflict of interest.

For citation: Shvetsova G. N., Shvetsova M. N., Maltseva E. V. Content and structure of professional and pedagogical activity of students - future teachers (historical aspect). Vestnik of the Mari State University, 2024, vol. 18, no. 2, pp. 204-212. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-2-204-212

Проблема формирования активной жизненной позиции будущего педагога занимает важное место в ряду исследуемых педагогических проблем и имеет в современной науке несколько определений. Это «небезразличное отношение к окружающему миру, что проявляется в поступках и мыслях самой личности» [1], в педагогике это «...устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с убеждениями, взглядами и совестью»1. Отсюда в различных документах по перестройке высшей и средней школы на первый план выдвигаются проблемы научного управления процессом развития и формирования активной жизненной позицией как качества у каждого человека.

Рассматривая человека как социальное существо, проявляющее себя в своем поведении, поступках (как элементе поведения), изменение его отношения к окружающему миру, миру профессий мы видим, что он обладает таким качеством личности, как «социальная активность», понимаемым в науке как «качество, отражающее уровень социальности личности, то есть ее связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества, глубину принятия общественных интересов» [2]. В данном случае «социальная активность» шире дефиниции «активная жизненная позиция». Однако, если понимать «социальную активность» как «качество личности, выражающее ее связи с определенной соци-

1 Антонова О. А. Формирование активной жизненной позиции у будущего педагога-психолога в гуманитарном вузе : дис. ... канд. пед. наук. Казань : 2009. С. 28.

альной общностью» [2], то это уже понятие «активная жизненная позиция».

Объективно назревшая задача формирования активной жизненной позиции имеет и объективную возможность ее решения. Естественно, что она потребовала от педагогов углубленной теоретической разработки. Появились глубокие и содержательные работы, раскрывающие сущность активной жизненной позиции. Это труды В. П. Агафонова, С. Ф. Анисимова, М. Э. Елютина, А. С. Капто, В. П. Кипень, В. Т. Лисовского, Н. Н. Семке, И. А. Сосунова, А. И. Титаренко,

B. А. Титова, А. К. Уледова и других, а с точки зрения педагогической науки интересны исследования О. А. Антонова, Л. М. Архангельского,

C. Н. Краснова, И. С. Марьенко, Т. Н. Мальковской, А. Павиленис, О. А.Сидоренко, В. Н. Ягодкина и других.

Проблемой занимаются прежде всего ученые, исследовавшие аспекты нравственного воспитания и социальной активности личности, которая в современных условиях приобретает новое звучание. В настоящее время в научной литературе определено понятие «позиция» в трех основных аспектах: как «такой качественный синтез свойств личности, который в каждый данный момент определяет избирательную направленность деятельности, поступков, всех ее отношений к общественной среде. Позиция личности -и потенциально, и функционально выражает ту

или иную направленность свойств и качеств

2 " каждого человека»2; как «интегральное свойство

2 Панкратов Т. К. Общие педагогические условия развития интересов студенчества. Казань, 1971. С. 26.

личности, выражающее систему ее отношений к обществу, к людям, к самой себе, к нормам, правилам, предписаниям - ко всему тому, что составляет сферу общения человека с социальной и природной средой» [3, с. 15]; а также в философии определяется как «положение, утверждение, точка зрения»1.

Анализируя представленные определения, мы констатируем, что позиция бывает активная и пассивная, но личность при этом тем не менее выполняет определенную жизненную или профессиональную роль. Именно поэтому можно говорить только об относительном делении видов позиции человека. Кроме того, существуют устойчивые позиции, которые не изменяются в течение всей жизни (например, политические убеждения), и нестабильные, неустойчивые. Большую роль в стабилизации позиции выполняет ее ценностное отношение к объекту, тогда она «активная жизненная позиция» может быть более или менее интенсивной, или более или менее активной.

