Научная статья на тему 'Содержание и структура профессиограммы специальности 062100 «Управление персоналом»'

Содержание и структура профессиограммы специальности 062100 «Управление персоналом» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
295
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эммерт Мария Сергеевна

Результаты нашего исследования служат фактическим материалом для разработки и внедрения в практику программ профессионально-прикладной физической подготовки. Содержание профессиограммы определяет набор профессионально важных физических и психических качеств, на которые следует избирательно воздействовать средствами физического воспитания в процессе обучения в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эммерт Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents and structure of professiogram of specialty 062100 Personnel management

The professiogram is a set of professionally important physical and psychological skills. The skills are trained by selected physical exercises during study at the higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура профессиограммы специальности 062100 «Управление персоналом»»

УДК 796

М. С. ЭММЕРТ

Омский государственный технический университет

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 062100 «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»_

Результаты нашего исследования служат фактическим материалом для разработки и внедрения в практику программ профессионально-прикладной физической подготовки. Содержание профессиограммы определяет набор профессионально важных физических и психических качеств, на которые следует избирательно воздействовать средствами физического воспитания в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Актуальность. В современных условиях социально-экономических преобразований России резко актуализировались проблемы формирования личности, гармонически развитой, всесторонне подготовленной к выполнению комплекса социально значимых видов деятельности, главным из которых является производительный труд [2]. В рамках высших учебных заведений решение этой проблемы кроется в активном использовании средств физического воспитания, внедрении программ профессионально-прикладной физической подготовки.

Содержание и методика проведения профессионально-прикладной физической подготовки определяются на основе результатов инженерно-техно-

логического анализа профессиональной деятельности. Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии называется профессиографией [3, 4].

Переход экономики России на рыночные отношения вызвал потребность значительного увеличения числа специалистов по экономике, маркетингу, менеджменту, финансам, что привело к расширению приёма абитуриентов в вузы на соответствующие специальности.

Сегодня в России менеджмент активно формируется как наука, со своими теориями, научными категориями и понятиями, предметом и объектом исследования, законами их развития и взаимодействия [1].

Таблица I

Распределение психофизиологических качеств по степени значимости для успешной деятельности управленца

№ Функция Степень значимости качества для успешной работы

абсолютн, число человек % ранжирование

1 Внимание 11 36,6 1

2 Логическое мышление 3 10 4

3 Сг ре с со у сг ойчив о сть 2 6,6 5

4 Организаторские и коммуникативные способности 5 16,6 3

5 Оперативная память 2 30 2

Таблица 2 Распределен не физических качеств по степени значим ости для успешной деятельности у и|ывленца

№ Функция Степень значимости качества для у спешной раб оты

абсолютн, число человек % ранжирование

1 Общая выносливость 5 16,6 3

2 Статическая выносливость мышц спины 12 40 1

3 Статическая выносливость мышц пресса 2 6,6 4

4 Развитый мыш ечный аппарат кистей рук 11 36,е 2

Таблица 3

Профессиограмма специальности 062100 «Управление персоналом» для 1фофео2ионально-прикладной физической подготовки:

Содержание разделов профессиограммы

I. Характеристика производственного процесса, организация труда и описание приемов работы:

объект труда сотрудники предприятия, подчиненные.

предмет труда трудовые договоры, анкеты, опросники, карты аттестации рабочего места по условию труда.

цель и задачи труда оценка и стимуляция деятельности персонала с целью повышения качества труда, удовлетворенности должностью каждого сотрудника организации.

функции специалиста организация управления и производства, характерные дгя специалиста среднего звена.

типичные ошибки связаны с работой на персональном компьютере (неверное оформление документации, опечатки).

результат или продукт, оценка эффективности труда эффективность определяется по ряду критериев: размер прибыли, приходящийся на одного управленца; эффективность использования рабочего времени; размер прибыли, приходящийся на 1 рубль заработной платы; выполнение планового задания; качество выполннемых работ; творческая активность управленца.