В научных исследованиях «активная жизненная позиция» рассматривается как «сплав общественного гражданского долга и нравственной ответственности личности» [4, с. 63], «субъективное отношение человека к своему социальному положению» [5], «это состояние сущностных сил личности, направленных на самодеятельность и реализующихся в ней» [6], «это небезразличное отношение к окружающему миру...» [1], «.устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью»2 . Естественно, что понимание данной дефиниции в философии и педагогике имеет свой смысл, но тем не менее определяются общие черты: это прежде всего «субъективный мир личности, который раскрывается во вне через деятельность и, в первую очередь, через направленность, определяющую ориентиры личности, а характер человека поддерживает его поведение в заданном направлении» [7, с. 23]. Однако необходимо отметить, что исследовать социальную активность

1 Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. Ф. Кораблева, В. А. Лутченко. М. : Инфра-М, 2007. С. 349.

2 Антонова О. А. Формирование активной жизненной позиции у будущего педагога-психолога в гуманитарном вузе : дис. ... канд. пед. наук. Казань : 2009. С. 28.

и активную жизненную позицию отдельно друг от друга неправомерно, так как они проявляются только на социальном уровне.

Некоторые философы, рассматривая активность, пытаются провести аналогию между ее тремя ступенями развития: неорганической, органической и социальной, выводят социальную активность из активности на досоциальных уровнях. Так, Ю. Л. Воробьев и А. Н. Илиади считают, что определение активности как свойства всей развивающейся материи «диктуется необходимостью обнаружения и всестороннего исследования механизмов социальной активности, уходящей корнями в досоциальные формы движения материи» [8]; схожей точки зрения придерживается М. В. Демин [9, с. 140-141]. Отсюда вышеназванные авторы определяют активность «как всю целесообразную деятельность людей по удовлетворению своих материальных и духовных потребностей» [10]. А. В. Клюев писал по этому поводу: «Содержание и сущность социальной активности определяется общественными процессами, поэтому вряд ли что дает для ее понимания активность, выступающая на низших уровнях движения материи» [11, с. 8]. Его поддерживает Л. И. Буева, отмечая, что «.активность личности не объясняется тем, что это свойство всего живого» [12, с. 21].

Что касается социальной активности, то многие авторы понимают ее как очень широкий спектр человеческой деятельности без учета конкретной направленности. Такое понимание сущности активности представлено в следующей формулировке: «Под общественной активностью личности мы понимаем деятельность, направленную на создание материальных и духовных ценностей и способствующую достижению стоящих перед обществом целей» [13]. В данном определении происходит отождествление активности со всей позитивной деятельностью личности.

Другая группа ученых считает, что активность реализуется только через наиболее энергичные, интенсивные действия, сопутствующие преобразованию природной и общественной среды. Они пишут: «Активность как философская категория отражает способность объектов социальной жизни к, соответственно, стихийному, активно целенаправленному или сознательному взаимодействию со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также интенсивность этого процесса,

его меру» [14]. «Социальная активность субъекта предполагает полновесное, выпуклое проявление его внутренних сил, новаторства, созидательно-сти, дерзания» [15]. Анализируя приведенные определения, можно констатировать, что активность объявляется атрибутом материи, который обуславливает ее движение и находит в нем свое проявление.

Подводя итог, отметим, что материя, в силу присущих ей внутренних противоречий, являющихся источником самодвижения, в своем историческом развитии порождает различные виды активности. Другими словами, каждому уровню организации материи, каждой форме ее движения соответствует определенная форма проявления активности. Так, например, в социальной активности вычленяются трудовая, политическая, гражданская и так далее. Каждая из них имеет конкретную форму выражения, то есть способ взаимосвязи субъекта с окружающей средой, в котором философы видят важнейшую особенность теории активности.

Следующим шагом в нашем исследовании является задача раскрытия субъективной стороны активности как явления психики, как категории психологической науки, в которой также нет единой позиции. Интересна концепция К. К. Платонова относительно места активности в общей структуре личности. Он выделяет четыре подструктуры, включающие все свойства личности: «1) направленность - от смутных влечений до убеждений; 2) опыт (знания, навыки, умения и привычки); 3) индивидуальные особенности форм отражения; эмоций, ощущений, мышления и так далее; 4) темперамент, и другие биологически обусловленные свойства личности» [16]. По его мнению, активность определяется рядом свойств, входящих в каждую из подструктур. Так, в первой, лежащей на грани с социологией и этикой, активность проявляется во всех формах направленности личности, но особенно в убеждениях; во второй, основной для педагогики, она выражается в навыках целеустремленности и привычках дисциплинированности; в третьей, основной для психологии, активность проявляется как волевая форма отражения; в четвертой, лежащей на грани с особенностями физиологии высшей нервной деятельности, активность проявляется через свойства личности, обусловленные силой нервных процессов.

Часть исследователей рассматривает, идентифицируют активность и деятельность, при этом считая, что деятельность - это динамическое условие становления, реализации и видоизменения активности как свойство ее собственного движения: «активность - усиленная деятельность»1, «активность - умение действовать энергично, напористо при решении практических задач» [17, с. 38]. Однако такой подход неправомерен, так как игнорируется само содержание активности. По нашему мнению, активность выступает внутренней побудительной силой деятельности.

Другая группа ученых-психологов связывают активность с волей: «активность - волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности» [18, ^ 34.], «активность - есть волевое поведение» [19, с. 375], «воля - это активность человека, осуществляемая с заранее поставленной целью, с предварительным выбором средств, ведущих к достижению цели и с применением сознательного усилия» 2 . Анализируя названные понятия, следует отметить, что воля в них проявляется как форма активности или один из видов активности.

Часть ученых рассматривает активность как меру: «активность - мера участия личности в обще" 3

ственно-трудовой жизни»3, «активность - одна из характеристик производимого действия или взаимодействия, качественной и количественной меры деятельности»4, «активность - как мера интенсивности деятельности» [20]. Однако в понятие «воля» вносится учеными разный смысл. С одной стороны, мера рассматривается как способность той или иной системы к предвидению, с другой - как уровень совершаемой деятельности, то есть как мера взаимодействия с окружающей средой.

Наиболее значимой для нас является позиция В. Г. Ананьева, Т. А. Ильиной, Т. Н. Мальковской, Г. А. Петровой, П. А. Рудик, В. А. Сластенина, А. В. Шороховой, Е. А. Якуба, которые считают

1 Малая советская энциклопедия / глав. ред. Б. А. Введенский. 3-е изд. М. : Большая советская энциклопедия, 1968. Т. 1. С. 229.

2 Иванов П. И. Общая психология . учеб. пособие. Ташкент, 1967. С. 359.

3 Ковалев А. Г. Психология личности : учеб. пособие. М. : Просвещение. 1970. С. 93.

4 Крупнов А. И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности : учеб. пособие. Свердловск : 1983. С. 6.

активность чертой, качеством, особенностью личности. «Активность - это сложная черта характера, проявляющаяся в деятельном отношении человека к труду»1. «Активность - это особенность личности человека, которая проявляется в энергичной, интенсивной деятельности...» [21]. Т. Н. Мальковская определяет социальную активность как «интегральное общественное свойство, характеризующее состояние субъекта в процессе взаимодействия в деятельности, необходимость которой обусловлена общественно значимыми целями»2. Н. Д. Левитов индентифицирует ее с «постоянной готовностью к действию, к применению своих сил»3. Вполне справедливо в вышеперечисленных позициях «социальная активность» рассматривается как социально-психологический компонент и основное качество личности, влияющее на ее развитие.

Итак, анализ социологической и психолого-педагогической литературы привел нас к выводу о том, что активность есть качество личности, отражающее готовность, стремление к действию. Отсюда участие в какой-либо деятельности через взаимодействие с реальностью есть необходимое условие ее проявления. Профессионально-педагогическая активность есть готовность, стремление к педагогической деятельности и выражается в конкретном участии в ней. Ключевым понятием выступает личность, которая воплощает в себе соматическую структуру, тип нервной системы, познавательные, эмоциональные и волевые качества, потребность и направленность, проявляющиеся в переживаниях, суждениях, поступках и действиях.