средства труда различная оргтехника, персональный компьютер,телефон, факс.

субъекты труда, характер общения субъектами труда являются подчиненные, рабочие предприятия и сотрудники, принимаемые на рабочее место. Общение носит сугубо рабочий характер, речь официально-делового стиля

организация, планирование, сменность и режим труда. нерегламентированный рабочий день, нерегулярная сменность, командировки. Имеют место нерегламентированные перерывы, до 3% рабочего времени.

даигательная активность, основные и всп ом огат ельны е раб очи е даижения, физическая нагрузка и её направленность (тяжесть труда) двигательная активность низкая, большая часть работы осуществляется сидя за рабочим или переговорным столом. Находится в неудобной рабочей позе до 55% времени. Перемещения по горизонтали составляют около 3 км. Тяжесть условий труда — 2 — допустимая.

характер психической и психофизической нагрузок, напряженность труда высокая эмоциональна я напряженность, ответственность за принятые решения, постоянное общение с людьми, связанное с решением вопросов различной сложности. Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических и номинальных значений параметров. Работа в условиях дефицита времени. Степень риска за собственную жизнь и безопасность других лиц исключена.

пр офе с си ональны е вредности и заболевания: остеохондрозы, радикулит, снижение зрения, головные боли, воспаление суставов кистей рук

II. Описание санитарных условий труда:

шум 46 дБА (ПДК, ПДУ - 60), класс условий труда 2-й

микроклимат температура воздуха 25,2 С' (ПДК, ПДУ — 21-28 С'), класс условий труда 2; скорость движения воздуха 0,07 м/с (ПДК, ПДУ — 0,1 м/с), класс условий труда 2; относительная влажность в оэдуха 39,8 % (ПДК, ПДУ — 15-75%), класс условий труда 2;

световая среда естественная освещенность, КЕО 0,4% (ПДК, ПДУ — 0,6%), класс условий труда 3,1; искусственное освещение 200 (ПДК, ПДУ — 300 лк), класс условий труда 3,1;

ней онизи рующее и злучени е (в том числе ВДТ) напряженность электростатического поля 0,169 кВ/м (ПДК, ПДУ — 15 кВ/м), класс условий труда 2; напряженность переменного электрического поля в диапазоне частот 5 Гц — 2 кГц составляет 138 В/м (ПДК, ПДУ — 25 В/м), класс условий труда 3,2; напряженность переменного электрического поля в диапазоне частот 2-400 Гц составляет 1,12 В/м (ПДК, ПДУ — 2,5 В/м), класс условий труда 2; плотность магнитного потока в диапазоне част от 5 Гц — 2 кГц составляет 130 нТл (ПДК, ПДУ — 250), класс условий труда 2; плотность магнитного потока в диапазоне частот 2-400 кГц составляет 11 нТл (ПДК, ПДУ - 25 нТл).

III. Требования к физическим качествам, навыкам:

основные рабочие органы, системы организма и группы мышц: зрительный анализатор, мышцы рук и верхнего плечевого пояса, мышцы шеи, спины, брюшного пресса.

профессионально важные фи зиче ски е каче сгва общая выносливость, статическая выносливость мышц спины и брюшного пресса, развитый мышечный аппарат верхнего плечевого пояса и кистей рук, частота микродвижений пальцами рук.

IV. Функциональные требования к психофизиологическим функциям:

профессионально важные психические функции оперативная память, переключение, объем и распределение внимания, развитое логическое мышление, способность самоуправления и самоорганизации, коммуникативные и организаторские способности.

Специальность менеджера утверждена приказом № 686 от 02.03.2000 г. Министерства образования Российской Федерации. Анализ общей характеристики специальности «Управление персоналом» государственной программы показывает, что раздел профессионально-прикладной физической подготовки представлен лишь в общих чертах. В нем отсутствует преемственность учебного материала по физическому воспитанию в профессиональном становлении менеджера. Это свидетельствует о том, что такой важный компонент подготовки высококлассного специалиста, как профессиональная физическая подготовка, практически утрачен.