Интегральным качеством личности учителя, по мнению ученых, является социальная активность, которая включает познавательную и общественную активность, а также общение как особую форму. Под общественной активностью понимается «стремление, готовность и умение действовать на пользу общества» [22]. В зависимости от сферы проявления социальная активность учителя обретает качественную определенность и дает возможность говорить о конкретных элементах ее структуры: трудовая активность, отражающая готовность к труду на

1 Рудик П. А. Психология. М., 1974. С. 307.

2 Мальковская Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1974. С. 16.

3 Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология :

учеб. пособие для пед. ин-тов. М. : Просвещение. 1964. С. 234.

общую пользу; политическая активность, проявляющаяся в интересе и участии в политической жизни страны; гражданская активность, направленная на укрепление и совершенствование социальных отношений в обществе.

В настоящее время понятие «профессионально-педагогическая активность» не так часто встречается в педагогических работах. Так, С. К. Морозов рассматривает профессиональную активность как «целеустремленную деятельность, направленную на постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса, стремление к повышению качества обучения и воспитания. Она проявляется в самоотверженности учителя, полной отдаче сил детям. Ее внутренним источником является любовь к детям» [23, с. 55]. По нашему мнению, данное определение отражает сущность профессиональной активности учителя односторонне, то есть только его субъективную сторону.

Профессиональную активность, как форму проявления общепедагогического умения рассматривает А. Ф. Спирин. Он пишет: «Общепедагогическое умение - интегративное качество педагога, проявляющееся в форме профессиональной активности» [24]. При этом он дает следующую формулировку педагогическим умениям: «Это сложные психологические образования, объединяющие профессионально значимые качества личности, знания и навыки с мыслительными и практическими действиями, обеспечивающими успех в учебно-воспитательной работе»4.

Н. Н. Орлова, посвятив свое исследование изучению социально-педагогических условий формирования профессиональной активности личности педагога, определяет активность «как сложное динамическое сочетание интеллектуальной готовности, эмоциональной вовлеченности, профессионального мастерства, направленных на совершенствование личности учащегося и самого себя как субъекта педагогического процесса»5. В качестве центрального звена профессионального поведения педагога И. Н. Орловой рассматривается понятие социально-профессиональной активности, которое выступает в контексте более

4 Спирин Л. Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя : спецкурс. Ярославль, 1976. С. 78.

5 Орлова И. Н. Социально-педагогические условия формирования профессиональной активности личности педагога : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1986. С. 1.

сложных образований - активности личности и социальной активности.

Думается, что вводимое И. Н. Орловой понятие является синонимом понятия социальная активность учителя. Отсюда исследуемое нами качество является лишь его составным компонентом.

Ближе к нашему пониманию профессионально-педагогической активности подходит В. Г. Максимов, который определяет данное качество как «важнейшее профессиональное качество личности учителя, степень сформированности которого определяется уровнем интенсивности, результативной, творчески преобразующей деятельности в различных сферах его профессионального труда» [25].

Изучение структуры профессионально-педагогической активности необходимо потому, что знание частей исследуемого нами качества личности повышает эффективность управления ее развитием в педагогическом вузе. Условно мы определяем компоненты: интеллектуальный, мо-тивационный, эмоциональный и конативный (поведенческий), но в личности педагога они имеют целостный характер.

Формами и методами педагогического просвещения и образования являются беседы, лекции, кружки психолого-педагогической направленности, диспуты, семинары и прочие формы работы. Но все эти компоненты профессионального воспитания будущего педагога станут составной частью личности лишь тогда, когда органически связываются и проводятся в единстве с организацией повседневной жизни и деятельности студентов.

Остановимся подробнее на компонентах профессионально-педагогической активности. Так, формирование эмоционального отношения является индивидуальным процессом для студентов. Несмотря на то что все члены коллектива получают одинаковые знания, у каждого из них наблюдаются некоторые различия в отношении к делу. В данном случае внутренняя позиция личности является главной предпосылкой формирования положительного отношения к педагогической деятельности.