Цель исследования — определить содержание профессиограммы специалиста по управлению персоналом для наиболее эффективного использования средств физического воспитания.

Организация исследования. Нами было проведено исследование профессиональной деятельности специалистов по управлению персоналом, которое включало в себя анкетирование и анализ служебной документации: «Карта аттестации рабочего места по условиям труда», заключение отдела аттестации государственного учреждения «Центр охраны труда Омской области» по степени вредности и опасности труда, показателям напряженности и тяжести трудового процесса. В исследовании принимали участие 30 человек, все участники — женщины в возрасте до 25 лет (стаж работы составляет 3 года), управленцы первого звена.

Результаты исследования. Результаты анкетирования сотрудников отдела «Управление персоналом» с целью ранжирования самими сотрудниками психофизиологических характеристик, определяющих успешность их деятельности, представлены в табл. 1.

При выполнении задачи распределить психофизиологические функции по степени значимости для успешной профессиональной деятельности квалифицированные управленцы на первое место поставили функцию внимания (11 специалистов, или 36,6%). Оперативная память стоит у работников данной специальности на втором месте (9 специалистов, или 30%). Организаторские и коммуникативные способности анкетированные специалисты поставили на третье место (5 специалистов, или 16,6%). На четвертое место управленцы персоналом поставили логическое мышление (3 специалиста, или 10%) и пятый ранг отведен стрессоустойчивости (2 специалиста, или 6,6%).

Трудовой процесс неразрывно связан с утомлением в течение рабочего дня, с помощью анкет мы попытались выяснить причины утомления сотрудников отдела управления персоналом. Из анализа анкет установлено, что большинство опрошенных специалистов — 40% (12 специалистов) в начале рабочего дня чувствуют себя хорошо, 50% (15 специалистов) нормально и 10% (3 специалиста) — недостаточно отдохнувшими.

Определенную ценность представляет информация о физическом компоненте, обеспечивающем продуктивную работу специалистов. Анкетирование, целью которого было распределение профессионально важных физических качеств по степени значимости, выявило результаты, представленные в табл. 2. Наиболее значимым физическим качеством, способствующим эффективной трудовой деятельности, по мнению специалистов, является статическая выносливость мышц спины — 40% (12 специалистов). На втором месте развитый мышечный аппарат кистей рук — 36,6% (11 человек). На третье место большинство специалистов определили общую выносливость — 16,6% (5 человек) и на четвертое — статическую выносливость мышц пресса — 6,6 (2 человека).

Проанализировав карту аттестации рабочего места по условиям труда, разработанную аттестационной комиссией, проводившей оценку рабочего места, учитывая информацию, полученную в ходе анализа литературы, и результаты собственных исследований, мы сделали попытку разработать про-фессиограмму для специалистов по управлению персоналом применительно для ППФП студентов (табл. 3).

Заключение. Данные, полученные в ходе нашего исследования, служат фактическим материалом для разработки и внедрения в практику программ профессионально-прикладной физической подготовки. Содержание профессиограммы определяет набор профессионально важных физических и психических качеств, на которые следует избирательно воздействовать средствами физического воспитания в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Библиографический список

1. Алексеевский В. С. Введение в специальность «Менеджмент организации»/ В. С. Алексеевский, Э. М. Коротков, — М.: Юнити-дана, 2004. - 159 с.

2. Жидких В. П. Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе подготовки специалистов-строителей: дис. ... д-ра пед. наук / В. П. Жидких. — Омск, 2000. — 528 с.

3. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В. И. Ильинич. — М.: Высшая школа, 1978. — 144 с.

4. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов/ Р. Т. Раевский. — М.: Высшая школа, 1985. — 136 с.

ЭММЕРТ Мария Сергеевна, аспирант кафедры «Физическое воспитание».

Статья поступила в редакцию 11.01.07 г. © Эммерт М. С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.