Решающей предпосылкой проявления профессионально-педагогической активности у студентов является формирование твердых убеждений, представляющих систему мотивов деятельности будущих учителей. Исследования психологов установили, что в основе мотивов как побудителей поведения, характерных только

для человека, лежат потребности, которые представляют собой источник активности личности и опосредованы процессом его воспитания. Более того, в мотивах вскрывается направленность личности и ее отношение к действительности, где важную роль играют интересы. Интересы, включенные в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности и ее направленности, являются побудителями развития устойчивых психических свойств, способностей. В профессиональном воспитании студентов особое значение мы придаем формированию мотивов будущей педагогической деятельности, ибо, как справедливо отмечает Л. И. Божович, там, где глубокие истинные мотивы «связаны с будущим, с самоопределением, прекрасно осознаются и вместе с тем являются реально действующими» [26, с. 386-389].

Итак, в воспитании профессионально-педагогической активности главной проблемой должно быть формирование у студентов - будущих учителей - прочных мотивов деятельности, что может сделать ее устойчивой. «Каждый действительный мотив поведения, который приобретает устойчивость, это в потенции будущая черта характера в ее генезисе и черта характера, это сгусток мотивов, который, раз за разом реализуясь в поступках человека, оседая в нем, переходит в личностное свойство» [27].

Мотивы, как реальные побудители выбора той или иной профессии, являются также и показателями отношения студентов к будущей профессионально-трудовой деятельности, поэтому главная задача заключается в том, чтобы личность «жила в своей профессии, чтобы каждая педагогическая ситуация была личностью значима, а. каждая значимая ситуация деятельности активизирует новые мотивы, приводя в движение всю мотивационную цепочку» [28, с. 36]. Итак, мотивы являются предметом направленного воспитания, и поэтому одна из задач деятельности вуза состоит в формировании положительной мотивации профессионально-педагогической активности студентов.

Следующим структурным компонентом профессионально-педагогической активности является поведенческий, который представляет собой комплекс умений и качеств личности, обеспечивающих результаты мотивированной деятельности. Этот раздел профессионального воспитания особенно длителен и сложен в процессе формиро-

вания личности, так как независимо от степени и желания, стремления студентов к педагогической деятельности конечные ее результаты и удовлетворенность зависят от уровня сформированности умений и деловых качеств личности.

Поведение является результатом всей системы воспитательных воздействий. В его формах реализуются знания, убеждения, мотивы, отношения, качества личности. Это вызывает необхо-

димость в изыскании оптимальных форм и методов направленного воспитания.

Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что компоненты профессионально-педагогической активности тесно связаны в личности педагога и их совокупность представляет собой целостную систему, а исследуемое нами качество личности будущего педагога носит характер интегрального свойства.

1. Порядин Д. Н. Активная жизненная позиция // Молодой ученый. 2015. № 12.2 (92.2). С. 54-55.

2. Социальная активность специалиста: истоки и механизм формирования (социологический анализ) / под ред. Е. А. Якуба. Харьков : Вища школа, 1983. С 5-6.

3. Сластенин В. А. Формирование личности социалистического типа. М., 1981. 40 ^

4. Капто А. С. Классовое воспитание: методология, теория, практика. М. : Политиздат. 1985. 416 с.

5. Архангельский Л. М. Формирование активной жизненной позиции, сознательного отношения к труду на благо общества - основная задача нравственного воспитания молодого поколения // Советская педагогика. 1977. № 1. С. 96.

6. Маликова Н. Н. Понятие «активная жизненная позиция личности» // Проблемы становления и развития социалистической личности. Свердловск. 1986. С. 61.

7. Сагатовский В. Г. Социалистический образ жизни и активная жизненная позиция // Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки. М.,1982. 295 ^

8. Илиади А. Н., Воробьев Ю. Л. К вопросу об активности в неживой природе // Материалы межвузовской научной конференции по проблеме возрастания активности общественного сознания в период строительства коммунизма. Курск, 1968. № 8.

9. Демин Н. В. Проблемы теории личности. М. : 1977. 240 с.

10. Воробьев Ю. Л. О различных уровнях активности // Ученые записки Курского педагогического института. Курск, 1968. С. 53.

11. Клюев А. В. Политическая активность личности при социализме. Сущность и факторы ее повышения. Л. : 1980. 136 с.

12. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М. : 1971. 270 с.

13. Цубин В. Ф., Москвичев С. Г., Сокада М. А. Некоторые субъективные факторы общественной активности личности // Вопросы общественной активности масс и развитие политической организации советского общества. Харьков, 1968. С. 119.

14. Мордкович В. Г. Активность как философская категория // Общественно-политическая активность трудящихся. Свердловск. 1970. С. 11.

15. Лапина Г. С. Феномен социальной активности личности // Некоторые проблемы исследования социальной активности молодежи : Материалы конференции. Свердловск, 1970. С. 2.

16. Платонов К. К. Место активности в общей структуре личности и ее особенности у строителей коммунизма // Материалы межвузовской научной конференции по проблеме возрастания активности общественного сознания. Курск. 1968. С. 369-371.

17. Уманский Л., Лутошкин А. Психология и педагогика работы комсорга. М. : Молодая гвардия. 1984. 205 ^

18. Низамов Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань, 1975. 302 ^

19. Узнадзе Д. Н. Психология исследования. М., 1966. 450 ^

20. Формирование социальной активности личности // Советская педагогика. 1985. № 11. С. 138.

21. Петрова Г. А. Эстетическое воспитание - фактор формирования активности студентов в учебно-воспитательном процессе // Вопросы активности студентов. Казань. 1982. С 14.

22. Сластенин В. А., Тамарин В. Э., Яковлева Д. С. Теоретико-методологический аспект формирования активной личности учителя // Советская педагогика. 1983. № 11. С. 81.

23. Морозов С. К. О соотношении мировоззрения и профессиональной активности сельского учителя // Вопросы совершенствования качества подготовки учителя сельской школы. Смоленск. 1979. 153 ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Спирин Л. Ф. Характеристика уровней общепедагогических умений в процессе их формирования у студентов // Психолого-педагогические проблемы подготовки специалистов. Ярославль, 1983. С. 20-26.

25. Максимов В. Г. Профессионально-педагогическая активность учителей - выпускников вузов республики и проблемы ее формирования // Актуальные вопросы совершенствования педагогического образования в Чувашской АССР : Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. Чебоксары, 1986. С. 57.

26. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с. (Мастера психологии).

27. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : АСТ, 2020. С. 143.

28. Профессиональная деятельность молодого учителя (социально-психологический аспект) / под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. М. : Педагогика. 1988. 145 с.

Статья поступила в редакцию 29.03.2024 г.; одобрена после рецензирования 25.04.2024 г.; принята к публикации 30.05.2024 г. Об авторах

Швецова Галина Николаевна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики начального и общего образования, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0449-3864, shvetsova.4848@mail.ru

Швецова Майя Николаевна

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования, Московский педагогический государственный университет (119435, Российская Федерация, г. Москва, Малая Пироговская ул., д. 1/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2926-5753, mn.shvetsova@mpgu.su

Мальцева Елена Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики начального и общего образования, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6937-1454, Elena686809@mail.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Poryadin D. N. Aktivnaya zhiznennaya pozitsiya [Active life position]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2015, no. 12.2 (92.2), pp. 54-55. (In Russ.).

2. Sotsial'naya aktivnost' spetsialista: istoki i mekhanizm formirovaniya (sotsiologicheskii analiz) [Social activity of a specialist: the origins and mechanism of formation (sociological analysis)]. Ed. by E. A. Yakuba. Kharkov, Vishcha shkola Publ., 1983, pp. 5-6. (In Russ.).

3. Slastenin V. A. Formirovanie lichnosti sotsialisticheskogo tipa [Formation of a socialist type personality]. M., 1981, 40 p. (In Russ.).

4. Kapto A. S. Klassovoe vospitanie: metodologiya, teoriya, praktika [Class education: methodology, theory, practice]. M., Politizdat Publ., 1985, 416 p. (In Russ.).

5. Arkhangelskiy L. M. Formirovanie aktivnoi zhiznennoi pozitsii, soznatel'nogo otnosheniya k trudu na blago obshchestva -osnovnaya zadacha nravstvennogo vospitaniya molodogo pokoleniya [The formation of an active life position, a conscious attitude to work for the benefit of society is the main task of the moral education of the younger generation]. Sovetskaya pedagogika = Soviet Pedagogy, 1977, no. 1, pp. 96. (In Russ.).

6. Malikova N. N. Ponyatie "aktivnaya zhiznennaya pozitsiya lichnosti" [The concept of "an active life position of a person"]. Problemy stanovleniya i razvitiya sotsialisticheskoi lichnosti = Problems of formation and development of the socialist personality. Sverdlovsk, 1986, p. 61. (In Russ.).

7. Sagatovskiy V G. Sotsialisticheskii obraz zhizni i aktivnaya zhiznennaya pozitsiya [Socialist lifestyle and active life position]. Nravstvennayazhizn'cheloveka: iskaniya,pozitsii,postupki = Human moral life: quests, positions, actions. M.,1982, 295 p. (In Russ.).

8. Iliadi A. N., Vorobyev Yu. L. K voprosu ob aktivnosti v nezhivoi prirode [On the issue of activity in inanimate nature]. Materialy mezhvuzovskoi nauchnoi konferentsii po probleme vozrastaniya aktivnosti obshchestvennogo soznaniya v period stroitel'stva kommunizma = Materials of the interuniversity scientific conference on the problem of increasing activity of public consciousness during the construction of communism, Kursk, 1968, no. 8. (In Russ.).

9. Demin N. V. Problemy teorii lichnosti [Problems of personality theory]. M., 1977, pp. 140-141. (In Russ.).

10. Vorobev Yu. L. O razlichnykh urovnyakh aktivnosti [About different levels of activity]. Uchenye zapiski Kurskogo pedagogicheskogo instituta = Scientific Notes of Kursk Pedagogical Institute, Kursk, 1968, pp. 53. (In Russ.).

11. Klyuev A. V. Politicheskaya aktivnost' lichnosti pri sotsializme. Sushchnost' i faktory ee povysheniya [The political activity of the individual under socialism. The essence and factors of its increase]. L., 1980,136 p. (In Russ.).

12. Bueva L. P. Sotsial'naya sreda i soznanie lichnosti [Social environment and personality consciousness]. M., 1971, pp. 21. (In Russ.).

13. Tsubin V. F., Moskvichev S. G., Sokada M. A. Nekotorye sub''ektivnye faktory obshchestvennoi aktivnosti lichnosti [Some subjective factors of a person's social activity]. Voprosy obshchestvennoi aktivnosti mass i razvitie politicheskoi organizatsii sovetskogo obshchestva = Issues of social activity of the masses and the development of the political organization of Soviet society, Kharkov, 1968, p. 119. (In Russ.).

14. Mordkovich V. G. Aktivnost' kak filosofskaya kategoriya [Activity as a philosophical category]. Obshchestvenno-politicheskaya aktivnost' trudyashchikhsya = Socio-political activity of workers, Sverdlovsk, 1970, p. 11. (In Russ.).

15. Lapina G. S. Fenomen sotsial'noi aktivnosti lichnosti [The phenomenon of social activity of the individual]. Nekotorye problemy issledovaniya sotsial'noi aktivnosti molodezhi : Materialy konferentsii = Some problems of youth social activity research: Conference materials, Sverdlovsk, 1970, p. 2. (In Russ.).

16. Platonov K. K. Mesto aktivnosti v obshchei strukture lichnosti i ee osobennosti u stroitelei kommunizma [The place of activity in the general structure of personality and its features among the builders of communism]. Materialy mezhvuzovskoi nauchnoi konferentsii po probleme vozrastaniya aktivnosti obshchestvennogo soznaniya = Materials of the interuniversity scientific conference on the problem of increasing the activity of public consciousness, Kursk, 1968, pp. 369-371. (In Russ.).

17. Umanskii L., Lutoshkin A. Psikhologiya i pedagogika raboty komsorga [Psychology and pedagogy of the work of a Komsomol organizer]. M., Molodaya gvardiya Publ., 1984, 205 p. (In Russ.).

18. Nizamov R. A. Didakticheskie osnovy aktivizatsii uchebnoi deyatel'nosti studentov [Didactic foundations for the activation of students' learning activities]. Kazan, 1975, 302 p. (In Russ.).

19. Uznadze D. N. Psikhologiya issledovaniya [Psychology of research]. M., 1966, 450 p. (In Russ.).

20. Formirovanie sotsial'noi aktivnosti lichnosti [Formation of a person's social activity]. Sovetskaya pedagogika = Soviet Pedagogy, 1985, no. 11, p. 138. (In Russ.).

21. Petrova G. A. Esteticheskoe vospitanie - faktor formirovaniya aktivnosti studentov v uchebno-vospitatel'nom protsesse [Aesthetic education is a factor in the formation of students' activity in the educational process]. Voprosy aktivnosti studentov = Student Activity Issues, Kazan, 1982, p. 14. (In Russ.).

22. Slastenin V. A., Tamarin V. E., Yakovleva D. S. Teoretiko-metodologicheskii aspekt formirovaniya aktivnoi lichnosti uchitelya [Theoretical and methodological aspect of the formation of an active teacher's personality]. Sovetskaya pedagogika = Soviet Pedagogy, 1983, no. 11, p. 81. (In Russ.).

23. Morozov S. K. O sootnoshenii mirovozzreniya i professional'noi aktivnosti sel'skogo uchitelya [On the relationship between the worldview and professional activity of a rural teacher]. Voprosy sovershenstvovaniya kachestva podgotovki uchitelya sel'skoi shkoly = Issues of improving the quality of rural school teacher training, Smolensk, 1979, 153 p. (In Russ.).

24. Spirin L. F. Kharakteristika urovnei obshchepedagogicheskikh umenii v protsesse ikh formirovaniya u studentov [Characteristics of the levels of general pedagogical skills in the process of their formation among students]. Psikhologo-pedagogicheskie problemy podgotovki spetsialistov = Psychological and pedagogical problems of training specialists, Yaroslavl, 1983, pp. 20-26. (In Russ.).

25. Maksimov V. G. Professional'no-pedagogicheskaya aktivnost' uchitelei - vypusknikov vuzov respubliki i problemy ee formirovaniya [Professional and pedagogical activity of teachers - graduates of universities of the republic and the problems of its formation]. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya pedagogicheskogo obrazovaniya v Chuvashskoi ASSR : Tezisy dokladov respublikanskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Topical issues of improving teacher education in the Chuvash ASSR: Abstracts of the Republican scientific and practical conference, Cheboksary, 1986, p. 57. (In Russ.).

26. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. SPb., Piter Publ., 2008, pp. 386-389. (Masters of Psychology). (In Russ.).

27. Rubinshtein S. L. Problemy obshchei psikhologii [Problems of general psychology]. M., AST Publ., 2020, p. 143. (In Russ.).

28. Professional'naya deyatel'nost' molodogo uchitelya (sotsial'no-psikhologicheskii aspekt) [Professional activity of a young teacher (socio-psychological aspect)]. Ed. by S. G. Vershlovsky, L. N. Lesokhina. M., Pedagogics Publ., 1988, 145 p. (In Russ.).

The article was submitted 29.03.2024; approved after reviewing 25.04.2024; accepted for publication 30.05.2024.

About the authors Galina N. Shvetsova

Dr. Sci. (Pedagogy), Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogy of Primary and General Education, Mari State University (1 Lenin Sq., 424000 Yoshkar-Ola, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0449-3 864, shvetsova. 4848@mail. ru

Maya N. Shvetsova

Ph. D. (Psychology), Associate Professor, Professor of the Department of Psychology of Education, Moscow State Pedagogical University (1/1 Malaya Pirogovskaya St., Moscow 119435, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2926-5753, mn.shvetsova@mpgu.su

Elena V. Maltseva

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy of Primary and General Education, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424001, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6937-1454, Elena686809@mail.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.